 | Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
ПРОВЕРИЛ
________/_________/
«___»_________20___г.
Тема: «Схема выпускника начальных классов по ФГОС»
Подготовила:
Студентка Ш-21
Кононенко Анастасия
Ейск, 2018
Открытый. Доброжелательный, отзывчивый
Умеющий учится, способный к самоорганизации
Патриот


Любознательный, проявляющий исследовательский интерес
Положительное отношение в себе, уверен в себе






Исследовательский интерес
Деятельный, креативный, познающий окружающий мир


Чувство собственного достоинства
Готовый нести ответственность перед собой и другими
Умеет работать в группе и индивидуально
Познающий себя, утверждающий себя, как взрослый
Навыки самоорганизации и здорового образа жизни
Уважительное отношение к окружающему, к иной точки зрениямиру
 | Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
ПРОВЕРИЛ
________/_________/
«___»_________20___г.
Тема: «Воспитание трудовой деятельности у младших школьников»
Подготовила:
Студентка Ш-21
Кононенко Анастасия
Ейск, 2018
Трудовая деятельность младших школьников
Учебная деятельность связана с трудовой деятельностью. Участие детей в трудовой деятельности оказывает существенное влияние на их психическое и личностное развитие, на процесс усвоения знаний. Как известно, одной из основных проблем при усвоении знаний в школе является их некоторая оторванность от жизни. При этом ребенок усваивает определенные знания, знает формулировки и определения, может проиллюстрировать их на примере, но эти знания не может применить на практике. Проявление этой проблемы существенно снижается при включении детей в трудовую деятельность в рамках учебного процесса. Задачей школьного обучения является не только передача детям определенного количества знаний, но и формирование определенных нравственных качеств, воспитание различных сторон личности в процессе учебной деятельности. Благоприятные условия для этого создаются в трудовой деятельности, поскольку ее общественный результат выступает в реальной предметной, вещественной форме, и в трудовой деятельности более отчетливо осознается необходимость совместных усилий коллектива в достижении определенной цели.
Для младшего школьного возраста характерны следующие формы трудовой деятельности:
• самообслуживание (труд по обслуживанию самого себя – прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры, одевание и раздевание);
• хозяйственно-бытовой труд (труд по уборке помещения, мытье, стирка и др., что может иметь направленность на самообслуживание и иметь общественную направленность);
• труд в природе (уход за деревьями, растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и др.);
• ручной и художественный труд (изготовление различных поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева и др.).
К самообслуживающему труду дети приучаются уже с дошкольного возраста. В младшем школьном возрасте продолжается закрепление навыков и развитие привычек самообслуживания, что создает благоприятную основу для формирования уважения к труду взрослых, понимания роли труда в жизни общества, готовности к длительному физическому напряжению. Формирование навыков самообслуживающего труда происходит эффективнее при наличии условий непосредственного переживания ребенком своих обязанностей по самообслуживанию.
Практический пример
Для формирования привычек самообслуживающего труда у младших школьников в домашних условиях требование быть чистым и опрятным необходимо сочетать с созданием условий, когда ребенок вынужден самостоятельно (в соответствии со своими возможностями) привести в порядок свой гардероб и другие вещи.
В школьной обстановке целесообразно систематически давать детям поручения, имеющие определенный смысл для всего классного коллектива (протереть парты, полить цветы и т. д.) и для выполнения которых необходимо преодолевать свои индивидуальные желания и ситуативные интересы. Большое развивающее значение имеют те виды школьного самообслуживания, при выполнении которых младшие школьники включаются в совместную коллективную деятельность. Они учатся согласованию своих действий с действиями других, товарищеской поддержке и взаимопомощи, начинают осознанно относиться к общим задачам школьного коллектива, сознавать свою личную ответственность за своевременное и качественное выполнение порученной работы. Требовательность к детям, привлекаемым к выполнению трудовых поручений, и четкая, планомерная его организация являются важными условиями формирования у младших школьников привычки участвовать в коллективной трудовой деятельности, стремления внести в нее посильный вклад без непосредственных внешних напоминаний, что является основой для воспитания трудолюбия как качества личности, проявляющегося в усвоении знаний о труде и ценностном осмыслении полученной информации, характеризующегося осведомленностью о разных видах труда и осмысленностью собственных действий.
