Литература 7кл. 21.09.18г Тема: Пословицы и поговорки
Цели: обогатить речь учащихся пословицами и поговорками; показать сходство и различие между пословицами и поговорками; раскрыть мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок; воспитывать познавательный интерес к устному народному творчеству; развивать внимание, образное мышление, творческое воображение, тренировать память.
УУД:
Познавательные: Воспринимают материал, узнают новое, расширяют словарный запас.
Коммуникативные: Слушают учителя, задают вопросы, если что-то непонятно или интересно.
Регулятивные: Самостоятельно формулируют цель, планируют свою деятельность
Пословицы - это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый.
(В. И.Даль)
В простоте слова - самая великая мудрость. Пословицы всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги.
(А. М.Горький)
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Актуализация опорных знаний
- Опрос учащихся
III. Изучение новой темы.
1) Вступительное слово учителя
Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Поговорка ярко называет, рисует какое-то явление, например: « Как сыр в масле катается», « Надулся, как мышь на крупу», « Мягко стелет, да жёстко спать», « Нашла коса на камень». Пословица же высказывает в связи с жизненной ситуацией некое суждение, мораль: « Любишь кататься – люби и саночки возить», « За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», « Нет дыма без огня», « Худой мир лучше доброй ссоры». Некоторые из них дошли до нас в произведениях древнерусской литературы XI-XII .: «Слово о полку Игореве», «Повести временных лет». Собирание пословиц началось в XVI веке, а может и раньше, но записи того времени до нас не дошли. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к XVII-XVIII вв. Большинство составителей этих сборников неизвестны.
Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (1801-1872). Труд его считается непревзойденным. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы, поговорки, услышанные им от крестьян, ремесленников, солдат. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки, услышанные им от крестьян, ремесленников, солдат. Больше тридцати лет по крупицам собирал и записывал пословицы и поговорки. Им собрано огромное количество – 25 тысяч пословиц и поговорок. В.И.Даль называл пословицы коротенькими притчами. В отличие от пословицы, поговорка не имеет нравоучительного смысла. Даль писал: «Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица – ягодка; и это верно»
-Как вы думаете, какую ценность для нас имеют поговорки и пословицы, почему мы считаем их важной частью народного творчества? (ответы детей)
(Они выражают народную мудрость и отношение к миру)
2) Сравнение пословиц и поговорок.
Запись в тетради:
ПОСЛОВИЦА - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»).
ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла («Семь пятниц на неделе», «Положить зубы на полку»).
«Надо трудиться» и «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
«Пришел тот, о ком только что говорили» и «Легок на помине»
-Чем отличаются эти пары высказываний?
-Чем отличаются пословицы от поговорок, или это одно и тоже? Посмотрите на доску. В каком столбце пословицы, а в каком - поговорки?
В.И.Даль называл пословицы коротенькими притчами. В отличие от пословицы, поговорка не имеет нравоучительского смысла. Даль писал: « Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица-ягодка; и это верно» И далее: «Это одна первая половина пословицы».
3) Работа со статьей учебника
Чтение статьи учебника
Задание: привести свои примеры пословиц и поговорок и записать их вместе с определениями в тетрадь.
4) Работа с текстами пословиц
-Прочитайте пословицы, приведенные в учебнике, и объясните их смысл.
-Какие из этих пословиц можно назвать устаревшими?
- В какой поговорке говорится, что дом ценится не мебелью, которая в нем, а душевной атмосферой, которая в нем царит! (Красна изба не углами, а красна пирогами).
-Как говорят про человека, который хорошо и быстро делает свое дело? (Дело мастера боится.)
-Как отлынивают от работы лентяи? (Работа не волк, в лес не убежит.)
- Сравнение пословиц и поговорок.
Посмотрите на доску.
Ученье свет, а неученье – тьма Своя рука – владыка
Слово не воробей, Охота пуще неволи.
Вылетит – не поймаешь. За словом в карман не лезет.
Красна изба углами, а стол пирогами.
-В каком столбце пословицы, в каком – поговорки?
(Пословицы слева, они выражают мысль более полно, чем поговорки)
6. Рефлексия. Вспомните пословицы и поговорки, в состав которых входит цифра семь, и объясните их:
У семи нянек дитя без глазу.
Семь бед — один ответ.
Семи пядей во лбу.
Семь раз примерь, один раз отрежь.
Один с сошкой, семеро с ложкой.
Семеро одного не ждут.
У него семь пятниц на неделе.
Седьмая вода на киселе.
Семь верст до небес и все лесом.
За семь верст киселя хлебать.
Давайте вспомним и обобщим все, о чем мы говорили сегодня на уроке. Что же такое пословица? В чем ее мудрость? Чем отличаются пословицы и поговорки?
- Составление синквейна? Это стихотворение из пяти строк, в котором происходит обобщение всего, о чем говорилось на уроке. Давайте составим синквейн на тему: «Пословица». Вспомните все, о чем мы говорили: какой бывает пословица, что она делает, чем является для человека. Чтение синквейнов. Пословица. Умная, точная. Учит, воспитывает, помогает. Передается из уст в уста. Народная мудрость 7.Заключение. Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, вы должны достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить её к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение.
8.Домашнее задание: сочинение по пословице (на выбор)