Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья «Мензелинская школа-интернат»
Портфолио педагога-психолога
Рыловой Ильсояр Фазлиахматовны
Мензелинск 2016 год
Раздел 1. Общие сведения
Фамилия: Рылова
Имя: Ильсояр
Отчество: Фазлиахматовна
Дата рождения: 1 августа 1966 года
Регион: Республика Татарстан
Населенный пункт: Город Мензелинск
Учреждение: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Мензелинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья»
Образование (ВУЗ и год окончания): Высшее. Елабужский государственный педагогический институт, 1989 год
Профессиональная переподготовка в Институте непрерывного педагогического образования. 2005 год
Специальность по диплому: Преподаватель дошкольной педагогики и психологии. Методист по дошкольному воспитанию. Педагог-психолог.
Общий педагогический стаж: 32 года
Стаж работы в данном учреждении: 16 лет
Квалификационная категория: 1 квалификационная категория с 2011 года
Звание, награды: Благодарственное письмо МОиН РТ 2015 год;
Почетная грамота РОО 2014 год; Благодарственное письмо Главы Мензелинского муниципального района 2015 год.
Формы повышения Вашей квалификации за последние 5 лет: Курсы повышения квалификации в Институте экономики, управления и права по программе «Инновационные подходы к организации и планированию учебно-воспитательного процесса в коррекционной школе-интернате» в объеме 144 часа. 2014 год
Оглавление
Раздел 1. Общие сведения ……………………………………………. 2
1.1.Пояснительная записка …………………………………………… 4
Раздел 2. Основные направления деятельности………………………….… 4
2.1. Диагностическая работа …………………………………………. 7
2.2.Коррекционно-развивающая работа……………………………. 12
2.3.Психорофилактическая деятельность…………………………… 16
2.4. Консультативно-просветительская деятельность……………… .20
2.5. Распространение педагогического опыта ……………………… 24
Раздел 3 Учебно-методическая оснащенность ……………………………. 30
3.1. Дидактический материл…………………………………………. 30
3.2. Диагностический инструментарий……………………………… 33
3.3. Информационные технологии………………………………….. 37
3.4. Список методической литературы……………………………… 39
Приложение ………………………………………………………………….. 41
1.1. Пояснительная записка
Проблемы обучения, воспитания, готовности к самостоятельной жизни и социального благоустройства детей-сирот стояли перед нашим обществом всегда. Дети, оставшиеся без попечения родителей, есть в любом обществе, так как никто не застрахован от тех поворотов судьбы, которые могут нас ожидать в жизни.
Процесс социализации является одним из самых важных процессов в жизни человека, помогающей стать ему личностью, включенной в общественные отношения, и обеспечивающий нормальное социальное функционирование.
Процесс подготовки к самостоятельной жизни детей в сиротском учреждении характеризуется рядом особенностей: специфическими механизмами адаптивного поведения, наличием комплекса социальной неполноценности, нормы и ценности у воспитанника школы-интерната существенно отличаются от общепринятых. Выпускники не обладают бытовыми навыками в необходимом объеме. Ребенку практически невозможно усвоить основные навыки в детском доме или интернате, поскольку организация питания в столовой не предполагает участия воспитанников в приготовлении пищи, а уборка и другие «домашние дела» входят в обязанность сотрудников. Что касается такого важного аспекта, как умение распределять бюджет, то только 60% выпускников, по их собственной оценке, умеют это делать, остальным не хватает соответствующих знаний и умений. Присутствует в их жизни несформированность семейных установок. Выпускники не могут создать полноценные семьи из-за слабо развитого чувства ответственности и безразличия тех, кто связал с ними жизнь. Их мотивация в общении заключена в получении большей выгоды. Из-за отсутствия близко-эмоциональных отношений в стенах детских домов и интернатов, выпускники боятся «выходить» в социум. У ребят остро стоит проблема выбора значимых лиц, на которых бы они могли положиться.
Таким образом, необходимо помочь выпускнику интернатного учреждения перейти из упрощенного и специфического «мирка» школы-интерната в сложный и трудный современный мир, найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни. В решении этой задачи большую роль играет система психологического сопровождения воспитанников на протяжении всего периода пребывания в коррекционной школе-интернате.
Основные задачи социально-психологической подготовки детей к самостоятельной жизни:
1.Формировать самоопределение (включает самосознание, систему мотивов и ценностей, временную перспективу и профессиональную направленность).
2. Развивать интеллектуальная готовность - определенный уровень познавательного развития; уровень, который позиционирует молодого человека в его «социальной нише».
