СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В работе прослеживается последовательность овладения приемами работы с пластическими материалами, начиная с 2-3-летнего возраста. Задания сопровождаются иллюстрациями.
Последовательность овладения
приемами работы с пластическими материалами
Занятия лепкой начинаются в группе детей третьего года жизни. В этом возрасте ребенок хорошо понимает словесную инструкцию, с помощью которой взрослый руководит его действиями и поведением. У двух-трехлетних детей хорошо развита и способность подражать действиям взрослых. Движения ребенка становятся более координированными. Обладая существенным сенсорным опытом, дети четко различают основные геометрические формы, устанавливают их сходство и различие. Все это делает возможным проведение занятий лепкой.
Младшая группа
Занятия лепкой следует начинать с детьми в возрасте 2 года 4 месяца — 2 года 5 месяцев. Первые занятия, знакомящие детей с материалом, целесообразно проводить индивидуально с каждым ребенком во время их самостоятельной деятельности. После того как у малышей появится заинтересованность в материале, их можно объединить в группы по 5, 8, 10 человек. Во время занятия воспитатель учит детей лепить, сидя за столом, не разбрасывать материал, убирать его после занятий.
Прежде всего, необходимо познакомить детей с материалом (глиной или пластилином). Очень важно знакомство с материалом провести в процессе выполнения элементарного действия, при помощи которого дети могут сразу получить видимый результат. Воспитатель обучает детей первому формообразующему движению - раскатыванию.
Обучение формообразующим движениям следует проводить через лепку простейших предметов цилиндрической формы: палочки, колбаски, круглой: мяча, яблока, блинчика, лепешки и др.
Следует не только подсказывать ребенку тот или иной способ действия, но и производить движение его рукой, обращая внимание на движение и положение руки.
После того как дети освоят формообразующее движение по созданию цилиндрической формы, следует научить детей преобразованию цилиндра — сделать из палочки кольцо. Дети обязательно рассматривают готовое кольцо, а затем воспитатель последовательно показывает, как его лепить. При этом следует обратить внимание детей на то, что сначала надо найти концы у палочки, а затем показать, как их соединить. В дальнейшем необходимо научить детей изображению более сложного предмета — конуса или простой игрушечной пирамидки. Этот предмет можно составить конструктивным путем, из известных детям форм — колец разного диаметра.
Прежде чем обучить малышей изображать предмет, надо научить их рассматривать его, обследовать, уметь выделить его основные свойства. Обучение изображению следует вести через показ реального предмета или игрушки. Необходимо эмоционально объяснить детям, почему надо рассматривать предмет. У детей всегда есть огромное желание что-то делать, поэтому слова воспитателя; «Мы будем лепить с вами пирамидку, давайте ее внимательно рассмотрим» - вызывают у детей интерес.
Обследование предмета следует проводить, исходя из принципиально важной последовательности, а именно: восприятие целостного образа предмета, вычленение основных частей этого предмета, повторное целостное восприятие.
Эти принципы надо соблюдать при обследовании всех других предметов, которые выбираются для изображения. Учитывая поставленную задачу, воспитатель должен стремиться установить связь между частями рассматриваемого предмета и теми формообразующими движениями, которыми раньше уже овладели дети, установить связь воспринимаемого с прошлым опытом детей и с предстоящей задачей — слепить.
После рассматривания дети начинают лепить предмет. Во время работы воспитатель должен постоянно руководить процессом изображения предмета, используя для этого различные приемы. Например, он подсказывает ребенку, как выбрать правильное действие, или задает наводящий вопрос.
После того как дети научатся изображать хотя бы один предмет и овладеют определенными формообразующими движениями, можно проводить занятия на свободную тему. Цель этих, занятий — проверить, могут ли дети перенести и свободно использовать освоенные на занятиях умения в своей самостоятельной деятельности.
Следующий предмет, который желательно дать для изображения, — гриб. Детям необходимо овладеть новым формообразующим движением — сплющиванием (создание диска). Овладение этим движением следует проводить во время лепки простого предмета — блинчика. Взрослый показывает, как нужно оторвать кусочек пластилина и сплющивать его пальцами. Это движение вполне доступно детям, так как предыдущие занятия способствовали развитию более тонких движений пальцев руки. Затем дети лепят гриб, который состоит из двух частей: диска — шляпки и цилиндра — ножки. Эти формы уже известны детям.
Рассматривание предмета следует вести по той же методике, которая описана выше.
После лепки гриба можно предложить детям 1—2 занятия на свободную тему и перейти к изображению нового предмета — неваляшки, требующему обучения новому действию с глиной — скатыванию кругообразными движениями, которым надо научить детей при лепке шара. Это наиболее сложный вид движения. Многие дети, начав его, переходят на обычное раскатывание глины между ладонями так, как они действовали при выполнении палочки. Поэтому сначала целесообразно предложить детям покатать готовый шарик. Воспитателю желательно произвести это действие вместе с руками малыша. Дети еще раз чувственно воспринимают форму, упражняются в кругообразных движениях, которые потом им легче будет воспроизвести.
Только после овладения скатыванием можно перейти к изображению неваляшки. Обучение лепке этой игрушки проходит через те же этапы, что и обучение лепке предыдущих предметов.
Неваляшка состоит из двух одинаковых форм — шариков, отличающихся по величине. Воспитателю надо показать детям эту разницу в величине (головка у неваляшки маленькая, а туловище большое). Так как дети в процессе лепки увлекаются и могут слепить оба шарика одинаковыми, следует обращать внимание детей на это. Слепленную неваляшку можно предложить покатать на игрушечной машине.
В процессе работы с глиной дети постепенно начинают понимать, что из глины можно слепить изображения разных предметов. Подбирая предметы для изображения, нужно исходить из общих дидактических принципов и особенностей возраста. Предмет, во-первых, должен быть хорошо знаком детям — на знакомом предмете легче уточнить представления детей. Во-вторых, предмет должен вызывать у ребенка положительное эмоциональное отношение, быть интересным для него. И, наконец, в-третьих, предмет должен быть прост по форме и строению, состоять из небольшого числа частей (не более двух). Учитывая это, можно подобрать для изображения и другие простые предметы, в основе которых лежат геометрические формы — цилиндр, диск, шар.
Таким образом, при обучении детей изображению предметов все определяет правильная организация процесса восприятия предмета, который дети затем будут лепить, получения ими точного представления о предмете, о его основных частях.
Ведущим методом обучения формообразующим движениям должен быть показ, сопровождаемый простым, точным объяснением действий. Образное слово усиливает эффективность показа, создает возможность в дальнейшем перейти к словесным инструкциям. Слово как метод руководства обязательно применяется и при организации восприятия предмета: слово помогает фиксировать внимание детей на тех качествах, которые в дальнейшем они должны изобразить.
Ребенок четвертого года жизни интенсивно развивается.
С обогащением опыта детей и совершенствованием речи развивается детское воображение. Первоначально образы непроизвольного воображения возникают под влиянием воздействия взрослых. Замыслы детей еще бедны, неустойчивы.
Для изобразительной деятельности детей четвертого года жизни характерны быстрые переходы процесса изображения в игру. Ребенка привлекает сам процесс лепки, который он дополняет своими действиями с вылепленным предметом. Созданное изображение тут же обыгрывается. Ребенок в своей фигурке передает то, что поразило его воображение, захватило его эмоционально.
