СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Поощрение и наказание в семье"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации описаны возможные виды поощрения и наказания ребенка, последствия неправильной похвалы и телесных наказаний, описаны последствия жестокого обращения с ребенком. В конце приведены практические ситуации для родителей, которые вместе с ними необходимо проанализировать.

Просмотр содержимого документа
«"Поощрение и наказание в семье"»

Поощрение и  наказание

Поощрение и наказание

Что такое поощрение? Поощрение - это проявление положительной оценки поведения ребёнка с целью стимулирования его личного роста и развития.

Что такое поощрение?

Поощрение - это проявление положительной оценки поведения ребёнка с целью стимулирования его личного роста и развития.

Возможные виды поощрения Похвала (выражение радости, благодарности за приложенные усилия); Ласка (поглаживания, прикосновения, нежные слова, приятные ребенку, соответствующие содержанию поступка); Проявление доверия к ребенку; Выражение веры в силы и способности ребенка; Доверительная беседа; Совместная деятельность; Развлечение; Лакомство; Подарок (как символ одобрения, не обязательно дорогой); Премия (материальная или в форме «услуга за услугу»); Лестное сравнение с почитаемым авторитетом; Проявление уважения (общение как со взрослым).

Возможные виды поощрения

  • Похвала (выражение радости, благодарности за приложенные усилия);
  • Ласка (поглаживания, прикосновения, нежные слова, приятные ребенку, соответствующие содержанию поступка);
  • Проявление доверия к ребенку;
  • Выражение веры в силы и способности ребенка;
  • Доверительная беседа;
  • Совместная деятельность;
  • Развлечение;
  • Лакомство;
  • Подарок (как символ одобрения, не обязательно дорогой);
  • Премия (материальная или в форме «услуга за услугу»);
  • Лестное сравнение с почитаемым авторитетом;
  • Проявление уважения (общение как со взрослым).
Как правильно хвалить? Похвала должна быть искренней и адекватной; Похвала должна подкрепляться невербальными элементами; Похвала должна быть направлена на поступок, а не на личность; Похвала не должна происходить за естественные вещи; Похвала должна следовать за поступком, а не обещаться заранее.

Как правильно хвалить?

  • Похвала должна быть искренней и адекватной;
  • Похвала должна подкрепляться невербальными элементами;
  • Похвала должна быть направлена на поступок, а не на личность;
  • Похвала не должна происходить за естественные вещи;
  • Похвала должна следовать за поступком, а не обещаться заранее.
Формы похвалы Ты - сообщения Я - сообщения Ты такой молодец! Я тобой так горжусь! Я восхищена! Ты умница, ты так старался! Мне нравится, как ты нарисовал этот рисунок! Ты хорошо нарисовал этот рисунок!

Формы похвалы

Ты - сообщения

Я - сообщения

Ты такой молодец!

Я тобой так горжусь!

Я восхищена!

Ты умница, ты так старался!

Мне нравится, как ты нарисовал этот рисунок!

Ты хорошо нарисовал этот рисунок!

Последствия неправильной похвалы Привыкание к похвале; Потеря интереса к процессу; Манипуляция ребенком посредством похвалы; Отсутствие радости за свои успехи; Снижение мотивации у ребенка

Последствия неправильной похвалы

  • Привыкание к похвале;
  • Потеря интереса к процессу;
  • Манипуляция ребенком посредством похвалы;
  • Отсутствие радости за свои успехи;
  • Снижение мотивации у ребенка
Что такое наказание? Наказание - это метод педагогического воздействия, которое  должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. 

Что такое наказание?

Наказание - это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. 

Виды наказаний Лишение родительской любви (боязнь ребенка потерять родительскую любовь, лишение эмоционального контакта с родителями) Физическое наказание (наказания, основанные на болевом ощущении, на том, что страх перед болевым воздействием не позволит ребенку повторно совершить нежелательные действия)

Виды наказаний

  • Лишение родительской любви (боязнь ребенка потерять родительскую любовь, лишение эмоционального контакта с родителями)
  • Физическое наказание (наказания, основанные на болевом ощущении, на том, что страх перед болевым воздействием не позволит ребенку повторно совершить нежелательные действия)
Правила наказания ребенка Наказание не должно вредить здоровью; Если есть сомнение: наказывать или нет – не наказывайте; За один раз – одно наказание; Срок давности; Наказан – значит прощен, никаких напоминаний; Наказание без унижения.

Правила наказания ребенка

  • Наказание не должно вредить здоровью;
  • Если есть сомнение: наказывать или нет – не наказывайте;
  • За один раз – одно наказание;
  • Срок давности;
  • Наказан – значит прощен, никаких напоминаний;
  • Наказание без унижения.
Когда ребенка  нельзя наказывать: Когда он болеет; Перед сном или сразу после сна; Во время еды; Во время работы или игры; После душевной или физической травмы; Когда вы находитесь в плохом настроении.