3. Корригировать устойчивый эмоциональный фон, что предполагает уравновешенность личности в ситуациях различной сложности.
4. Прививать коммуникативные навыки, что помогают человеку не только успешно общаться, но и получать необходимую информацию и использовать ее адекватно ситуации
Задачи и направления деятельности педагога-психолога на разных возрастных этапах:
1. Младшее звено: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
2. Среднее звено: в 5-7 классе особое внимание уделяется вопросам культуры общения и выработке элементарных правил вежливости — повседневному этикету и коррекции агрессивного поведения. Очень важно, чтобы подростки осознавали, что культура поведения является неотъемлемой составляющей системы межличностного общения. Учащиеся упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию
3.Старшее звено: 8-9 классы: ученики знакомятся с психологическими различиями между полами, изучают традиции создания семьи, размышляют о факторах и условия создания счастливой семьи,
Занятия в 9 классе формируют ответственное отношение к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий, подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, свои физические и умственные возможности, выбирая профессию.
Психологическое сопровождение детей осуществляется на индивидуальных и групповых занятиях, позволяет решить поставленные задачи и осуществлять социально-психологическую подготовку детей к самостоятельной жизни, тем самым увеличить количество выпускников, способных самостоятельно решать свои проблемы, умеющих устанавливать контакты, способных противостоять дурному влиянию.
Раздел 2.Основные направления деятельности
2.1.Диагностическая работа, проводимая в течение учебного года
№ | Виды деятельности |
1 | Первичная диагностика вновь прибывших в школу учащихся с целью получения объективных данных в психическом развитии. Отслеживание динамики адаптации в новом ученическом коллективе |
2 | Изучение семейного микроклимата детей, находящихся на домашнем обучении. |
3 | Определение уровня школьной тревожности |
4 | Определение социально-ситуативной тревожности подростков |
5 | Первичная диагностика эмоционального состояния учащихся 5 класса при переходе в среднее звено. Повторная диагностика адаптации учащихся 5 класса к среднему звену |
6 | Диагностика личностных качеств учащихся, стоящих на внутришкольном учёте и в ПДН. |
7 | Определение мотивации учения |
8 | Изучение межличностных отношений учащихся. Определение социометрического статуса. |
9 | Психологическое обследование детей, рекомендованных на РПМПК |
10 | Педагогический мониторинг «Определение уровня воспитанности учащихся школы-интерната» |
11 | Изучение семейных взаимоотношений. Выявление семейного неблагополучия. Кинетический рисунок семьи. |
12 | Диагностика эмоционально-волевой сферы, характерологических особенностей «трудных» детей по запросу педагогов |
13 | Интересы, склонности, изучение профессиональных намерений старшеклассников. Диагностика уровня самоопределения и профессиональной направленности выпускников (совместно с СПС) |
14 | Изучение отношения к употреблению алкоголя, наркотиков, табакокурению |
15 | Диагностика готовности при переходе в среднее звено |
16. | Психологическое обследование детей для составления характеристик |
Диагностика уровня воспитанности
Постоянное диагностирование по параметрам развития личности создает возможность для своевременной коррекции деятельности педагогов по воспитанию учащихся, позволяет определить траекторию развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и уровня воспитанности.
Исследование уровня воспитанности проводится один раз в год (в апреле-мае). При таком подходе можно видеть динамику изменений в уровнях воспитанности и своевременно вносить изменения в воспитательный процесс.
Обобщенные результаты уровня воспитанности
учащихся 7-9 классов коррекционной школы-интерната
| Кол-во детей | 2014-2015год | 2013-2014 год |
Уровни воспитанности | - | | |
Низкий | 1 | 1,5 % | - |
Ниже среднего | 5 | 8% | 14% |
Средний | 32 | 49% | 52% |
Выше среднего | 18 | 27,5% | 32% |
Высокий | 9 | 14% | 2% |
| 65 | | |
![]()
На уровне выше среднего оценены такие качества, как трудолюбие (3,9),
бережливость (3,8), вежливость (3,9), дисциплинированность (3,8). Данные качества высоко оцениваются уже на протяжении 5 лет. За эти годы на прежнем уровне остаются коллективизм (3,5), любознательность, колеблется показатель ответственности.
