«Посели добро в своем сердце»
Цель:
- Способствовать формированию у учащихся представлений о милосердии и благотворительности;
- Организовать ситуацию для развития доброты, умения сострадать, эмоциональной активности;
- Воспитывать личность, способную проявлять заботу о ближних.
Минимакс: каждый ученик должен уметь объяснить, почему важно быть милосердным.
Задачи:
Предметные:
- формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, благотворительность, добро;
- формировать умение рассуждать на тему морали с привлечением личного опыта.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к предмету;
- развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
- развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;
- развивать творческие способности.
Воспитательные:
- формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
- формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки; воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.
Планируемые результаты:
Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать; воспитывать доброжелательность и сострадание к людям; развивать навыки трудолюбия и помощи близким; формировать желание быть милосердным и терпимым к окружающим.
Метапредметные:
- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;
- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;
- коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;
- предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.
Основные понятия: долг, ответственность, милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, толковые словари русского языка С.И. Ожегова и В.И. Даля.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, просмотр презентации ,устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
Методическое обеспечение:
ХОД УРОКА
Организационный момент
1. -Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте улыбнёмся друг другу.
2. Мы сегодня с вами опять будем открывать новые знания. А для того, чтобы нам их легко было открывать, нам нужно:
- хорошее настроение
- знания и умения
- верные друзья
- ответы полные давайте
- и на уроке не зевайте.
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока.
1. Чтение учителем стихотворения под тихую музыку.
В глаза свои попробуй загляни
И стук сердечный свой послушай,
Когда больная кошка у двери
Иль руку тянет нищенка-прохожий.
Когда ребенок заливается навзрыд,
Когда собака лишь глазами просит,
Когда в коляске вечный инвалид,
Или больной старик, чей век уж прожит.
Глаза ты прячешь, молча уходя...
И не понятно твое сердце сжалось?
И если нет, то очень жаль тебя-
Ты больше всех заслуживаешь жалость.
Не страшно, если чувств не можешь проявить
И слез своих показывать не хочешь.
Но страшно, если ты душою инвалид,
И ничего не чувствуешь...Не можешь.
2. Определение темы и целей урока.
Учитель: О чем это стихотворение? Как можно озаглавить прочитанное стихотворение? К какому хорошему человеческому качеству призывает оно?
/ответы учеников/
Учитель: Все качества, которые вы перечислили можно назвать одним словом «Милосердие» и мы сегодня поговорим о милосердии и сострадании. (Слайд 1)
Как вы ребята понимаете слово «милосердие»? Что это такое? (Ответы детей)
Работа над материалом урока
1. Словарная работа
Учитель:
Милосердие – милое сердце, милующее сердце.
Сострадание – умение переживать за другого человека.
Найдите определения этих слов в словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля. Работаем по группам: 1 группа работает со значением слова «милосердие», 2 группа – со значением слова «сострадание». Зачитайте значения слов (Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадание – сочувствие другому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека). (Слайд 2)
Учитель:
Чем близки эти слова? Чем отличаются? (Милосердие – это помощь в трудную минуту, а сострадание – это жалость к человеку, который в беде).
Учитель:
Милосердие, доброта, забота о своих ближних играют важнейшую роль в жизни человека. Одним из важнейших элементов веры христианства является представление о том, что Бог всемилостив. Его Сын, Иисус Христос, многократно учил своих приверженцев тому, что они должны отдавать людям все, что имеют. Иисус учил, что всякий добрый или наоборот, дурной поступок, который мы совершаем в отношении другого человека, обращен к Богу.
Однажды Иисуса Христа спросили: «Какая самая главная среди множества заповедей?». Он сказал: «Важнее всего любовь к Богу и к человеку. Люби ближнего, как самого себя». И тогда ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?». Христос же на заданный ему вопрос ответил притчей о добром самарянине.
Учитель:
Сначала ребята, чтобы все вам было понятно, мы проговорим с вами все незнакомые слова:
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Притча - рассказ с нравоучением.
Священник-священнослужитель в храме, посредник между Богом и человеком
Леви́ты - часть евреев, из левитов набирались служители (певчие, музыканты, стража и т. д.) в Иерусалимском храме.
Левит - священнослужитель низшего духовного сана у древних евреев.
Самарянин - означает чужак, человек другой веры.
Самарянин - представитель этнической (связанное с принадлежностью к какому-нибудь народу, с его культурой) группы, которую евреи не признают единоверцами.
Ближний - всякий человек, который нуждается в помощи.(Слайд 3)
2. Чтение учителем притчи.
