СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Портфолио учителя ( текстовый документ)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Портфолио учителя.Данные педагога в пед деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Портфолио учителя ( текстовый документ)»


Портфолио учителя

МБОУ Ряженской сош




Панченко Юлии Владимировны



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ Ряженская сош

Учитель русского языка и литературы.

Окончила ТГПИ г. Таганрога в 1998г.

Стаж работы в МБОУ Ряженской сош – 19 лет, общий педагогический стаж –19.

Квалификационная категория – 1

Классное руководство – 7 класс.


















Раздел I . "Официальные документы"



К А Р Т О Ч К А

учителя МБОУ Ряженской сош


Ф.И.О. Панченко Юлия Владимировна

Предмет русский язык и литература

Образование высшее

Стаж работы (с1998года) 19 лет


УЧЕБНЫЙ

ГОД


2011-2012 г.

2012-2013г.

2013-

2014 г.

2014-

2015 г.

2015-2016г.

2016-2017г.


НАГРУЗКА



23ч.


21 часов


23 часа


22 часов


18 час


23 часа

Проблема, над которой работает учитель

«Осуществление межпредметных связей на уроках русского языка и литературы»




КОЛИЧЕСТВО

ОБУЧАЮЩИХСЯ



45


47

45


57


66


45

КОЛИЧЕСТВО

учеников, УСПЕВАЮЩИХ НА «5» и «4»


28

22


24


22


25


25

%

Качества знаний


60(р)

80(л)


57(р)

80 (л)


59 (р)

64 (л)


69 (р)

50 (л)

68(р)

71(л)


60(р)


70(л)


%

УСПЕВАЕМОСТИ



100


100


100


100


100


92

% неуспевающих

0

0

0

0

0


2%


Личный карьерный рост

п/п

Базовое образование.

Наименование документа, удостоверяющего карьерный рост


Год

Количество часов,

аудитор. занятий

Номер, серия документа

Окончила Таганрогский государственный педагогический институт


199




Курсы повышения квалификации

по проблеме « Педагогический мониторинг качества филологического образования в условиях введения ЕГЭ»

2006

72ч


Выступление на МО « Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении русскому языку»


2006






Южно-Росиийский региональный центр информатизации ЮФУ

Курсы повышения квалификации по программе « ИТ в деятельности учителя-предметника»



2007

72ч


Присвоена 2 квалификационная категория



2008


.

Приказ № 147

От 1.12.2008

1083/2

Курсы повышения квалификации по программе « Пользователь персонального компьютера»

2008

72ч


Курсы повышения квалификации

По проблеме «ГОС второго поколения –основа модернизации школьного филологического образования»

2008

72ч

№325

8



Выступление на ШМО « Почему дети делают ошибки и как научить их писать грамотно»


2008







9


Выступление на РМО Презентация «М.Шолохов»


2008



10





Была делегатом областной конференции в г. Ростове-на-Дону

(по презентации комплекта учебников литературы Меркина В.)



18.02.2008












11


Награждена почетной грамотой Матвеево-Курганского отдела образования


2008



Пр.№118 от 20.08.08

12



Награждена почетной грамотой Матвеево-Курганского отдела образования

2009г




Пр№74/1 от 30.04.09



13






Выступление на РМО: «Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы»


2010








14


Выступление на РМО» Презентации по творчеству А.В.Калинина»

2010



15




Участвовала в разработке КИМов по литературе для 10 класса



2010










16


Присвоение 1 квалификационной категории



201




Приказ №

От

17

Награждена приветственным адресом главы М-Курганского района

2011


21.01.2011

18.

Выступление на ШМО « Стиль обучения педагога с учащимися в условиях здоровье сберегающих технологий»

2011



19

Курсы повышения квалификации

по проблеме «Русский язык и литература»

2011

144ч


20.

Выступление на РМО « Деятельностный подход к формированию и развитию читательской грамотности обучающихся основной и старшей школы»

2012



21



Выступление на ШМО « Обзор периодической печати»


2014









22







23



Награждена благодарственным письмом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области




Получила сертификат за подготовку участников Всероссийского заочного интеллектуального конкурса « Эрудит России -2013-2014»




2014





Пр от «25» сентября 2014 г. №22-н







0266 от 30.12.13

24

Выступление на ШМО « Обзор периодической печати»

2015



25






Прошла семинар-практикум « Современныке технологии организации внеурочной деятельности школьников в условиях ФГОС»


2015






24ч






511-15/617







26





Награждена благодарственным письмом И.О.заведующего ООА Матвеево-Курганского района




2015





27





Награждена дипломом за подготовку победителя II Всероссийской дистанционной олимпиады с международным участикм



2015




2015







28





Прошла обучение по теме « Новый формат сочинения на ОГЭ»



29






Награждена дипломом и благодарностью за участие и подготовку победителей VI Всероссийских предметных олимпиад «SAPIENTI SAT»



2015









30







31







Награждена за организацию и активное участие в проведении IВсероссийской дистанционной олимпиады с международным участием



Получила сертификат за подготовку участников Всероссийского заочного интеллектуального конкурса « Эрудит России -2014-2015»




2015








2015








32








Награждена за организацию и активное участие в проведении II Всероссийской дистанционной олимпиады с международным участием





2015

















№6119-81820


33







34






35






35


36












37





38

Участвовала в вебинаре по вопросам подготовки проведения ЕГЭ-2016






Участвовала в семинаре « Формирование системы коммуникативных умений в процессе работы над частью 2 ЕГЭ и частью 3 ОГЭ»


Благодарственное письмо от отдела образования


Выступление на РМО « Методы, приемы и формы формирования УУД в условиях ФГОС»



Курсы повышения квалификации « Инновационные практики обучения русскому языку и литературе в поликультурном пространстве» по проблеме :» Проектирование содержания обучения русскому языку и литературе в поликультурном пространстве в условиях ревлизации ФГОС»



Сертификат и диплом

Победителя районного конкурса фотографий среди учителей « Мой край родной, тобой любуюсь»



Благодарность за подготовку победителя 6-го областного конкурса – фестиваля литературного товрчества детей и молодежи Ростовской области « Взлет»


2016







2016





2016


2017






2017











2017






13 мая 2017г

г.Новочеркасск



















72ч


15-10-12

ПР№15-74 от 19/10/15

Ерохин А.А.