№ | Оцениваемое качество | 2012-13 уч.год | 2013-14 уч.год | 2014-15 уч.год |
1 | Гуманность к окружающим | 3,6 | 3,7 | 3,7 |
2 | Вежливость | 3,8 | 3,5 | 3,9 |
3 | Трудолюбие | 3,8 | 3,9 | 3,9 |
4 | Физическая культура | 3,7 | 4 | 3,6 |
5 | Бережливость | 3,8 | 3,9 | 3,8 |
6 | Честность | 3,6 | 3,6 | 3,7 |
7 | Активность | 3,7 | 3,8 | 3,6 |
8 | Любознательность | 3,6 | 3,6 | 3,6 |
9 | Дисциплинированность | 3,7 | 3,7 | 3,8 |
10 | Ответственность | 3,5 | 3,7 | 3,6 |
11 | Коллективизм | 3,5 | 3,5 | 3,5 |
![]()
Учебная мотивация
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Интерес школьников к учебе резко снижается с переходом из начального звена в среднее. В подростковом возрасте учебная мотивация ослабевает даже у нормально развивающихся детей, не говоря уже о подростках с особыми образовательными потребностями. Именно поэтому, диагностика учебной мотивации проводится ежегодно, чтобы не упустить момент, когда трудно будет повернуть ребенка к учебе лицом.![]()
![]()
2.2.Коррекционно-развивающая работа с учащимися, проводимая в течение учебного года
№ | Виды деятельности |
1 | Адаптационные занятия при поступлении в школу |
2 | Адаптационные занятия по преодолению трудностей при переходе в среднее звено |
3 | Занятия по коррекции познавательной деятельности |
4 | Занятия по пропаганде здорового образа жизни |
5 | Занятия по коррекции поведения, эмоционально-волевой сферы, агрессии. |
6 | Профилактические занятия по предупреждению правонарушений среди учащихся |
7 | Групповые занятия по формирования позитивного отношения к школе |
8 | Групповые занятия по пропаганде ЗОЖ |
9 | Занятия по развитию коммуникативных навыков. Игровые психологические практикумы. |
10 | Коррекция страхов, тревожности, замкнутости посредством сказкотерапии, арттерапии, песочной терапии |
11 | Занятия по коррекции психомоторики и сенсорных процессов |
12 | Групповые занятия по половому воспитанию со старшеклассниками |
13 | Занятия по профориентации и вопросам жизненного самоопределения (совместно с СПС) |
14 | Индивидуальные коррекционные занятия с детьми, находящимися на домашнем обучении (по запросу родителей) |
Участие в коррекционно-развивающих занятиях помогает детям получить новые знания, формировать навыки, эмоционально разрядиться, сбросить зажимы, обыграть глубоко спрятанные в подсознание страх, беспокойство, они становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к миру и людям. На таких занятиях дети учатся осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков. Постепенно у детей формируется умение принимать самих себя и других, осознавая при этом свои и чужие достоинства и недостатки.
Во время проведения коррекционно-развивающих занятий используется:
Дидактический материал по системе Монтессори


Стол для работы с песком


Сказкотерапия


Арт терапия
Музыкотерапия
Игры и упражнения на коррекцию познавательных процессов, тревожности, агрессивности, на формирование навыков позитивного взаимодействия и др.
Психогимнастика.
Ароматерапия
Наряду с ослабленным познавательным потенциалом, школьники страдают психологическими проблемами. В решении этого вопроса большая роль отводится методикам, помогающим снять внутреннее напряжение, стабилизировать эмоциональное состояние.
Релаксационные мероприятия осуществляются в сенсорной комнате, где имеется необходимое оборудование:
Сухой бассейн
Конструктор мягкий
Маты
Мячи набивные
Сенсорный круг
Сенсорная черепаха
Сенсорная тропа
Уточка и лошадка
Пуф медведь
Обручи
Игра «набрось кольцо»
Зеркальный шар с проектором
Светильник «Пламя»
Напольный светильник «Бесконечность»
Панно «Звездное небо»
Светильник «Уфо»
Светящееся волокно
Угловая пузырьковая колонна
Стол для работы с песком
Аппарат для ароматерапии
Музыкальный центр


2.3. Психопрофилактическая работа, проводимая в течение учебного года.
