СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пословицы и поговорки как средство речевого развития

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение пословиц — это целый мир, сформированный на отголосках наших предков, это возможность лучше понять нашу историю, прикоснуться к жизни прошлых поколений, понять насколько важно было творчество в прошлых столетиях и как оно изменилось. 

Просмотр содержимого документа
«Пословицы и поговорки как средство речевого развития»

Пословицы и поговорки как средство речевого развития Учитель-логопед Блохина Юлия Александровна

Пословицы и поговорки как средство речевого развития

Учитель-логопед

Блохина Юлия Александровна

Изучение пословиц — это целый мир, сформированный на отголосках наших предков, это возможность лучше понять нашу историю, прикоснуться к жизни прошлых поколений, понять насколько важно было творчество в прошлых столетиях и как оно изменилось. 

Изучение пословиц — это целый мир, сформированный на отголосках наших предков, это возможность лучше понять нашу историю, прикоснуться к жизни прошлых поколений, понять насколько важно было творчество в прошлых столетиях и как оно изменилось. 

375 пословиц и поговорок Пословицы и поговорки, писал К.Д. Ушинский, помогают «выломать детский язык на русский лад и развивать в детях чутьё к звуковым высотам русского языка»

375

пословиц и поговорок

Пословицы и поговорки, писал К.Д. Ушинский, помогают «выломать детский язык на русский лад и развивать в детях чутьё к звуковым высотам русского языка»

Последователь великого русского педагога методист В. И. Водовозов видел ценность народных пословиц в том, что они знакомят детей с нравственными правилами, с «понятиями об окружающей природе, о различных отношениях к людям, о доме и хозяйстве, о науке и промыслах, - со всем его бытом семейным и общественным».

Последователь великого русского педагога методист В. И. Водовозов видел ценность народных пословиц в том, что они знакомят детей с нравственными правилами, с «понятиями об окружающей природе, о различных отношениях к людям, о доме и хозяйстве, о науке и промыслах, - со всем его бытом семейным и общественным».

Выдающийся русский педагог И.И. Паульсон, подбирал такие пословицы и поговорки (чистоговорки) для того, чтобы дети их повторяли и учились говорить чисто.

Выдающийся русский педагог И.И. Паульсон, подбирал такие пословицы и поговорки (чистоговорки) для того, чтобы дети их повторяли и учились говорить чисто.

« Дружба дружбой, а служба службой»  «Небо даёт дождь, а земля рожь»  «Однажды шёл дождик дважды»

« Дружба дружбой, а служба службой»

«Небо даёт дождь, а земля рожь»

«Однажды шёл дождик дважды»

«Хоть хлеба и хороши, а пашню паши»  «У хорошего хозяина нет плохой лошади»  «Тише едешь, дальше будешь»

«Хоть хлеба и хороши, а пашню паши»

«У хорошего хозяина нет плохой лошади»

«Тише едешь, дальше будешь»

Тип «разъясни пословицу» В данном случае требуется объяснить ребенку, что пословицу необходимо правильно понимать. Нужно научить малыша говорить ее своими словами. Такие пословицы необходимо использовать ежедневно, достаточно одной или двух за сутки и они помогут правильно развить вашего малыша. Излагать пословицы можно как в произвольной форме, так и в виде определенных тематических блоков.

Тип «разъясни пословицу»

В данном случае требуется объяснить ребенку, что пословицу необходимо правильно понимать. Нужно научить малыша говорить ее своими словами.

Такие пословицы необходимо использовать ежедневно, достаточно одной или двух за сутки и они помогут правильно развить вашего малыша. Излагать пословицы можно как в произвольной форме, так и в виде определенных тематических блоков.

Пословицы, имеющие тематику труда: ★ Сделал дело - гуляй смело. ★ Дело мастера боится. ★ Любишь покататься – полюби и саночки возить. ★ Терпение и труд все перетрут. ★ Делу время, а потехе час. Пословицы и о дружбе, символизирующие доброту и заботу: ★ Постоянно друга ищи, а когда найдешь, то береги. ★ Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. ★ Настоящий друг раскроется в беде. ★ Гуси свиньям не товарищи. ★ Если ты скажешь, кто твои друзья, я скажу тебе, кто есть ты. ★ Старый друг лучше новых двух.