ООО « Издательство « Экзамен»» Д.В.Яновский



Орлова Е.А







« Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

Проректор Алимова Е.Е.,

секретарь Павлова Т. И.


Пр ООА М-Курганского района от 27.02.2017 №91



Толстова Т.К.,

Квашук Ю.Е.

















Участие в закрытии Года Учителя.





























Раздел 2. Данные о повышении квалификации и профессиональной подготовке…



ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ



Курсовая переподготовка

Кол-во часов

Сроки


Наименова-ние документа


Год

Место

Тема

2006

М-Курган

Педагогический мониторинг качества филологического образования в условиях введения ЕГЭ

72

С 6.0206 по 18.02.06

Удостовере

ние

147

2007

Г.Ростов-на-Дону

ИТ в деятельности учителя-предметника

72

Со 2.07.07 по 10.07.08

Удостовере

ние

1076/2

2008

Таганрог

Пользователь персонального компьютера



Свидетель

ство

315




















Раздел 3. Работа учителя по обобщению и распространению собственного педагогического опыта



1

Наличие собственной системы методических разработок

Название работы

Тема

Вид работы

1.

Урок с применением компьютерных технологий в 5 классе по литературе по теме «Мифы Древней Греции»

Знакомство с Богами ДР.Греции

презентация

2.

Урок с применением компьютерных технологий в 10 классе по литературе «Тестирование по литературе»

( кимы)

Проверить знания уч-ся за 1 полугодие, за год

тесты

3.

Урок с применением компьютерных технологий в

10 классе по литературе по теме « М.А.Шолохов»».

Жизнь,личность,творчество писателя

презентация

4

Урок с применением компьютерных технологий в

6 классе по литературе « В.Г.Распутин « Уроки французского»»

Урок- обобщение по теме

презентация

5

Урок с применением компьютерных технологий в 5классе по литературе по теме «Малые жанры донскошо фольклора»


Пословицы,поговорки донских людей

презентация

6.

Литературная неделя, посвященная творчеству М.А.Шолохова.

Знание творчества писателя

Викторины,конкурс газет, кроссворды

7.

Имя существительное в тексте.

5 класс

Знание частей речи

презентация

8

Синонимы.Антонимы.Омонимы.

5 кл

Знакомство с материалом

презентация

9

Распространенные и нераспространенные предложения5 кл

Работа с предложениями

презентация

10

Устаревшие слова.

Лексика ограниченного употребления.

Неологизмы.5 кл

Работа по лексике.

презентации

11

Правописание предлогов мичастиц. 6 кл

Теория

презентация

12

Местоимение как часть речи.

Употребление глаголов в речи.

6 кл


Теория



Презентации


13

Предлог в предложении и тексте.7 кл

теория

презентация





Раздел 4. Конкурсные работы учащихся.



ФИО учащегося

Название работы

Вид работы

1

Луппова Я.В.

« Речка детства»

Лирический этюд

2

Котова А.С.

« Почему мир нуждается в терпимости»

Сочинение эпистолярного жанра

3

Литвиненко С.А.

Письмо Президенту

Сочинение

4

Иващенко А.Ю

Письмо другу. Однажды со мной случилось..

Лучший урок письма-2010

5

Панченко Ю.А.

Почему так важно защищать лес.

Лучший урок письма-2011



6

Панченко Ю.А

Стихи

«Книга-предостережение « НЕТ-жертвам на дорогах»

7

Деев И.И.

Репортаж

« ПозитиВирус»

8

Грунтовская Д.А.

Сочинение

« Я выбираю профессию»













Раздел5. Награждение учащихся

ФИО учащегося

Название работы

Наименование документа


Вид работы

1

Ряполова В.

Медвежонок

Сертификат


Лирический этюд

2

Шаповалова А.А.

Медвежонок

Сертификат


Сочинение эпистолярного жанра

3

Федоров А.В.

Медвежонок

Сертификат


Сочинение

4

Иващенко А.Ю

Письмо другу. Однажды со мной случилось..

Диплом


Лучший урок письма-2010

5

Грунтовская Д.А.

Презентация « Чеховский Таганрог»

Диплом


«Книга-предостережение « НЕТ-жертвам на дорогах»

6

Грунтовская Д.А.

Сочинение

Диплом « Я выбираю профессию»


« ПозитиВирус»

7

Грунтовская Д.А.

Презентация

Сертификат « В Чехове Россия полюбила себя»


« Я выбираю профессию»











Раздел 6.Работы учителя.

Название работы


1

Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении русскому языку

Выступление на ШМО

2

Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.

Выступление на РМО

3

Почему дети делают ошибки и как их научить писать грамотно

ШМО





Материалы к открытым урокам


1

Василий Шукшин

Лекция

2

Литературная игра по роману А.С.Пушкина « Дубровский»

Литературная игра

3

Композиционный анализ стихотворения А.С.Пушкина « Деревня»

Анализ стихотворения

4

Урок-размышление по повести В.Закруткина « Матерь человеческая»

Урок-размышление

5

В.В.Маяковский. « Восприятие « Бани» критикой»

Лекция

6

Односоставные предложения» ( 8 кл)

Повторение по теме

7

Словарное богатство русского языка»

( 7 кл)

Урок

8

Поэма А.С.Пушкина « Руслан и Людмила»

Личностно-ориентированный урок

9

« Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»

урок













































































Раздел 7 . Показ позитивной динамики достижений обучающихся

1.

Анализ результативности образовательного процесса в аспекте показа динамики учебных достижений обучающихся за последние три года (соответствие знаний, умений учащихся государственному образовательному стандарту, качество обученности (количество детей, обучающихся по предмету на «4» и «5»)



Год

Класс

Предмет

% качества

% успеваемости

2008-2009

6-а

Русский язык

46

100


9-а

Русский язык

25

100


9-б

Русский язык

18

100


6-а

Лит-ра

53

100


9-а

Лит-ра

50

100


9-б

Лит-ра

25


2009-2010

5

Русский язык

71

100


7-а

Русский язык

38

100


10

Русский язык

46

100


5

Лит-ра

78



7-а

Лит-ра

54



10

Лит-ра

45


2010-2011

Русский


100


6

Русский


100


11

Русский


100







5-а

Лит-ра




6

Лит-ра




11

Лит-ра







УЧЕБНЫЙ

ГОД


2011-2012 г.

2012-2013г.

2013-

2014 г.

2014-

2015 г.

2015-2016г.

2016-2017г.


НАГРУЗКА



23ч.


