СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие социализации проблемы социализации дошкольников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социализация – это усвоение человеком морали, нравственных норм и ценностей, а также правил поведения в обществе, которое его окружает. Осуществляется социализация, главным образом, через общение, а поскольку первый человек, с кем ребенок начинается общаться и испытывать в нем потребность – это мама (или человек ее заменяющий), то семья выступает первым и главным «институтом социализации».432

Просмотр содержимого документа
«Понятие социализации проблемы социализации дошкольников»

Понятия социализация и проблемы социализации дошкольников


Социализация – это усвоение человеком морали, нравственных норм и ценностей, а также правил поведения в обществе, которое его окружает. Осуществляется социализация, главным образом, через общение, а поскольку первый человек, с кем ребенок начинается общаться и испытывать в нем потребность – это мама (или человек ее заменяющий), то семья выступает первым и главным «институтом социализации».

По определению современных психологов и педагогов социализация личности ребенка - это процесс вхождения в социальную действительность через развитие психики и личностных качеств. По форме это действие есть воспитание и образование детей целенаправленного и управляемого характера. Их реализация идет посредством информирования ребенка (взрослого) о особенностях организации всех аспектов его жизнедеятельности в местах рождения и последующей жизни. По данным мировой научной литературы частные модели социализации строятся с ориентацией на формирование гармонии телесного и умственного развития личности, применительно к конкретным условиям ее будущей семейной, общественной, производственной, духовной жизни. Исследования этого направления проводятся с обязательным учетом полоролевой, профессиональной, этнической, политической и других типов социализации человека, фиксируемых уже на самых ранних этапах индивидуального развития1.

Основой содержания социализации, как известно, является передача обществом социально-исторического опыта своего выживания, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций в сменяющих друг друга поколениях, в формах понятных для любого индивида. Специфическими агентами, ведущими социализацию общества, являются лица, с которыми контактирует ребенок. Это члены его семьи, коллектив работников детского сада (в первую очередь, воспитателей), окружающие ребенка неродные ему люди (случайные лица, сверстники, друзья, руководители коллективов, ведущих занятия с детьми и другие). Существует несколько наиболее популярных подходов к решению проблем приобщения ребенка к миру социума. Предметами изучения, при их реализации, становятся: вопросы «социальной компетентности» ребенка, технологии осознания ребенком самого себя, как представителя человеческого рода, восприятия ребенка мира предметов и вещей, осмысливание им роли игры в процессе формирования детской среды, методы и приемы реализации коммуникативной функции и ряд других. Все это указывает на то, что в современной педагогической науке имеются все предпосылки для дальнейшего успешного решения проблем детской социализации и уже сложившиеся, но требующие усовершенствования, ее сценарии.

Понятие «социализация» появилось в дошкольной педагогике не так давно, заменив более традиционной понятие «социальное воспитание дошкольников». Социализация в современной дошкольной педагогике представляет собой «процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом»2. Другой автор Г. М. Андреева считает, что социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях) процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду3.

По мнению Гришаевой Н.П., в настоящее время образование испытывает дефицит в современных технологиях, касающихся развития личности. В детских садах отдаётся явное предпочтение когнитивному развитию дошкольника в ущерб социально-личностному. Как отмечает Гришаева Н.П., родители приводят ребёнка в детский сад, прежде всего, для качественной подготовки к поступлению в престижную школу, а также для получения навыков коллективной жизни. Сам же ребенок (по опросам детей старшей и подготовительной к школе групп) приходит в сад играть и гулять с детьми. Огромное противоречие существует в требовании школы (хотя это и тщательно скрывается) – научить всех читать и писать (при желании ребёнка в основном играть). Детей в большинстве детских садов совсем не готовят к реальной жизни. Не формируется способность самим решать конфликт, не прибегая к помощи взрослого, не воспитывается умение самоопределяться в своих желаниях, если они расходятся большинством детей в группе, то есть у дошкольников не происходит развития социальных навыков. Это обусловлено, с одной стороны, как отмечалось, повышением требований школы к интеллектуальному уровню первоклассников, а с другой, недостаточной разработанностью технологий социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста и заорганизованностью педагогического процесса4.

