СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие школьной неуспеваемости

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьная неуспеваемость – это комплексное понятие, явление, характеризующееся несформированностью познавательной и мотивационной сферы, приводящей к снижению учебных показателей.

Просмотр содержимого документа
«Понятие школьной неуспеваемости»

Понятие школьной неуспеваемости.

Типы неуспевающих школьников.


Школьная неуспеваемость – это комплексное понятие, явление, характеризующееся несформированностью познавательной и мотивационной сферы, приводящей к снижению учебных показателей.

Причины школьной неуспеваемости:

  1. Недостатки познавательной сферы.

  • Несформированность приемов УД.

  • Низкий уровень развития мышления и других психических процессов.

  • Неадекватное использование ребенком своих индивидуальных особенностей, проявляющихся в познавательной деятельности.


  1. Недостатки мотивационной сферы.

Изучение проблемы неуспеваемости у отдельных учащихся позволяет установить сходство между ними. Для них характерна прежде всего слабая самоорганизация: неумение управлять собственными психическими процессами, отсутствие рациональных способов учебной работы, нежелание думать при решении учебных задач, формальное усвоение знаний. Следствие – систематическая интеллектуальная недогрузка, следовательно, значительное снижение уровня умственного развития.

Исследования памяти и внимания показали, что у неуспевающих школьников нет патологических нарушений психических функций. Они давали практически те же результаты, что и успевающие, в запоминании цифр и слов, тесте Бурдона на степень устойчивости внимания. Но выявились отличия, связанные с отсутствием необходимых умений и привычки правильно работать – неуспевающие запоминали меньше мыслей, содержащихся в тексте, т.к. почти не прибегали к их смысловой группировке, а также темп работы над тестом Бурдона у них значительно ниже, т.е. отсутствует опыт работы с необходимостью сосредоточения внимания.

Н.И. Мурачковский кладет в основу деления неуспевающих школьников на типы различные сочетания 2-х основных комплексов свойств личности:

    1. Особенности мыслительной деятельности

    2. Отношение к учению («внутренняя позиция» школьника)


Типы:

  1. Низкое качество мыслительной деятельности + положительное отношение к учению и сохранение позиции школьника.

  2. Высокое качество мыслительной деятельности + отрицательное отношение к учению и частичная или полная утрата позиции школьника.

  3. Низкое качество мыслительной деятельности + отрицательное отношение к учению и частичная или полная утрата позиции школьника.