Я черпаю силы в оптимизме и
уверенности
в том, что я делаю
нужное дело.
П.П Семёнов Тян-Шанский
Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в «новом» типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением анализировать свою профессиональную деятельность и прогнозировать её конечный результат.
Конкурентоспособность учителя на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому у учителя должно быть «досье успехов», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни учителя, и здесь просто необходимо использование технологии «портфолио учителя».
Портфолио – одна из наиболее приближённых к реальному состоянию форм, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания (рефлексии). С его помощью можно решить такую проблему, как аттестация учителя, когда педагогу необходимо осуществлять рефлексию и оценку собственной деятельности. Ведь, чтобы подтвердить уровень своего профессионализма, учителю приходится писать самоанализ за последние пять лет. Основанием для составления портфолио могут также послужить желание и умение учителя предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику. Ведь не секрет, что в деятельности педагога приходит такой момент, когда ему есть чем поделиться с другими, и он желает делать это.
Таким образом, портфолио учителя может стать мотивационной основой деятельности педагога и помочь его педагогическому росту через совершенствование профессиональной подготовки.
Портфолио включает все то, что может документально засвидетельствовать мастерство учителя, способствовать оценке уровня его профессионализма. Портфолио может быть представлено на бумажных носителях и в электронной версии. В первом случае — это файловая папка с вкладышами, где материалы размещаются в соответствии с указанной выше структурой.
Электронная версия портфолио оформляется в виде:
электронных таблиц с приложением отсканированных документов, подтверждающих наличие тех или иных наработок и достижений;
электронных файлов с работами педагога и учащихся (проекты, разработки и пр.).
На мой взгляд, электронная версия предпочтительнее, т.к. она технологичнее и занимает меньший объем для хранения.
Некоторые авторы в своих статьях об электронном портфолио учителя выделяют несколько видов портфолио:
Портфолио достижений - в данном случае наибольший акцент нужно сделать на документы подтверждающие успехи вашей деятельности.
Портфолио презентационный - необходим при поступлении на новое место работы, особенно в тех случаях, когда заработная плата назначается по итогам собеседования.
Портфолио тематический - в этом варианте акценты расставляются на тематически обособленные творческие работы в разных сферах деятельности.
Учитель использует портфолио
при участии в профессиональных конкурсах, где он может показать себя с лучшей стороны и выявить свои творческие способности. Среди них можно отметить следующие:
«Лидер образования»,
«Самый классный классный»,
«Панорама методических идей» ,
«Учитель года» и премия лучшим учителям РФ, учреждённая в рамках ПНП «Образование».
«Педагогический дебют»,
«Мой мультимедийный урок»
Аттестация работников образования проводится на основе экспертной оценки уровня профессиональной компетентности и результативности педагогической деятельности. Экспертиза представляет собой комплексную оценку деятельности работника на основании представленных материалов и документов, собранных в индивидуальной папке аттестуемого (портфолио).
Критерии оценки портфолио:
творческий подход к созданию портфолио;
степень обоснованности содержащихся в нем материалов;
глубину и практическую значимость данных материалов;
наличие выраженной авторской позиции при разработке материалов;
способ подачи материалов;
оформление портфолио и др.
Цели введения портфолио:
определение уровня и результатов профессиональной деятельности педагогов при назначении стимулирующих выплат, денежного вознаграждения;
оценка профессиональных достижений педагога при аттестации на категорию;
анализ деятельности педагога, мониторинг профессионального роста педагога;
анализ профессиональной деятельности с точки зрения вклада педагога в развитие школы.
Задачи портфолио:
с точки зрения представления информации:
систематизировать и обобщить результаты научно-методической работы педагога,
представить результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской;
с точки зрения рефлексии и самоанализа деятельности:
самооценка педагогом личных достижений, своего вклада в развитие школы, результатов своей научно-исследовательской работы, влияние этих достижений на повышение качества знаний учащихся и квалификации педагога;
с точки зрения мониторинга деятельности:
мониторинг профессионального роста педагога, динамики его педагогической деятельности;
основание для аттестации педагогического работника;
основание для назначения стимулирующих выплат ;
основание для назначения денежного вознаграждения.
Регламент:
портфолио постоянно пополняется педагогом и представляется аттестационной комиссии при аттестации педагога, администрации школы и Управляющему совету при определении стимулирующих выплат и денежного вознаграждения педагога, администрации школы при проведении мероприятий, направленных на повышение имиджа школы (городских и областных семинаров, выставок профессионального мастерства педагогов, дней открытых дверей и т.д.)
Содержание
Общие сведения
Повышение квалификации и награды
Сведения об аттестации
Результаты педагогической деятельности
Научно-методическая деятельность
Обобщение опыта
Внеурочная деятельность по предмету
Работа в качестве классного руководителя
1 . Общие сведения
Педагогический стаж на 01.09.200 _ Педагогический стаж работы в данном образовательном учреждении.
2. Повышение квалификации и награды, поощрения
Повышение квалификации (название структур, в которых прослушаны курсы; год, месяц, проблематика курсов).
Информация о государственных и муниципальных наградах, грамотах, благодарственных письмах.
Информация о наиболее значимых школьных поощрениях.
Копии дипломов различных конкурсов.
Повышение квалификации
Название курсов, количество часов.
Где проходили, время прохождения
3. Сведения об аттестации
Год прохождения
Квалификационная категория
№ приказа о присвоении
Форма прохождения 1 направления
4. Результаты педагогической деятельности за 20 .… - 20.… уч.г.
Медалисты
Год выпуска
Ф.И.О. ученика
Медаль
(золотая или серебряная)
5. Научно-методическая деятельность
Используемые учебно-методические комплексы
Используемые образовательные технологии
Использование ИКТ в образовательном процессе;
Информация об участии в профессиональных и творческих педагогических конкурсах.
Участие в сетевых содружествах
Персональный сайт http://________________
Используемые образовательные технологии
Используемые программы и учебники
Предмет
Программа
Учебник
Использование ИКТ в образовательном процессе
В методической копилке собрано _____ презентаций.
Из них собственных разработок - _____
Тестов - ___________
Электронных учебников, пособий - _______
Проведено ________ уроков с использованием ИКТ
Список используемых Интернет-ресурсов
6. Обобщение опыта
Открытые уроки
Выступления на различных уровнях.
Разработка авторских программ, научно-методических материалов.
Публикации, в том числе в Интернете
Творческие отчеты, рефераты, статьи, доклады.
7. Внеурочная деятельность по предмету
Список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
Данные о победителях олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
Сценарии внеклассных мероприятий, фото и видеоматериалы по проведенным мероприятиям;
Другие документы, характеризующие внеурочную деятельность по предмету.
8. Работа в качестве классного руководителя
Анализ успеваемости и качества знаний учащихся класса;
Информация об участии учащихся класса в школьных мероприятиях, социальных проектах, творческих объединениях, акциях района, города и т.д.;
Сведения о работе с родителями;
Другие документы.
Таким образом, использование технологии портфолио поможет администрации целенаправленно и системно осуществлять мониторинг индивидуального профессионального совершенствования и развития личности каждого педагога, иметь полную информацию о результатах деятельности специалиста, выявлять ценный опыт с целью его распространения среди коллег, а также эффективно управлять личностно-профессиональным ростом педагога, координировать коллегиальные усилия по повышению результативности работы учреждения .