Дети этого возраста отличаются активностью, стремлением действовать самостоятельно, без помощи взрослых. Они увлекаются лепкой и испытывают удовольствие от работы с глиной, пластилином. Но у них еще слабо развита двигательная память, они не обладают достаточной координацией движений, зрение недостаточно контролирует действия, рук. Ребенок легко отвлекается.
Интерес к лепке возникает и укрепляется, если процесс обучения организован так, чтобы возбудить в детях чувство радости, удовольствия, удивления перед возникающим образом. Чем чаще у детей в процессе занятий возникают положительные эмоции, тем устойчивее их интерес к этой деятельности
Воспитатель учит детей более сложным умениям: раскатыванию под углом и в вертикальном положении рук, соединению, свертыванию, примазыванию, сплющиванию, защипыванию, прищипыванию; учит регулировать силу нажима руки на материал, координации и плавности движений; развивают произвольность движений ладоней с постепенным включением пальцев, особенно указательного и большого.
Воспитатель формирует у детей некоторые навыки учебной деятельности: умение слушать и слышать поставленную взрослым задачу, удерживать ее в памяти, следить за показом способов выполнения действий или самостоятельно находить их; выполнять работу спокойно и в отведенное время; аккуратно пользоваться материалом. Детей учат оценивать работу товарища, интересоваться тем, как выполняют работу другие дети, радоваться результатам совместной деятельности.
Значительное внимание уделяется формированию у детей эстетических переживаний, чувств, умения видеть красивое в окружающем, видеть элементы выразительности образа.
Содержание занятий по лепке определяется с учетом знаний детей, их технических и изобразительных навыков, времени года и местных условий, задач, которые стоят на данном этапе в работе с детьми.
Тематика занятий в этой группе имеет в основном предметный характер. Дети лепят ягоды, фрукты, овощи, печенье, конфеты, булочки, блины, чашки, блюдца, вазы, мячи, шары, башенки, неваляшек и т. д. Основное требование к заданию в этой группе — множественность и повторность изображения одной формы.
Программное содержание занятий несложно, но именно в этой группе закладывается фундамент многих навыков и умений, на основе которых будут формироваться умения более сложные. Поэтому для лучшего и прочного их усвоения следует обеспечить повторность изображения предметов одной формы при разном тематическом содержании. Например, дети осваивают изображение шара; тематикой лепки могут быть мячи, яблоки, вишенки, конфеты и т. д. До тех пор, пока дети не освоят изображение этой формы, не следует торопиться переходить к лепке предметов другой формы. Дети 3—4 лет испытывают большую потребность в деятельности.
Воспитатель должен учитывать это и предлагать детям лепить не одну конфету, а несколько, не одно яблоко, а много яблок и т. д.
Последовательность занятий обеспечивает постепенное освоение детьми различных форм, приемов и способов изображения, основанных на технике работы ладонями рук с постепенным включением пальцев.
Детей постепенно подводят к сюжетной лепке. Первые сюжеты воспитатель придумывает сам, после того как малыши вылепят какой-либо предмет. Например, они лепят цыплят, а воспитатель — курочку. В конце занятия он вместе с детьми составляет небольшую композицию — курочка ведёт цыплят гулять или курочка сидит, а цыплятки бегают вокруг нее. Если дети лепят мышку, то воспитатель может слепить кошку, а потом мышки будут убегать от кошки. Из слепленных детьми снеговиков можно составить хоровод и т. д. Возможно и такое задание: «Снеговики несут елочки в детский сад». Дети лепят снеговиков, воспитатель к каждому снеговику прикладывает вырезанную из бумаги зеленую елочку. Когда малыши научатся лепить колобка и зайчика, можно устроить встречу зайчика с колобком. Ребенок лепит персонаж сказки по выбору, а потом вместе со всеми составляет парные композиции.
Декоративная лепка в этой группе не проводится, но детей следует учить элементам украшения вылепленных предметов. Они создаются с помощью различных штампов (шляпки гвоздя, печатки, круглого отверстия трубочки и т. д.) или с помощью наложения небольших кусочков глины, пластилина. Например, слепив булочку, ребенок может украсить ее небольшими продольными полосками, а пряник — маленькими шариками и т. д.
Когда дети усвоят изображение основных форм (шар, цилиндр), усвоят технику их создания, можно перейти к лепке более сложных предметов, состоящих из 2—3 одинаковых по форме, но разных по величине частей. Это предметы, имеющие в основе шарообразные и цилиндрические формы (игрушки, изображающие животных: цыпленок, утенок, зайчик, мышка, птичка и т. д.; людей: кукла-неваляшка, снеговик и др. — или предметы: башенка, самолет, лесенка и др.).
В лепке игрушек-животных дети учатся делить кусок глины на три неравные части (большая — для туловища, поменьше — для головы, совсем маленькая — для ушей, хвоста) и составлять предмет из отдельных частей (конструктивный характер лепки). Например, они лепят туловище животных из шаров разной величины, но при этом передают некоторые характерные особенности формы ушей, хвоста, клюва. Новыми техническими приемами являются присоединение, прищипывание, оттягивание.
Постепенно в процесс лепки включается работа пальцев. Это очень важный этап, так как в последующих группах дети лепят в основном пальцами. Наряду с приемами прищипывания, оттягивания можно учить детей защипывать края формы или украшать форму с помощью защипывания, как например при лепке батона, пирожка.
Следующий этап связан с дальнейшим усложнением в технике лепки. Дети изображают предметы (башенка, погремушка, самолет и т. д.), состоящие из 3—4 частей, разных по величине и форме, учатся действовать и ладонями рук, и пальцами. При лепке башенки материал делят на четыре части, убывающие по величине. После этого дети последовательно скатывают три шарика, сплющивают их, накладывают друг на друга (большое колесико, поменьше и еще меньше), соединяют, а сверху делают наконечник (по желанию — скатывают шар или раскатывают цилиндр).
Летом нужно проводить больше занятий, связанных с наблюдениями в природе во время экскурсии, на прогулке. Чаще используется лепка с привлечением дополнительного природного материала (ветки, шишки, желуди и др.). Дети лепят больше по желанию. Удобно лепить из глины, готовые работы высушиваются и раскрашиваются. Темы могут быть такими: ягоды (крыжовник, черешня, клубника), грибы (белый, мухомор), фрукты (слива, яблоко, банан), овощи (морковь, помидор), насекомые (жучки, стрекоза), животные (петушок, курочка, кролик), угощение для кукол (конфеты, печенье, пирожки).
Умению замыслить и воплотить замысел надо учить. Что значит замыслить изображение? Это значит — еще до начала работы не только представить, что будет изображено, но и спланировать будущую работу; определить способы действий, их последовательность, выбрать материал, инструменты.
Содержание заданий должно быть близко детскому опыту, они должны быть разнообразны, увлекательны, развивать детское творчество и самостоятельность.
Готовясь к занятию, воспитатель уточняет программное содержание работы, четко выделяет цель, готовит материал — глину или пластилин, все необходимое оборудование: доски, стеки, образец или натуру. Если используется глина, то она должна быть хорошей консистенции, достаточно вязкой, каждому ребенку ее нужно дать столько, чтобы она уместилась в его ладони.
Раскладываются дощечки, стеки. В том случае, если глину необходимо будет отгладить, ставятся блюдца (по одному на двух детей) с мокрой тряпочкой, о которую дети смачивают пальцы.