Современные дети живут и развиваются в разных социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Нарастание негативных тенденций в подростковой и молодёжной среде (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчуждённость, изолированность и пр.) выдвигают на первый план задачу социализации детей, начиная с дошкольного детства. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребёнка в обществе вообще и личностной готовности ребёнка к школе в частности и спешное продолжение обучение в школе5.

В настоящее время образование детей младшего возраста испытывает дефицит в современных технологиях развития личности ребёнка. В детских садах и начальной школе отдаётся явное предпочтение обучению и когнитивному развитию ребёнка в ущерб социально-личностному развитию. Это обусловлено с одной стороны повышением требований школы к интеллектуальному развитию дошкольников, заорганизованностью педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях, желанием родителей отдать своего ребенка в тот детский сад, где когнитивный компонент представлен в наибольшей степени.

Новой задачей ДОО становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Вся жизнь ребенка в ДОО должна быть направлена на развитие личности малыша и его взаимодействия с детьми и взрослыми6.

Исходя из проблем социальной жизни в мегаполисе, Гришанина Н.П. выделила следующие задачи ДОО, направленные на решение современных проблем детского-родительских отношений:

- освоение норм и правил общения детей со взрослыми и друг другом. Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе;

- развитие умения коллективно трудиться и получать от этого удовольствие;

- освоение детьми на начальном уровне социальных ролей: я – член коллектива, я – член семьи, я – мальчик или девочка; я – москвич или житель того города, где находится ДОО), я – житель России, я – житель Земли, я – часть Мироздания, через сущностное проживание и самоопределение в этих ролях.

- развитие способности к принятию собственных решений – на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения7.

Базой, фундаментом развития социальных навыков у ребёнка служит развитие у него саморегуляции поведения. Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей.8 Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

Н. П. Гришаева указывая важность социализации дошкольников, то есть умение жить в социальном обществе, считает что, новой задачей дошкольной организации становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Она считает, что предложенные ею технологии позволят изменить образовательный процесс9.

Список использованной литературы


  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — 8-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2013 – С. 51-56

  2. Дементьева Н. А. Формы и этапы социализации личности: социологический аспект// Виктимология – 2013 – № 1 – С. 39-45

  3. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие. -М.: Вентана-граф, 2015 – 184 с.

  4. Гришаева Н.П Анализ социальных проблем дошкольного воспитания//Управление в дошкольном образовании. – 2002 – №5, с. 23

  5. Гришаева Н.П. Деятельность педагога-психолога в разрешении конфликтов «воспитатель- родитель» в ДОУ // Работа педагога-психолога с семьей как фактор сохранения и укрепления здоровья ребенка – 2011 – С. 77-81.

  6. Лаврушкина А.П. Опыт реализации современных технологий социализации дошкольников, предложенных Гришаниной Н.П..// Дошкольное образование – 2016 – № 6 – С. 73-78

  7. Патова С.М. Результаты использования рефлексивного круга в детском саду// Проблемы дошкольного образования – 2016 - №5 – С. 61-69

  8. Струкова Л.М., Гришаева Н.П. Современная технология эффективной социализации детей в детском саду и школе: модель взаимодействия// Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» – 2016 – №5 – С. 912-917

  9. Тарасов С.И. Социальное развитие детей дошкольного возраста. М.:Эксмо, 2014 – 323 с.




1 Тарасов С.И. Социальное развитие детей дошкольного возраста. М.:Эксмо, 2014, с. 43

2 Дементьева Н. А. Формы и этапы социализации личности: социологический аспект// Виктимология – 2013 – № 1, с. 43

3 Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — 8-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2013, с. 54

4 Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие. -М.: Вентана-граф, 2015

5 Струкова Л.М., Гришаева Н.П. Современная технология эффективной социализации детей в детском саду и школе: модель взаимодействия// Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» – 2016 – №5, с. 914

6 Гришаева Н.П Анализ социальных проблем дошкольного воспитания//Управление в дошкольном образовании. – 2002 – №5, с. 23

7 Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие. -М.: Вентана-граф, 2015

8 В соответствии с ФГОС ДО, «становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий» - одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка (п. 2.6)

9 Гришаева Н.П. Деятельность педагога-психолога в разрешении конфликтов «воспитатель- родитель» в ДОУ // Работа педагога-психолога с семьей как фактор сохранения и укрепления здоровья ребенка – 2011


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!