21 часов


23 часа


22 часов


18 час


23 часа

Проблема, над которой работает учитель

«Осуществление межпредметных связей на уроках русского языка и литературы»




КОЛИЧЕСТВО

ОБУЧАЮЩИХСЯ



45


47

45


57


66


45

КОЛИЧЕСТВО

учеников, УСПЕВАЮЩИХ НА «5» и «4»


28

22


24


22


25


25

%

Качества знаний


60(р)

80(л)


57(р)

80 (л)


59 (р)

64 (л)


69 (р)

50 (л)

68(р)

71(л)


60(р)


70(л)


%

УСПЕВАЕМОСТИ



100


100


100


100


100


92

% неуспевающих

0

0

0

0

0


2%


































































Школьный курс русского языка и литературы занимает особое место в системе общеобразовательных предметов. Он изучается с 1 по 11 классы. Возрастание роли русского языка в развитии других наук, техники, производства, компьютерных технологий требуют значительного повышения качества обучения и воспитания учащихся в процессе преподавания русского языка и литературы в школе.

К сожалению, в последнее время среди учащихся отмечается тенденция к снижению интереса к знаниям, в том числе по литературе и по русскому языку. В связи с этим я пытаюсь найти пути, которые помогли бы приостановить процесс снижения качества знаний учащихся.

Весь педагогический коллектив школы работает над проблемой «Пути и методы повышения качества обучения». В плане реализации этого направления деятельности педагогического коллектива я стараюсь усилить практическую направленность обучения своему предмету- русскому языку и литературе, совершенствовать мотивационные стороны обучения, четко формулировать цели и задачи каждого урока и отдельных его этапов, планировать теоретические и адекватные способы деятельности учащихся на уроке.

Работая над проблемой « Активизация познавательной деятельности учащихся», я забочусь о том, чтобы заинтересовать детей на уроке, привлечь их внимание. Для этого я использую дидактические материалы, пытаюсь создавать игровые ситуации: например, при изучении темы « Звуки речи» по русскому языку некоторые учащиеся приняли участие в объяснении нового материала: разделились на гласные и согласные звуки. О гласных звуках было рассказано в стихотворной форме, о согласных - в прозе. Домашним заданием было составить рассказ- приключение о звуках речи. Это позволяет раскрепостить учащихся, пробудить в них интерес к изучению русского языка (литературы), приучить к сотворчеству с сотоварищами и учителем. Вводя игровые ситуации на уроках, я пытаюсь обеспечить устойчивое внимание ребят к изучаемому материалу. Кроме того, на уроках русского языка и литературы я использую здоровье сберегающие технологии: разминка для глаз, развешивание задания на листочках по всему классу и поиск верного ответа и т.д.

На уроках русского языка (литературы) я уделяю время для того, чтобы рассказать, напомнить учащимся о значении изучаемого предмета, о замечательных людях, посвятивших свою жизнь русскому языку и литературе, о межпредметных связях на уроках.

Связи русского языка (литературы) как предмета школьного преподавания с другими учебными дисциплинами в зависимости от дидактических целей могут рассматриваться с разных позиций.

Межпредметные связи в обучении русскому языку (литературе) могут рассматриваться и с точки зрения общности методов, приемов, форм преподнесения знаний, выработке умений и навыков; с точки зрения общности между предметами в плане развития умственных способностей учащихся, воспитания их творческой активности и самостоятельности и т.п.

Школьная программа выделяет два взаимосвязанных направления в обучении русскому языку (литературы):

1. ознакомление учащихся с основами языковой теории (с опорой на нее и в тесной связи с ней);

2. выработка у школьников практических навыков владения языком, как правописания, так и пользования устной и письменной речью.

Определяя потенциальные источники связей русского языка (литературы) следует, во-первых, иметь в виду те предметы, которые помогают объяснить происхождение или существование различных фактов современного русского языка (литературы) и лучше раскрыть их особенности. Эти связи носят или генетический или сопоставительный характер.

Связи генетического характера русский язык (литература) устанавливает с историей (прежде всего с историей культуры). Сведения из истории дают возможность объяснить, например, многие особенности лексики и фразеологии современного русского языка, варианты норм, специфику русского письма. В литературе, например, при изучении «Слова о полку Игореве» мы узнали многие исторические факты и сведения и т.д.

В связи с вышесказанным важно заметить следующее: специфика генетической связи, устанавливаемой между русским языком (литературой) и другими предметами. Чтобы раскрыть происхождение тех или иных слов, заключается в том, что мы привлекаем сведения из истории той или иной области знания.

Например, при изучении раздела по теме: «Имя числительное» мы обращаемся к науке математике. Говоря о дробных, порядковых и т.д. числительных, мы сравниваем их с математическими числами.

Генетическая связь проявляется неодинаково при изучении разделов русского языка и литературы. Так она будет полнее в тех из них, которые непосредственно соприкасаются с историей общества: в культуре речи, фразеологии, словообразовании, графике, орфографии, стилистике, общих сведениях о языке. В литературе - изучении биографии писателя, происхождении того или иного произведения и т.д.

В работе над фонетикой и грамматикой такая тесная связь, по существу, отсутствует. Здесь заложены большие возможности с историей самого языка.

Например, изучая алфавит и говоря о происхождении букв, мы обращаемся к старославянскому языку, сравниваем современные буквы с древними и т.д.

Между русским языком (литературой) и иностранным языком устанавливаются связи сопоставительного характера.

С целью лучшего понимания школьниками сущности изучаемых явлений родного языка привлекаются для наблюдения и сравнения явления другого языка. Например, в литературе при изучении произведения А.С.Пушкина «Дубровский» в речи Владимира употребляются слова французского языка.

Специфика связей сопоставительного характера заключается и в том, что они позволяют рассматривать знакомые детям факты родного языка на широком лингвистическом фоне, вводят учеников в науку о языке.

В своей работе я стараюсь использовать все выше изложенные межпредметные связи, которые применяются в зависимости от возраста учащихся, материала, изучаемой темы, особенностей класса.

Большое значение имеет организационный момент каждого урока. Заранее готовятся карточки с простейшими заданиями, либо вопросы по теме. Кроме этого организационный момент может проходить в виде игры, либо учащиеся сами начинают урок сообщениями или докладами.