Если дети будут работать с пластилином, то лучше на каждый стол положить пластилин одного цвета и в достаточном количестве, чтобы они не мельчили свое изображение. Важно продумать организацию детей на занятии. Перед лепкой нужно собрать ребят, предложить им закатать рукава (при лепке из глины) и посадить за приготовленные для занятия столы. Дети рассаживаются так, чтобы им был виден стол воспитателя и лежащие или стоящие на нем предметы. Очень тщательно нужно подходить к отбору предмета для лепки. Он должен вызывать у детей интерес, желание его изобразить, быть нарядным, красивым, радовать детей, а также быть четким по строению, состоять из небольшого количества деталей. Предмет, используемый в качестве образца, должен отвечать и гигиеническим требованиям: быть не опасным для жизни и здоровья детей, окрашенным в краски, не вредные для организма, хорошо мыться. Иногда вместо настоящего предмета может быть использована игрушка, скульптура. В таком случае они должны быть достаточно большого размера, чтобы их было видно с последних столов, и художественно выполнены.
Иногда натура заменяет образец, сделанный воспитателем, но он необходим
только тогда, когда нет соответствующего предмета или хорошо выполненной игрушки, скульптуры. В таком случае образец выполняется в том же материале, в котором будут работать дети, и основное требование к нему — художественность, четкость образа по форме, строению и выразительности, доступность по средствам изображения. Объяснение задания (оно не должно занимать более 3—4 минут) воспитатель проводит эмоционально, стараясь заинтересовать детей, иногда используя элементы игры, игровых действий. Появляются зайчик, мишка, кукла, снеговик и т. д. и просят помочь слепить морковку, собрать хоровод, угостить их вкусным печеньем, найти зайчат и т. д. Детей захватывает необычное появление персонажа, они радуются его действиям, тому, что к ним обращаются. У детей возникает желание помочь, и они принимаются энергично действовать. Если воспитатель применяет игровой прием, то нельзя забывать о персонаже в ходе занятия. Кукла интересуется тем, как работают ребята, кто и как выполняет задание, одобряет их действия, кому-то помогает и т. д.
Сигнал к окончанию работы (слова, которые произносит воспитатель) всегда звучит одинаково, но перед этим нужно предупредить детей о том, что занятие скоро кончается. Дети должны привыкнуть к этому сигналу и знать, что дальше работать уже нельзя. Этим они Анализ результатов работы в этой группе проводится очень обще. Дети нуждаются в положительной оценке.
Средняя группа
Ребенок пятого года жизни отличается большей выносливостью и подвижностью. Дальнейшее усложнение деятельности и обогащение детского опыта влияет на развитие всех психических процессов: развивается мышление — дети могут выделять более существенные признаки предметов, группировать их по назначению, качеству, материалу, им становится доступно понимание простейших связей и отношений; начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания; совершенствуются зрительные, слуховые, осязательные восприятия, которые приобретают более устойчивый и целенаправленный характер.
Основной задачей обучения лепке остается задача воспитания устойчивого интереса к пластической деятельности, ее процессу, качеству изображения предмета и результату. Элементы выразительности воспитатель всегда выделяет, подчеркивает. Например, при изображении птички, цыпленка можно показать, что различные положения головы, клюва и хвоста создают новые интересные образы.
Большое внимание уделяется формированию самостоятельного замысла — лепке по замыслу отводится половина всех занятий. К этому времени творческий замысел ребенка становится более устойчивым. Дети должны лепить самостоятельно, не только используя ту тематику, над которой они работали вместе с воспитателем, но и придумывать свою, отражающую образы окружающего мира. Задачей этого года обучения является формирование у детей умения самостоятельно находить способы изображения предметов, творчески применяя полученные знания и навыки.
Основное значение приобретает работа над техническими навыками лепки. Дети закрепляют и уточняют технические приемы, полученные в предыдущих группах детского сада, и овладевают новыми. Значительное внимание уделяется работе над произвольностью и качеством движения. Для получения различной формы предметов необходима разнообразная сила нажима, вдавливания, раскатывания, сплющивания, оттягивания.
Тематика заданий становится сложнее — дети изображают животных и человека, всевозможную посуду и другие сложные предметы, форма которых представляет собой овоид (овоид - фигура в форме яйца. Этот термин детям дошкольного возраста не дается), конусы, цилиндры, шары. Создание точной формы и характерных деталей требует работы не только ладоней, но и пальцев рук. Дети овладевают такими приемами, как оттягивание, примазывание, прищипывание, сглаживание; их знакомят с решением некоторых технических задач: вертикальной установкой фигуры, скреплением частей, утяжелением нижней части фигуры для придания ей большей устойчивости, приблизительным соизмерением пропорций и частей, которых становится все больше (до 5—6).
Основное содержание заданий носит предметный характер, но детей учат и сюжетной лепке. Первые задания они выполняют совместно с воспитателем (дети лепят утят, воспитатель — утку, а в конце занятия составляется композиция — «Утка ведет утят купаться». Или дети лепят медвежат, а воспитатель усаживает их в кружок и дает каждому ложку — «Мишки обедают»).
Позднее ребята самостоятельно выполняют небольшие эпизоды по сказке, стихотворению, рассказу. При этом работа может иметь коллективный характер: дети объединяются по двое, по трое, воспитатель помогает определить, кто и что будет лепить. Каждый ребенок изображает своего героя, а потом всех персонажей можно собрать на общей подставке.
В средней группе продолжается работа по формированию у детей эстетического восприятия, умения видеть и чувствовать красоту форм окружающих предметов, их пропорции. Дети учатся оценивать созданные работы, высказывать свои элементарные суждения. При изображении любого предмета может быть дано задание украсить этот предмет узором. Так, вылепленную посуду (чашки, блюдца) можно украсить, используя стеку, набор печаток или составляя узор из мелких кусочков глины. По типу дымковской росписи можно украсить птичек, козликов и т. д.
Первые занятия лепкой в средней группе направлены на закрепление, восстановление в памяти детей приемов, которые за летние месяцы частично забываются. Кроме того, в группу с начала года обычно приходят новые дети, они должны познакомиться с теми приемами работы с глиной, пластилином, которые давались в прошлом году. Поэтому в первом квартале не учат новым приемам лепки, а закрепляют старые, усложняя и уточняя ее. Такие технические операции, как раскатывание, соединение, скатывание, прищипывание, дети повторяют при лепке овощей, фруктов, ягод и других предметов (колбаски, булочки, сушки и др.), а также игрушек.
Осень — очень благоприятное время для знакомства с богатством растительного мира. Программа предусматривает повторение приема раскатывания, который дети закрепляют при изображении колбасок, гвоздиков, кабачков, огурчиков и т. д. Можно ввести усложнение: раскатывать глину при вертикальном положении рук (при изготовлении тонких удлиненных цилиндрических тел) или при положении рук под углом при изготовлении морковок, кабачков, ракет и т. д.; заканчивать отработку формы пальцами.
В качестве упражнения в раскатывании, свертывании и соединении дети лепят крендельки, слойки, цепочки и т. д. При этом они учатся различным приемам свертывания удлиненных цилиндрических форм.
В начале года закрепляется и прием скатывания, при этом подбирается более сложная, чем раньше, тематика — лепка орехов, апельсинов, яблок, черешен и т. д. Дети лепят не только всевозможные предметы, но им предлагается вылепить и несколько разных по величине однородных предметов — большие орешки и маленькие, большой апельсин и маленький и т. д.
Зимние месяцы связаны с радостным новогодним праздником. Дети получают много незабываемых впечатлений и эмоциональных переживаний, связанных с елкой, Дедом Морозом, Снегурочкой, игрушками, которые вдруг ожили и закружились вместе с детьми в новогоднем хороводе. Это прекрасный материал для изображения в пластических образах. Но чтобы дети сумели передать свои впечатления в лепке, необходимо познакомить их с такими геометрическими формами, как овоид (его отличие от шара), конус, диск, с новыми изобразительными и техническими навыками, способами создания образа.
