Понятие «система воспитания» как синтез принципов, методов, форм и средств.
Система воспитания - как целостное образование, сочетающее элементы:
?
Система воспитания
цели, задачи и содержание воспитания
методы
принципы
средства
формы
Цель воспитания
В качестве ведущей цели воспитания рассматривается развитие личности.
Всесторонность воспитания - это, с одной стороны, единство интеллектуального, физического, нравственного, трудового, эстетического воспитания , с другой - единство самосознания, самоактуализации, эмоционально-потребностной сферы и поведения человека .
Задачи:
- формирование у детей целостной и научно-обоснованной картины мира;
- формирование гражданского самосознания;
- приобщение к общечел. ценностям;
- развитие креативности как черты личности;
- помощь ребенку в самореализации.
Содержание: Гражданин, Работник, Семьянин.
Принципы воспитания
общие
частные
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ:
-природосообразности,
-гуманизации,
-культуросообразности,
-дифференциации,
-персонализации,
-личностный, деятельностный и творческий подходы.
частные принципы:
- воспитание в коллективе,
-связь воспитания с жизнью и произв.практикой,
-соединение воспитания с трудом на общую пользу,
-уважение к личности ребенка,
- сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности школьников,
-опора на положительное в человеке,
-согласованность требований школы, семьи и общественности,
- эстетизация жизнедеятельности ребенка.
Методы
Формирования поведения
Формирования сознания
Стимулирования
Самовоспитания
Методы
Формирования поведения:
упражнение, приучение, режим дня, поручения, требования, пед.ситуации .
Формирования сознания : разъяснение, рассказ, беседа, личный пример.
Стимулирования: поощрение, одобрение, соревнование, перспектива.
Самовоспитания:
самообязательства,
самооценка, самоанализ, самоконтроль.
Формирования сознания :
разъяснение
рассказ
беседа
личный пример
Методы самовоспитания :
самообязательства
самооценка
самоанализ
самоконтроль
Формы воспитания:
1)индивидуальные – групповые;
2)классный час, игра, внеклассные мероприятия (конкурсы, соревнования, экскурсии, кружки, мастерские), школьные мероприятия, внешкольные мероприятия.
Средства воспитания: литература, телевидение, радио, интернет-ресурсы, авторитетные люди, голос педагога как средство воспитания.