Особое внимание я уделяю работе над упражнениями по новому материалу, чтобы сразу видеть уровень усвоения нового материала. Значительную долю учебного времени я отвожу урокам развития речи, анализам диктантов, выполнению работ над ошибками. В конце изученной темы учащиеся сдают зачет по теории, как в устной, так и в письменной форме, пишут контрольные работы, проверочные работы.

Много времени уделяю анализу того, что достигнуто моими учениками. Из этого следует индивидуальный подход к учащимся. Веду журнал пробела знаний, в который заношу ошибки учащихся, строю графики оценок контрольных работ. По литературе отслеживаю технику чтения детей, слежу за ведением ими читательских дневников.

Мои ученики принимают активное участие в районных конкурсах, а именно: Луппова Яна выполняла лирические этюды на тему «Речка детства», Котова Анна - сочинение эпистолярного жанра «Почему мир нуждается в терпимости», Литвиненко Сергей - «Письмо Президенту».

Уроки русского языка, на которых в настоящее время все чаще и больше звучит полноценная речь, развивают эстетические чувства учащихся, приучают их видеть прекрасное в самом языке - в его благозвучии, в силе, меткости, выразительности для выражения мысли. Именно на этой основе развивается любовь, бережное отношение к родному языку, желание его постичь, овладеть его литературной формой.

Сейчас учащиеся сдают экзамены в форме ЕГЭ. В 2006 - 2007 учебном году ученики сдавали экзамены в этой форме. Я считаю, что результаты были удовлетворительными. Мы с детьми готовились как на уроках, так и на факультативных занятиях. Кроме того, в том же 2006 - 2007 учебном году в нашей школе были две медальные работы. Эти учащиеся подтвердили свои знания, их качество, уровень подготовки.

Сейчас учащимся девятых классов предстоит сдавать экзамены в новой форме. Конечно же, это немалые трудности и это уже обязательная форма сдачи экзаменов.

Но, несмотря на трудности, я стремлюсь идти вперед, не останавливаться на достигнутом.





Учебная деятельность

  • В каких классах работает: 5, 6, 7 классы

  • Профиль классов: общеобразовательные.

Учебная нагрузка в неделю: 23 часа







Проблема над которой работает учитель:



«Осуществление межпредметных связей на уроках русского языка и литературы»


5-а 7-а 7-б

Учебный год

1999-2000

2000-2001

2001-2002

Нагрузка

23

26

24

Итоги года

Русский

Литература

Русский

Литература

Русский

Литература

Количество учащихся

17

17

15

15

14

14

Количество второгодников

-

-

-

-

-

-

Количество учащихся, успевающих на «4» и «5»

-

-

2

2

-

-

% успеваемости

100

100

100

100

100

100

% неуспеваемости

-

-

-

-

-

-























6-а 6-б 10

Учебный год

2002-2003

2003-2004

2004-2005

Нагрузка

22

21

23

Итоги года

Русский

Литература

Русский

Литература

Русский

Литература

Количество учащихся

17

17

16

16

20

20

Количество второгодников

-

-

-

-

-

-

Количество уча-щихся, успеваю-щих на «4» и «5»

4

4

3

9

6

11

% успеваемости

100

100

100

100

100

100

% неуспеваемости

-

-

-

-

-

-



7-а 7-б 11

Учебный год

2005-2006

2006-2007

2007-2008

Нагрузка

19,5


20

19

Факультатив



Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Итоги года

Русский

Литература

Русский

Литература

Русский

Литература

Количество учащихся

17


16


20


Количество второгодников

-

-

-

-

-

-

Количество учащихся, успевающих на «4» и «5»

4

4

3

4

10

10

% успеваемости

100

100

100

100

100

100

% неуспеваемости

-

-

-

-

-

-



























































Учебная деятельность

  • В каких классах работает: 5, 6, 7 классы

  • Профиль классов: общеобразовательные.

  • Учебная нагрузка в неделю: 23 часа.



Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница


11- лит-ра

6 русский язык

5а русский язык

6 русский язык

5-а лит-ра


-

5а русский язык

6 русский язык

11 русский язык

11 русский язык


5а русский язык

5а русский язык

5-а лит-ра

11 лит-ра

5а русский язык


5-а лит-ра

-

-

6русский язык

6русский язык


6 русский язык

-

-

5а русский язык

6литература


6литература

-

5в литература

Кл.час

11 лит-ра












Положение

о классном руководстве

МОУ Ряженская сош.

I.Общие положения.

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении, инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности классного руководителя, Уставом школы и регламентирует работу классного руководителя.

1.2.Классное руководство – профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребёнка в классном ученическом коллективе.

1.3. В своей деятельности классный руководитель руководствуется положениями Конвенции о правах ребёнка, законодательства Российской Федерации о правах ребёнка, законодательства Российской Федерации о правах ребёнка и их гарантиях, Закона РФ «Об образовании», нормами Устава школы, настоящего Положения и критериями знаний и умений профессиональной подготовленности классного руководителя по 3 квалификационным категориям.

1.4. Деятельность классного руководителя основывается на принципах демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, гражданственности, свободного развития личности.

1.5. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы. Непосредственное руководство его работой осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе. Координацию работы и общее руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.

1.6. За выполнение обязанностей классного руководителя педагогу-воспитателю устанавливается оплата, размер которой определяется приказом директора по школе.

1.7. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией школы, органами школьного и классного ученического самоуправления, родителями (законными представителями детей), классным и общешкольным родительскими комитетами, социальным педагогом, психологом, педагогом-организатором, педагогами дополнительного образования.


II. Функции классного руководителя.

    1. Аналитическая функция:

  • Изучение индивидуальных особенностей воспитанников;

  • Выявление специфики и определение динамики развития классного коллектива;

  • Изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого учащегося;

  • Изучение и анализ влияния школьной среды и малого социума на учащихся класса;

  • Анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива.

    1. Прогностическая функция:

  • Прогнозирование уровней воспитанности и индивидуального развития учащихся и этапов формирования классного коллектива;

  • Прогнозирование результатов воспитательной деятельности;

  • Построение модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системе школы в целом;

  • Определение ближайших и дальних перспектив жизни и деятельности отдельных учащихся и классов в целом;

  • Предвидение последствий складывающихся в классном коллективе отношений.