№ | Виды деятельности |
1 | Участие в работе Штаба по профилактике правонарушений |
2 | Индивидуальные профилактические занятия и беседы с учащимися, состоящими на внутришкольном учёте |
3 | Работа по профилактике самовольных уходов, воровства, правонарушений среди подростков (совместно с классными руководителями, социальным педагогом, воспитателями) |
4. | Наблюдение за сохранением положительного микроклимата в учебно-воспитательном процессе |
5 | Участие в работе Школьного психолого-педагогического консилиума. |
6 | Работа по запросу, администрации, воспитателей, классных руководителей |
7 | Реализация курсов занятий по пропаганде ЗОЖ по возрастным группам |
8 | Анкетирование по выявлению склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) |
![]()
Примерный комплексный план профилактической работы с воспитанником, склонным к правонарушениям
Фамилия, имя ученика _____________________________
Класс ______________________________
Сроки реализации плана: в течение учебного года
№ п.п. | Мероприятия по коррекции | Ответственный специалист |
1 | Разборы сложных педагогических ситуаций, связанных с нарушениями поведения со стороны воспитанника школы-интерната. Оценка ситуации, возникшей в отношениях со сверстниками или другими участниками воспитательно-образовательного процесса. Переоценка ситуации и поиск альтернативных возможностей решения проблемы | Педагог-психолог Классный руководитель Воспитатель Социальный педагог Медицинский работник Сотрудники КДН Администрация школы-интерната Специалисты СПС |
2 | Снижение напряжения и стабилизация эмоционального состояния. Релаксационные мероприятия в сенсорной комнате. | Педагог-психолог |
3 | Отрабатывание навыков бесконфликтного взаимодействия с окружающими | |
4 | Изучение эмоционального состояния воспитанника. Коррекция эмоционально-волевой сферы с использованием элементов арт-терапии | Классный руководитель Воспитатель Социальный педагог Администрация школы-интерната |
5 | Коррекция защитно-агрессивной установки, осознание поведения и расширение поведенческого репертуара (обсуждение норм и правил поведения, представлений о социальных ролях; осознание привычных коммуникативных стереотипов, осознание своей роли в группе) | Педагог-психолог |
6 | Повышение учебной мотивации. Контроль за успеваемостью и посещаемостью учебного процесса. Овладение рациональными приемами организации учебного процесса. Осознание значимости интеллектуального и физического труда. | Педагог-психолог Классный руководитель Воспитатель |
7 | Работа с будущим: стимулирование размышлений о будущем; расширение возможных вариантов своего будущего; в зависимости от целей и форм поведения воспитанника. | Социальный педагог Классный руководитель Воспитатель Администрация школы-интерната |
8 | Участие в групповых занятиях по формированию коммуникативной культуры | Педагог-психолог Классный руководитель Воспитатель |
9 | Участие в групповых занятиях по безопасности жизнедеятельности, по пропаганде ЗОЖ | Классный руководитель Воспитатель Медицинский работник |
10 | Диагностирование и консультирование по вопросам профориентации и жизненного самоопределения | Педагог-психолог Классный руководитель Воспитатель |
11 | Наблюдение за динамикой поведения. Непрерывный контроль за времяпровождением подростка. Строгий регламентированный режим дня. | Классный руководитель Воспитатель Педагог-психолог Социальный педагог |
2.4.Консультативно-просветительская деятельность.
Консультативно-просветительская работа направлена на разъяснение взрослым и детям психологических знаний, а также помощь в разрешении проблемных ситуаций. Наиболее востребованные тематики:
Консультации для педагогов:
По результатам диагностической работы;
По заполнению карт наблюдения и написанию характеристик;
снижению уровня тревожности, агрессивности учащихся;
по вопросам межличностных отношений «ученик-ученик, ученик-учитель»:
по вопросам взаимодействия с гиперактивными детьми;
по способам и методам изучения личности ребёнка.
Консультации для родителей
по вопросам межличностных отношений в семье;
по вопросам возрастных особенностей развития детей;
по вопросам разрешения конфликтных ситуаций в семье;
по вопросам личностно профессионального самоопределения подростков;
особенности усвоения программы обучения;
по половому воспитанию подростков.
Консультации для учащихся:
• по вопросам межличностных отношений в семье и школе;
• по вопросам жизненного и профессионального самоопределения;
![]()
Семинары для педагогов, выступления на педагогическом совете
№ | Тематика | Дата | Форма |
| Адаптация к школе-интернату вновь поступающих на обучение и воспитание детей | ежегодно | Педагогический совет |
| Динамика уровня воспитанности учащихся коррекционной школы-интерната г.Мензелинска | 2015 год | Педагогический совет |
| Психологические основы педагогического общения. | 2013 год | семинар |
| Профилактика эмоционального выгорания педагогов | 2013 год | семинар |
| Работа педагога с «трудными» детьми | 2014 год | Семинар |
| Особенности воспитательной работы педагога с учащимися подросткового возраста | 2014 год | Семинар |
| Психологическое сопровождение пятиклассников при переходе в среднее звено | ежегодно | Педагогический совет |
ШМО учителей начальных классов, учителей предметников, классных руководителей, воспитателей.