Притча о добром самарянине. (Слайд 4)
На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили, сняли с него одежду и оставили едва живым. По случаю один священник шёл той дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил мимо. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился, сжалился и, подойдя, перевязал избитому раны. И, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, дал содержателю гостиницы денег и сказал ему: «Позаботься о нём; и если расходы будут более, того, что я, дал, то когда я возвращусь, отдам тебе долг». Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний избитому?
3. Беседа по содержанию притчи.
Учитель:
Как вы поняли притчу Христа о добром самаритянине?
Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе?»
Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип?
Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.
Даже если вчера ты поссорился с другом, если он наговорил тебе много плохих слов, обидел тебя. А сегодня он попал в беду – протяни ему руку помощи, прости его. Поддержи в беде и несчастье.
Учитель:
Добрый самарянин или по-другому – милосердный – тот человек, у которого милое, доброе сердце. Он всегда спешит на помощь к ближнему.
Эту историю Иисус рассказал народу. И Ему очень нравится, когда мы поступаем так, как добрый самарянин. Поэтому Он сказал: «Иди и ты поступай так же».
И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними…»
Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде, а также тот, кто нуждается в твоей помощи. Исполняя завет своего основателя, христианская церковь уже много веков помогает больным, бездомным, малоимущим, детям, инвалидам, тем, кто попал в беду, находится в тюрьмах.
4. Игра «Антонимы»
Учитель:
-Кто больше даст правильных ответов на вопрос: «Как стать милосердным человеком?», тот будет объявлен самым милосердным человеком в классе.
/на экране слайд 5 со словами, характеризующие отрицательные качества человека/
- Лениться и бездельничать? /трудиться/
- Быть жадным? /быть щедрым/
- Лицемерить и врать? /быть правдивым/
- Давать пустые обещания? /быть честным/
- Изменять дружбе? /дружить/
- Быть равнодушным к чужой беде и горю? /сопереживать, сострадать/
- Не считаться с мнением родителей или не заботиться о них? / уважать и заботиться о близких/
5. Чтение учителем стихотворения «Милосердие» слайд 9/
Маленький мальчик стоял у витрины
И по слогам объявленье читал.
В нём сообщал продавец магазина,
Что он забавных котят продавал.
Мальчик несмело вошёл и с порога
Скромно спросил, сколько стоят они.
Цену узнав, прошептал: «Это много...»,
Ручки засунув в карманы свои.
Он потихоньку извлёк всё, что было,
Да, это мало, хоть долго копил.
Детское сердце невольно заныло ...
С горечью в голосе он попросил:
«Дяденька, можно хотя бы глазочком
Только на ваших котят посмотреть.
Были бы деньги, купил бы я точно,
Но накопить мне никак не успеть».
И продавец неспеша открывает
Крышку в огромной коробке, и вот
Восемь котят из неё выбегают,
Ну, а девятый за ними ползёт,
Хочет успеть за друзьями своими,
Но не угнаться за ними ему.
А всё потому лишь, что ножки больные,
Так он родился ... себе на беду.
Мальчика словно водой окатили,
Глазки свои отвести он не смел,
Даже сказать что-то был он не в силах,
Лишь на хромого котёнка смотрел.
Но через силу, с огромным волненьем,
Еле, чуть слышно он вдруг проронил:
«Были бы деньги, то я, без сомненья,
Котёнка хромого у вас бы купил».
А продавец посмотрев с изумленьем,
Грустно ответил, кивнув на него:
«Знаешь, котёнок больной, к сожаленью,
Родился таким, не излечишь его.
Но, если ты хочешь, котёнка хромого
Можешь себе и без денег забрать.
Никто и копейки не даст за такого,
Я и не думал его продавать».
Мальчик ответил серьёзно и строго:
«Деньги у мамы могу я занять,
Я заплачу за котёнка хромого,
Чем же он хуже здоровых котят?
Стоит он так же, как стоят другие,
Полную цену я вам заплачу,
Будем с ним жить мы, как братья родные,
Сильно котёнка купить я хочу!»
Это сказав, он неловко нагнулся
И под штанину зачем-то полез.
Взглянув на него, продавец ужаснулся :
Вместо ноги он увидел протез ...
Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу...
Всё стало ясно теперь продавцу.
Мальчика крепко обнять захотелось,
Он протянул свои руки мальцу.
«Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы?
Чтоб остальные котята нашли
Тоже заботливых и милосердных,
Добрых хозяев, таких же, как ты!»
7. Беседа по содержанию стихотворения.
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Охарактеризуйте поступок мальчика. /слайд 10/
6. Физкультминутка
- А сейчас ребята мы с вами поиграем (слайд 11). Игра называется - «Лучики добра» (передавая сердечко, друг другу, называем добрые дела, которые совершали).
6. Продолжение работы по теме урока
1. Рассказ учителя.
