Последовательное и параллельное соединение проводников
Цели урока:
-
познакомить учащихся с последовательным и параллельным соединениями проводников;
-
познакомить учащихся с закономерностями, существующими в цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников;
-
развивать способности учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы.
-
развивать умение решать задачи.
Наглядные пособия и оборудование:
План урока:
-
Вводная часть. Сообщение учителя.
-
Актуализация знаний. Фронтальный опрос.
-
Последовательное и параллельное соединение проводников. Демонстрация, беседа, презентация, объяснение нового материала, работа с таблицей.
-
Закрепление изученного материала. Работа с презентацией. Решение задач.
-
Подведение итогов, домашнее задание. Сообщение учителя.
Ход урока
Актуализация знаний:
Вопросы для учащихся находятся на слайдах презентации:
-
Что называется сопротивлением?
-
От каких параметров зависит сопротивление проводника?
-
Сформулируйте закон Ома для участка цепи.
-
Силу тока в цепи увеличили в два раза. Как изменилось сопротивление проводника?
-
Напряжение в цепи уменьшили в два раза. Как изменилось сопротивление проводника?
-
Длину проводника уменьшили в три раза. Как изменилось сопротивление проводника?
Задание на знание «Азбуки физики» отвечайте в тетради, цифрами (4 мин)
Проверочный тест на знание «азбуки» физики Вариант 1
Физическая величина | Условные обозначения | Единица измерения в СИ | Формула для вычисления |
| | | | | | | | |
-
Электрический заряд | 1. | U | 1. | с | 1. | … = l/R |
-
Напряжение | 2. | | 2. | Ом | 2. | … = q/I |
-
Сила тока | 3. | S | 3. | м | 3. | … = U/I |
-
Время | 4. | R | 4. | Оммм2/м | 4. | … = RS/l |
-
Сопротивление | 5. | l | 5. | Кл | 5. | … = U/R |
-
Длина | 6. | t | 6. | А | 6. | … = RS/ |
-
Площадь сечения | 7. | I | 7. | В | 7. | … = It |
-
Удельное сопротивление | 8. | q | 8. | м2 | 8. | … = IR |
Например:1-8-5-7. |
Проверочный тест на знание «азбуки» физики Вариант 2
Физическая величина | Условные обозначения | Единица измерения в СИ | Формула для вычисления | | |
| | | | | | | | | | |
-
Сопротивление | 1. | I | 1. | А | 1. | … = It | | |
-
Время | 2. | q | 2. | м2 | 2. | … = U/R | | |
-
Площадь сечения | 3. | l | 3. | с | 3. | … = U/I | | |
-
Длина | 4. | U | 4. | Оммм2/м | 4. | … = IR | | |
-
Сила тока | 5. | R | 5. | Кл | 5. | … = l/R | | |
-
Напряжение | 6. | t | 6. | Ом | 6. | … = q/I | | |
-
Электрический заряд | 7. | | 7. | м | 7. | … = RS/ | | |
-
Удельное сопротивление | 8. | S | 8. | В | 8. | … = RS/l | | |
Например:1-5-6-3 | | |
Последовательное и параллельное соединения проводников:
На слайде появляется таблица, учащиеся переносят её в тетрадь.
| Последовательное соединение | Параллельное соединение |
Схема | | |
Сила тока | | |
Напряжение | | |
Сопротивление | | |
Обсуждается последовательное соединение проводников.
Последовательное соединение – соединение, при котором конец первого проводника соединяют с началом второго, конец второго – с началом третьего и т.д.
Учащиеся делают выводы:
Обсуждается вопрос: Чему рано общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников?
С помощью закономерностей и закона Ома для участка цепи выводится формула для общего сопротивления проводников: R = R1 + R2.
Обсуждается вопрос: Как найти сопротивление n последовательно соединённых одинаковых проводников? R = nR1
Обсуждается параллельное соединение проводников.
Параллельное соединение – соединение, при котором начала всех проводников присоединяются к одной точке цепи, а их концы к другой.
Учащиеся делают выводы:
Обсуждается вопрос: Чему рано общее сопротивление цепи при параллельном соединении проводников?
С помощью закономерностей и закона Ома для участка цепи выводится формула для общего сопротивления проводников:
,
.
Обсуждается вопрос: Как найти сопротивление n параллельно соединённых одинаковых проводников? R =
Преимущества и недостатки соединений.
Пример последовательного соединения: гирлянда.
Пример параллельного соединения: потребители в жилых помещениях.
Преимущества и недостатки соединений:
Последовательное – защита цепей от перегрузок: при увеличении силы тока выходит из строя предохранитель, и цепь автоматически отключается. При выходе из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные.
Параллельное – при выходе из строя одного из элементов соединения, остальные действуют. При включении элемента с меньшим возможным напряжением в цепь элемент перегорит.
Учащиеся заполняют таблицу в тетради с помощью слайда презентации:
Закрепление изученного материала.
Решение задач на последовательное и параллельное соединения с использованием слайдов презентации.
-
Решение задач.
-
Общее сопротивление трех одинаковых последовательно соединенных ламп составляет 36 Ом. Чему равно сопротивление каждой лампы?
-
Общее сопротивление четырех одинаковых последовательно соединенных ламп составляет 48 Ом. Чему равно сопротивление каждой лампы?
-
Три проводника сопротивлением 12 Ом, 9 Ом и 3 Ом соединены последовательно. Напряжение на концах цепи 120 В. Найти силу тока в цепи.
-
Три проводника сопротивлением 10 Ом, 6 Ом и 4 Ом соединены последовательно. Напряжение на концах цепи 100 В. Найти силу тока в цепи.
-
Проводники сопротивлением 2 Ом и 3 Ом соединены параллельно и подключены к напряжению 2,4 В. Найдите общее сопротивление цепи и общую силу тока. (R= 1,2 Ом; I=2 А).
-
Проводники сопротивлением 5 Ом и 15 Ом параллельно подключены к напряжению 7,5 В. Найти общую силу тока. (I= 2А)
-
Домашнее задание: § 48,49, упр. 22 (1), 23 (1).