Когда ребенка нельзя наказывать:

  • Когда он болеет;
  • Перед сном или сразу после сна;
  • Во время еды;
  • Во время работы или игры;
  • После душевной или физической травмы;
  • Когда вы находитесь в плохом настроении.
Недопустимые наказания нельзя наказывать трудом нельзя использовать угрозы, запугивания недопустимы все виды телесных наказаний

Недопустимые наказания

  • нельзя наказывать трудом
  • нельзя использовать угрозы, запугивания
  • недопустимы все виды телесных наказаний
Наказание  можно заменить: терпением объяснением отвлечением неторопливостью

Наказание можно заменить:

  • терпением
  • объяснением
  • отвлечением
  • неторопливостью
Помните! Ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства есть у ребенка именно сейчас. Надо уметь их видеть.

Помните!

Ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов.

Достоинства есть у ребенка именно сейчас.

Надо уметь их видеть.

Последствия  телесных наказаний

Последствия телесных наказаний

Виды жестокого обращения с ребёнком: Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни.  Психическое (эмоциональное) насилие - постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы, унижение его человеческого достоинства, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку, предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрасту или возможностям, преднамеренная изоляция ребёнка, лишение его социальных контактов. Психическое насилие тормозит развитие личности и приводит к формированию патологических черт характера.  Пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям, и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Виды жестокого

обращения с ребёнком:

  • Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни.

  • Психическое (эмоциональное) насилие - постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы, унижение его человеческого достоинства, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку, предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрасту или возможностям, преднамеренная изоляция ребёнка, лишение его социальных контактов. Психическое насилие тормозит развитие личности и приводит к формированию патологических черт характера.

  • Пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям, и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.
Уголовно-правовая защита детей от жестокого обращения и пренебрежения

Уголовно-правовая защита детей

от жестокого обращения

и пренебрежения

 Статья 63 СК РФ  Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей     1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.  Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.  Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Статья 63 СК РФ Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

 Статья 65 СК РФ  Осуществление родительских прав      1 .  Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.  Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Статья 65 СК РФ Осуществление родительских прав

1 . Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

  • При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
  • Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
     КоАП РФ  Глава 5. Административные правонарушения,  посягающие на права граждан.   Статья 5.35 - Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

КоАП РФ Глава 5. Административные правонарушения, посягающие на права граждан.

Статья 5.35 - Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних

  • Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Статья 116 УК РФ  Побои Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо арестом на срок до трех месяцев. Те же деяния, совершенные: из хулиганских побуждений; по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, наказываются обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Статья 116 УК РФ Побои

  • Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса
  • наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо арестом на срок до трех месяцев.
  • Те же деяния, совершенные:
  • из хулиганских побуждений;
  • по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы,
  • наказываются обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Статья 117 УК РФ. Истязание

  • Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло последствий, указанных в статьях 111 и 112 настоящего Кодекса,
  • наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
  • То же деяние, совершенное:
  • в отношении двух или более лиц;
  • в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;
  • в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;
  • в отношении заведомо несовершеннолетнего или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного, а равно лица, похищенного либо захваченного в качестве заложника;
  • с применением пытки;
  • группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • по найму;
  • по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Уголовный кодекс РФ Глава 20. Преступления против семьи и несовершеннолетних

Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

  • Наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Социальные последствия жестокого обращения с детьми

Социальные последствия

жестокого обращения с детьми

Почему физические наказания опасны для ребенка и предоставляют угрозу обществу?  Они преподают ребенку урок насилия. Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок – что он любим. В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители, таким образом, срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве. Физические наказания учат ребенка принимать на веру противоречивые доказательства:

Почему физические наказания

опасны для ребенка и предоставляют угрозу обществу?

  • Они преподают ребенку урок насилия.
  • Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок – что он любим.
  • В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители, таким образом, срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.
  • Физические наказания учат ребенка принимать на веру противоречивые доказательства: "Я бью тебя для твоего собственного блага". Мозг ребенка хранит эту информацию.
  • Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным, и проявляется только много позже.
  • Они разрушают восприимчивость к собственному страданию и состраданию к другим.

Последствия физических наказаний в семье

  • Часто во время наказаний (повседневных воспитательных методов с применением физического воздействия) родители теряют контроль над собой и в этом состоянии не соизмеряют силу наказания, не могут остановиться, иногда нанося ребёнку серьёзные травмы.
  • Ребёнок привыкает к «мягким» наказаниям, например, шлепкам, особенно, когда они входят в повседневную практику. Наказания перестают корректировать его поведение, что приводит к необходимости постоянно увеличивать силу физических воздействий.
  • Наказания имеют более широкий диапазон воздействия, чем представляется родителям. Угроза применения ремня из-за полученной двойки может привести к кратковременным позитивным результатам (ребёнок выучит урок), но вызовет негативное отношение к учёбе в целом, склонность скрывать свои проблемы в школе, а так же может способствовать повышению агрессивности.
  • Физические наказания не позволяют добиться устойчивых положительных изменений в поведении ребёнка, а в перспективе приводят к нарушению эмоциональных отношений с родителями, искажению самооценки ребёнка.
  • Многие дети, которых в детстве били родители, вырастая, сами начинают применять физическую силу по отношению к своим детям.
Гендерные различия последствий жестокого воспитания Девочки: Беспорядочные половые связи (ранние); Синдром «жертвы»; Трудности в создании собственной семьи . Мальчики: Уход в криминальную асоциальную среду (алкозависимость, наркомания); Неправильная половая ориентация; Жертва становится насильником; Трудности в создании собственной семьи.