Своеобразной формой развития самостоятельности у школьников являются дежурства, в процессе которых определена система требований, предъявляемая учащимися друг к другу. Эти требования устанавливают нормы взаимоотношений младших школьников, взаимодействия отдельных групп и классов. Строгое соблюдение установленных норм коллективной жизни способствует их естественному и интенсивному усвоению.
С.В. Питенко отмечает, что трудолюбие является основным интегративным качеством личности младших школьников, предопределенным мерой ответственности младших школьников за свой труд, степенью развития активности, самостоятельности, творчества, старательности и аккуратности учащихся в труде. Общую структуру формирования трудолюбия у младших школьников автор определила следующим образом: обогащение и коррекция нравственных представлений учащихся о труде, способствующих упорядоченности знаний о ценности труда; формирование нравственных понятий о трудолюбии при освоении детьми наиболее общих понятий морали и этики – «добро» и «зло», раскрывающих ценностную основу трудолюбия; усвоение младшими школьниками моральных норм поведения в процессе ценностно-ориентированной деятельности. Критерии сформированности трудолюбия у младших школьников представлены в табл. 1.3.
В младшем школьном возрасте ребенок постепенно осознает нравственную пользу любого вида труда и при этом осваивает позицию субъекта трудовой деятельности. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования трудолюбия с позиции ценностных оснований предпосылок: развитие психологических качеств личности, предопределяющих психическую готовность младших школьников к труду, расширение физических возможностей осуществления разнообразной трудовой деятельности, включение в систему ответственных взаимоотношений.
Характеристика уровней сформированности трудолюбия у младших школьников
Компоненты и критерии трудолюбия: Когнитивный : знания о труде
Высокий (достаточный) уровень сформированности трудолюбия: Знание последовательности трудовых операций, рациональных приемов работы; стремление к пополнению знаний о труде
Средний (нормативный) уровень сформированности трудолюбия: Наличие представлений об основных приемах работы; стремление овладевать знаниями в отдельных видах деятельности
Низкий (исходный) уровень сформированности трудолюбия: Поверхностные представления о трудовых операциях; отсутствие потребности к овладению новыми знаниями
Компоненты и критерии трудолюбия: Мотивационно-ценностный : отношение к труду как ценности
Высокий (достаточный) уровень сформированности трудолюбия: Положительная мотивация к труду; потребность к участию в различных видах труда; ориентация на получение новых способов действия в труде
Средний (нормативный) уровень сформированности трудолюбия: Понимание роли труда для человека; участие в работе при соответствующей мотивации; проявление желания участвовать в знакомых видах труда
Низкий (исходный) уровень сформированности трудолюбия: Неверное представление о ценности труда; отсутствие мотивации к труду; проявление пассивности, лени; готовность выполнять работу за вознаграждение
Компоненты и критерии трудолюбия: Эмоционально-потребностный : эмоционально-положительное отношение к разным видам труда
Высокий (достаточный) уровень сформированности трудолюбия: Проявление положительных эмоций от процесса и результата труда; проявление ответственного отношения к порученному делу; стремление выполнять задания повышенной сложности
Средний (нормативный) уровень сформированности трудолюбия: Проявление положительных эмоций в отдельных случаях; готовность проявлять заботу о других эпизодична; проявление ответственности к порученному делу зависит от обстоятельств
Низкий (исходный) уровень сформированности трудолюбия: Преобладание отрицательных эмоциональных переживаний, связанных с трудом; выполнение работы после неоднократных просьб и требований взрослых; стремление уклониться от труда
Компоненты и критерии трудолюбия: Деятельностно-преобразующий : трудовые умения и навыки, опыт нравственного поведения в труде
Высокий (достаточный) уровень сформированности трудолюбия: Способность к самостоятельному преодолению трудностей; проявление творчества, старательности и аккуратности в труде; обладание трудовыми умениями и навыками, проявление активности и инициативы в коллективном труде; бережное отношение к орудиям и продуктам труда
Средний (нормативный) уровень сформированности трудолюбия: Способность к работе в течение ограниченного отрезка времени; преодоление трудностей при поддержке взрослого; эпизодическое проявление старательности и аккуратности в труде; проявление неорганизованности, безынициативности в коллективном труде; отношение к орудиям и продуктам труда зависит от настроения