1 | Профилактика детского неблагополучия и суицида в школе–интернате | 25.11.15 | ШМО классных руководителей |
2 | Половое воспитание и подготовка к семейной жизни воспитанников детских домов и школ-интернатов | 28.01.16 | Собрание классных руководителей |
3 | Технология работы педагога коррекционной школы-интерната с неблагополучными семьями | 16.11.15 | ШМО воспитателей и классных руководителей |
4. | Формирование учебной мотивации учащихся на уроках трудового обучения | 27.01.15 | ШМО учителей трудового обучения |
5 | Особенности психического развития учащихся младших классов | 28.10.15 | ШМО учителей начальных классов |
Просвещение родителей
1 | Личная безопасность детей | 5.02.14 | Родительское собрание |
2 | Роль семьи в воспитании нравственности школьника | 26.10.12 | Родительское собрание |
3 | О деятельности психологической службы коррекционной школы-интерната | 27.10.13 | Родительское собрание |
4 | Как повысить учебную мотивацию ребенка | 22.10.15 | Родит. собрание |
5 | Совместная деятельность семьи и школы по подготовке детей к самостоятельной жизни | 05.02.14 | Родительское собрание |
6 | Возрастные кризисы детей, как переход на новую ступень психофизического развития | 24.02.15 | Районный семинар приемных родителей |
7 | Как помочь ребенку в приемной семье | 12.11.12 | Районный семинар приемных родителей |
| Как разрешить сложные проблемы в приемной семье | 11.10.13 | Районный семинар приемных родителей |
2.5.Распространение педагогического опыта
Открытое занятие на тему: Большое путешествие маленького принца
Цель: ориентация на здоровый образ жизни.
Дата: 9.12.15. Участники: учащиеся 3 класса

Детско-родительский тренинг « Я расту в семейном кругу»
Дата: 30.03.15 Участники: приемные семьи
Цель: формировать в детях и их родителях чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях; повышение психолого-педагогических знаний родителей

Детско-родительский тренинг для детей-инвлидов, находящихся на домашнем обучении и их родителей
Тема: Семья человеку первую путевку в жизнь дает. Дата: 06.12.13
Участники: дети-инвалиды, находящиеся на домашнем обучении и родители.
Цель: помочь ребенку в осознании себя как полноправного, любимого члена семьи, повышение педагогической культуры родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

Занятие по коррекции психических процессов с учащимися 2 класса
Тема: Путешествие в маленькую страну Дата: 25.01.13
Цель: коррекция психических процессов

Коррекционно-развивающее занятие на тему: Путешествие в страну хорошего настроения
Дата: 29.11.12 Участники: учащиеся начальных классов
Цель: сохранение психического здоровья младших школьников.

Занятие на тему «Веселая переменка»
Дата:13.04.13. Участники: младшие школьники Цель: психологическая профилактика и коррекция проявлений школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста
Тема занятия «Калейдоскоп эмоций»
Дата: 25.11.13 Участники: 3а и 3б классы
Цель: сохранение и укрепление психического здоровья детей
Занятие с элементами тренинга "Научись говорить "Нет!"
Дата: 5.02.12. Участники: подростки
Цель: способствовать формированию антинаркотических установок

Социально-психологический тренинг для детей-инвалидов и родителей на тему «Дело было вечером, делать было нечего»
Дата: 5.12.14. Участники: дети с ОВЗ, родители
Цель: осознание родителями своих личностных возможностей в деле воспитания и обучения ребенка.

Классный час с элементами тренинга на тему «Время доверять» Дата: 21.09.15 Участники: подростки 5-7 классов Цель занятия: ознакомление с детским телефоном доверия, как услуге экстренной психологической помощи; формирование представлений о трудных жизненных ситуациях; повышения доверия к сверстникам и взрослым
Социально-психологический тренинг по развитию коммуникативной культуры подростков «Я в мире людей»
Дата: 20.02.15 Участники: учащиеся 6-7классов
Игровой психологический практикум по развитию коммуникативной культуры подростков
Дата: 28.02.14. Участники: учащиеся 6-7классов
Раздел 3. Учебно-методическая оснащенность деятельности педагога-психолога
Для успешной деятельности педагога - психолога в образовании важно правильно организовать рабочее пространство. В наличии школы-интерната 2 кабинета психологического сопровождения:
-рабочий кабинет педагога-психолога
-сенсорная комната.
Кабинеты располагаются на третьем этаже школы-интерната, в левом крыле здания, вдали от медицинского и административного кабинетов, согласно требованиям ФГОС. Функциональное распределение кабинета по зонам помогает заниматься консультированием и диагностикой, профилактикой и просвещением; развивающей, коррекционной, методической деятельностью.
