СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Главные и второстепенные члены предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Главные и второстепенные члены предложения

Цели: развивать умение устанавливать связь слов в предло­жении; учить распознавать в предложении главные и второсте­пенные члены.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

—  Прочитайте предложения. Это текст? Докажите. (Предло­жения объединены общей темой.)

—  Какое название подойдёт к этому тексту?

III. Актуализация знаний

Словарный диктант

Праздник, вместе, орех, овёс, метро, класс, ягода, ученица, быстро, суббота, хорошо, вдруг.

IV. Самоопределение к деятельности

—  Составьте из слов предложение и запишите его. рос, на, могучий, поляне, дуб

—  Какое это предложение?

—  Найдите основу предложения. Какие члены предложения составляют его основу?

—  Назовите второстепенные члены предложения. Какие чле­ны предложения они поясняют?

—  Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа с предложениями

(Запись предложений под диктовку.)

Лучи солнца заиграли на зелёных полянах. Под деревьями дрожат солнечные зайчики.

По Д. Зуеву

—  Найдите главные члены в каждом предложении, подчерк­ните их.

—  Назовите слова, которые поясняют главные члены.

—  Поставьте к ним вопросы.

—  Составьте схему второго предложения.

2. Работа по учебнику

Упр. 42 (с. 29).

(Работа в парах. Взаимопроверка.)

Упр. 43 (с. 29).

(Самостоятельное выполнение.)

Упр. 44 (с. 29).

—  Прочитайте текст.

—  Какие орфограммы вам встретились?

—  Пользуясь памяткой 6 на с. 146—147, подготовьтесь к пись­му по памяти.

(Письмо по памяти. Проверка.)

3. Работа со словом из словаря

—  В строках стихотворения встретилось слово восток. Най­дите это слово в орфографическом словаре.

—  Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

—  Составьте предложение со словом восток, запишите.

—  Запомните написание этого слова.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 45 (с. 30).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепоч­ке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)

Упр. 47 (с. 30). (Работа в парах. Проверка.)

—  Какое предложение вы записали к первой схеме? (В огороде созрели красные помидоры.)

—  А ко второй схеме? (Ворона громко каркнула.)

VIII. Рефлексия

—  Какие члены предложения вы знаете?

—  Какие члены предложения называются главными?

—  Какие члены предложения называются второстепенными?

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—  Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

Домашнее задание

Упр. 46 (с. 30).

Тема:  Простое и сложное предложения

Цели: познакомить с понятием сложное предложение; разви­вать умение устанавливать связь слов в предложении.

Ход урока

I. Организационный момент                                               

II. Проверка домашнего задания

—  Прочитайте нераспространённые предложения. Назовите грамматическую основу.

—  Объясните написание слов с орфограммами.

—  Прочитайте распространённые предложения. Назовите грамматическую основу.

—  Объясните написание слов с орфограммами.

III. Актуализация знаний

(Работа в парах)

— Добавьте в предложения второстепенные члены и запиши­те их.

Зайцы питаются.

Солнце светит.

Ребята пришли.

Набежала туча.

IV. Самоопределение к деятельности

—  Прочитайте предложение.

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.

А. Пушкин

—  Что можно о нём сказать? Найдите грамматическую основу предложения. Что вы заметили? (Две основы.)

—  На какие два простых предложения можно разделить данное предложение? (Туча по небу идёт. Бочка по морю плывёт.)

—  Как вы думаете, какую роль выполняет запятая в этом пред­ложении?

—  Такие предложения называются сложными. Сформулируй­те тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 48 (с. 31).

—  Прочитайте предложения. Сравните их.

—  Выполните письменные задания к упражнению.

—  Прочитайте предложения, в которых основа состоит из двух главных членов. (Осыпается весь наш бедный сад. Выпал тонкий снежок.)

—  Прочитайте предложения, в которых основа состоит из од­ного главного члена. (Осень. Подморозило.)

—  Прочитайте ниже сведения о языке.

—  Какое предложение называется простым?

—  Какой может быть основа простого предложения? Приве­дите примеры.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 49 (с. 31).

—  Прочитайте первое предложение. Что вы можете о нём ска­зать? (Это простое предложение.)

—  Докажите. (Одна грамматическая основа. Денёк выдался.)

—  Прочитайте второе предложение. Что вы можете о нём ска­зать? (Это сложное предложение.)

—  Докажите. (Три грамматические основы. Тучи рассеялись, ветер улёгся, солнце выглянуло.)

—  Как простые предложения отделены друг от друга? (Запя­тыми.)

—  Прочитайте сведения о языке на с. 32.

—  Какое предложение называется сложным?

—  Сколько грамматических основ может быть в сложном предложении?

—  Как отделяются друг от друга простые предложения, вхо­дящие в состав сложного?

Упр. 50 (с. 32).

—  Прочитайте предложение. Что вы можете о нём сказать? (Это сложное предложение.)

—  Докажите.

(Далее работа по вопросам и заданиям упражнения. Взаимо­проверка.)

VIII. Рефлексия

—  Прочитайте.

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут.

А. Пушкин

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

К. Чуковский

Тут и мыло подскочило

И вцепилось в волоса,

И юлило, и мылило,

И кусало, как оса.