Детей знакомят с лепкой животных, птиц, рыб, форма туловища которых близка к овоиду. Это — еж, заяц, мышка, птичка, рыбка, кит и т. д. Также учат лепить человека в самом элементарном изображении — девочка в длинной шубке, Дед Мороз, Снегурочка и т. д. Это сложное задание, которое требует от детей наблюдательности, умения видеть пропорции, правильно соотносить части, а также необходимо знать технический прием лепки — утяжеление нижней части фигуры. Построение и лепка всех этих фигур одинакова. Кусок глины делят на три части. Из большого лепится конус (основание его выравнивается о доску), из другого куска скатывается круглая голова, которая присоединяется к конусу. Оставшуюся часть нужно разделить пополам, из одной раскатать удлиненный цилиндр — это будут руки, другую дети используют для деталей — шапочки, воротника, пуговиц.
В этой группе можно познакомить детей с изображением бегущего животного, туловище которого — вытянутый цилиндр. Он является основой для изображения зайца, лисы, белки, кошки, собаки. Основное внимание обращается на изображение характерных признаков животных (форма головы, ушей, хвоста).
После лепки человека, животных хорошо провести коллективную сюжетную лепку, например: «Дед Мороз и Снегурочка», «Заяц и еж», «Два жадных медвежонка» и др.
Дети учатся лепить посуду. Им показывают такие способы, как создание полых форм путем вдавливания пальцем в шарообразной или цилиндрической форме (чашка, миска, стакан, кружка), отгибание краев у расплющенной формы (тарелки, блюдце, поднос), наложение друг на друга колец из длинной цилиндрической формы и их скрепление (корзинка, пирамидка). Такие детали, как ручки, украшения по краям кружки, блюдца, ребенок выполняет, присоединяя и примазывая отдельные части к общей форме. Вылепив посуду, хорошо ее украсить, делая различные узоры с помощью стеки. Если дети работали с глиной, можно высушить посуду, раскрасить, а потом использовать в игровом уголке.
Для того чтобы игры детей были более содержательными, а также с целью закрепления технических умений в лепке хорошо провести ряд занятий по изготовлению пирожков, пряников, ватрушек, лодочек.
Постепенно дети начинают свободно использовать полученные ранее навыки. Тематика лепки в основном связана с наблюдением за окружающим миром, впечатлениями, которые дети получили от экскурсий, прогулок в природу; дети могут изображать жуков, гусениц, различных животных. Все чаще проводятся коллективные работы, результаты которых объединяются в единый сюжет.
Нужно уделить время и лепке декоративных игрушек по типу народных (птичка-свистулька, козлик-свистулька и т. п.) Дети украшают их, накладывая узор, или после высыхания расписывают красками.
В летние месяцы нужно использовать в сочетании с глиной, пластилином и дополнительный природный материал — веточки, сучки, иголки елок, шишки. Например, вылепив ежа, ребята делают ему иголки из хвои.
Занятия по лепке должны быть тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с наблюдениями за живыми объектами
Очень важным моментом руководства является объяснение задания и выделение в нем учебной задачи, т. е. объяснение того, что дети должны вылепить, как и чему научиться. Объяснения воспитателя должны быть четкими, немногословными и точными.
В объяснении можно условно вычленить три этапа:
I этап — определение и называние цели лепки, II этап — рассматривание натуры, которую дети будут лепить, ее активное восприятие и обследование, уточнение знаний о ее свойствах(для рассматривания детям может быть предложен образец), III этап связан с объяснением и уточнением того, как дети должны действовать, какие технические приемы использовать, чтобы вылепить предмет.
После объяснения начинается этап выполнения задания. Некоторое время воспитатель следит, как дети приступают к заданию, дает им возможность начать работу самостоятельно. Только после этого можно помочь тем детям, которые затрудняются. В ходе занятия воспитатель еще и еще раз показывает прием тем, кто не понял, как его выполнять. В группе всегда есть дети, которые быстро справляются с заданием. Им можно дать дополнительный материал, подсказать, как дополнить изображение. Нужно учить детей в процессе лепки думать над образами; советами, вопросами помогать детям делать фигурки более выразительными: находить правильную длину ушей, клюва, хвоста, их положение, состояние персонажа (например: «А что делает твой цыпленок? Он пьет воду?»).
За пять минут до конца занятия нужно предупредить детей об этом. Так воспитывается внимательность, четкость в выполнении требований, вырабатывается чувство времени.
В конце занятия обычно проводится анализ работ, выполненных детьми. Анализ можно провести сразу после занятия, а можно и отсрочить его, провести после прогулки или вечером. Об этом нужно предупредить детей, чтобы они знали, что их труд будет оценен. К анализу работ в средней группе воспитатель привлекает и детей.
В конце занятия можно предложить всем поиграть вылепленными игрушками. Например, вылепив посуду, дети кормят из нее кукол, после лепки цыплят устраивают им дом и т д. Из лучших работ хорошо организовать выставку в уголке для родителей, а детям об этом нужно сказать перед занятием.
Старшая группа
Изобразительная деятельность детей старшей группы имеет свои особенности. Связано это с тем, что дети 5—6 лет окрепли физически, начался процесс окостенения кисти руки, укрепились мелкие и крупные мышцы рук. Дети стали более внимательны, повысилась их способность к запоминанию, кроме того, возросло умение во время лепки осуществлять зрительный контроль за действием рук, что приводит к изменению характера изображения — оно становится более четким.
Опыт ребенка в восприятии общей формы предметов и ее строения больше, чем у детей пятого года жизни, но они не всегда могут точно определить ее особенности и пропорции. Ребенок становится самостоятельнее в анализе предметов, выборе способов лепки, его изделия делаются все более разнообразными. Предметы, выполненные детьми старшей группы, свидетельствуют об их творческих способностях.
Содержание занятий в старшей группе все более усложняется. Дети 5—6 лет делают разнообразные фигурки, создают несложные сюжеты, лепят предметы и в декоративном плане.
Предметная лепка включает в себя изображение таких объектов, которые дети наблюдают в детском саду, дома, о которых им читают и которые они видят на картинках. Можно давать лепку с натуры, особенно в том случае, когда основной задачей является овладение новой формой. Если решаются задачи творческого характера, то лучше предлагать лепку по представлению (после наблюдений). Предметы для лепки могут быть самые разнообразные: фигурки животных (кошка, собака, кролик, медведь, петух, черепаха, рыбка), т.е. те животные, которые ребятам хорошо знакомы; фигура человека (изображение куклы, Деда Мороза, Буратино, фигурки детей в летней и зимней одежде), а также овощи, фрукты, посуда, декоративные пластинки.
Подводя ребят к сюжетной лепке, нужно помнить, что она включает в себя изображение предметов в определенном взаимодействии. Обычно детям предлагают вылепить несколько однородных предметов: кошку с котятами, утку с утятами и т. п.