Низкий (исходный) уровень сформированности трудолюбия: Способность к кратковременным действиям; желание действовать привычными способами работы; выполнение работы лишь с посторонней помощью, чаще всего неаккуратно, без особого старания; довольствование ролью либо пассивного наблюдателя, либо дезорганизатора работы коллектива
Компоненты и критерии трудолюбия: Контрольно-оценочный: умение осуществлять контроль и оценку труда
Высокий (достаточный) уровень сформированности трудолюбия: Умение самостоятельно проводить контроль и оценку процесса и результата труда; стремление достигать положительных высоких результатов в труде
Средний (нормативный) уровень сформированности трудолюбия: Умение проводить контроль и оценку своего труда под контролем взрослого; внесение изменений в продукт труда в некоторых случаях; достижение положительных результатов в труде
Низкий (исходный) уровень сформированности трудолюбия: Несформированность умения проводить контроль процесса труда, завышенная или заниженная оценка труда; удовлетворение результатами работы, выполненной на низком уровне
Большинство младших школьников любят занятия по труду, где можно проявить, например, смекалку, инициативу и творчество при разрезании материала и ловкость при его склеивании, где при выполнении задания одни действия сменяются другими. Глубокое удовлетворение и положительные эмоциональные состояния вызывает у младших школьников изготовление своими руками нужных и полезных предметов (елочные украшения, открытки, различные декоративные поделки и др.).
Все это способствует формированию трудолюбия и ответственности за выполненную работу. Изготовление ручных поделок способствует развитию дифференцированных и координированных движений, мелкой моторики, формированию контроля за ними как на основе мышечного чувства, так и на основе зрительного анализатора.
Трудовая деятельность оказывает еще один существенный психологический эффект, заключающийся в формировании умения планировать предстоящую деятельность, определять пути и средства ее реализации. Данные умения развиваются и в других видах деятельности, но в рамках трудовой деятельности при целенаправленном изготовлении определенного предмета младший школьник действует в системе наиболее развернутых и внешне выраженных требований и правил. Если пропустить какое-либо трудовое действие или операцию, использовать не то средство, то это сразу скажется на результате работы. Поэтому на занятиях по труду у младших школьников интенсивно развивается умение заранее планировать последовательность своих действий и предусматривать необходимые для их осуществления инструменты и орудия. При выполнении определенных трудовых действий ребенок включается в реальный процесс созидания, т. е. создания материальных ценностей, приносит этим пользу, учится беречь и охранять все, что создано людьми. В результате решается одна из актуальных задач начальной школы – трудовое воспитание детей, воспитание у детей бережного отношения к общественным ценностям, школьному имуществу, оборудованию, личным вещам.
В процессе трудовой деятельности младшие школьники овладевают новыми знаниями, у них совершенствуются познавательные интересы, восприятие, внимание, мышление и творческие способности. В процессе выполнения определенных трудовых действий возможно расширять и углублять знания учащихся по труду, природоведению и другим школьным предметам. Высокая подвижность, двигательная активность, готовность к действию, характерные для младших школьников, требуют разнообразных видов трудовой деятельности, использования разнообразных форм и методов. Разнообразные формы и методы (экскурсии, встречи, кружковые занятия) способствуют эффективному решению данных задач. Формирование нравственного отношения к труду наиболее эффективно протекает у младших школьников в процессе выполнения интересной (творческая продуктивная деятельность) коллективной работы; деятельности, характеризующейся новизной и повышенным уровнем сложности (проектная деятельность). В ходе различных форм взаимодействия учащихся начальных классов с другими людьми, ближайшим природным и социальным окружением создаются ситуации для проявления ответственности, активности, творчества и самостоятельности. Освоению нравственных трудовых отношений способствуют этические беседы, экскурсии, общественно полезный труд, проектная и коллективная творческая деятельность. С целью пополнения и закрепления знаний учеников используются ролевые игры, подготовка докладов и выступлений на конференции, компьютерные технологии. Участие младших школьников в школьных и городских выставках детского творчества, работа по осуществлению проекта, мастер-классы позволяют закрепить полученные практические умения и навыки. Фоторепортажи с мест событий, оформление школьных газет, переписка с друзьями из другой школы, общение и беседы с людьми различных профессий способствуют осознанию младшими школьниками ценности собственного труда.
