СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие о второстепенных членах предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

                                                                          

Тип учебного занятия. Урок открытия новых знаний.

Тема урока: Понятие о второстепенных членах предложения.

Цель: развитие навыков мышления на языковом материале с использованием технологии развития    критического мышления.

Задачи:

  1. Содействовать совершенствованию умения анализировать предложения (по цели высказывания, интонации ),  произносить их с соответствующей интонацией; накапливать опыт логического ударения.
  2. Упражнять в различении слова, словосочетания, предложения.
  3. Находить в предложении грамматическую основу, обозначать ее графически.
  4. Дать понятие о второстепенных членах.
  5. Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов.
  6. Распространять и сокращать предложение до основы.                                               

     7. Развитие универсальных учебных действий:

         -регулятивных УУД (самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать по плану, корректировать свою деятельность);

         -познавательных УУД (извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема) и преобразовывать ее из одной формы в другую; строить рассуждения).

         -коммуникативных УУД (оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других);

         -личностных УУД (эмоциональность; умение чувствовать красоту и выразительность речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к изучению языка).

 

Оборудование: карточки со словами, предложениями, с заданиями, компьютер, ИД «StarBoard»

 

Урок русского языка. УМК "Школа 2100" 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Понятие о второстепенных членах предложения»


Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Тип учебного занятия. Урок открытия новых знаний.

Тема урока: Понятие о второстепенных членах предложения.

Цель: развитие навыков мышления на языковом материале с использованием технологии развития критического мышления.

Задачи:

  1. Содействовать совершенствованию умения анализировать предложения (по цели высказывания, интонации ), произносить их с соответствующей интонацией; накапливать опыт логического ударения.

  2. Упражнять в различении слова, словосочетания, предложения.

  3. Находить в предложении грамматическую основу, обозначать ее графически.

  4. Дать понятие о второстепенных членах.

  5. Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов.

  6. Распространять и сокращать предложение до основы.

7. Развитие универсальных учебных действий:

-регулятивных УУД (самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать по плану, корректировать свою деятельность);

-познавательных УУД (извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема) и преобразовывать ее из одной формы в другую; строить рассуждения).

-коммуникативных УУД (оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других);

-личностных УУД (эмоциональность; умение чувствовать красоту и выразительность речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к изучению языка).


Оборудование: карточки со словами, предложениями, с заданиями, компьютер, ИД «StarBoard»






Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Орг. момент.

- Ребята, какой сейчас по расписанию урок?

- Серьёзный урок! Ведь скучно наверно?

- А что вы больше всего любите делать?

- урок русского языка


Ответы учащихся

II.Актуализация знаний.


– Я предлагаю вам поиграть. Надо решить анаграмму.

- Что такое анаграмма? Подумайте!

1) - Надо из букв составить слова.

БЯАНРИ НОСАИ ЗЁРБЕА

(рябина, осина, берёза)



- А вы смотрели фильмы про шпионов? Всем шпионам приходится писать сообщения, но так, чтобы никто, кроме адресата, не мог прочитать. Им надо было свои сообщения шифровать.

2) – Надо расшифровать послание.

РЛАИССПТУОСЧТКИИЛНИАС-Ь

(распустились листочки на)


- Что у вас получилось? Группа слов или предложение? Почему?

- Какую группу слов вы сможете назвать предложением?

- Добавьте какое-нибудь слово из тех, что составили ребята на доске, чтобы получилось предложение.

На …. распустились листочки.

- Запишите предложение и подчеркните главные члены предложения.

- Какой частью речи выражено подлежащее?

- Какой частью речи выражено сказуемое?


- Посмотрите, в предложении кроме главных членов есть и другие слова – это тоже члены предложения.

- Может, кто знает, как они называются?

- Где вы можете узнать название этих членов предложения?

- Какие члены предложения называются второстепенными?

- Могут ли подлежащее и сказуемое являться второстепенными членами предложения?

- Почему второстепенные члены получили такое название?





На ИД «StarBoard» могут работать сразу 3 ученика: составить слово, поставить ударение, подчеркнуть орфограмму и т.д.







Делятся на группы, каждая из которых расшифровывает слова



Ответы детей











Ответы учащихся

- в учебнике на с.149.


Ответы учащихся




Второстепенные или карточка-справка

«Вторые по степени важности в предложении»


III. Постановка темы и цели урока.


- Над чем мы продолжим работать?

- Определите тему сегодняшнего урока


- Какие задачи поставим себе на урок?

1.Зачем нужны второстепенные члены?

2.Как найти в предложении второстепенные члены?

3.Как они связаны с главными членами?


- Зачем нам всё это надо? Может и не очень нужны второстепенные члены предложения?

- Сейчас мы и разберёмся.


-над предложением

«Второстепенные члены предложения»






Ответы детей

IV.«Открытие» нового знания.