Дети выполняют также декоративную лепку, к которой можно отнести предметы, требующие особого подхода в оформлении, например декоративные пластинки, кружки, чашки с несложным декоративным узором, выполненным рельефом или углубленным рельефом. Можно оформить предметы по типу узоров народных игрушек: петуха, козлика, дымковской куклы, петрушки, черепахи, рыбки. Решение этих предметов в декоративном плане увлекает детей возможностью вносить элементы оформления; ребятам нравится ритмично двигать стекой, когда они изображают чешую у рыбы, или украшать хвост петуха длинными полосками из глины, или наносить стекой узоры на кружке. Занятия подобного рода хорошо сочетаются с рисованием, и они могут в некоторых случаях предшествовать занятиям лепкой. Декоративная лепка помогает развивать у детей художественный вкус, чувство ритма, умение обрабатывать поверхность формы для последующей отделки, знакомит их с народным прикладным искусством, его традициями в изображении и оформлении формы. Каждый вид лепки осуществляется при непосредственном восприятии предмета или проводится как лепка по представлению — в зависимости от намеченных учебных и воспитательных задач.
Общие задачи по лепке для детей шестого года жизни в программе воспитания для детского сада формулируются следующим образом: развивать наблюдательность и эстетическое восприятие, уточнять представление о форме предметов, их различии и сходстве, положении в пространстве, характерных признаках; развивать у детей воображение, самостоятельность в выборе темы и отборе способов изображения, инициативу, сообразительность.
Все эти задачи конкретизируются с таким расчетом, чтобы подвести детей к созданию образа, выразительного как по форме, так и по содержанию. Лепка отдельных предметов должна научить детей передавать основной характер формы, строения предмета, пропорций наиболее важных деталей. Так, при изображении кошки ребята должны передать в обобщенном виде характерную форму туловища, круглую голову с немного оттянутой мордочкой, маленькие острые торчащие уши, длинный хвост, небольшие, в форме столбиков округлые на концах лапы, вылепить или наметить стекой глаза, рот (движение животного изображается, если воспитатель поставил такую задачу перед детьми). Таким образом, лепка должна выявить основную форму и наиболее характерные детали предмета.
Овладение способами и средствами лепки идет постепенно, дети накапливают их начиная с младших групп. В старшей группе усиливается внимание к изображению формы и динамики фигур. Лепка 2—3 предметов различной формы учит детей выделять и передавать характерные особенности каждого предмета, а затем самостоятельно выделять особенности других предметов. Фигуру человека дети лепят по частям, а иногда из целого куска. Их внимание направляется на более четкое изображение формы, а также на правильную передачу пропорций. Сначала можно предложить лепку фигуры по типу народных дымковских кукол, которые устанавливаются на широком основании. Во время изображения этих фигур дети знакомятся с основными пропорциями, учатся лепить голову и туловище из целого куска. Воспитатель уточняет пропорции: голова маленькая по сравнению с туловищем, имеющим в основе конусообразную форму, руки — столбики. Одновременно дети учатся находить положение рук, сгибая их в зависимости от изображаемого действия.
Следующим этапом обучения может быть лепка фигурки, устанавливающейся на ногах. Это получается у детей не сразу, ребята обычно лепят очень тонкие ноги, которые не держат фигурку. Нужно предложить такую тему, при которой ноги у фигурок должны быть толстыми и плотными: вылепить девочку или мальчика в зимней одежде (в шубке, валенках). Изображение этих фигур проводится комбинированным способом. Голову и туловище дети лепят из целого куска, а руки и ноги делают отдельно и примазывают к туловищу. Шапку можно вылепить в виде ушанки или вязаной шапочки с помпоном. Если изображается мальчик, то на пальто накладывается воротник, пуговицы, а если девочка — наряд дополняется опушкой и манжетами. Сложных движений дети еще не изображают, но они могут сделать фигурку шагающей или наклонить ей корпус. Поэтому возможны такие темы, как «Мальчик катит снежный ком», «Дети гуляют», «Дети гуляют с воспитательницей». Взрослый лепит фигуру воспитательницы, а ребята устанавливают около нее свои фигурки. Таким образом, дети постепенно подводятся к сюжетной и коллективной лепке.
Одной из любимых тем во время лепки является изображение животных. Детям шестого года жизни предлагают лепить тех животных, которых они лепили в средней группе, но больше внимания уделяют изображению формы. Одновременно их учат передавать фактуру (шерсть зверей, перья птиц) объемным (высоким) или углубленным рельефом.
Изображение животных требует новых способов лепки. Хорошим способом является лепка туловища и головы или туловища и ног из одного куска; это делает скульптуру прочнее и устойчивее. Использование этого способа требует умения работать со стекой: сначала делается столбик, затем он сгибается дугой, после чего опущенные вниз концы разрезаются стекой и раздвигаются. Далее прикрепляются остальные части. Такой способ пригоден для изображения многих животных: кошки, собаки, медведя, козла. Но его применение не исключает возможности пользоваться и другими способами, когда все части создаются отдельно, а затем соединяются. Важно, чтобы ребята знали разные способы лепки и умели ими пользоваться самостоятельно.
В старшей группе, обучая ребят изображать движение воспитатель одновременно учит их устанавливать фигурки на подставках, что подготавливает детей к изображению сюжетных композиций. Фигурки плотно примазываются к подставке в нужном положении. Толщина подставки может быть 1—1,5 см. Ей придается форма квадрата, прямоугольника или круга.
Интересной темой для лепки является изображение птиц. С детьми 5—6 лет можно вылепить воробья, снегиря, петуха, утку с утятами, цыплят. Дети лепят их в основном из одного куска, стремясь передать характерные признаки, например разную форму головы, хвоста у курицы и петуха. Одновременно ребята учатся обрабатывать форму пальцами и стекой, плотно примазывать детали, выполнять их объемно — высоким или углубленным рельефом с помощью стеки.
Часто при изображении мелких деталей, например бородки, гребешка у петуха, дети портят основную форму, так как мелкие детали делаются путем прищипывания или оттягивания от основной формы. Нужно учить при изображении этих деталей захватывать пальцами поменьше глины, чтобы не испортить общую форму головы. Перья хвоста, крыльев дети могут не оттягивать, а вылепить отдельно и прикрепить к основе.
Вылепливая посуду, дети по-другому лепят ручку у кружки, делая ее из согнутого столбика, более тщательно обрабатывают поверхность. Им показывают также новый способ лепки кружки путем соединения диска — дна и лентообразной стенки — расплющенного цилиндра. Ребята учатся делить ком глины, соразмерять части, примазывать одну деталь к другой.
Лепка посуды может идти в декоративном плане, в таком случае детям предлагают украсить поверхность сосуда высоким или углубленным рельефом. Для декоративной лепки детям 5 лет можно предлагать изображение декоративных пластинок с растительным орнаментом, которые потом окрашиваются ангобом или гуашью.
Программное содержание занятий дает возможность научить детей различным способам лепки, которые они смогут использовать самостоятельно при изображении тех или иных предметов на всех последующих занятиях.
Можно использовать лепку с натуры, которая не снимает задач творческого характера, и лепку по представлению.
Лепка с натуры требует большой подготовительной работы, которая помогает знакомить детей с формой и пропорциями предметов. Например, если предполагается изображать фрукты, овощи или животных, то дети заранее их рассматривают. Перед лепкой овощей ребятам сначала предлагают охватить взглядом общую форму, затем привлекают их внимание к ее особенностям и деталям. А знакомство с дымковской куклой должно быть более обстоятельным. Сначала в нескольких словах объясняют детям, что такие фигурки делают для игры, для украшения комнаты (они красивы, ярко окрашены, у них много интересных деталей: кокошник, бусы, пуговицы и др.), потом обращают внимание ребят на соотношение головы и туловища. Игрушки из папье-маше, пластмассы, мягкие игрушки можно дать детям потрогать, рассмотреть детали. Подобные обследования проводятся в тех случаях, если дети плохо знают предмет, его форму и пропорции.. Рассмотрев форму и пропорции предмета, воспитатель переходит к способам лепки. Если он считает, что дети смогут сами определить их, то можно лишь задать детям необходимые вопросы. В том случае, когда способ изображения незнаком детям, воспитатель прибегает к частичному показу. Например, дымковскую куклу в старшей группе можно лепить, исходя из ее конусообразной формы, изображение которой детям знакомо; следовательно, способ лепки конуса детям не показывают.