В разнообразных видах труда, на практических занятиях совершенствуются трудовые умения и навыки. Их приобретение имеет большое психологическое значение для детей – способствует повышению интереса к трудовой деятельности, появлению уверенности в своих возможностях и способностях, желанию самостоятельно овладевать трудовыми умениями и навыками. В процессе формирования трудовых умений и навыков создаются условия для удовлетворения интересов и склонностей у детей к выбранным занятиям, для развития задатков к определенным видам труда. Развитие склонностей у детей младшего школьного возраста способствует формированию устойчивых трудовых и профессиональных интересов, а в дальнейшем оказывает большое влияние на процесс личностного и профессионального самоопределения.
Трудовая деятельность позволяет решать определенные задачи эстетического воспитания. Осуществление этой задачи происходит в процессе отбора разнообразного и богатого в эстетическом отношении содержания труда, форм и методов занятий, развивающих эстетические чувства, активизирующих творческую фантазию, интерес к художественному творчеству и потребность вносить красоту и гармонию в свой труд.
Большинство детей этого возраста с желанием включаются в работу, легко увлекаются непосредственно трудовой деятельностью. Но их желания часто бывают ситуативными, поведение отличается неустойчивостью, быстрой сменой эмоциональных состояний и настроения. У младших школьников преобладает интерес к конкретному, они эмоциональны, активны, впечатлительны, непосредственны. Они с готовностью берутся за любое дело, стремятся участвовать во многих мероприятиях, но эта энергия неуемного желания может не соответствовать их реальным возможностям. Поэтому к занятиям младшие школьники могут охладевать, не доводить начатую работу до конца, переключаться с одного занятия на другое. Поэтому необходимо постоянно обновлять содержание, формы, методы занятий, учитывать дозировку рабочего времени, стимулировать и поддерживать активность и готовность к действию, бодрое настроение и положительное отношение к трудовой деятельности. Поскольку большинство младших школьников эмоционально восприимчивы, их достаточно легко увлечь работой, без особых затруднений переключить на полезное занятие, вызвать позитивный эмоциональный настрой.
Путь к сознанию ребенка проходит через его эмоции переживания, эмоциональное состояние. Если выполнение работы, определенных трудовых обязанностей вызывает положительные эмоции, радость, приносит удовольствие и удовлетворение, закрепляется в успехе, то у ребенка возникает интерес к труду и занятию, желание активно участвовать в трудовой деятельности, чтобы вновь и вновь испытывать позитивные эмоциональные переживания. Таким образом проявляется активность и инициативность детей, желание сделать работу лучше. При организации трудовой деятельности необходимо обеспечивать, чтобы каждая работа и каждое занятие детей были увлекательными, интересными, полезными и эффективными. Это требует использования разнообразного и яркого в художественном отношении материала для работы: рассказов, стихотворений, сказок, инсценировок, картин, конкретных примеров ответственного отношения к труду взрослых и сверстников.
Значительную роль в совершенствовании трудовых действий детей играет склонность младших школьников к подражанию. Важные условия формирования интереса к труду у ребенка и добросовестного отношения к трудовой деятельности – обстановка ответственного отношения к труду со стороны взрослых, наличие традиций доброго отношения к труду, конкретных живых примеров.
Практический пример
Наташа М. 8 лет, делает уроки. Выполняет задание по природоведению, одновременно ногой пытается дотянуться до кота, свернувшегося под столом. Иногда девочка перестает писать, смотрит телевизор. Вокруг нее на столе разбросаны книги, тетради, фломастеры. В той же комнате мать Наташи работает на компьютере. Возле нее ножницы, нитки, журналы, косметика, тарелка с печеньем, чашка с чаем.