    1. Организационно-координирующая:

  • Формирование классного коллектива;

  • Организация и стимулирование разнообразных видов деятельности воспитанников в классном коллективе;

  • Оказание помощи и организации сотрудничества в планировании общественно значимой деятельности учащихся, в организации деятельности органов ученического самоуправления;

  • Поддержание связей семьи и школы, школы и социума;

  • Содействие в получении воспитанниками дополнительного образования в школе и вне её;

  • Защита прав учащихся;

  • Организация индивидуальной работы с учащимися;

  • Участие в работе педагогических и методических советов, методического объединения классных руководителей, административных совещаниях, Совета профилактики;

  • Ведение документации классного руководителя и классного журнала;

  • Классный руководитель несёт ответственность за жизнь и здоровье детей в период проведения внеклассных и внешкольных мероприятий.

    1. Коммуникативная функция:

  • Развитие и регулирование межличностных отношений между учащимися, между учащимися и взрослыми;

  • Оказание помощи каждому учащемуся в адаптации к коллективу;

  • Содействие созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для каждого отдельного воспитанника;

  • Оказание помощи воспитанникам в установлении отношений с окружающими детьми, социумом.


III. Обязанности классного руководителя.

1.1. Осуществлять систематический анализ состояния успеваемости и динамики общего развития своих воспитанников.

1.2. Организовать учебно-воспитательный процесс в классе; вовлекать учащихся в систематическую деятельность классного и школьного коллективов.

1.3. Изучать индивидуальные особенности личности учащихся, условия их жизнедеятельности в семье и школе.

1.4. Отслеживать и своевременно выявлять девиантные проявления в развитии и поведении учащихся, осуществлять необходимую обоснованную педагогическую и психологическую коррекцию, в особо сложных и опасных случаях информировать об этом администрацию школы.

    1. Оказывать помощь воспитанникам в решении их острых жизненных проблем и ситуаций.

    2. Содействовать социальной, психологической и правовой защите учащихся.

    3. Вовлекать в организацию воспитательного процесса в классе педагогов-предметников, родителей учащихся, специалистов из других сфер (науки, искусства, спота, правоохранительных органов и пр.).

    4. Пропагандировать здоровый образ жизни.

    5. Регулярно информировать родителей (законных представителей) учащихся об их успехах или неудачах, созывать плановые и внеплановые родительские собрания, направлять деятельность классного родительского комитета.

    6. Контролировать посещение учебных занятий учащимися своего класса.

    7. Координировать работу учителей-предметников, работающих в классе, с целью недопущения неуспеваемости учащихся и оказания им своевременной помощи в учёбе.

    8. Планировать свою деятельность по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию воспитательной работы, принятыми в школе.

    9. Регулярно проводить классные часы, другие внеурочные и внешкольные мероприятия с классом.

    10. Вести документацию по классу (личные дела учащихся, классный журнал), а также по воспитательной работе (план воспитательной работы в классе, отчёты, справки, характеристики, разработки воспитательных мероприятий и т.д.).

    11. Повышать свой квалификационный уровень в сфере педагогики и психологии.

    12. Соблюдать требования техники безопасности, нести ответственность за жизнь и здоровье детей в период проведения внеклассных и внешкольных мероприятий.

    13. Быть примером для учащихся в частной и общественной жизни, демонстрировать на личном примере образцы нравственного поведения.


IV. Права классного руководителя.

4.1. Регулярно получать информацию о физическом и психическом здоровье воспитанников.

4.2. Контролировать результаты учебной деятельности каждого учащегося класса с целью оказания своевременной помощи отстающим учащимся.

4.3. Координировать работу учителей-предметников в классе.

4.4. Выносить на рассмотрение администрации школы, педагогического совета, органов школьного самоуправления, родительского комитета предложения, инициативы как от имени классного коллектива, так и от своего имени.

4.5. Получать своевременную методическую и организационно-педагогическую помощь от руководства школы, а также органов самоуправления.

4.6. Самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом, разрабатывать индивидуальные программы работы с детьми и их родителями (законными представителями), определять формы организации деятельности классного коллектива и проведения классных мероприятий.

4.7. Приглашать в школу родителей (законных представителей) учащихся по проблемам, связанным с деятельностью классного руководителя, или другим вопросам.

4.8. Осуществлять свободно-индивидуальный режим работы с детьми.

4.9. Самостоятельно определять форму планирования воспитательной работы с классом с учётом основных принципов общешкольного планирования.

4.10. Не выполнять поручения и требования администрации школы и родителей, которые не входят в функциональные обязанности классного руководителя, определённые настоящим Положением.

4.11. Классный руководитель имеет право на защиту собственной чести, достоинство и профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со стороны администрации школы, родителей, учащихся, других педагогов.


V. Организация работы классного руководителя.

5.1. Общие принципы организации работы классного руководителя определяются нормами законодательства о труде педагогических работников, Устав школы, настоящего Положения.

5.2. Работа классного руководителя с классом и отдельными его учащимися строится в соответствии с данной циклограммой:

5.2.1. Классный руководитель ежедневно:

  • Определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся, выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и не посещаемости учебных занятий;

  • Организует и контролирует дежурство учащихся в классном кабинете;

  • Организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении;

5.2.2. Классный руководитель еженедельно:

  • Проверяет ведение учащимися дневников с выставлением отметок за неделю;

  • Проводит час классного руководителя (классный час) в соответствии с планом воспитательной работы;

  • Организует работу с родителями-предметниками, работающими в классе, по ситуации;

  • Анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных учащихся;

5.2.3. Классный руководитель ежемесячно:

  • Проводит консультации у социального педагога и отдельных учителей;

  • Решает хозяйственные вопросы в классе;

  • Организует заседание родительского комитета класса;

  • Организует работу классного актива;

5.2.4. Классный руководитель в течение учебной четверти:

  • Оформляет и заполняет классный журнал;

  • Участвует в работе методического объединения классных руководителей;

  • Проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояния успеваемости и уровня воспитанности учащихся;

  • Проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть;

  • Проводит классное родительское собрание;

  • Представляет в учебную часть отчёт об успеваемости учащихся класса за четверть;

5.2.5. Классный руководитель ежегодно:

  • Оформляет личные дела учащихся;

  • Анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учащихся в течение года;

  • Составляет план воспитательной работы в классе (план классного руководителя);

  • Собирает и представляет в администрацию школы статистическую отчётность об учащихся класса (успеваемость, материалы для отчёта по форме ОШ-1, трудоустройство выпускников и пр.)

5.3. Классный час может проводиться классным руководителем в произвольной форме.