Воспитатель берет заранее приготовленную форму и из верхней ее части лепит голову, несколько оттянув ее от общего объема глины; показывает, как наметить на фигурке кофту и юбку. Как вылепить и прикрепить руки, дети должны сказать сами. Далее воспитатель обращается к изображению деталей и выборочно показывает, что одни из них можно выполнить путем прищипывания, а другие — путем наложения на основу отдельно вылепленных мелких деталей. После показа дети приступают к работе.
Не менее важна, чем лепка с натуры, и лепка по представлению. Основная задача этих занятий — развитие самостоятельности в решении образа, воспринятого ранее, и развитие творческой активности в использовании способов лепки. Ребят учат заранее обдумывать содержание лепки. Для этого перед наблюдением их предупреждают, что они будут лепить тот предмет, который рассматривают или о котором им читают. Целевая установка дает возможность заинтересовать ребят и направить их внимание на более глубокое восприятие предмета.
Большой предварительной работы требует лепка животных по представлению. Но для того чтобы у детей сформировались зрительные образы, сначала им показывают животных, картинки с изображениями зверей, стараясь подобрать их так, чтобы одно и то же животное было изображено в разных положениях; детям дают игрушки, изображающие животных, читают о них. Ребенок может выбирать по своему желанию тот способ лепки, который ему кажется наиболее удобным.
Большое влияние на ход работы детей оказывает создание игровых, необычных ситуаций. Например, детям предлагают использовать слепленные фигурки для какой-либо игры (в зоопарк, птицеферму и т. п.) или дети лепят предметы для предстоящей выставки к 8 Марта.
Одним из основных приемов обучения является также чтение художественной литературы. Для усиления и углубления образа, который дети будут воссоздавать в лепке, воспитатель может использовать четверостишия, загадки, в которых говорится о птицах, зверюшках, их внешнем облике, характерных чертах.
Анализ работ в конце занятия можно провести как беседу воспитателя с детьми. Воспитатель ставит вопросы так, чтобы дети учились оценивать четкость выражения формы, движения, композиционное решение.
Дети принимают активное участие в подготовке к занятию, дежурные раздают всем заранее подготовленные материалы и оборудование. Иногда, в зависимости от поставленных задач, воспитатель может предложить детям самостоятельно выбрать материал, оборудование для своей работы. Это приучает ребят подбирать, в зависимости от собственного замысла, форму стеки, количество глины или пластилина.
Подготовительная группа
Дети подготовительной группы уже могут создавать в лепке довольно выразительные образы. Это определяется тем, что они накопили большой запас зрительных образов, которые могут лечь в основу изображения; произошли изменения в физическом развитии: окрепла мускулатура кисти руки, а в связи с этим развились тонкие движения пальцев; дальнейшее развитие получила речь. Изменения в развитии ребенка ведут к тому, что изменяется и характер его изобразительной деятельности.
Дети седьмого года жизни способны к длительному рассматриванию и наблюдению, они более полно запоминают и воспринимают форму, строение предметов, их пропорции и детали.
В связи с возросшими возможностями программа подготовительной группы ставит следующие задачи в области обучения лепке: развивать зрительное и мускульное восприятие формы предметов; учить детей использовать для создания образа различные выразительные средства; учить различным изобразительным и техническим приемам; развивать творческую инициативу в отборе темы для лепки.
В подготовительной группе лепка носит предметный, сюжетный и декоративный характер. Различные предметы дети изображают либо с натуры, либо по представлению — после наблюдения и рассматривания.
Можно предложить детям составить общую композицию из вылепленных фруктов и овощей, объединив все предметы на какой-нибудь подставке в виде подноса, тарелки, вазы. Подобную композицию ребята могут лепить и по представлению, самостоятельно отбирая предметы для изображения и способы лепки.
Дети подготовительной группы свободнее в выборе предметов для лепки, они смелее берутся за лепку тех предметов, которые ранее не изображали. Воспитатель не должен мешать творчеству детей, он направляет, стараясь, чтобы ребята довели начатое до конца, и не только правильно передавали форму предметов, но и красиво расположили их на подставке.
В течение всего года дети лепят птиц, зверей. Эта тема интересна и увлекательна для ребят. Они часто наблюдают разных животных, слушают рассказы о них, с изображением животных дети встречаются, рассматривая картинки, иллюстрации, скульптуры малых форм.
Лепка по представлению дает ребятам возможность свободно фантазировать при изображении движения. Например, воспитатель предлагает вылепить гуся (гусей дети наблюдали летом, потом видели на картинках), причем отмечает, что вылепить птицу можно в любом положении, кто как захочет. Такая постановка темы дает простор детской фантазии, возможность для творчества, для самостоятельного отбора выразительных средств и способов лепки. Каждый ребенок может по-своему передать действие птицы: один изобразит гуся, который щиплет траву, в таком случае шея и голова будут опущены вниз, другой захочет вылепить гуся, который пьет воду, третий — гуся, который приготовился к нападению, и т. д. Число тем в данном задании зависит от того, насколько хорошо ребята знают внешний вид птицы и ее повадки.
Во время лепки зверей и домашних животных от детей подготовительной группы требуется изображение характерной формы, пропорций, деталей, изображение движения.
Во время лепки по представлению, основываясь на этих знаниях и умениях, дети могут лепить зверей. Так, часто они лепят животных жарких стран — слона, жирафа, бегемота, изображая специфические особенности их строения путем составления фигуры из отдельных частей или способом вытягивания частей от общего куска глины
Успешное изображение многих предметов зависит от того, насколько ребята освоили способы соединения частей; в подготовительной группе дети должны знать многие из них. Они могут не только примазывать одну часть к другой, но и вставлять одну часть в углубление, предварительно сделанное. Еще в старшей группе ребята учились устанавливать фигурки в вертикальном положении. Теперь они чаще пользуются установкой фигур на подставках. Детям показывают, как добиться большей устойчивости фигур с помощью дополнительных предметов, которые ставятся рядом с основной фигурой и поддерживают ее.
При изображении человека дети лепят не только с натуры (игрушки), но и по представлению. Тут открывается возможность для проявления фантазии, творчества в выборе темы, деталей, использования способов лепки, выразительных средств. Темы могут быть как предметные, так и сюжетные: «Мальчик (или девочка) делает зарядку», «Мальчик идет в школу», «Девочка кормит птиц», «Мальчик гуляет с собакой».
Большие возможности открываются перед детьми в декоративной лепке, к которой относятся изображения по типу народных игрушек, а также создание посуды и пластинок, украшенных узором. Обобщенные формы, выполненные народными мастерами, — это прекрасное средство воспитания художественного вкуса. Они расширяют детские представления и фантазию. Ребята с интересом рассматривают декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Яркие, расписанные цветными ангобами, глазурями, они захватывают воображение дошкольников, рождают у них творческие замыслы.
