СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие об односоставных предложениях

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Понятие об односоставных предложениях»

Тема урока : Понятие об односоставном предложении

Цели урока:

  • дать представление об односоставном предложении и видах односоставных предложений;

  • развивать аналитические умения определять виды односоставных предложений, развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

  • воспитывать любознательность, интерес к творчеству А.С.Пушкина, воспитывать интерес к урокам русского языка и литературы.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, портрет А.С.Пушкина, раздаточный материал (групповые задания).



Ход урока

  1. Организационный момент.

Эпиграф : Век живи, век учись. (Слайд №1)

Учитель:

- Как вы понимаете это высказывание? Вы с ним согласны? Так давайте урок сегодня мы проведем под этим девизом.

  1. Решение кроссворда. (по группам)

Ребята, вам следует разгадать кроссворд. Если кроссворд заполните правильно, то в выделенных клеточках вы сможете прочитать название вида предложения по наличию главных членов. Это и будет темой нашего урока.

Слайд 2

- Знакомы ли строки? Откуда они? Кто автор стихотворения? Прочитайте выразительно отрывок стихотворения.

Прослушайте выразительное чтение стихотворения в исполнении Д.Журавлева. «Зимнее утро».

-Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

Вам необходимо поработать с текстом этого стихотворения. Работа будет проходить по группам. Задания необходимо выполнять на отдельных листах. Ответы записывать в клетки кроссворда. Необходимо будет озвучивать задание и его ответ. Ребята остальных групп будьте внимательны, не забывайте записывать ответы всех групп в нужные клетки кроссворда. При обязательном выполнении этих условий работы , вы верно определите ключевое слово кроссворда.


1 группа


Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный,-

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!


(Подчеркните как члены предложения слова негой (1), северной (2), ты(6), еще (10). Запишите под №№ в кроссворд названия этих членов предложения.


2 группа

- Определите вид предложения по наличию второстепенных членов предложения. Запишите вид предложения в кроссворд (3). Дайте название выделенной группы членов предложения (11) . Определите вид предложения по наличию грамматической основы (12).


3 группа


-Определите синтаксическую роль существительного красавица , запишите в кроссворд (9). Определите вид предложения по цели высказывания, запишите в кроссворд (8).


4 группа.


Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.


- Запишите в кроссворд термин, которым обозначается выделенная часть предложения (4).

Определите к какой части речи относится слово вьюга в этом предложении (5).

5 группа.


Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.


- Поясните графически постановку знаков препинания. Запишите (7) в кроссворд название части речи , перед которой поставили запятые.


Все учащиеся работают . Слайд № 4


Стихотворение «Зимнее утро» А.С.Пушкина богато средствами выразительности эпитетами метафорами сравнениями.


- Расставьте знаки препинания в предложении. Вспомните, как называется выделенное словосочетание с точки зрения его синтаксической роли и запишите в кроссворд (13).


Слайд № 5 Ключ к кроссворду.


Кроссворд разгадан, читаем, что получилось в выделенных клеточках.

Озвучьте тему урока. Знаком ли вам этот термин? В чем заключается его суть? Что вы знаете об односоставных предложениях? А все ли вы знаете об односоставных предложениях? Определите цель урока, ответив на вопросы: что вы должны изучить? что должны узнать? Что должны повторить?


( запишите в тетрадях, число, классная работа, тему урока)


  1. Объяснение нового материала.


Сравните и запишите предложения , выделите в них грамматическую основу. Определите, чем выражены грамматические основы предложений.


За окном виднелось заснеженное поле. Пахло морозом. Зима. (предложения на доске)


-Какие из этих предложений являются односоставными? Почему? Какие бы вы назвали предложения односоставными? Дайте определение.


-Прочитайте в учебнике на стр. 175 определение односоставного предложения.


- Сравнивая наши предложения , определите на какие 2 вида делятся односоставные предложения в зависимости от того, чем выражен главный член предложения.


Виды односоставных предложений.


Слайд №6.


Работа с таблицей, прокомментировать.


- Прежде чем приступить к тренировочным заданиям, выполните упражнение физминутки.


5. Физминутка.

- Встаньте из-за парт, вспомните, что речь сегодня на уроке идет об односоставном предложении. При помощи глаз мысленно напишите термин «односоставное предложение».

- Продолжим работать по теме урока.


6. Тренировочные упражнения.


Выборочное письмо. (по парам) (запись в тетрадях, комментарий)

Предложения зачитываются учителем. Записать под №№ односоставные предложения , подчеркнуть основу предложения


  1. На перевале караван задержался.

  2. Тянуло вечерней прохладой.

  3. Изморозь.

  4. С утра морозит.

  5. Полярники прислали в зоопарк двух белых медведей.

  6. Снежинки медленно падали на сырую землю.


Сделайте вывод по определению односоставных предложений.


Распределительный диктант.

Определить вид односоставного предложения: назывное или глагольное. Выделить основу предложения. Определить значение пословиц, найти слова с орфограммами(запись на доске и в тетрадях)


Утро. (назывное)

К ночи вызвездило. (глагольное)

Дружбу за деньги не купишь. ( глагольное)

Смеркается. (глагольное)

Лес. (назывное)

С утра молотили рожь. (глагольное)

Славная осень. (назывное)

Мне было холодно. ( глагольное)

Не бросай слова на ветер. (глагольное)

От скуки бери дело в руки. (глагольное)


Составление текста с односоставными предложениями. (самостоятельная работа)


В начале урока вы прослушали стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» ,и перед вашими газами создалась картина зимнего пейзажа. Вспомните то ощущение и попробуйте сами побывать в качестве творцов, составьте текст с односоставными предложениями на тему «Зима за окном»- 3-4 предложения, начиная с назывного предложения.



7. Подведение итогов. Оценки.


Ребята, давайте вспомним эпиграф к нашему уроку: Век живи, век учись . Какое это предложение с точки зрения состава грамматической основы?

На следующих уроках мы продолжим разговор о видах односоставных предложений.

В начале урока , когда вы решали кроссворд, задания проходили в группах. Поставьте оценку каждому участнику группы по его работе в течение всего урока, прокомментируйте свой выбор. Оценки озвучивает ответственный группы.


Слайд № 9 Рефлексия.


Закончите предложения своими мыслями.

  • сегодня на уроке я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я научился…

8. Выборочное домашнее задание

Слайд № 10


  • П. 25, упр.356

  • Выписать из произведений А.С.Пушкина односоставные предложения ( не менее 10), определить их вид.