Эффективность функционирования психологического кабинета «Мензелинской школы – интерната VIII вида» базируется на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также подкрепляется необходимым техническим оснащением и оборудованием.
3.1.Дидактический материал
Материал по коррекции и развитии мышления
Материал по коррекции и развитию памяти
Материал по коррекции и развитию воображения
Материал коррекцию и развитие произвольной сферы
Материал по коррекции и развитию мелкой моторики пальцев рук
Картотека пальчиковых гимнастик
Материал по коррекции и развитию внимания
Картотека дыхательных гимнастик
Игры на коррекцию внимания
Картотека релаксационных мероприятий
Диагностический набор
Набор картинок на диагностику мышления
Картотека психологических настроев
Разрезные картинки разной конфигурации
Кубики разного цвета
Игра «Сравни и отличи» (наборы картинок типа: самолет-птица, кукла-девочка),
Набор геометрических форм и предметов
Картотека с целью коррекции и развития эмоциональной сферы
Набор картинок на диагностику пространственной ориентировки
Карточки психологической диагностики отклонений развития детей
Карточки с целью изучения эмоциональных состояний человека
Раздаточный материал (фрукты, овощи)
Карточки для разбора проблемных ситуаций с обучающимися
Карточки для изучения эмоций
Раздаточный материал (машины, бабочки, мячики)
Развивающие игры
Настольная игра «Грузи и вези» |
Настольная игра «Майя» |
Настольная игра «Каркассон» |
Настольная игра «Эй, это моя рыбка» Настольная игра «Камисадо |
Настольная игра «Лови мышей» |
Настольная игра «Конфетти» |
Мозаика |
Конструктор деревянный |
Мягкий конструктор |
Вкладыши |
Шнуровка |
Волшебный мешочек |
Лабиринт |
Пальчиковый театр мягкий (зоопарк, цирк) |
Пальчиковый театр деревянный (теремок, курочка ряба, репка) |
Театр по сказке «Заюшкина избушка» |
Уникуб |
Пирамидка |
Пазлы «Машина» |
Кубики |
Машинка |
Тележка |
Материалы для ручной работы, развития мелкой моторики и творчества
1 | Пластилин |
2 | Краски |
3 | Карандаши цветные |
4 | Бумага для рисования |
5 | Цветная бумага |
6 | Клей |
7 | Мелки восковые |
8 | Ножницы |
9 | Фломастеры |
10 | Линейка |
11 | Точилка, стерка |
3.2.Диагностический инструментарий
Работа с учащимися |
Таблицы Шульте. Изучение внимания. | Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов», авт.- сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2000. |
Узнавание перечеркнутых изображений. Изучение зрительного восприятия | Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов», авт. - сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2000. |
Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора). Изучение зрительного восприятия. | Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов», авт. - сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2000. |
Понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов. Изучение восприятия пространства. | Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов», авт. - сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2000. |
Зрительная память. Изучение памяти. | Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов», авт. - сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2000. |
Заучивание 10 слов. (Автор А. Р. Лурия) Изучение памяти. | Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка.- Москва, 1994. |
Изучение пространственной ориентации и конструктивного праксиса. | Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка.- Москва, 1994. |
Четвертый лишний. Изучение мышления. | Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний. Методическое пособие. Автор - составитель: Кирбатова О.В. – Ростов-на-Дону,2001. |
Установление последовательности событий. Изучение мышления. | Забрамная С. Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. Пособие для психолого-педагогических комиссий.- М.: Владос, 2005. |
Классификация понятий (методика Гольдштейна-Выготского-Зейгарник). Изучение мышления. | Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний. Методическое пособие. Автор - составитель: Кирбатова О.В. – Ростов-на-Дону,2001. |
Методика выделения сходства и различия. Изучение мышления. | Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний. Методическое пособие. Автор - составитель: Кирбатова О.В. – Ростов-на-Дону,2001. |
Простые аналогии. Изучение мышления | Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов», авт.- сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2000. |
Выделение двух существенных признаков. Изучение мышления. | Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов», авт.- сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2000. |
Методика изучения школьной мотивации. Автор Лусканова Н.Г. | Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996 |
Методика «Прояви сочувствие». Изучение эмоционально-волевой сферы. | Шаповалова О.Е. Современные подходы к изучению эмоционального развития умственно отсталых школьников.// Коррекционная педагогика, №3(15), 2006. |