Детям 6 лет показывают новый способ лепки сосудов — выбирание глины стекой из шарообразной или цилиндрической формы. Сложным при этом способе является удаление глины стекой: нужно следить, чтобы стенки сосуда не оказались очень тонкими. Одновременно ребята учатся обрабатывать изделие, заглаживая поверхность водой. Это необходимо для последующего оформления сосуда — нанесения рельефа или росписи. Кроме сосудов, дети делают глиняные пластинки, при изготовлении которых они учатся сначала создавать эскиз в виде рисунка, а затем по нему оформлять пластинку углубленным и высоким рельефом. Подобный подход подводит детей к планомерной творческой работе, к осуществлению заранее обдуманного замысла. Через несколько дней или на другой день после выполнения эскиза на бумаге дети приступают к лепке пластинки, делают ее по размерам эскиза. Эта техническая работа требует от ребенка точности движений, аккуратности. Подготовленные пластинки складываются в полиэтиленовую пленку, плотно завертываются и сохраняются до следующего занятия, на котором будет выполняться узор. Затем пластинки расписываются. Вся декоративная лепка подвергается обжигу в муфельной печи.
Все приемы, которыми пользуется воспитатель, должны развивать в детях творческий подход к изображению. Так же как и в предшествующих группах, дети подготовительной группы, прежде чем лепить, наблюдают, рассматривают предметы. Важно, чтобы они научились подмечать в предметах характерное, интересное, красивое. Для выразительной лепки им нужно знать, каковы повадки животных, как изменяется форма тела животного, находящегося в движении. Для этого во время наблюдения нужно обращать внимание детей на то, как изогнута шея у гуся, который пьет; как запрокинута голова петуха, который поет; как выгнута спина кота, который сердится; как прижимает к спине уши заяц, который испугался. Эти наблюдения помогут детям сделать образ выразительным.
Перед наблюдением желательно предупредить детей, что они будут этот предмет лепить. Подобные предупреждения делают наблюдения целенаправленными, дети становятся внимательнее, лучше запоминают различные особенности предметов. Во время наблюдений детям задают вопросы, направляющие их внимание на те характерные особенности, которые помогут сделать образ выразительным.
Кроме живых объектов, с ребятами рассматривают картинки, иллюстрации в книгах, где персонажи изображаются в разных положениях. Графические изображения помогают детям понять многообразие действий живых существ, положение частей тела в зависимости от движения, то, что не всегда можно заметить на живых объектах. Например, если дети лепили лису с натуры (игрушка), с целью осознать форму и пропорции, то следующим этапом обучения может быть лепка по сказке братьев Гримм «Лиса и гуси». Детям читают сказку, рассматривают с ними иллюстрации, где лиса слушает песенку гусей (лиса изображается в разных положениях: стоит на четырех лапах, сидит на задних лапах прямо или опирается на передние). В любом положении у лисы приподнята голова и уши торчат вверх — это признак того, что лиса слушает. Рассматривание иллюстраций помогает ребятам накапливать зрительные образы, которые лягут в основу их изображений.
При изображении фигуры человека важно уточнить формы, пропорции. Вместе с воспитателем ребята еще раз рассматривают кукол, наблюдают людей на улице, детей во время прогулки. Чтобы дети лучше поняли положение тела в движении, можно предложить им принять то или иное положение, а воспитатель объясняет, как согнуты руки и ноги у человека во время катания на лыжах или на коньках. Такой анализ, сопровождающий наблюдение, учит ребят анализировать не только форму, пропорции, но и движение, изображение которого в скульптуре является одним из наиболее выразительных средств. Для того чтобы передать в лепке движение человека, хотя бы только показать поворот ног, рук, головы, нужно хорошо представить зависимость местоположения одной части тела от другой, а если речь идет о композиции, то и расположение предметов в пространстве.
Успешное обучение лепке во многом зависит от того, как осуществляется руководство детьми во время занятия. Основная задача — направить детей на верное самостоятельное решение замысла без нарушения общего хода работы. Например, при изображении посуды ребенка спрашивают: «Каким способом ты будешь прикреплять ножку к вазе?», «А как ты думаешь украсить край миски?», «Подумай, каким еще более простым способом можно прикрепить ножки к солонке». Если ребенок сделал неустойчивый сосуд, ему предлагают подумать над тем, как можно придать сосуду устойчивость. Другой пример: воспитатель видит, что ноги у жирафа, который вылеплен ребенком, одинаковы по длине. Обращаясь к нему, воспитатель говорит; «Вспомни, какой длины ноги у жирафа, и подумай, одинаковые они по длине или нет». Если ребенок ответит правильно, то воспитатель просит проверить, так ли у него получилось, и внести поправки. В том случае, если ответ будет неверный, воспитатель объясняет ошибку — напоминает пропорции фигуры, кроме того, может показать изображение жирафа на картинке.
Так же, как в предшествующих группах, на занятиях лепкой с детьми 6 лет можно использовать художественное слово: чтение сказок, рассказов. Нужно подбирать сюжетные произведения, в которых персонажи действуют, попадают в разные ситуации. Перед чтением предупреждают детей, что потом они будут лепить на тему прочитанного и поэтому слушать надо внимательно, чтобы после чтения выбрать тему для лепки. Из русских народных сказок можно рекомендовать «Три медведя», «Колобок», «Маша и медведь». Можно прочесть и другие сказки: «Приключения Чиполлино», итальянского писателя Д. Родари, сказку А. Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик», английскую народную сказку «Три поросенка», сказку Ш. Перро «Кот в сапогах» и многие другие. Важно, чтобы в сознании детей формировался живой, динамичный образ. Большую помощь в этом окажут иллюстрации, на которых ребята видят изображение персонажей в действии.
Во время чтения и рассматривания картинок детям задаются вопросы, чтобы выяснить, понимают ли они, почему так, а не иначе поступает герой.
В подготовительной группе можно использовать игровые приемы, которые создают творческий настрой во время лепки. Например, во время декоративной лепки по замыслу можно провести занятие в виде игры в гончарную мастерскую. Воспитатель рассказывает, как работают гончары в мастерских. Дети лепят посуду, брошки, бусы для кукол или подарки и сувениры к 8 Марта. После занятия работы бережно раскладываются для просушивания, а затем, когда работы высохнут, детям показывают, как загружаются изделия в муфельную печь. Дети наблюдают включение печи, а на следующий день участвуют в разгрузке печи. Работы раскладываются на столе и рассматриваются. Ребята рассказывают, какие из работ им нравятся больше. Если лепка была не декоративного, а предметного характера, то анализ проводится сразу после занятия.
Задания по декоративно-прикладному творчеству на примере работы с пластическими материалами
для младшей группы
Задание 1. Лепка гриба
Мы посмотрели несколько книг с изображением грибов. Вы видели, что грибы бывают очень разнообразные. Они могут быть разных цветов, могут иметь разную форму. Сегодня каждый из вас будет лепить гриб, который вам больше всего нравится.
1. Возьмите кусочек пластилина для ножки. Разомните его и скатайте небольшую колбаску. Нижняя часть ножки должна быть потолще, чтобы гриб мог хорошо стоять. Поставьте готовую ножку на подставку.
2. Выберите пластилин для шляпки. Скатайте шарик. Разрежьте стекой шарик пополам. Придайте полушарию форму шляпки. Можно выгнуть ее покруче, как у боровика, а можно вытянуть ее как у мухомора.
3. Шляпку можно украсить маленькими белыми шариками.
4. Установите ваш гриб на подготовленную общую подставку. У нас получилась грибная полянка.
|
Задание 2. Лепка цыпленка
После рассмотрения накануне игрушки цыпленка и иллюстраций к сказке Сутеева детям предлагается сделать поделку цыпленка из пластилина.
