Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Товарковская средняя общеобразовательная школа № 1»
Районное методическое объединение
учителей начальных классов
Портфолио как средство мониторинга деятельности обучающегося
Подготовила: Скальская О. С.,
учитель начальных классов
2015/2016г
Портфолио как средство мониторинга деятельности обучающегося
В соответствии со ФГОС НОО портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений обучающихся. Портфолио или Портфель достижений обучающегося начальных классов включен как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу начального общего образования.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Уставом МКОУ «Товарковская СОШ 1» разработано Положение о портфолио обучающихся Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Товарковская средняя общеобразовательная школа №1». В положении указано, что портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях за определенный период обучения.
Портфолио позволяет учитывать результаты обучающегося в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, спортивной, социальной, коммуникативной.
Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального, основного и среднего общего образования, а также для представления личности обучающегося при переходе на следующую ступень обучения.
Основными задачами составления Портфолио являются:
- поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию обучающихся;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
- формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий обучающегося по ступеням обучения;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
- укреплять взаимодействие с семьей обучающегося, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой;
- активно вовлекать обучающихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Портфолио реализует следующие функции образовательного процесса:
Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени.
Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.
Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.
Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.
Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания
от класса к классу.
В портфолио отражены результаты мониторинга метапредметных УУД и предметных результатов деятельности обучающегося, которые систематизированы по годам обучения.
Портфолио обучающегося 1 класса начинается с карты первоклассника, в которую вносятся антропометрические данные ребенка, особенности его поведения, связанные с адаптацией, фиксируется уровень готовности ребенка к обучению в школе. В портфолио включены результаты педагогической диагностики первоклассника «Школьный старт». На основании данных этой диагностики составлен рейтинг стартовых метапредметных ууд, с которыми ребенок пришел в школу. В конце каждого года обучения метапредметные ууд диагностируются вновь. Индивидуальные результаты фиксируются, отслеживается динамика их развития (представлены результаты на конец 1-класса, 2-класса, 3-класса). По ним можно судить о наличии или отсутствии прогресса в формировании универсальных учебных действий.
Предметные результаты обучения представлены в портфолио: оценочными листами, материалами промежуточных работ, материалами итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Совокупный итог предметных и метапредметных результатов представлен в материалах и анализе комплексной работы, которая проводится в конце каждого года обучения.
Предметные результаты каждого года обучения отражены в табеле успеваемости обучающегося.
В портфолио нет индивидуальных показателей личностных результатов обучающегося, так как они не персонифицированы. Подводится общий итог сформированности результатов, который размещается в портфолио класса.
Портфолио класса также разделено по годам обучения. В нём отражены результаты мониторинга: метапредметных УУД, предметных и личностных результатов обучения. Мониторинг метапредметных УУД представлен таблицей «Мониторинг УУД. Прогресс в развитии». Предметные результаты представлены:
--анализом результатов промежуточных работ
-анализом результатов итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам
- анализом выполнения комплексной работы, в который включён сравнительный анализ уровня освоения предметных курсов
-результатами освоения учебного предмета (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение). В них указывается степень овладения определенными навыками (от нуля до двух баллов).
Личностный рост обучающихся зафиксирован в психологической карте, заполняемой психологом. Указывается общий уровень по классу.
Портфолио творческих достижений представляет все документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах, грамоты за участие в конкурсах, спортивных соревнованиях, сертификаты, исследовательские работы и рефераты, рецензии, отзывы и резюме о работе обучающихся.
Творческое портфолио хранится дома у каждого ребенка. Портфолио обучающегося и портфолио класса хранится в учебном кабинете.
Главное помнить, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты!