Тема урока : Понятие об односоставном предложении
Цели урока:
дать представление об односоставном предложении и видах односоставных предложений;
развивать аналитические умения определять виды односоставных предложений, развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
воспитывать любознательность, интерес к творчеству А.С.Пушкина, воспитывать интерес к урокам русского языка и литературы.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, портрет А.С.Пушкина, раздаточный материал (групповые задания).
Ход урока
Организационный момент.
Эпиграф : Век живи, век учись. (Слайд №1)
Учитель:
- Как вы понимаете это высказывание? Вы с ним согласны? Так давайте урок сегодня мы проведем под этим девизом.
Решение кроссворда. (по группам)
Ребята, вам следует разгадать кроссворд. Если кроссворд заполните правильно, то в выделенных клеточках вы сможете прочитать название вида предложения по наличию главных членов. Это и будет темой нашего урока.
Слайд 2
- Знакомы ли строки? Откуда они? Кто автор стихотворения? Прочитайте выразительно отрывок стихотворения.
Прослушайте выразительное чтение стихотворения в исполнении Д.Журавлева. «Зимнее утро».
-Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?
Вам необходимо поработать с текстом этого стихотворения. Работа будет проходить по группам. Задания необходимо выполнять на отдельных листах. Ответы записывать в клетки кроссворда. Необходимо будет озвучивать задание и его ответ. Ребята остальных групп будьте внимательны, не забывайте записывать ответы всех групп в нужные клетки кроссворда. При обязательном выполнении этих условий работы , вы верно определите ключевое слово кроссворда.
1 группа
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
(Подчеркните как члены предложения слова негой (1), северной (2), ты(6), еще (10). Запишите под №№ в кроссворд названия этих членов предложения.
2 группа
- Определите вид предложения по наличию второстепенных членов предложения. Запишите вид предложения в кроссворд (3). Дайте название выделенной группы членов предложения (11) . Определите вид предложения по наличию грамматической основы (12).
3 группа
-Определите синтаксическую роль существительного красавица , запишите в кроссворд (9). Определите вид предложения по цели высказывания, запишите в кроссворд (8).
4 группа.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.
- Запишите в кроссворд термин, которым обозначается выделенная часть предложения (4).
Определите к какой части речи относится слово вьюга в этом предложении (5).
5 группа.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
- Поясните графически постановку знаков препинания. Запишите (7) в кроссворд название части речи , перед которой поставили запятые.
Все учащиеся работают . Слайд № 4
Стихотворение «Зимнее утро» А.С.Пушкина богато средствами выразительности эпитетами метафорами сравнениями.
- Расставьте знаки препинания в предложении. Вспомните, как называется выделенное словосочетание с точки зрения его синтаксической роли и запишите в кроссворд (13).
Слайд № 5 Ключ к кроссворду.
Кроссворд разгадан, читаем, что получилось в выделенных клеточках.
Озвучьте тему урока. Знаком ли вам этот термин? В чем заключается его суть? Что вы знаете об односоставных предложениях? А все ли вы знаете об односоставных предложениях? Определите цель урока, ответив на вопросы: что вы должны изучить? что должны узнать? Что должны повторить?
( запишите в тетрадях, число, классная работа, тему урока)
Объяснение нового материала.
Сравните и запишите предложения , выделите в них грамматическую основу. Определите, чем выражены грамматические основы предложений.
За окном виднелось заснеженное поле. Пахло морозом. Зима. (предложения на доске)
-Какие из этих предложений являются односоставными? Почему? Какие бы вы назвали предложения односоставными? Дайте определение.
-Прочитайте в учебнике на стр. 175 определение односоставного предложения.
- Сравнивая наши предложения , определите на какие 2 вида делятся односоставные предложения в зависимости от того, чем выражен главный член предложения.
Виды односоставных предложений.
Слайд №6.
Работа с таблицей, прокомментировать.
- Прежде чем приступить к тренировочным заданиям, выполните упражнение физминутки.
5. Физминутка.
- Встаньте из-за парт, вспомните, что речь сегодня на уроке идет об односоставном предложении. При помощи глаз мысленно напишите термин «односоставное предложение».
- Продолжим работать по теме урока.
6. Тренировочные упражнения.
Выборочное письмо. (по парам) (запись в тетрадях, комментарий)
Предложения зачитываются учителем. Записать под №№ односоставные предложения , подчеркнуть основу предложения
На перевале караван задержался.
Тянуло вечерней прохладой.
Изморозь.
С утра морозит.
Полярники прислали в зоопарк двух белых медведей.
Снежинки медленно падали на сырую землю.
Сделайте вывод по определению односоставных предложений.
Распределительный диктант.
Определить вид односоставного предложения: назывное или глагольное. Выделить основу предложения. Определить значение пословиц, найти слова с орфограммами(запись на доске и в тетрадях)
Утро. (назывное)
К ночи вызвездило. (глагольное)
Дружбу за деньги не купишь. ( глагольное)
Смеркается. (глагольное)
Лес. (назывное)
С утра молотили рожь. (глагольное)
Славная осень. (назывное)
Мне было холодно. ( глагольное)
Не бросай слова на ветер. (глагольное)
От скуки бери дело в руки. (глагольное)
Составление текста с односоставными предложениями. (самостоятельная работа)
В начале урока вы прослушали стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» ,и перед вашими газами создалась картина зимнего пейзажа. Вспомните то ощущение и попробуйте сами побывать в качестве творцов, составьте текст с односоставными предложениями на тему «Зима за окном»- 3-4 предложения, начиная с назывного предложения.
7. Подведение итогов. Оценки.
Ребята, давайте вспомним эпиграф к нашему уроку: Век живи, век учись . Какое это предложение с точки зрения состава грамматической основы?
На следующих уроках мы продолжим разговор о видах односоставных предложений.
В начале урока , когда вы решали кроссворд, задания проходили в группах. Поставьте оценку каждому участнику группы по его работе в течение всего урока, прокомментируйте свой выбор. Оценки озвучивает ответственный группы.
Слайд № 9 Рефлексия.
Закончите предложения своими мыслями.
8. Выборочное домашнее задание
Слайд № 10
П. 25, упр.356
Выписать из произведений А.С.Пушкина односоставные предложения ( не менее 10), определить их вид.