Последовательное соединение проводников
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Последовательное соединение проводников
Цели урока: организовать деятельность по восприятию, осмысление и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности по теме: «Последовательное соединение проводников».
Задачи урока:
- обеспечить ознакомление учащихся с последовательным соединением проводников и закономерностями, существующими в цепи с последовательным соединением проводников;
- создать условия для воспитания мотивов учения, положительного отношения к знаниям, дисциплинированности;
- обеспечить формирование умений выделять главное, составлять план, вести конспекты, наблюдать, развивать умения частичной – поисковой деятельности, выдвижение гипотезы и её решение.
Оборудование:
Демонстрация 1: источник тока, ключ, две лампочки, амперметр.
Демонстрация 2: источник тока, ключ, две лампочки, вольтметр.
Ход урока:
1. Организационный этап
Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, раскрытие целей урока и плана его проведения.
2. Актуализация субъективного опыта учащихся
Электрические цепи, используемые на практике, редко содержат один потребитель электроэнергии. Потребители могут по-разному соединены друг с другом, например, последовательно или параллельно.
Но перед тем как перейти к изучению новой темы давайте ответим на несколько вопросов.
Вопросы:
· Что такое электрический ток? (Упорядоченное движение заряженных частиц)
· Назовите характеристики электрического тока. (Сила тока, напряжение, сопротивление)
· От чего они зависят? (Сила тока – от напряжения и сопротивления, напряжение – от источника тока, сопротивление – от длины, площади поперечного сечения и материала из которого изготовлен проводник)
3. Изучение новых знаний и способов деятельности
Последовательным считают такое сопротивление проводников, при котором конец первого проводника соединяют с началом второго, конец второго с началом третьего и т.д.
Схематическое изображение такого соединения.
Проведем эксперименты по выяснению значений общих силы тока, напряжения и сопротивления при последовательном соединении.
Вопрос: Какой прибор предназначен для измерения силы тока? (Амперметр)
Демонстрация 1. Соберем цепь для измерения силы тока на ее различных участках.
Вывод: Сила тока в любых участках цепи одна и та же.
I = I1= I2=…
Вопрос: Какой прибор предназначен для измерения напряжения? (Вольтметр)
Демонстрация 2. Соберем цепь для измерения напряжения на ее различных участках.
Вывод: Полное напряжение в цепи при последовательном соединении равно сумме напряжений на отдельных участках цепи.
U=U1+U2+…
Вопрос: Как определить сопротивление, если известны сила тока и напряжение? (По закону Ома R=U/I)
Вывод: Общее сопротивление цепи при последовательном соединении равно сумме сопротивлений отдельных проводников.
R = R1+R2+…
При последовательном соединении n одинаковых потребителей энергии их общее сопротивление R превышает сопротивление R1 одного из них в n раз:
R= nR1.
Особенностью последовательного соединения является то, что при выходе из строя одного элемента соединения отключаются и остальные. Плюсом последовательного соединения является простота сборки, защита от перегрузок (при резком увеличении силы тока цепь автоматически отключается).
4. Этап закрепления изученного
Вставьте в предложение недостающие фразы.
При последовательном соединении проводников сила тока …., полное напряжение в цепи равно …., а общее сопротивление складывается….
А теперь я предлагаю вам несколько качественных задач на закрепление сегодняшнего материала.
Сила тока в проводнике сопротивлением 10Ом равна 4 А. Какова будет сила тока во втором проводнике сопротивлением 30 Ом, если они соединены последовательно. (4 А)
В сеть с напряжением 120 В включены последовательно 3 одинаковые лампы. Какое напряжение на каждой лампе? (40В)
В классе 10 одинаковых ламп сопротивлением 400 Ом каждая. Чему равно общее сопротивление цепи?
5. Обобщение и систематизация знаний
Количественные задачи: упр.23(1,2) учебник 8 класс А.В.Пёрышкин.
6. Итоги, домашнее задание п.48
упр.22
7. Рефлексия