Гендерные различия последствий жестокого воспитания

Девочки:

  • Беспорядочные половые связи (ранние);
  • Синдром «жертвы»;
  • Трудности в создании собственной семьи .

Мальчики:

  • Уход в криминальную асоциальную среду (алкозависимость, наркомания);
  • Неправильная половая ориентация;
  • Жертва становится насильником;
  • Трудности в создании собственной семьи.
Практические ситуации Ситуация 1 Родители долго думали, что подарить дочери-первокласснице к окончанию учебного гола в качестве поощрения за хорошую учебу. Купили книгу, которая нужна по программе и школьную форму на будущий учебный год. Получив подарок, девочка была возмущена: «Я думала, что вы мне что-нибудь другое купите! Вот Лене родители велосипед купили!» Ситуация 2 Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьем, и наказываем, а он уроки пять минут сделает и на улицу. Вечером приходим – начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит — опять двойка».

Практические ситуации

Ситуация 1

Родители долго думали, что подарить дочери-первокласснице к окончанию учебного гола в качестве поощрения за хорошую учебу. Купили книгу, которая нужна по программе и школьную форму на будущий учебный год. Получив подарок, девочка была возмущена: «Я думала, что вы мне что-нибудь другое купите! Вот Лене родители велосипед купили!»

Ситуация 2

Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьем, и наказываем, а он уроки пять минут сделает и на улицу. Вечером приходим – начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит — опять двойка».

Практические ситуации Ситуация 3 Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. А однажды, будучи еще только к четвертом классе, он сказал своему отцу: «Еще раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду». Ситуация 4 В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок - ученик третьего класса резко изменился: стал плаксивым, все чаше и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стаз предметом агрессии. В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, третьеклассник ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители были страшно возмущены, последовало наказание за провинность.

Практические ситуации

Ситуация 3

Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. А однажды, будучи еще только к четвертом классе, он сказал своему отцу: «Еще раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду».

Ситуация 4

В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок - ученик третьего класса резко изменился: стал плаксивым, все чаше и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стаз предметом агрессии. В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, третьеклассник ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители были страшно возмущены, последовало наказание за провинность.

Практические ситуации Ситуация 5 В одной семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы за неделю. Если результаты были, по мнению родителей хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т.д.

Практические ситуации

Ситуация 5

В одной семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы за неделю. Если результаты были, по мнению родителей хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег.

Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т.д.

Практические ситуации Ситуация 6 Кирилл вернулся из детского сада со своим первым рисунком – красным домиком. Мало того, что мама повесила картину на стену, она ждала каждый следующий шедевр, считая сына будущим Шагалом. «Какой талант!» - восклицала она, отправляя по электронной почте копии его рисунков друзьям, бабушкам и знакомым. И вообразите ужас мамы, когда однажды ее малыш не только бросил «карьеру» живописца в четыре с половиной года, но и наотрез отказался снова рисовать, съев напоследок несколько красных мелков. Ситуация 7 Во время поездки на автомобиле маленький Ваня впервые в жизни поделился шоколадным батончиком со своей младшей сестрой Катей, которая плакала. «Ты самый лучший старший братик на Земле!» – воскликнули родители, взволнованные внезапной демонстрацией сыном великодушного поведения. Но радовались они ровно до тех пор, пока Ваня не оторвал голову у куклы, которую Катя держала в руках.

Практические ситуации

Ситуация 6

Кирилл вернулся из детского сада со своим первым рисунком – красным домиком. Мало того, что мама повесила картину на стену, она ждала каждый следующий шедевр, считая сына будущим Шагалом. «Какой талант!» - восклицала она, отправляя по электронной почте копии его рисунков друзьям, бабушкам и знакомым. И вообразите ужас мамы, когда однажды ее малыш не только бросил «карьеру» живописца в четыре с половиной года, но и наотрез отказался снова рисовать, съев напоследок несколько красных мелков.

Ситуация 7

Во время поездки на автомобиле маленький Ваня впервые в жизни поделился шоколадным батончиком со своей младшей сестрой Катей, которая плакала. «Ты самый лучший старший братик на Земле!» – воскликнули родители, взволнованные внезапной демонстрацией сыном великодушного поведения. Но радовались они ровно до тех пор, пока Ваня не оторвал голову у куклы, которую Катя держала в руках.

Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!