5.4. Количество воспитательных мероприятий в классе определяется согласно выбранной категории.

5.5. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть.

5.6. Классный руководитель обязан по требованию администрации школы готовить и представлять отчёты различной формы о классе и собственной работе.

5.7. Отчёт о работе классного руководителя может быть заслушан на заседании методического объединения классных руководителей, педагогическом или методическом советах, административном совещании.

5.8. Классный руководитель обязан принимать активное участие в работе методического объединения классных руководителей.







Раздел 8.Результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя



ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



  • Воспитание- это жизнь рядом и вместе.

  • Для того, чтобы наши дети выросли такими, какими мы хотим их видеть, нужно всего - навсего самим стать таким.

  • Человеку нужно быть нужным.

  • Скажи мне – я забуду .

  • Покажи мне – я запомню.

  • Позволь мне сделать – я пойму.

  • Уважение детского незнания.

ДИАГНОСТИКА Изучение особенностей ребёнка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.



НАПРАВЛЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ:

Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:

  • Общие сведения;

  • Способности;

  • Темперамент;

  • Тип личности в общении;

  • Самооценка;

  • Успешность в деятельности;

  • Уровень воспитанности.

Изучение межличностных отношений:

  • Социометрия;

  • Социально- психологический климат в классе.

СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА



взаимозависимость

Развитие коллектива уч-ся





развитие личности каждого ученика



Личность, способная к позитивному преобразова-

нию мира

  • Цели

  • Деятельность

  • Отношения

  • Среда

  • Управление

  • Субъекты



  • цели

влияние НА

СУБЪЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА: Классный руководитель

Сотрудничество



Соучастие

Сопереживание



Взаимоуважение













воспитанники

Педагоги,

родители









КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА





«Воспитательная система – целостность как упорядоченность целей и задач, принципов и взглядов, Направлений и видов воспитательной деятельности, а также взаимодействия социальных общностей школы

(педагогический коллектив, ученические классы, неформальные объединения, родительская общественность). Воспитательная система – это объединение разнообразия воспитательной работы и воспитывающей деятельности в условно-органическую целостность, принятую всеми и облегчающую взаимоотношения субъектов образовательного сотрудничества, сотворчества».


С.А.Шмаков, профессор, доктор педагогических наук.





ЦЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА



  • Создать условия для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей;


  • Воспитать мирного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней.




Для классного руководителя:


  • управление процессом развития личности;


  • взаимодействие всех участников воспитательного процесса.


Для учащихся:


  • формирование коммуникативных навыков;


  • самореализация.


Для родителей:


  • научения социальным навыкам;


  • адаптация к социуму.



Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребёнка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребёнку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребёнок, перешагивая порог школы, почувствовал, что его в школе ждут.

Ребёнка должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество – это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Всего этого можно достичь лишь при одном условии: при взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообществ. Поэтому основным направлением воспитательной работы я выбрала следующее:



« В дружбе взрослых и детей – сила школы и семей ».


Цель – воспитать индивидуальность, способную строить жизнь,

достойную Человека.

Если образы жизни семьи и школы кардинально расходятся, то только немногие ученики смогут выбраться без потерь из подобного противостояния. Поэтому особое внимание я уделяю взаимоотношениям ребёнка в семье (встречи и беседы с членами семьи, изучение условий проживания).

Ещё с 5-го класса я поняла, что родители моих учеников – первые помощники, члены классного коллектива. Работа с родителями ведётся по двум направлениям – повышение психолого – педагогических знаний и вовлечение их в учебно – воспитательный процесс.

В рамках этого направления проводятся родительские собрания, где разбираются ситуации по выявлению различных причин неудач; совместные творческие дела. Сообща находим решение в трудных ситуациях по воспитанию детей. Родители участвуют во всех наших праздниках. Интересно проходят творческие дела (походы, экскурсии). Только с помощью совместных дел родители могут стать нам союзниками, так как перестанут относиться к школе как наблюдатели. С учениками также проводятся занятия по культуре учебного труда, развитию памяти, а с родителями как помогать дома.

Повышение уровня психолого – педагогических знаний реализуется через индивидуальные консультации, открытые уроки и внеклассные мероприятия, общешкольные педагогические всеобучи для родителей.


Научно-методическая деятельность педагога

  • УМК, по которым работает педагог

2010 - 20111учебный год

Класс

Предмет

Программа

Учебник

5

Литература

Литература 5

В.Я. Коровина

5

Литература

Литература 6

В.Я. Коровина

6

Литература

Литература 11

В.В.Агеносов

6

Русский язык

Русский язык 5

С.И.Львова и др.

11

Русский язык

Русский язык 6

С.И.Львова и др.

11

Русский язык

Русский язык 11

А.И.Власенков, М.И.Рыбченкова

  • Использование современных образовательных технологий

  • Использование в профессиональной деятельности ИКТ и Интернет-технологий

Самообразование, мотивы, этапы, достижения.

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.»

А. Дистервег

Введение

Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности,
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:
«САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.»
(источник : педагогический словарь на сайте dictionary.fio.ru)
Если процесс образования … :
1. Осуществляется добровольно;
2. Осуществляется сознательно;
3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков,
… то речь идет о самообразовании.

Самообразование педагога.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше , чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. . Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию :
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
• Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят : «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда преподавать?


Направления самообразования учителя.

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.
• Профессиональное (предмет преподавания)
• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
• правовое
• эстетическое (гуманитарное)
• историческое
• иностранные языки
• политическое
• информационно-компьютерные технологии
• охрана здоровья
• интересы и хобби
• ...
Оставим в конце списка многоточие, потому, что эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые учитель выполняет в школе. Креативный учитель дополнит этот список собственными направлениями.

Источники самообразования.

В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
• Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Платные курсы
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• Курсы повышения квалификации
• Путешествия
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Формы самообразования учителя

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и , к сожалению, в современной школе часто является единственным стимулом к самообразованию учителей.

Составляющие процесса самообразования учителя:

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится : читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом
• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
• Повышать уровень своей эрудиции , правовой и общей культуры

Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя:
• Систематический просмотр определенных телепередач
• Чтение конкретных педагогических периодических изданий
• Чтение методической, педагогической и предметной литературы
• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий
• Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы
• Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег
• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов
• Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег
• Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету
• Изучение информационно-компьютерных технологий
• Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету
• Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.
• Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.
• …
На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый учитель составляет личный план самообразования для профессионального роста. Автор статьи не теряет надежды, что этот перечень будет длиннее, за счет предложений читателя (предложения можно отправить по адресу : [email protected])

Результат самообразования:

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)
• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество )
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
• разработка новых форм, методов и приемов обучения
• доклады, выступления
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
• создание комплектов педагогических разработок
• проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Продуктивность процесса самообразования :

Самообразование педагога будет продуктивным, если:
• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.
• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
• Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.



