СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Порядок слов в предложении.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Порядок слов в предложении.»

Конспект урока русского языка в 8 классе

на тему: «Порядок слов в предложении. Логическое ударение»

Учитель: Аветисян Анжела Рафиковна

Цель урока

  • уметь выделять наиболее важное слово в предложении с помощью логического ударения и порядка слов(прямой и обратной);

  • развивать умения и навыки анализировать предложения;

  • логично и последовательно излагать свои мысли;

  • воспитывать интерес к изучению языка и литературы как неотъемлемой части жизни человека;


Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и постановка целей урока.

Учитель: Почему выдающийся ученый-лингвист А.М. Пешковский, автор книги «Русский синтаксис в научном освещении» назвал порядок слов главной сокровищницей русского языка.

Сформулируйте пожалуйста тему нашего урока.

Ученики: «Простое предложение. Порядок слов в предложении. Логическое ударение».

Орфографическая работа. (Доска). Искуснейший, запечатленный, участник, благословенный, беспримерный, завороженный, умиротворенный, укрощающий, искусственный, преклонить колени, придать вид, поразительная картина.

Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем о порядке слов в предложении, его значении, усвоим, что такое прямой порядок слов в предложении и что называется инверсией. Например, в английском или немецком языках порядок слов строго фиксированный, то есть постоянный, а в русском языке свободный.

(Доска)

Порядок слов в английском языке

Порядок слов в русском языке

подлежащее

Три значения:

1. синтаксическое

2.смысловое

3.стилистическое

сказуемое

дополнение

обстоятельство


III. Актуализация опорных знаний

Учитель: Рассмотрим на примере все три значения.

Смысловое: Дочь любит мороженое.

Мороженое любит дочь.

Любит дочь мороженое.

Ученик: В первом предложении выходит, что дочь любит мороженое, во втором, что именно дочь, и ни кто иной любит мороженое, в третьих акцентирует наше внимание, что дочь любит именно мороженое.

Учитель: В чём выражается функция порядка слов в предложении?

Приведем пример:

Синтаксическое:

Моя сестра - наша врач.

Наша врач - моя сестра.

Приехал раненый человек.

Человек приехал раненый.

Ученики: Получается, что порядок слов влияет на то, каким членом предложении будет слово.

Учитель: Как вы думаете, а что произойдёт со словами, когда они окажутся в разных местах предложения?

Пример: Дети украсили елку игрушками.

Игрушками украсили ёлку дети.

Ученики: Слово меняет стилистическую окраску, то есть слова можно бесконечно переставлять.

Запомните: Несмотря на относительную свободу порядка слов в предложении в русском языке у каждого члена предложения все-таки есть свое место. В таком случае говорят о прямом порядке слов.

Пример:

Учитель проверяла наши домашние задания.

 Кто? Учитель– подлежащее. Что делала? Проверяла – сказуемое. Чьи? Наши – определение. Проверяла что? Задания – дополнение. Задания какие? Домашние – определения.

Делаем вывод:


Прямой порядок слов:

1.Подлежащее.

2.Сказуемое.

3.Согласованное определение.

4.Согласованное определение.

5.Дополнение.

Работа с учебником. (Учитель предлагает ученикам выполнить упражнение из учебника.)

Ученики: А как быть с несогласованным определением? Обстоятельством?

Несогласованные определения при прямом порядке слов стоят после определяемого слова: 

Пример: Она купила юбку в складку. Юбку какую? в складку.

Обстоятельство может занимать любое место в предложении:

Приведем примеры:

 Вчера я пришла домой рано. Когда? Рано (стоит в конце предложения).

Аня громко кричала. Как? Громко. (стоит в середине предложения).

Завтра мы поедем на дачу. Когда? Завтра.(стоит в начале предложения).



- А теперь перейдем другому порядку слов -  это обратный порядок слов, который называют инверсией.


Работа со словарем: ИНВЕРСИЯ

инверсии, ж. (латин. inversio – переворачивание) (лингв., лит.). Перестановка слов, нарушающая обычный порядок их в предложении; конструкция с обратным порядком слов, напр. Унылая пора! очей очарованье (вм. очарованье очей)! Пушкин.

Порядок слов – это настоящий «организатор» предложения. Чтобы слова и словосочетания превратились в предложения, их нужно расставить в определенном порядке.

Поработаем с карточками. Попробуем разобраться и правильно определить порядок слов, указав член предложения.


Примеры

Порядок слов

Член предложения


Веет ветер.

прямой

подлежащее-сказуемое

Роняет лес багряный свой убор.

обратный


Как удивили его слова брата!

обратный


Завтра я поеду домой.

прямой


Ласковый ветер веет.

прямой


Я еду домой.

обратный


Потоки воздуха обдувают.

прямой


Я любуюсь пейзажем.

прямой


Я пейзажем любуюсь.

обратный




Учитель: Обратный порядок слов используют для того, чтобы выделить нужные слова и сделать речь выразительной. Порядок слов будет зависеть от смысла предложения и того, на чем мы хотим акцентировать внимание. Но все это должно происходить в пределах сохранения свойств предложения как синтаксической единицы.

Работа в группах. Опираясь на теоретический материал & 14,15, заполните таблицу.

Характер порядка слов в русском языке

Порядок слов относительно свободный

От чего зависит порядок слов

Порядок слов в русском языке зависит от того, что хочет подчеркнуть автор, от ситуации, от смысловых отношений между предложениями в тексте.

Что такое интонация?

Интонация – это различные изменения в силе, тембре и темпе голоса.

Основные элементы интонации

Пауза, логическое ударение, изменение громкости, изменение тона, темп

Функции интонации.

Коммуникативная функция

Виды ударения.

Логическое, смысловое ударение

Функции ударения.

Придаёт речи особую выразительность

Стили речи, в которых используется логическое ударение.

Разговорный, публицистический стиль, стиль художественной литературы

С помощью порядка слов мы выделяем наиболее важное в предложении слово, при спокойной интонации такое слово обычно стоит в конце; слова могут занимать в предложении различные места в зависимости от смысла; существует прямой порядок слов (подлежащее стоит перед сказуемым) и обратный (сказуемое стоит перед подлежащим).

Рефлексия: Давайте вспомним, чему мы сегодня научились.

1) Как мы выделяем наиболее важную информацию в предложении?

2) Как может меняться смысл предложения от перестановки слов?

3) Какой порядок слов в предложении существует?

4) Что такое прямой порядок слов в предложении?

5) Что такое обратный порядок слов в предложении? 

Домашнее задание: § 14 учебника, составить и записать 5 предложений, в которых постановка знаков препинания зависит от логического ударения.