Двадцать третье декабря. Классная работа. Понятие об осложнённом предложении.
Подготовил: учитель русского языка и литературы МКОУ «Лицей №15 г.Черкесска» Кармова С.М.
Цели и задачи урока:
- образовательная: сформировать знания об осложнённых предложениях, о синтаксических конструкциях, осложняющих предложение; отработать умение различать простые, осложнённые и сложные предложения; повторить изученный материал по теме «Односоставные предложения»
- развивающая: развивать умение самостоятельно работать, анализировать, делать выводы;
- воспитательная: продолжить формировать у учащихся потребность к приобретению ЗУН, к самостоятельной работе;
Словарная работа. Традиция, палисадник,во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало,подобру- поздорову,бок о бок,еле-еле,президент,президиум,точь-в-точь,аккомпанемент,достопримечательность.
Орфоэпическая работа
- начать, хозяева, документ, досуг, инструмент, каталог,банты,торты,красивее,звонит.
(расставьте ударения)
Проверьте!
- нач а ть, хоз я ева, докум е нт, дос у г, инструм е нт, катал о г,б а нты,т о рты,крас и вее,звон и т.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ –
основная синтаксическая единица, которая содержит в себе законченное высказывание.
ПРОСТОЕ
СЛОЖНОЕ
Содержит одну грамматическую основу
Содержит две и более грамматических основы
НИЧЕМ НЕ ОСЛОЖНЁННОЕ
ОСЛОЖНЁННОЕ
Зал украшали красные шары, а зелёные и оранжевые шары свисали с потолка вестибюля.
Здание украша-ли красные , зелёные и оранжевые шары.
Зал украшали красные шары.
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
БЕЗЛИЧНЫЕ
НЕОПРЕДЕ-ЛЁННО-ЛИЧНЫЕ
ОПРЕДЕЛЁН-НО-ЛИЧНЫЕ
НАЗЫВНЫЕ
Зима!
Приходи
ко мне
в гости!
К вам
За окном холодно.
пришли.
Мне не спится.
Выполнить синтаксический разбор предложений.
- Газеты приносят утром.
- Весна без конца и без краю.
- Кругом ещё сильнее пахло некошеным сеном.
- А прямо перед зрителем – освобождающаяся от снега дорога
- Цыплят по осени считают
Осложненное предложение – это предложение , в которое включается какая-либо синтаксическая конструкция (это могут быть однородные члены, вводные слова и предложения, обособленные члены предложения, обращения и т. д.)
Конструирование предложений по данным схемам
1.
,
,
2.
Вводное слово
,
. . .
,
3.
. . . ,
Обращение , …
В далёком детстве с особой радостью встречали мы весною журавлей, возвращавшихся на свою родину. ( Повеств., невоскл., прост., двусост., полн., распростр., осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом)
Услышав их голоса, доносившиеся с высокого неба, мы оставляли наши игры и, подняв головы, глядели в голубую небесную высь. (Проанализируйте предложение самостоятельно)
Дополни предложения
1.Весеннее солнце быстро … и … талые воды с полей.
2 …. , … туча растёт за рекою.
3. Прощай же, …., не забуду твоей торжественной красы.
4.Тучам, … ,не суждено было собраться в грозу.
5.Здравствуй, …. , ранней осени краса!
(плавит, гонит, большая, тёмная, море, видно, пёстрая осинка)
- Устно дайте характеристику предложениям
Запись и объяснение домашнего задания
СПАСИБО!