Большую роль в совершенствовании трудовой деятельности младших школьников играет семейное воспитание. Семья располагает большими возможностями для организации совместного труда взрослых и детей и формирования нравственных качеств.
В основе совершенствования содержания методики семейного воспитания лежит повышение психолого-педагогической культуры родителей, которая включает: понимание и осознание ответственности за воспитание детей, практические умения организации жизни и деятельности в семье (привлечение детей к выполнению различных обязанностей по дому, к вопросам бюджета семьи и его использования и др.), осуществления воспитательной деятельности, продуктивную связь со школой.
Возможности семейного воспитания в приобщении детей к трудовой деятельности:
• приобщение ребенка к труду через самообслуживание; постепенный переход от самообслуживания к общественно полезному труду;
• постепенное расширение круга трудовых обязанностей, увеличение их сложности;
• тактичный и систематический контроль качества выполнения трудовых поручений;
• организация обучения выполнению трудовых действий и операций;
• формирование у ребенка уверенности в важности выполнения трудового поручения;
• учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
• поощрение добросовестного самостоятельного выполнения поручений, проявления инициативы;
• чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня младшего школьника.
Трудовая деятельность младших школьников более эффективна и содержательна при наличии следующих факторов:
• отбор такого содержания, которое отражало бы новые перспективы и конкретные воспитательные задачи школы и классного коллектива и вело бы к достижению поставленной цели;
• насыщение труда познавательным и творческим содержанием;
• постановка творческих и достаточно трудных задач, развивающих у детей пытливость, любознательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха;
• использование таких трудовых задач, которые требуют применения на практике знаний, рациональных действий, умения пользоваться инструментом, приспособлениями;
• единство целей, требований в совместной работе школы и семьи (систематическое включение учащихся в различные виды труда; оказание необходимой помощи в труде, создание условий для приобретения необходимых для выполнения работы трудовых умений и навыков; четкое определение обязанностей в труде и указание возможных путей проявления инициативы, творчества; повышение ответственности учащихся за результаты труда).
Таким образом, на протяжении младшего школьного возраста в разнообразных видах труда, на практических занятиях формируются и совершенствуются различные трудовые умения и навыки, более глубоко осознается ценность труда в жизни общества и человека как мотива трудовой деятельности, усваиваются соответствующие знания, навыки и умения по ведению домашнего хозяйства, развитию самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи. По мере расширения возможностей детей в трудовой деятельности и накопления трудового и социального опыта происходит обретение чувства умелости и компетентности. Все сформированные трудовые навыки младшего школьника, связанные с эмоциональными переживаниями целесообразности потраченных усилий, включаются в его психологическое пространство как устойчивые, организующие его элементы.
Вопросы:
Назовите формы трудового воспитания младших школьников?
Задание:
Придумайте 3 мероприятия, для трудового воспитания младших школьников.
 | Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
ПРОВЕРИЛ
________/_________/
«___»_________20___г.
Тема: «Физическое воспитание младших школьников»
Подготовила:
Студентка Ш-21
Кононенко Анастасия
Ейск, 2018
Физическое воспитание младших школьников.
Одно из основных требований к современному уроку - внедрение эффективных средств и методов физического воспитания. С их помощью более успешно решаются образовательные и развивающие задачи; обеспечивается дифференцированный подход к учащимся, адекватность физических нагрузок их физическому состоянию; поддерживается стойкий интерес к занятиям.
Каждый урок должен быть правильно построен по структуре и содержанию и комплексно решать задачи, связанные с изучением основ знаний по физической культуре, освоением двигательных умений и навыков, развитием физических качеств, овладением умениями самостоятельно заниматься физическими упражнениями, привитием потребностей в соблюдении здорового образа жизни.
Влияние каждого урока на учащихся должно быть разносторонним. Физические, умственные и волевые усилия детей должны сочетаться таким образом, чтобы в целом обеспечивался эффект гармоничного развития учащихся на фоне поддержания оптимального уровня их работоспособности. Поэтому трудные упражнения должны сочетаться с относительно легкими, интересные - со скучными, но необходимыми, обязательные - с упражнениями по выбору детей и т.п.