К. Чуковский

—  Какие из данных предложений являются сложными? До­кажите.

—  Чем отличается простое предложение от сложного?

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—  Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Упр. 51 (с. 32).

 

Просмотр содержимого документа
«Главные и второстепенные члены предложения»

Тема: Главные и второстепенные члены предложения

Цели: развивать умение устанавливать связь слов в предло­жении; учить распознавать в предложении главные и второсте­пенные члены.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте предложения. Это текст? Докажите. (Предло­жения объединены общей темой.)

— Какое название подойдёт к этому тексту?

III. Актуализация знаний

Словарный диктант

Праздник, вместе, орех, овёс, метро, класс, ягода, ученица, быстро, суббота, хорошо, вдруг.

IV. Самоопределение к деятельности

— Составьте из слов предложение и запишите его. рос, на, могучий, поляне, дуб

— Какое это предложение?

— Найдите основу предложения. Какие члены предложения составляют его основу?

— Назовите второстепенные члены предложения. Какие чле­ны предложения они поясняют?

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа с предложениями

(Запись предложений под диктовку.)

Лучи солнца заиграли на зелёных полянах. Под деревьями дрожат солнечные зайчики.

По Д. Зуеву

— Найдите главные члены в каждом предложении, подчерк­ните их.

— Назовите слова, которые поясняют главные члены.

— Поставьте к ним вопросы.

— Составьте схему второго предложения.

2. Работа по учебнику

Упр. 42 (с. 29).

(Работа в парах. Взаимопроверка.)

Упр. 43 (с. 29).

(Самостоятельное выполнение.)

Упр. 44 (с. 29).

— Прочитайте текст.

— Какие орфограммы вам встретились?

— Пользуясь памяткой 6 на с. 146—147, подготовьтесь к пись­му по памяти.

(Письмо по памяти. Проверка.)

3. Работа со словом из словаря

— В строках стихотворения встретилось слово восток. Най­дите это слово в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом восток, запишите.

— Запомните написание этого слова.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 45 (с. 30).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепоч­ке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)

Упр. 47 (с. 30). (Работа в парах. Проверка.)

— Какое предложение вы записали к первой схеме? (В огороде созрели красные помидоры.)

— А ко второй схеме? (Ворона громко каркнула.)

VIII. Рефлексия

— Какие члены предложения вы знаете?

— Какие члены предложения называются главными?

— Какие члены предложения называются второстепенными?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

Домашнее задание

Упр. 46 (с. 30).

Тема: Простое и сложное предложения

Цели: познакомить с понятием сложное предложение; разви­вать умение устанавливать связь слов в предложении.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте нераспространённые предложения. Назовите грамматическую основу.

— Объясните написание слов с орфограммами.

— Прочитайте распространённые предложения. Назовите грамматическую основу.

— Объясните написание слов с орфограммами.

III. Актуализация знаний

(Работа в парах)

— Добавьте в предложения второстепенные члены и запиши­те их.

Зайцы питаются.

Солнце светит.

Ребята пришли.

Набежала туча.

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте предложение.

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.

А. Пушкин

— Что можно о нём сказать? Найдите грамматическую основу предложения. Что вы заметили? (Две основы.)

— На какие два простых предложения можно разделить данное предложение? (Туча по небу идёт. Бочка по морю плывёт.)

— Как вы думаете, какую роль выполняет запятая в этом пред­ложении?

— Такие предложения называются сложными. Сформулируй­те тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 48 (с. 31).

— Прочитайте предложения. Сравните их.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Прочитайте предложения, в которых основа состоит из двух главных членов. (Осыпается весь наш бедный сад. Выпал тонкий снежок.)

— Прочитайте предложения, в которых основа состоит из од­ного главного члена. (Осень. Подморозило.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Какое предложение называется простым?

— Какой может быть основа простого предложения? Приве­дите примеры.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 49 (с. 31).

— Прочитайте первое предложение. Что вы можете о нём ска­зать? (Это простое предложение.)

— Докажите. (Одна грамматическая основа. Денёк выдался.)

— Прочитайте второе предложение. Что вы можете о нём ска­зать? (Это сложное предложение.)

— Докажите. (Три грамматические основы. Тучи рассеялись, ветер улёгся, солнце выглянуло.)

— Как простые предложения отделены друг от друга? (Запя­тыми.)

— Прочитайте сведения о языке на с. 32.

— Какое предложение называется сложным?

— Сколько грамматических основ может быть в сложном предложении?

— Как отделяются друг от друга простые предложения, вхо­дящие в состав сложного?

Упр. 50 (с. 32).

— Прочитайте предложение. Что вы можете о нём сказать? (Это сложное предложение.)

— Докажите.

(Далее работа по вопросам и заданиям упражнения. Взаимо­проверка.)

VIII. Рефлексия

— Прочитайте.

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут.

А. Пушкин

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

К. Чуковский

Тут и мыло подскочило

И вцепилось в волоса,

И юлило, и мылило,

И кусало, как оса.

К. Чуковский

— Какие из данных предложений являются сложными? До­кажите.

— Чем отличается простое предложение от сложного?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Упр. 51 (с. 32).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!