Сказка является одним из самых древних жанров устного народного творчества, это традиционный пример фольклора. Сказка обучает человека жизни, делает его оптимистичным, даёт надежду на превосходство доброты и справедливости над злом.
За нереальностью сказочного вымысла и сюжета кроются настоящие людские взаимоотношения, на что обратил внимание А.М. Горький: «Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху, - об этом говорят нам легенды. Сказка - абстрагированная форма местного предания, представленная в более сжатой и кристаллизованной форме. Изначальной формой фольклорных сказок являются местные предания, парапсихологические истории и рассказы о чудесах, которые возникают в виде обычных галлюцинаций вследствие вторжения архетипических содержаний из коллективного бессознательного [4, с. 249].
Авторы почти всех трактовок определяют сказку как вид устного повествования с фантастическим вымыслом. Связь с мифом и легендами, на которую указывает М.-Л. Фон Франц, выводит сказку за пределы простого фантастического рассказа [14, с. 43].
Сказка - не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются культурные ценности ее создателя.
В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли.
Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная… Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди [12, с. 96].
Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно - ласкательное значение: мал-еньк -ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о…
Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка…( Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!) [12, с. 97].
В начальных классах ознакомление детей с особенностями сказок осуществляется через их чтение и обсуждение в группах. При этом ученики находят отличительные черты в вариациях одной и той же сказки. Особенно детям нравится работать с вариантами уже знакомых им сказок.
Важность знакомства со сказками как литературного жанра обусловлено их морально-эстетической ценностью и познавательными возможностями. Жанровая специфика сказки проявляется прежде всего в ее доступности детям 6-9 летнего возраста, выраженной простотой сюжета, наличием выдумки, а также яркости и выразительности речи.
Сказка является носителем и источником информации о разных народах, их быте и нравах.
Ученики могут почерпнуть из сказок много знаний:
а) первые представления о времени и пространстве;
б) связь человека с природой и окружающей действительностью;
в) понятия духовности и нравственности.
Сказки дают возможность ребенку увидеть добро и зло, помогают расширить словарный запас, делают речь содержательной, эмоциональной, образной, развивают фантазию и воображение.