В процессе физического воспитания необходимо по возможности обеспечивать индивидуальный подход к учащимся с учетом состояния их здоровья, физического развития, пола и физической подготовленности.
Для обеспечения высокой результативности урока имеет значение выбор метода организации учебного труда учащихся - фронтальный, групповой, поточный, индивидуальный, круговая тренировка и др.
Фронтальный метод предусматривает такую организацию работы учащихся, при которой весь класс выполняет какое-либо одно, общее для всех задание. Этот метод преимущественно используется в подготовительной и заключительной частях урока, но иногда и в основной, особенно в младших классах. Следует подчеркнуть, что важной особенностью фронтального метода является обеспечение постоянного руководства учителя.
При групповом методе класс делится на группы. Каждая из групп выполняет свое, отличающееся от других задание. Групповой метод обеспечивает дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения движениям. Учитель подбирает упражнения, соответствующие силам и способностям членов группы.
Применение группового метода дает возможность приучить детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Если же ученики недостаточно подготовлены к такой форме организации занятий, использовать групповой метод нецелесообразно.
Метод индивидуальных занятий предусматривает самостоятельное выполнении упражнений, предложенных учителем или выбранных учащимися. Он используется в подготовительной или основной части урока, но может иметь место и в заключительной.
Метод индивидуальных занятий дает возможность удовлетворить желание учащихся выполнить понравившееся упражнение. В результате происходит чередование регламентированных упражнений с относительно свободными. Вместе с тем дети приучаются к самостоятельному выполнению упражнений. При этом учитель, наблюдая за отдельными учениками, осуществляет общее руководство классом.
Метод дополнительных упражнений. Дополнительными называются упражнения, выполняемые по заданию учителя самостоятельно во взаимосвязи с главным упражнением. Однако дополнительные упражнения нельзя считать второстепенными, так как благодаря им можно осуществлять развитие физических качеств младших школьников. Суть этого приема заключается в том, что, помимо основного упражнения, которое ученики выполняют по очереди, они в промежутках между подходами выполняют предложенное число раз упражнения, направленные на развитие определенных физических качеств.
Метод станционных занятий. Станционные занятия являются разновидностью круговой тренировки направлены главным образом на закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков.
Суть данной формы занятий состоит в следующем. Класс разделяется на несколько групп так, чтобы в каждой группе было не более 3-5 человек. Группы расходятся по станциям указанным учителем. По сигналу учителя все ученики одновременно начинают выполнение упражнений каждый на своем месте. Выполнив упражнение, заранее обусловленное количество раз, группы по часовой стрелке переходят на очередное место занятий. И так до тех пор, пока не пройдут все места занятий.
Круговой метод занятий. Движение учащихся происходит, как и в станционных занятиях, по кругу с последовательным выполнением на каждом месте упражнений.
Однако в отличии от станционных круговые занятия направлены главным образом на развитие физических качеств, и здесь к ученикам предъявляются новые, повышенные требования: повторить заданное упражнение возможно большое количество раз или заданное количество выполнить как можно быстрее.
В процессе многолетних научных исследований и школьной практики для физического воспитания подрастающего поколения в нашей стране выработан и апробирован достаточно широкий арсенал физкультурных средств. Идея их отбора для школьников полностью базируется на общих принципах отечественной системы физического воспитания.
На основе принципа всестороннего развития личности для физического воспитания учащихся применяются средства, обеспечивающие наибольший всесторонне физически развивающий эффект (пропорциональное развитие всех частей тела, основных мышечных групп и физических качеств).
Приоритетными с этих позиций являются игровые и гимнастические физические упражнения.
Принцип связи физического воспитания с трудовой практикой вызывает необходимость использовать для физического воспитания школьников такие средства, которые наиболее эффективно готовят их к трудовой деятельности. К ним отнесены, прежде всего, жизненно важные, в особенности прикладные упражнения.
С точки зрения принципа оздоровительной направленности в школьную физкультуру включены средства, обладающие наибольшей гигиенической полезностью, т.е. способствующие укреплению здоровья и обеспечению нормального функционирования всех систем организма. Такими средствами считаются разнообразные циклические упражнения, а также оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.
