- Здравствуйте уважаемые родители, я рада приветствовать вас на нашем мероприятие.
-Наша встреча пройдет в форме обучающего интерактива.
-Напоминаю, меня зовут …. Обращаю ваше внимание на документы регламентирующую мою деятельность как учителя и наше взаимодействие с вами.
На слайде: Документы – Семейный кодекс, Закон об образовании, Конвенция о правах ребенка
Что изображено на картинке?
– Губка (родители).
– Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?
– Она хорошо впитывает жидкость (родители).
– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?
– Губка станет синего цвета (родители).
– А если мы вольем в губку красную жидкость?
– Губка станет красной (родители).
– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?
– Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители).
– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово “воспитание”?
– Родители высказывают собственные предположения.
– Слово “воспитание” образовано от слов “питание”, “впитывание”. Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что “вливают” в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, “впитает” в себя пример старших и уважаемых людей.
– Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей? Родители высказываются.
– Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером. от собственного примера зависит воспитание детей и их поведение, значит и мы, как родители, должны мудро поступать, когда детей наказываем или поощряем. Сегодня мы рассмотрим один из элементов и это наказание.
К родительскому собранию педагог-психолог провела диагностику уровня личной тревожности. (Приложение 1.) Результаты теста показали, что у 10% наших с вами детей тревожность высокая, у 30% – умеренная, у 60% – низкая. В общем, это неплохие результаты для класса в целом. Однако не стоит успокаиваться. Многие дети проявили тревожность при переживании неудач, что может быть связано и с боязнью непонимания родителей, с возможным наказанием. Исходя из результатов диагностики можно сделать вывод об актуальности данной темы.
- Какая проблема следует из актуальности? ( Как правильно применять наказание в воспитании детей без вреда на психику )
- Какая цель? (обсудить способы формирования правильного применения наказания в воспитании детей без вреда на психику)
- А что же такое на наказание? Слово «наказание» в словаре русского языка С. И. Ожегова толкуется как «мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление.
- Посмотрите на правила известного психотерапевта В.Леви “Важно помнить”:
1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.
2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.
3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.
4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.
5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.
6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.
7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.
- Назовите плюсы и минусы наказания.
- Сейчас мы рассмотрим две ситуации . У вас на столах лежат карточки с этими ситуациями. Обсудите их в группах.
Приложение
1 группа
Первокласснику Вите было поручено покупать молоко для семьи. Мальчик с удовольствием выполнил свое поручение. Однажды, возвращаясь из магазина, он споткнулся, упал и разлил молоко. Домой Витя пришел огорченный и в слезах рассказал о случившемся. “Бестолочь! – возмутилась мать, - от твоей помощи одни убытки! Марш в угол!” Мальчик молча выслушал упреки матери, но когда бабушка напомнила ему, что надо купить молоко, он категорически отказался идти в магазин.
Как бы вы поступили на месте мамы Вити?
Какой педагогический вывод следует из этой ситуации?
2 группа
Миша вместе с родителями отдыхал у бабушки в деревне. Здесь он подружился со сверстником Ваней. Ваня убирался во дворе дома, и Миша начал ему помогать. Увидев, что сын работает во дворе соседей, мать позвала Мишу домой и возмутилась: “ Ишь какой ты хороший! Дома тебя не допросишься помочь бабушке, а у людей заработался! Посмотри, сколько пыли у тебя на костюме?!” - Мальчик опечалился, сел на завалинку дома, поджидая, когда Ваня закончит работу.
Чем руководствовалась мать, запретив сыну работать с другом?
Оправдываете ли вы поведение Миши? Как бы вы поступили?
Приложение
Вопросы | баллы |
Я спокоен | 1 2 3 4 |
Мне хочется докопаться до истины | 1 2 3 4 |
Я разъярен | 1 2 3 4 |
Я падаю духом | 1 2 3 4 |