Методика «Приятно - неприятно». Изучение эмоционально-волевой сферы. | Шаповалова О.Е. Современные подходы к изучению эмоционального развития умственно отсталых школьников.// Коррекционная педагогика, №3(15), 2006. |
Методика «Наша школа». Изучение эмоционально-волевой сферы. | Шаповалова О.Е. Современные подходы к изучению эмоционального развития умственно отсталых школьников.// Коррекционная педагогика, №3(15), 2006. |
Опросник «Страхи». Изучение эмоционально - аффективной сферы. | Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995. |
Выявление уровня тревожности у подростков. Изучение эмоционально-волевой сферы. | Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995. |
Самооценка. Модифицированный вариант методики Дембо – Рубинштейна. Изучение личностных особенностей. | Папка «Диагностический материал. Старшеклассник». |
Опросник «Профессиональные намерения обучаемых». Изучение профессиональной ориентации. | Папка «Диагностический материал. Старшеклассник». |
Работа с педагогическим коллективом |
Стиль взаимодействия субъектов образовательного процесса. | Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М.: СЦ «Сфера», 2000. |
Уровень комфортности в коллективе. | Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М.: СЦ «Сфера», 2000. |
Характерологические особенности педагогов. | Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М.: СЦ «Сфера», 2000. |
Анкета учителя. | Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996 |
Оценка профессиональной направленности личности учителя. | Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995. |
Оценка агрессивности педагога (А.Ассингер). | Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995. |
Способность педагога к эмпатии. | Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995. |
Опросник «Взаимоотношения в педагогическом коллективе». | Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М.: СЦ «Сфера», 2000. |
Индивидуальный стиль педагогической деятельности. | Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М.: СЦ «Сфера», 2000. |
Работа с родителями |
Тест - опросник родительского отношения к детям (А.Я.Варга, В.В.Столин) | Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. |
Особенности и недостатки семейного воспитания. | Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. |
Опросник АСВ (Анализ семейного воспитания). | Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996 |
3.3.Информационные технологии:
Информация с интернет сайтов, содержащих информацию по детской, возрастной и коррекционной психологии, используется для оформления наглядной информации для стендов и родительских уголков, подготовке к родительским собраниям и педагогическим советам.
school-collection.edu.ru –единая коллекция ЦОРов.
pedlib.ru - Педагогическая библиотека, постоянно пополняющееся собрание литературы по всем наукам, имеющим отношение к воспитанию и обучению детей.
invalid-detstva.ru описание проблем, возникающих у детей, материалы для выступлений перед учителями и родителями.
psycheya.ru – библиотека статей, текстов по психологии.
psychology.net.ru – новости психологии, тренинги, семинары, психологические тесты, психологический форум, библиотека, психологический клуб, коллекция рефератов.
ikprao.ru - Сетевое издание по коррекционной педагогике и специальной психологии: научно-методический журнал.
portalschool.ru – российский образовательный портал
http://www.edu.ru/- Федеральный портал «Российское образование»
collection.edu.ru - Сборник методических разработок для школы на российском образовательном портале Министерства образования и науки российской федерации
psychology.net.ru –тренинги, психологические тесты, библиотека, психологический клуб.
danilova.ru - большое число презентаций для коррекции и развития детей: цвета, формы, длины, парные предметы, свойства предметов, противоположности, к сказкам
festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей – Открытый урок
psygorodok.org.ua Психологические методики, игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления и коррекцию эмоциональной сферы личности, нарушений общения, научные и популярные статьи, книги, ссылки на полезные ресурсы по психологии.
psihologu.info Энциклопедия школьного психолога, психологические игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления и коррекцию эмоциональной сферы личности, нарушений общения, научные и популярные статьи, книги, ссылки на полезные ресурсы по психологии.
.psylesson.ru уроки психологии в школе с 1 по 11 классы. К каждому уроку прописаны: цель, задачи, ход урока, вывод, контрольные вопросы и домашнее задание.
psychology.net.ru – психологические тесты, психологический форум
effecton.ru – большая коллекция тестов
psygorodok.org.ua Психологические методики на внимание, память, мышление и эмоциональную сферу личности.
psihologu.info Энциклопедия школьного психолога, психологические игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления и
Использование мультимедийных средств (интерактивная доска, ноутбук, проектор), применение презентаций, слайд-шоу, CD-фильмов в просветительской работе психолога делает ее более интересной и продуктивной.
