СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Портфолио учителя как показатель роста профессиональной компетентности.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. Приоритетной   становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.

Просмотр содержимого документа
«Портфолио учителя как показатель роста профессиональной компетентности.»



МБОУ «Столбищенская СОШ» Лаишевского района РТ









Портфолио учителя как показатель роста профессиональной компетентности.



























Учитель английского языка Ахмадеева А. П.



2017

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. Приоритетной становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.

Гарантом достижения поставленной цели является свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог. Именно поэтому проблема становления и развития профессиональной компетенции является общественно-государственной проблемой, решению которой уделяется особое внимание.

На современном этапе преподавания педагогу необходимо быть профессионально компетентным в связи с повышением требований к качеству образования.

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Слайд 2

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование учителя, это также формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, развитие творческой индивидуальности, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности: слайд 3

• самоанализ и осознание необходимости повышения профессиональной компетентности;

• планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

• самопроявление, самоанализ, самокорректировка.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога: слайд 4

1. Работа в методических объединениях, творческих группах.

2. Исследовательская, экспериментальная деятельность.

3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.

4. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях.

5. Обобщение собственного педагогического опыта.

6. Использование ИКТ.

Но ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

Действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций, хорошей мотивационной основой деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности является «Портфолио».

Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития.

Портфолио даёт объективную информацию об учительских профессиональных достижениях, о реальном качестве работы педагога, фиксирует динамику изменения качества профессиональной деятельности, а также понятен не только специалистам, но и гражданам.

Что такое портфолио учителя? Портфолио — это описание в фактах педагогических качеств и достижений учителя, педагога, включающее в себя спектр документов, формирующий представление о специфике подхода и мере его профессиональной эффективности. Слайд 5

Портфолио является одним из стимулов стремления к самосовершенствованию. Заглянув в портфолио педагога или учителя, можно судить о его компетентности, профессиональном росте, достижениях и заслугах, подтвержденных различными сертификатами, грамотами и поощрительными наградами. Это является своеобразным мониторингом профессиональной деятельности.

Посредством портфолио педагог имеет реальную возможность самовыражаться и творчески раскрыться. Портфолио помогает "разложить по полочкам" результаты своей работы, а также приучает к анализу и систематизации наработанного опыта, умению обобщать и выделять главное. В портфолио отображаются личные научные публикации преподавателя, где отображены его идеи и направление педагогической деятельности.

Составление портфолио неизбежно ведет к научному подходу организации своего труда, помогает планировать дальнейшее совершенствование своего педагогического процесса, выявлять предыдущие ошибки и промахи, делать соответствующие выводы, что в конечном итоге делает нас более компетентными в своей области и конкурентоспособными на рынке труда.



ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПОРТФОЛИО: слайд 6

-повышение профессионального мастерства (качество);

-реальное представление о результатах деятельности и резервах;

-основание для аттестации;

-основа для участия в конкурсных и грантовых программах;

-предъявление результатов социуму через систематизацию наработок





ФУНКЦИИ ПОРТФОЛИО: слайд 7

1)накопительная:
достижения учителя (грамоты, сертификаты, дипломы и т. п.), набор рабочих материалов (конспекты уроков, тесты и тп),
2)модельная:
отражает динамику развития учителя, показывает результаты самообразования, позволяет проводить рефлексию, помогает спланировать деятельность



ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ НАД ПОРТФОЛИО: слайд 8

* непрерывность самомониторинга

* последовательность

* достоверность

* объективность

* актуальность

* логичность и лаконичность всех материалов

* аккуратность и эстетичность оформления

* наглядность результатов работы

* творчество (оригинальность)



ФОРМЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ: слайд 9

1. бумажно-папочный вариант — это файловая папка с вкладышами, в которой материалы размещаются в соответствии с указанной выше структурой.

2. электронное портфолио в виде презентации или Web – сайта оформляется в виде электронных таблиц с приложениями отсканированных документов, подтверждающих наличие наработанных материалов и достижений педагога, а также электронных файлов с работами педагога и учащихся.



Общепринятой модели портфолио нет. Портфолио учителя индивидуально. Кроме этого большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается.

Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Обычно рекомендуют следующие разделы Портфолио: слайд 10

  1. Общие сведения об учителе

Данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в различных областях и позволяет судить о процессе индивидуального профессионального развития педагога.

  1. Результаты педагогической деятельности

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя за определенный период.

Помещённые в этом разделе материалы, характеризуют результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированность у них ключевых компетенций по преподаваемым учителем предметам, сравнительный анализ деятельности педагога за 3 года (в виде схем, графиков, таблиц) на основании контрольных срезов знаний, участие школьников в школьных, районных, городских олимпиадах, конкурсах; результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; наличие среди учеников медалистов; данные о поступлении учеников в вузы по предметной направленности.

  1. Научно-методическая деятельность

В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога;

использование им современных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе:

• материалы, в которых обосновывается выбор образовательной программы;

• выбор образовательных технологий;

• обоснование и применение средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;

• использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;

• работа в методических объединениях;

• участие в профессиональных и творческих конкурсах;

• участие в методических и предметных неделях;

• организация и проведение семинаров, круглых столов; мастер-классов;

• проведение научных исследований, разработка авторских программ;

• подготовка творческого отчёта, реферата, доклада;

• публикации

  1. Внеурочная деятельность по предмету

• список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;

• список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;

• сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.);

• программы кружков, факультативов, элективных курсов

  1. Учебно-материальная база

В этом разделе отражается вклад учителя в методическое оснащение своего кабинета:

• список словарей и другой справочной литературы по предмету;

• список наглядных пособий;

• наличие технических средств;

• наличие компьютера и компьютерных средств;

• аудио - и видеопособия;

• наличие дидактического материала;

• измерители качества обученности учащихся.



  1. Выполнение функции классного руководителя

Этот раздел содержит базу данных по итогам учебно-воспитательного процесса с выведением рейтинга учащихся в целом и по предметам. Выявление уровня развития детского коллектива. Систему работы с Портфолио ученика.

Работа с родителями:

• анализ успеваемости и качества знаний учащихся класса;

• сведения о сохранении контингента обучающихся в классе;

• информация о правонарушениях;

• сведения о работе с родителями;

• разработки классных часов и родительских собраний.



7. Отзывы

В этом разделе размещаются отзывы руководителей разных уровней, коллег, родителей, учеников, выпускников, также могут быть представлены тексты заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и т. п.



Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Для того чтобы работа с портфолио приобрела определенную систему, администрации целесообразно предусмотреть: слайд 11


-обучение педагогов работе с технологией портфолио (значимость его для творческого роста, структура, подбор материалов, их оформление);

-оказание помощи педагогам в подготовке к публичной презентации авторского портфолио;

-информирование педагогического коллектива о содержательной составляющей авторского портфолио успешного учителя, профессиональная деятельность которого представляет значимость для коллег;

-учет оценки портфолио при подведении итогов работы педагогов

Таким образом, использование технологии портфолио поможет администрации целенаправленно и системно осуществлять мониторинг индивидуального профессионального совершенствования и развития личности каждого педагога, иметь полную информацию о результатах деятельности специалиста, выявлять ценный опыт с целью его распространения среди коллег, а также эффективно управлять личностно-профессиональным ростом педагога, координировать коллегиальные усилия по повышению результативности работы учреждения. Слайд 12

Интернет – ресурсы: слайд 13

Цветок http://img-otki.yandex.ru/get/9106/112424586.7b5/0_c014b_3c18021d_M.png

https://infourok.ru/vistuplenie-prezentaciya-na-temu-portfolio-uchitelya-960543.html

http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2013/01/09/portfolio-pedagoga-kak-sredstvo

http://открытыйурок.рф/статьи/526399/

http://открытыйурок.рф/статьи/526399/

http://static.klasnaocinka.com.ua/uploads/editor/3475/469184/sitepage_385/files/portfolio_uchitelya_kak_sredstvo_ocenki_urovnya_ego_professionalnoy_kompetencii_1.pdf

https://multiurok.ru/files/portfolio-kak-instrumient-piedaghoghichieskogho-rosta-uchitielia.html

https://educontest.net/ru/171590/портфолио-учителя-как-средство-оценк/#downloadjump