- Прочитайте текст.

Наступили деньки. Солнышко прокралось. Зажурчала вода. Пробежал ветерок. Зацветут подснежники.

- О чём этот текст?

- Всё ли в нём вам понятно?

- Может вам хочется что-то дополнить или уточнить?

- Сравните этот текст с другим текстом.

Наступили весенние деньки. Солнышко прокралось в лес. На лесных опушках зажурчала вода. По лесу пробежал лёгкий ветерок. Скоро зацветут первые подснежники.

- Какой текст вам понравился больше? Почему?

- Какие слова помогли рассказ лучше?

- Как называются эти слова?


- Нужны ли нам второстепенные члены?

- Какова же роль второстепенных членов?

Второстепенные члены нужны, чтобы пояснять, уточнять. Помогают выразить главную мысль более полно. Передать больше сведений.


- Теперь надо составить алгоритм нахождения второстепенных членов предложения.

- Что надо сначала сделать, чтобы найти в предложении вт.чл.?


На доску вывешивается карточка

1.Определить грамматическую основу предложения.


Наступили весенние деньки.


- Какую роль выполняют вт.чл?

- Какое слово поясняет слово весенние?

- В предложении слово деньки является подлежащим.

- ЗНАЧИТ, вт.чл. поясняют подлежащее.


На доску вывешивается карточка

2.Определить слово, к которому можно задать вопрос от подлежащего.


- Продолжаем находить вт.чл. предложения.

- С чего надо начать разбор предложения?


Солнышко прокралось в лес.


- Определите, какое слово поясняет слово в лес.

- В предложении слово прокралось является сказуемым.

- ЗНАЧИТ, вт.чл. поясняют сказуемое.


На доску вывешивается карточка

3.Определить слово, к которому можно задать вопрос от сказуемого.


- Продолжаем разбирать предложение.


На лесных опушках зажурчала вода.


- От какого гл.члена зависит вт.чл. предложения?

Зажурчала (где?) на опушках

- Какое слово поясняет слово лесных?


-ЗНАЧИТ, вт.чл. может пояснять другой вт.чл.предложения.


На доску вывешивается карточка

4.Определить слово, к которому можно задать вопрос к вт.члену от другого вт.члена предложения.


- Посмотрите, с помощью чего мы устанавливали связь между словами?

Знакомятся с текстом



Ответы учащихся



Знакомятся с текстом




Ответы учащихся






ВЫВОД












Списать, подчеркнуть главные члены.


Дополняют и уточняют.

Деньки









Определить грамм. основу.


Списать, подчеркнуть главные члены.


прокралось












Списать, подчеркнуть главные члены.


от сказуемого


от второстепенных членов










С помощью вопросов

V. Физ-минутка

- Устали. Ребята, надо отдохнуть.


VI.Первичное закрепление.

- Я предлагаю вам поиграть в цвета.

- Вы должны собрать цветовую группу.

- Выберите по одной карточке того цвета, который соответствует цвету кружка на парте.

- На ваших карточках записаны вопросы и слова. Составьте цепочку вопросов, а затем в соответствие с порядком вопросов – предложение.


1 группа

Когда? Кто? Что делают? Что?

Пчёлы,мёд, собирают, летом


2 группа

Какие? Кто? Что делают? Как?

Работают, труженицы, маленькие, без устали.


3 группа

-Дополнить каждое предложение словами из правого столбика.

Выпал снег. грустные, у, дома

Берёзы стоят. весело, молодая, пушистый

Шелестит листва. Вчера


- Запишите свои предложения и разберите по алгоритму.


VII. Итог урока. Рефлексия.

- Внимание. Мы с вами сегодня хорошо поработали.

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Веришь - не веришь».

- Погадаем на ромашке: «Верите ли вы, что …»


1.В предложении есть главные и второстепенные члены?

2.Второстепенные члены не входят в грамматическую основу предложения?

3.Главные члены — это подлежащее и сказуемое?

4.Разобрать предложение по членам предложения значит найти его главные и второстепенные члены?

5.Второстепенные члены зависят от главных членов предложения?

6.Предложение может быть без второстепенных членов?

7.Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения?

8.Второстепенные члены зависят от второстепенных членов предложения?

9.Если предложение состоит только из главных членов, то оно называется нераспространённым предложением? 10.Предложение может состоять из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов предложения. Такое предложение называется распространённым?


- Значит, мы сегодня не всё узнали о предложении.

- Что нам надо будет рассмотреть на следующем уроке?



- Спасибо за работу. Урок закончен.





На каждой парте лежит ромашка, на лепестках которой напечатаны вопросы. Если ответ «да», то лепесток отрывается. Если ответ «нет», то лепесток не отрывать.

















Предложения распространённые и не распространённые.



8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!