3.4.Список методической литературы
Психолого-педагогическая диагностика | С.Д.Забрамная |
Диагностика психолого-социальной дезадаптации | Т.А.Шилова |
Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении | Н.П.Слободяник |
Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия | Е.Д.Шваб |
Психологические тесты | А.А.Карелина |
Справочная книга школьного психолога | Р.В.Овчарова |
Психологическое изучение профессиональной направленности личности | В.А.Худик |
Помощь трудным детям | М.Раттер |
Психология | Р.С.Немов |
Общая психопатология | В.В.Марилов |
Настольная книга практического психолога | Е.И.Рогов |
Практическая психология | Р.С.Немов |
От диагностики к развитию | С.Д.Забрамная |
Психогимнастика | М.И.Чистякова |
Индивидуальный подход в воспитании ребенка | Я.И.Ковальчук |
Образование в области профилактики аддиктивных форм поведения | Б.И.Хасан |
Психологичекие основы профилактики наркомании | Р.Х.Шакуров |
Воспитание сенсорной культуры ребенка | Л.А.Венгер |
Познавательная деятельность личности | В.М.Соловьев |
Семья и дети в антинаркоти ческих программах | Н.В.Вострокнутов |
Психогимнастика в начальной школе | Е.А.Алябьева |
Психологическая защита у детей | И.М.Никольская |
Азы общения | В.Сергеечева |
Дезадаптивное поведение детей | Н.А.Рычкова |
Психологическое здоровье детей | В.Е.Дружинин |
Проведение опроса общественного мнения в школе | О.Б.Компаниец |
Игры-занятия с детьми с нарушениями умственного и речевого развития | А.В.Гришвина |
Энциклопедия психологических тестов | А.Карелин |
Сказка в гостях у психолога | О.В.Защиринская |
Психологическое сопровождение аттестации педагогов | Т.Л.Иванова |
Психолог в учреждении сиротского типа | Из опыта |
Коррекционно-развивающие занятия для детей | Е.Алябьева |
Коррекционная работа педагога-психолога с детьми, имеющими отклонения в развитии | Л.П.Спирина |
Проблемы школьной психогигиены | Е.К.Кустобаева |
Психологическое сопровождение адаптации учащихся в 1,5,10 классах | Т.Л.Иванова |
Психологическое консультирование | Т.К.Юсина |
Созависимость и пути её преодоления | Л.М.Зорина |
Организация диагностической и психокоррекционной работы с детьми | А.А.Осипова |
Как преодолеть трудности в обучении детей | А.Ф.Ануфриев |
Система социально-психологического сопровождения детей-сирот в интернатном учреждении | В.В.Зарецкий |
Приложение
Грамоты и благодарственные письма
Диплом за участие в V Конкурсе социальных и культурных проектов ОАО «РИТЭК» и благотворительного фонда «Лукойл» за проект «Создание условий для социально-психологической готовности к самостоятельной жизни выпускников специальной (коррекционной) школы-интерната». Грант. 2014 год
Благодарственное письмо Министерства образования и науки Республики Татарстан. Приказ№399-н от 05.11.2015
Благодарственное письмо Главы Мензелинского муниципального района. 2015 год
Почетная грамота МКУ «Отдел образования» Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района РТ.2014 год
Грамота победителя муниципального этапа Республиканского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2016»
Дипломы и сертификаты
Сертификат Участника межрегионального конкурса «Кабинет психолога, как эффективный инструмент психологического сопровождения образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС» 2015 г
Диплом 1 степени IV Всероссийского конкурса «Лучшая авторская программа учебных дисциплин, элективных курсов, спецкурсов и курсов по выбору» №А IX-IV/ 022 от 05.05.2015. Название работы: Социально-психологический тренинг для детей с ограниченными возможностями здоровья и родителей на тему «Дело было вечером, делать было нечего».
Диплом за 1 место во Всероссийском конкурсе «Лучшая методическая разработка в учебно-воспитательном процессе». №Т-038/06-2014 Конкурсная работа: Детско-родительский тренинг для детей-инвалидов и их родителей «Семья первую путевку в жизнь дает»
Свидетельство о публикации методического материала Серия 004-01313 на сайте htt: // pedmaster.//ru/publikatsii
Сертификат участника Республиканского семинара-совещания руководителей образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с ОВЗ по теме «Личностно-ориентированный подход в процессе обучения и воспитания детей, как средство их успешной адаптации и интеграции в современном обществе»
Сертификат участника 1 Республиканского конкурса «Вектор успеха-2011: лучшие разработки методических пособий и коррекционных занятий по логопедии и специальной психологии»
Диплом «Учитель цифрового века» за активное применение в работе современных информационных технологий, эффективное использование цифровых предметно-методических материалов, предоставленных в рамках проекта» 2013 год
27