. Организация процесса самообразования

Введение

Участниками административного процесса контроля за самообразованием являются : директор школы, завучи по учебным и воспитательным процессам, председатели методических объединений, руководители школ молодого учителя, методисты районного отдела народного образования, педагогический коллектив школы и конечно, самое главное лицо – сам учитель. Администрация школы и методисты контролируют своевременный выбор темы работы, личного плана самообразования учителя, наблюдают за этапами их выполнения. Они же организовывают отчетные работы в форме обобщения опыта, докладов, сбор и анализ отчетной документации, презентации результатов работ перед педагогическим коллективом. Педагогический коллектив может рекомендовать методистам района показать лучшие результаты самообразования учителей за рамками педагогического коллектива школы. На основании гласного обсуждения работы учителя будут решаться вопросы повышения категории, надбавок, премий и других способов поощрения творческих учителей.

Тема, над которой работает учитель.

Если в школе методические объединения учителей-предметников работают грамотно, систематически и эффективно, то в начале каждого учебного года все учителя школы выбирают «Тему, над которой работает учитель» и фиксируют эту тему в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество, поэтому не имеет смысл пытаться перечислить все. Попробуем перечислить темы, взятые из планов методических объединений одной , случайно выбранной школы. В школе несколько эффективных методических объединений, поэтому учителя каждый год работают по выбранным направлениям. Итак темы:
• Дифференцированное обучение узбекскому языку
• Система блочного тестирования на уроках математики
• Работа с одаренными детьми
• Интегрированные уроки литературы
• Нестандартные лабораторные работы и демонстрационные опыты на уроках физики
• Разработка комплекса самостоятельных и контрольных работ по истории
• Игровые моменты на уроках математики
• Развитие культуры речи на уроках литературы
• Интерактивные методики в начальной школе
• Использование системы опорного конспектирования на уроках химии
• Разработка комплекта дидактики и наглядности для уроков геометрии по теме «Объемные тела»
• Задачи практического содержания на уроках математики в 5-6 классах
• Опережающее обучение
• Формирование исторического мышления на уроках истории в старших классах
• ….
Этот список можно продолжать настолько, насколько хватит творческой учительской фантазии, опыта, проблем и интересов. Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету , воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.

Личный план самообразования учителя

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
• название темы
• цели
• задачи
• предполагаемый результат
• этапы работы
• сроки выполнения каждого этапа
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
• способ демонстрации результата проделанной работы
• форма отчета по проделанной работе
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей .

Часть 3. Самообразование информационно-компьютерные технологии.

Введение
В этой части рассмотрим вопрос самообразования в случае, когда школьные учителя имеют систематический доступ к компьютерной технике и Интернету. Идеальный вариант – если у учителя есть возможность не только использовать информационно-компьютерные технологии для самообразования, но и периодически проводить уроки в кабинете, оснащенном компьютерной техникой с подключением к Интернет.
1. Учитель может иметь компьютер у себя дома. Подключение к Интернет сейчас в Узбекистане происходит по достаточно гибким тарифным планам и становится доступным для большинства пользователей.
2. Учитель может посещать небольшой компьютерный центр в школе (2-3 компьютера). В Узбекистане есть провайдеры которые подключают образовательные учреждения бесплатно.
3. Учитель может периодически посещать компьютерные центры общественного доступа, организованные общественными фондами, работающими в Узбекистане.

Каковы преимущества использования современных информационно-компьютерных технологий в вопросах самообразования перед традиционными способами?
• Интернет – универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации
• Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях Интернета значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичными проблемами
• Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести учительскую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой
• Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых учителю в работе
• Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы учителя в процессе самообразования
Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда учителем приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество.

Каковы новые возможности?

С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации. Напомним, что цель и в этом случае остается прежней – «Повышение эффективности обучения». Какие новые способы самореализации открываются перед учителем при условии использования компьютера и Интернета?
• Разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания.
• Разработка пакета тестового материала в электронном виде.
• Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.
• Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).
• Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету)
• Создание главы или страницы электронного учебника.
• Создание терминологического словаря по предметной теме, главе.
• Создание сборника предметных кроссвордов.
• Разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)
• Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося.
• Разработка проекта организации и занятий кружковой работы.
• Пакет административной документации классного руководителя.
• Пакет административной документации методического предметного объединения
• База данных методик обучения.
• Пакет материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение )
• Проект личной методической веб-страницы.
• Проект веб-страницы педагогического коллектива школы.
• Проект веб-страницы школы.
• База данных вопросов и задач по предмету, т по главам.
• Пакет психолого-педагогических материалов для учителя.
• Пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.
• Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.)
• Создание электронной библиотеки произведений художественной литературы, согласно общеобразовательной программе.
• Ведение предметного кружка с использованием медиа-ресурсов

Конечно, самым эффективным способом показать результаты учительского творчества является размещение материалов в Интернете. Сколько уникальных разработок, методик, статей, дидактического материала пылится в наших учительских комнатах и не имеет выхода на широкую учительскую общественность. Возможность разместить свой материал в Интернете, позволяет учителю аккумулировать свои работы в некой виртуальной учительской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.

Заключение:
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет учителю не обеспечить, самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

Литература:Электронный педагогический словарь, http://dictionary.fio.ru/





Примерный план изучения вопросов самообразования учителя

1. Изучение личного творческого плана педагога. Оправдал ли себя план, как он сочетался с общешкольной проблемой и индивидуальной темой самообразования, как сформулированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.

2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования; этапы проработки материала; какая литература (педагогическая, психологическая, методическая и др.) изучалась.

3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.). Как отразилось изучение темы на практической деятельности (уровень преподавания, качество знаний учеников).

4. Творческое сотрудничество (с педагогами, методистами, учеными и др.).

5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Что предстоит сделать по их преодолению.

6. Наиболее интересные научные работы, с которыми познакомился педагог в ходе самообразования.