Учитель:
- Одно из дел милосердия – милостыня. А как вы себе представляете, что такое милостыня? (слайд 12)
Подая́ние (милостыня) - добровольная раздача (пожертвование) своих денег, продуктов питания, одежды, различных бытовых предметов и других ценностей, а также иная помощь другим людям, как правило, нуждающимся (нищим или бедным).
(Ученик) Милосердное сердце надо воспитывать. Как спортсмены тренируют тело, так и нам с вами надо закалять свою душу.
1. Интерактивное упражнение
-Какие добрые действия можно совершить с помощью этих предметов: книга, цветок, письмо, хлеб, улыбка. (Слайд 13)
2. Творческая работа в группах (2 группы).
Задания для групп: найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.
Вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка.
В минуту твоей беды тот, кого ты считал своим лучшим другом, не помог тебе.
Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками
Вы нашли у своего дома маленького котенка
Один из дежурных заболел, девочка берется за уборку одна. Ей нужно поднять стулья, подмести, принести воду, вытереть пыль и вымыть пол. Ваши действия?
Девочку из первого класса толкнул старшеклассник. Она стукнулась о стену и больно ударила руку. Девочка присела около стены и заплакала. Вы идете мимо и видите плачущую девочку. Ваши действия?
Зимой бывает скользко. Вы идете по улице. Перед вами идет бабушка и вдруг она падает. Ваши действия?
5.Слово учителя. /слайд 15/
Милосердию противоположно жестокосердие. Сейчас я вам прочитаю два стихотворения, а вы определите, где говорится о милосердии, а где о жестокосердии.
НИЩИЙ
Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
И подаяние просил;
Но все, что в день насобирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам.
Я.П. Полонский
НИЩИЙ
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку
М. Ю. Лермонтов
Почему нищий, не имея сам благосостояния, получив подаяние, раздавал его бедным? Что заставляло его так поступать? Назови добродетель, проявленную нищим. Как можно назвать поступок другого человека, вместо милостыни подавшего камень? Какие качества души в нем проявляются? О каком качестве души говорит бытующее выражение «держать камень за пазухой»? Зависит ли доброта души человека от его благосостояния (денег, имущества)? Что делает человека добрым? Как стать добрым? В каких поступках и делах можно проявить добрые качества своей души? Что мешает человеку быть добрым?
А вы сами когда-нибудь подавали милостыню?
Какие чувства вы испытывали при этом?
Да ребята, как правило, это радость. Радость от того, что вы помогли другому человеку. И наоборот, отнимешь у кого-то игрушку – бывает после этого весело?
Вроде бы и желаемое получил, а радости от этого нет. И играть не интересно.
Игра «Волшебная рука».
-Обведите на листе свою руку и напишите на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.
-К счастью сегодня, традиции благотворительности возрождаются.
VI. Заключительный этап урока. Рефлексия.
Слово учителя.
Учитель:
-У нас состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши души, возможно, вы измените свое отношение к своим поступкам. Мне хотелось бы, чтобы вы поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Но помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Если делаешь доброе дело действительно для людей, ты не должен кричать о том, какой ты благородный, не должен афишировать свою помощь. Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными. И хочу подарить вам «Памятки жизненных правил».
-Ребята, вы сегодня замечательно работали, я вами очень довольна. Вы у меня молодцы!
ПАМЯТКА ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ. (слайд 20)
1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей
2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.
4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
5. Не стесняйтесь проявлять своё сочувствие, сопереживание окружающим.
6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.
2.Синквейн.
На заключительном этапе нашего урока я предлагаю написать вам синквейн (состоит из 5 строк: 1-ключевое слово, определяет содержание синквейна; 2-два прилагательных, характеризуют данный предмет; 3-три глагола, показывают действие предмета; 4-короткое предложение, в котором высказывается отношение к проблеме; 5-обычно одно существительное, выражающее чувство). Ключевым словом мы возьмем - милосердие.
/Учащиеся под руководством учителя в парах пишут синквейны, затем их читают. После ответов учащихся учитель представляет свой синквейн слайд 10/.
милосердие
бескорыстный, добрый
помогать, дружить, любить
Дарить людям добро.
счастье
1.Милосердие.
2. Добрый переживающий.
3. Проявлять, поддерживать, любить.
4. Помогать нуждающимся в помощи.
5. Забота. слайд 21
Выводы, домашнее задание.
Учитель: Итак, ребята, давайте подведем итоги. Из каких же важных составляющих состоит милосердие?
/ответы учащихся/.
Все ваши выводы правильные. Сделаем общий вывод:
Истинное милосердие-это любовь, выраженная в действии.
Какими бы мы не были разными, понятие милосердия одинаково для всех. (слайд 22)
Домашнее задание:
поговорите со своими папами и мамами, бабушками и дедушками о милосердии в их жизни.
11