С учетом этих принципов наиболее полезными и эффективными средствами для физического воспитания учащихся служат упражнения, включенные в школьные программы по физической культуре. Рассмотрим их последовательно.
Гимнастика.
Традиционно считается важнейшим средством физического воспитания учащихся. Эти упражнения в наибольшей степени обеспечивают их общую физическую подготовленность, а также является незаменимой школой двигательной культуры, т.к. формирует у детей способность управлять своими движениями координировано, точно, красиво.
Громадное разнообразие упражнений, отнесенных к гимнастике, позволяет успешно решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи. Любое упражнение гимнастики можно легко дозировать по основным параметрам нагрузки. Поэтому она обладает большими педагогическими возможностями. Преподаватель школьной физической культуры, не овладевший в совершенстве основами гимнастического метода, существенно обедняет свое педагогическое мастерство и тем самым своих учащихся.
В соответствии с учебной программой по физической культуре учащиеся занимаются преимущественно основной гимнастикой, это:
1) простейшие виды построений (в шеренгу, колонну по одному, круг) и перестроений (по звеньям, по заранее установленным местам, из колонны по одному в колонну по два, из одной шеренги в две и т.д.);
2) общеразвивающие упражнения без предметов и с разнообразными предметами (с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, обручем, набивным мячом массой 1 кг);
3) упражнения в лазании (по гимнастической стенке и канату, по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях) и перелазании (через горку матов, гимнастическую скамейку, гимнастическое бревно, коня);
4) в равновесии (стойка на одной ноге на полу и гимнастической скамейке, ходьба по гимнастической скамейке и бревну высотой 50-100 см с выполнением различных заданий);
5) несложные акробатические упражнения (группировка, перекаты в группировке, кувырок вперед, кувырок в сторону, кувырок назад, стойка на лопатках и др.);
6) танцевальные упражнения;
7) упражнения на гимнастических снарядах (прыжки с мостика на козла или коня высотой 100 см, ходьба по бревну с выполнением стоя и в приседе поворотов на 90 и 180 градусов, висы на гимнастической стенке и др.)
8) упражнения со скакалкой.
Легкая атлетика - незаменимое прикладное средство физической подготовки молодого поколения, т.к. ее основное содержание представлено комплексами упражнений из ходьбы, бега, прыжков и метаний различных снарядов. В жизни человека многие из этих двигательных действий встречаются достаточно часто. Поэтому на школьных физкультурных занятиях необходимо всех без исключения учащихся обучать основам техники данных движений. Причем технике прикладной, наиболее экономичной, не ставя при этом во главу угла спортивный результат, а ориентируясь на обычные жизненные ситуации.
Следует отметить, что легкая атлетика является великолепным, всесторонне развивающим средством, позволяющим совершенствовать все физические качества, многие функции организма, в том числе сердечнососудистую и дыхательную системы. К тому же легкоатлетические нагрузки поддаются точной дозировке. По своей направленности школьная легкая атлетика наиболее близко смыкается со спортом, Т.к. ее упражнения обычно выполняются на результат.
Легкоатлетические упражнения:
1) ходьба (обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различными положениями рук и др.);
2) бег с максимальной скоростью до 60 м;
3) бег в равномерном темпе до 10 мин;
4) челночный бег 3*5, 3*10 м;
5) прыжки в длину с разбега с 7-9 шагов;
6) прыжки в высоту с прямого и бокового разбега;
7) прыжки на одной и двух ногах на месте, с поворотом на 90-360 градусов, с продвижением вперед на одной и двух ногах;
8) эстафеты с бегом на скорость и прыжками;
9) преодоление с помощью бега и прыжков полосы из 3-5 препятствий;
10) метание малого мяча на дальность и в цель из разных исходных положений правой и левой руками.
Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно в игровой и соревновательной форме, которые должны доставлять детям радость и удовольствие.
Подвижные игры — одна из наиболее универсальных форм сознательной деятельности детей. Их педагогическая ценность заключается в комплексном воздействии на все физические и многие духовные функции человека одновременно. По своему характеру игровая деятельность справедливо признается наиболее интересной и привлекательной для подрастающего поколения по сравнению с другими средствами, т.к. в ней всегда присутствуют элементы новизны, состязательности, творчества, воображения, внимания и удовольствия.