7. Самооценка: что дала самостоятельная работа для повышения теоретического и методического уровня; какой вывод сделал педагог о проделанной работе.

8. Дальнейшие планы педагога по самообразованию.

САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

В условиях реформирования школы, в процессе массового перехода учебных заведений на использование современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию профессионального мастерства учителя.

Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.

Действия педагога в процессе самообразования:
- принятие решения о необходимости самоизменения;
- разработка программы самосовершенствования;
- работа по реализации программы;
- корректировка хода работы или самой программы при необходимости;
- самоанализ выполнения программы;
- постановка перед собой новых целей и задач.

Основным этапом в деятельности педагога является разработка программы собственного роста и совершенствования.
Принципы построения программы:
- научность;
- прогностичность;
- актуальность;
- оптимальность;
- реалистичность;
- целостность;
- контролируемость.

Основные этапы работы над программой по самообразованию:
• самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, своих возможностей для рационального перехода на преподавание по новым технологиям;
• формирование общей концепции «Я в перспективе. Мои достижения»;
• выбор стратегии саморазвития, переход на новое состояние основных направлений работы над собой;
• определение задач и этапов деятельности;
• конкретизация ближайших целей (ожидаемый результат);
• составление плана действий по самосовершенствованию;
• самооценка роста;
• передача опыта коллегам.

Данная программа может быть стратегической и тактической.
Программа саморазвития педагога предполагает отражение следующих моментов:
1. Учитель должен знать
- историю возникновения технологии;
- теоретическое обоснование новых результатов;
- проблемы, которые могут быть решены с помощью данной технологии;
- результаты, которые могут быть получены после ее применения на практике;
- методы и приемы, использующиеся в данной технологии;
- методы и приемы работы учащихся;
- этапы освоения технологии учителем и учащимися.
2.Учитель должен уметь разработать:
- модифицированный вариант учебной программы;
- календарно – тематическое планирование;
- планы различных типов уроков, предусмотренных новой технологией, учебные модули и раздаточный материал к ним;
- содержание учебных проектов;
- задания для учеников к учебным проектам;
- новые тексты разноуровневых заданий для рубежного и итогового контроля, тестовые контрольные задания и др.
3. Учитель должен уметь применять на практике:
- методы и приемы новой технологии;
- проводить учебные занятия различных типов;
- анализировать занятия и вскрывать недостатки;
- обучать учащихся новым приемам учебной деятельности;
- проводить самоанализ;
- оценивать результативность использования новой технологии, применяя методы педдиагностики;
- осуществлять контроль за самостоятельной работой учащихся и др.

В индивидуальном плане должны найти отражение следующие аспекты:
- цели профессионального развития;
- варианты распределения времени на изучение психолого-педагогической и методической литературы;
- разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- получение консультаций;
- обсуждение возникших проблем с коллегами;
- взаимопосещение уроков;
- работа по апробации полученных знаний на практике;
- участие в системе школьной методической работы;
- самообобщение результатов работы;
- передача собственного опыта коллегам и др.

Следующий этап – работа по реализации плана:
- консультативная помощь;
- коррекция и изменение плана, предусматривающая новые способы достижения запланированного;
- анализ, оценка и самооценка эффективности выполненной работы;
- обобщение и оформление материалов в методическую копилку гимназии;

Результаты:
- выступление с творческим отчетом на конференциях, заседаниях «круглого стола»;
- публикации в печати;
- издание брошюр из опыта работы.



Самообразование учителя сельской школы

Самообразование учителя сельской школы.
Сегодня интеллектуальное богатство, педагогическое мастерство, творческое осуществление функций учителя во многом зависят от его самообразования. Это явление обусловлено тем, что при стремительных темпах развития науки, техники и культуры особенно чётко проявляется уменьшение «продолжительности жизни» профессиональных знаний и умений. В настоящее время моральный износ знаний, получаемых как в высшей, так и в средней школе, начинается сразу после завершения образования и происходит чрезвычайно быстро.

Сельский учитель находится в условиях, когда реализация его образовательной функции осуществляется в основном через самообразование.
Для учителя малочисленной сельской школы самообразование является практически единственным средством повышения квалификации и педагогического мастерства.

С учётом актуальности обозначенной проблемы, её практической значимости определены цели:
1. Выявить влияние темы самообразования на педагогическое мастерство учителя и формирования ЗУН учащихся.
2. Выявить профессиональный рост педагогического мастерства с момента повышения квалификационного разряда.
3. Оценить актуальность темы самообразования для школьного коллектива.

Проблема эффективности управления учителем учебно-познавательным процессом учащихся в школе может быть решена только при условии обеспечения высокой компетентности и соответствующего профессионального мастерства каждого учителя.

Профессиональное мастерство характеризуется уровнем профессиональных умений и навыков в деле управления обучением, воспитанием и развитием духовно богатой, физически здоровой личности.
Исходя из того, что главная цель методической работы- это непрерывное совершенствования квалификации учителя, непрерывное содействие его эрудиции и компетентности в области учебного предмета и методики его преподавания, рассмотрим основные задачи этой работы: — повышение профессионального и культурного уровня учителя; — стимулирование его служебной и общественной активности; — обновление и совершенствование знаний в области преподаваемой дисциплины; — совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов-новаторов и творчески работающих преподавателей; — совершенствование деятельности по организации и содействию творческой, активной, самостоятельной работы учащихся как на занятиях, так и во внеурочное время (в спортивной, исследовательской и других видах деятельности): — формирование умений и навыков анализа образовательного процесса в целом и самоанализа своей учебно-воспитательной деятельности в частности;

Все эти задачи решаются не за один год, а являются основными направлениями методической работы на ряд лет.

Учитель находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает научно-методическая деятельность.

Эта деятельность предполагает:
• постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;
• изучение прогрессивного опыта коллег по организации различных форм уроков;
• ознакомление с новыми программами и концепциями обучения, их оценка;
• изучение нормативных документов руководящих органов народного образования;
• изучение психолого-педагогической литературы по вопросам обучения и воспитания учащихся;
• изучение передового опыта работы коллег в школе, районе, городе, регионе;
• изучение и введение компьютерных технологий.

Самообразование. С.И. Ожегов дает такое определение самообразованию: «приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».

Самообразование направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки.
Самообразование как постоянная деятельность учителя включает:
1. научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
2. посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
3. участие в педсоветах, научно-методических объединениях;
4. посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
5. теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!