Пословицы, имеющие тематику труда:

Сделал дело - гуляй смело.

Дело мастера боится.

Любишь покататься – полюби и саночки возить.

Терпение и труд все перетрут.

Делу время, а потехе час.

Пословицы и о дружбе, символизирующие доброту и заботу:

★ Постоянно друга ищи, а когда найдешь, то береги.

★ Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

★ Настоящий друг раскроется в беде.

★ Гуси свиньям не товарищи.

★ Если ты скажешь, кто твои друзья, я скажу тебе, кто есть ты.

★ Старый друг лучше новых двух.

Объясни смысл пословицы Правду, что шило, в мешке не утаишь. Не стыдно не знать, стыдно не учиться .

Объясни смысл пословицы

Правду, что шило, в мешке не утаишь.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться .

Тип «продолжай пословицу» Такое действие подразумевает участие ведущего и ребенка. Первое лицо произносит начальную часть поговорки, а ребенок должен придумать или использовать уже ранее известное окончание пословицы.

Тип «продолжай пословицу»

Такое действие подразумевает участие ведущего и ребенка. Первое лицо произносит начальную часть поговорки, а ребенок должен придумать или использовать уже ранее известное окончание пословицы.

Закончи пословицу Семь раз отмерь... Слово не воробей... Что можешь сделать сегодня... Что написано пером...

Закончи пословицу

Семь раз отмерь...

Слово не воробей...

Что можешь сделать сегодня...

Что написано пером...

Тип «у кого больше» В данном случае также участвует взрослый человек и непосредственно малыш. Как взрослый человек, так и маленький ребенок поочередно произносят вслух различные пословицы. Это продолжается до тех пор, пока кто-то из них не сможет ответить своему «противнику». Здесь можно использовать как уже известные игрокам поговорки, так и вымышленные в момент игры, но логически осмысленные.

Тип «у кого больше»

В данном случае также участвует взрослый человек и непосредственно малыш. Как взрослый человек, так и маленький ребенок поочередно произносят вслух различные пословицы. Это продолжается до тех пор, пока кто-то из них не сможет ответить своему «противнику». Здесь можно использовать как уже известные игрокам поговорки, так и вымышленные в момент игры, но логически осмысленные.

Тип «подбирай поговорку» Ребенку рассказывается какая-нибудь сказка или короткий рассказ. После прослушивания истории малышу потребуется подобрать подходящую поговорку, осмысленную и логически обоснованную, соответствующую мысли, которая прослеживается в произведении. Может быть затронут как сюжет рассказа, так и определенный характер имеющегося героя.

Тип «подбирай поговорку»

Ребенку рассказывается какая-нибудь сказка или короткий рассказ. После прослушивания истории малышу потребуется подобрать подходящую поговорку, осмысленную и логически обоснованную, соответствующую мысли, которая прослеживается в произведении. Может быть затронут как сюжет рассказа, так и определенный характер имеющегося героя.

Подбери к басне пословицы  (басня «Лебедь, Рак и Щука» Крылов И.А.) Дружно — не грузно, а врозь — хоть брось. Где согласие и лад, там дело — клад.

Подбери к басне пословицы (басня «Лебедь, Рак и Щука» Крылов И.А.)

Дружно — не грузно, а врозь — хоть брось.

Где согласие и лад, там дело — клад.

Таким образом, объясняя детям смысл пословиц, взрослые в значительной степени социализируют малышей. Дети научатся правильно воспринимать и понимать моральные нормы. У ребят лучше развивается мышление и речевой аппарат. Речь ребенка после использования пословиц становится богаче и выразительнее. Кроха начинает лучше воспринимать те или иные фразеологизмы, у него формируется четкая и понятная речь. Множество пословиц направлено именно на воспитание у ребенка личности.

Таким образом, объясняя детям смысл пословиц, взрослые в значительной степени социализируют малышей. Дети научатся правильно воспринимать и понимать моральные нормы. У ребят лучше развивается мышление и речевой аппарат. Речь ребенка после использования пословиц становится богаче и выразительнее. Кроха начинает лучше воспринимать те или иные фразеологизмы, у него формируется четкая и понятная речь. Множество пословиц направлено именно на воспитание у ребенка личности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!