Практически один недостаток игры как средства и метода физического воспитания состоит в том, что физическая нагрузка в игре не всегда поддается точной индивидуальной дозировке, как это имеет место, предположим в гимнастике. Поэтому игры должны подбираться с учетом физической подготовленности и двигательного опыта учащихся, а также поставленных педагогических задач.
Простейшие единоборства: «Бой петухов», «Выталкивание из круга».
Спорт.
В отличие от физической культуры спорт всегда связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений. Для выявления спортивно-технических результатов и определения победителей проводятся соревнования. На соревнованиях, в условиях острой спортивной борьбы, повышенной ответственности за свои результаты перед коллективом, учащиеся преодолевают значительные физические и нервные нагрузки, проявляют, развивают двигательные и морально-волевые качества. Младшие школьники, как правило, соревнуются по тем видам физических упражнений (спорта), которые входят в учебную программу.
В совокупности средств физического воспитания и развития школьников особая, далеко еще не осознаваемая роль принадлежит естественным силам природы (солнце, воздух, вода). Выступая в едином комплексе с физическими упражнениями, они усиливают оздоровительное воздействие на учащихся. Солнечные лучи, воздух, вода должны по возможности сопровождать все виды и разновидности двигательной деятельности, но их используют и путем специально организованных процедур — солнечных и воздушных ванн, обтирания, обливания, душа или купания.
Гигиенические факторы включают гигиеническое обеспечение физкультурных занятий, рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна и т. д.
Формирование благоприятной окружающей среды требует строгого соблюдения ряда санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к строительству, реконструкции, благоустройству и содержанию школьных зданий, спортивных залов, рекреационных и вспомогательных помещений (оптимальная площадь, световой и тепловой режим, регулярное проветривание, влажная уборка). Применяемые для занятий физическими упражнениями снаряды, инвентарь и оборудование по размерам, весу и устройству должны соответствовать возрасту и полу учащихся. Школьникам, в свою очередь, необходимо выполнять некоторые нормы и правила, связанные с гигиеной быта и спортивных занятий. Сюда относится уход за телом, горячее питание и полноценный сон, наличие спортивной одежды и обуви.
По словам академика И. П. Павлова, нет ничего более властного в жизни человеческого организма, чем ритм. Если человек работает и отдыхает, питается и спит в определенном ритме, то к каждому виду деятельности организм как бы заблаговременно подготавливается, сравнительно легко переключается, быстро входит, так как срабатывают уже закрепленные нервные связи, «пусковые» механизмы. Ритм уравновешивает процессы возбуждения и торможения, уменьшает затраты энергии, выделяемой организмом для его нормального и устойчивого функционирования. Это станет возможным, если в школе и дома будет установлен четкий режим дня. Как нормативная основа жизни и деятельности режим дня приводит затраты учебного, внеучебного и свободного времени в соответствии с гигиеническими нормами определяет строгий распорядок и целесообразное чередование труда и отдыха. Тщательно составленный и систематически выполняемый режим дня сохраняет баланс между расходом и восстановлением затраченных сил, укрепляет здоровье, создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает аккуратность, точность, организованность, дисциплинированность, чувство времени, самоконтроль.
Режим дня не может быть одинаковым для всех. Он дифференцируется в зависимости от состояния здоровья, уровня работоспособности, конкретных условий жизни и индивидуальных особенностей учащихся. Но есть ряд правил, обязательных для всех. Общими и едиными для всех учащихся должны быть такие режимные моменты, как утренняя гимнастика, туалет, учебные занятия в школе, обед, послеобеденный отдых, приготовление домашних заданий, общественная работа, пребывание на свежем воздухе, спорт, занятия по интересам, умеренное посещение зрелищных мероприятий, ужин, вечерняя прогулка, подготовка ко сну.
Вопрос:
Какие физические упражнения, свойственный для детей младшего возраста?
Задание:
Придумайте 3 мероприятие, для развития физического воспитания детей?