1. Разомните кусок пластилина желтого цвета. Разделите его на две части: для головки – кусочек поменьше, а для туловища – побольше.
2. Скатайте шарик из маленького кусочка. Это головка цыпленка. Аккуратно оттяните клювик. Из коричневого пластилина сделайте маленький глазик.
3. Скатайте шарик из куска побольше. Прокатайте его несколько раз по подставочке. Получилось туловище цыпленка. Оттяните немного кверху хвостик.
4. Прижмите головку к туловищу. Добавьте лапки. Стекой нарисуйте крылышки.
5. Поставьте цыпленка на зеленый блинчик – травку.
для средней группы
Задание 1. Лепка белого медведя
1. Делим кусок белого пластилина на 4 части.
2. Из большого куска скатываем шарик, прокатывает его по подставке, добиваясь продолговатой формы, затем с одной стороны скатываем заготовку на конус. Это туловище медведя вместе с головой.
2.Маленький кусок делим ни 5 частей: 4 одинаковые и еще небольшой кусочек. Этот небольшой кусочек делим еще на 3 кусочка (ушки и хвостик).
3. Все кусочки скатываем в шарики. 4 одинаковых шарика несколько раз прокатываем по подставочке (лапы). Прижмите лапы к туловищу.
4. Из двух маленьких шариков лепим ушки, третьему придайте форму хвостика. Ушки и хвост аккуратно прижмите в соответствующих местах.
5
Задание 2. Лепка девочки в длинной шубке
1. Скатать шарик из розового пластилина. Из блинчика сформовать шапочку. Можно добавить помпон или другие декоративные элементы.
2. Стекой наметить глаза носик и ротик. Это голова девочки.
3. Кусок пластилина (цвет – по выбору) разделить на 3 части: одна большая - для туловища и 2 поменьше - для рук.
4. Туловище скатать на конус. Ручки – две небольшие колбаски, к которым прижаты 2 шарика. Детали прижать друг к другу. Место скрепления загладьте. По краю шубки можно сделать окантовку. Снизу добавить сапожки.
для старшей группы
Задание 1. Лепка ежика
1. Сформируйте тело и мордочку ежика.
2. Добавьте носик и глазки.
3. По краю мордочки сделайте надрезы, поднимая «иголки» вверх
4. . «Иголки» расположите в шахматном порядке.
Задание 2. Лепка самолета
1. Скатайте шар, раскатайте его в овальную форму. Это корпус самолета.
2.Вытяните заготовку в одной стороны и загните ее вверх (хвост самолета).
3. Раскатайте две колбаски и приплюсните их. Это крылья. Прикрепите их к корпусу самолета.
1 2 3
4. Чтобы крылья лучше держались, скатайте два маленьких шарика и расположите их между крылом самолета и корпусом. К низу корпуса прикрепите два колеса.
5. Соедините 3 сплющенные колбаски в виде винта и прикрепите впереди корпуса самолета.
6. Добавьте фюзеляж и иллюминаторы.
4 5 6
для подготовительной группы
Задание 1. Лепка персонажей любимой сказки
Выберите сказку. Определитесь с персонажами. Постарайтесь передать характер персонажей.
На примере сказки «Колобок»:
1. Головы всех персонажей вылепите на основе шара. У медведя нижнюю часть мордочки необходимо вытянуть вперед. У лисы можно добавить нос овальной формы. У волка мордочку вытяните вперед, у зайца вниз.
2. Добавьте уши: у медведя – округлые, у лисы и волка острые, у зайца длинные.
3. Прикрепите глаза, носы, языки (по желанию).
4. Голову прижмите к туловищу – шарику, раскатанному до
продолговатого состояния.
5. Добавьте верхние и нижние конечности.
6. Колобку – шарику прикрепите глазки, носик и ротик.
Задание 2. Лепка кота
1. Вылепите кота, выбрав позу, изобразительные приемы, цвет, оформление по собственному желанию.
2. Придумайте сказку (рассказ) о вашем персонаже.
Выводы о последовательности усложнения содержания заданий
Педагог должен внимательно подходить к отбору содержания заданий по всем темам программы. Принцип нарастания сложности должен учитываться при подборе заданий и определении объема умений и навыков для детей каждого возраста.
В младшем возрасте лепка начинается с отдельных предметов, хорошо знакомые детям. Простота первых объектов для лепки обусловлена тем, что только такие несложные формы доступны для восприятия и воплощения в силу неразвитости руки и неумения провести анализ предмета. В программе воспитания детей младшего дошкольного возраста на первом месте стоят задачи развития руки.
По мере усвоения элементарных действий с материалом дети постепенно приобретают необходимые навыки в лепке простейших форм (столбик, колбаска), которые являются основой для лепки самых разнообразных предметов.
Следующий этап - научить детей изображать шаровидные формы: шарик, мяч, апельсин. Здесь также важно добиться четкости формообразующего движения рук. Следующие задания - лепить диск (лепешку, печенье), кольцо (пирамидку). Задания для первой младшей группы состоят в изображении основных форм, а с их помощью и создание некоторых предметов.
Программа для детей 3-4 лет повторяет программу первой младшей группы, но расположена четко по кварталам и предусматривает более самостоятельную работу детей. Ребята должны ориентироваться в понятиях «величина», «форма», «количество». Цель заданий этого периода - научить маленького ребенка согласованно работать обеими руками, соразмерять нажим ладоней на материал. В работу включаются пальцы, что очень важно для создания более сложных фигур. Задания для второй младшей группы – лепка несложных предметов (снеговик, самолет). Задания должны быть простыми: вылепить снеговика только из двух шаров - большого и маленького; самолет - из трех удлиненных деталей. Дети могут вылепить пряник, пирожное или торт с украшениями, выполненными путем защипывания.
Задания для детей средней группы мало чем отличаются от работ младшей группы. Они еще не справляются с изображением формы, искажают пропорциональные соотношения частей предметов, не умеют вполне самостоятельно пользоваться приемами лепки. Задача воспитателя этого возраста - пробуждать у детей устойчивый интерес к занятиям лепкой, развивать координированные движения рук, уточнять представления о форме предметов и их строении, учить передавать эти представления в лепке а также чувствовать форму, ритм, симметрию, пропорции.
В начале года программой предусматривается повторение пройденного материала, а именно раскатывать ком глины прямыми и круговыми движениями ладоней, расплющивать его. Задания для детей средней группы состоят в более точном изображении форм на знакомых предметах, выполняя всю работу в основном пальцами. Дети учатся передавать характерные детали формы таких предметов, как яблоко, орех, морковка, гриб, огурец, кабачок, лимон. Им уже доступно изображение фигуры человека.
В старшей группе задания основываются на умении детей этого возраста передавать характерные особенности формы и динамики и состоят в изображении фигур человека и животных, скульптур малой формы, изделий народных умельцев. Для того чтобы фигурки были выразительными, дети должны изображать человека и животных в действии. Чтобы развивать мелкие мышцы кисти руки и движения пальцами, детям предлагается лепить посуду для кукол, горшки, миски, чашки по мотивам керамических народных изделий.
Задания для детей подготовительной группы состоит в изображении формы предмета, обогащении образа дополнительными деталями и предметами, показе его в движении. В работе они используют многие приемы лепки и дополнительные материалы. Они лепят овощи и фрукты на тарелке или в вазе, птиц и животных, кукол по типу народных глиняных игрушек, фигуру человека в определенном положении (движении). В подготовительной группе много внимания уделяется сюжетной лепке. Они уже могут предварительно выбирать и обдумывать тему и материалы для его выполнения.