Актуальность методической разработки «Портрет и пейзаж в музыке и живописи» для 6 класса обусловлена необходимостью «развития у обучающихся целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы» на основе связи музыки с другими видами искусства. Взаимодействие произведений музыки и живописи, музыкальной и художественной деятельности способствует целостному развитию обучающихся, «формированию интеллектуально-художественного и творческого потенциала обучающихся» [5, с. 4].
Содержание данной методической разработки направлено на развитие восприятия музыки, что является одной из важнейших задач в процессе освоения общего музыкального образования, согласно Федеральной рабочей программе основного общего образования по музыке (для 5–8 классов образовательных организаций) [5, с. 5].
Предложенные виды музыкальной и художественной деятельности, описанные в методической разработке, а также педагогические методы и приемы способствуют «развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, абстрактного мышления, памяти и воображения», а также содействуют накоплению у школьников «личного опыта эмоционально-эстетического переживания»[ 5, с. 4, 5].
Методическая разработка урока на тему «Портрет и пейзаж в музыке и живописи» может использоваться на уроках музыки в 5 и 7 классах, а также во внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности с целью активизации обучающихся к самовыражению в разных видах искусства, развития у них эстетического восприятия, а также накопления музыкального и художественного опыта обучающихся.
Просмотр содержимого документа
«Портрет и пейзаж в музыке и живописи»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Краснодонская средняя школа № 1 имени А.М.Горького
Методическая разработка урока музыки « Портрет в музыке и живописи»
Автор разработки: Маркина Наталья Алексеевна
Музыка – сестра живописи
Леонардо да Винчи
Средства музыкальной выразительности
- Лады – настроение музыки – мажор и минор.
- Динамика сила звука – форте и пиано.
- Темп – характер музыкального произведения (быстрый, медленный, умеренный).
- Тембр – окраска звука.
- Мелодия - душа музыки, развитая, законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно.
- Интонация – выражение чувств и настроений мелодии.
Живопись и музыка
Музыкальный портрет – это характеристика музыкального героя, если музыка нам рисует конкретного персонажа, литературного героя.
Н.Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»
Шмелем князь оборотился, Полетел и зажужжал; Судно на море догнал, Потихоньку опустился На корму – и в щель забился.
Н.Н. Римский-Корсаков «Шехерезада»
Симфоническая сюита
«Шехерезада» по мотивам восточной сказки
«Тысяча и одна ночь»
В своём дневнике русский художник В. Борисов-Мусатов записал: "Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски... Я импровизирую... Мечты мои всегда впереди... Они мне создают целые симфонии... Мои помыслы - краски, мои краски - напевы..."
Георгия Свиридов
«Весна и осень».
Словарь «Эмоциональных терминов»
Мажор:
Радостно, торжественно, игриво, светло, ликующе, шутливо, грациозно, кокетливо, изящно, ярко, прозрачно, победоносно, утвердительно, стремительно, бравурно, апофеозно.
Печально, тоскливо, трагично, скорбно, жутко, агрессивно, патетично, душевно, лирично, мечтательно, романтично, надменно, грозно.
Минор:
План:
- 1. Слушая музыку Георгия Свиридова «Весна и осень», я представляю…
- 2.Какие средства музыкальной выразительности использует композитор, чтобы передать настроение Весны, Осени?
- 3. Удалось ли композитору музыкального произведения передать настроение контрастных настроений Весны и Осени?
Для меня сегодняшний урок…