Пословицы и поговорки как средство речевого развития
Учитель-логопед
Блохина Юлия Александровна
Изучение пословиц — это целый мир, сформированный на отголосках наших предков, это возможность лучше понять нашу историю, прикоснуться к жизни прошлых поколений, понять насколько важно было творчество в прошлых столетиях и как оно изменилось.
375
пословиц и поговорок
Пословицы и поговорки, писал К.Д. Ушинский, помогают «выломать детский язык на русский лад и развивать в детях чутьё к звуковым высотам русского языка»
Последователь великого русского педагога методист В. И. Водовозов видел ценность народных пословиц в том, что они знакомят детей с нравственными правилами, с «понятиями об окружающей природе, о различных отношениях к людям, о доме и хозяйстве, о науке и промыслах, - со всем его бытом семейным и общественным».
Выдающийся русский педагог И.И. Паульсон, подбирал такие пословицы и поговорки (чистоговорки) для того, чтобы дети их повторяли и учились говорить чисто.
« Дружба дружбой, а служба службой»
«Небо даёт дождь, а земля рожь»
«Однажды шёл дождик дважды»
«Хоть хлеба и хороши, а пашню паши»
«У хорошего хозяина нет плохой лошади»
«Тише едешь, дальше будешь»
Тип «разъясни пословицу»
В данном случае требуется объяснить ребенку, что пословицу необходимо правильно понимать. Нужно научить малыша говорить ее своими словами.
Такие пословицы необходимо использовать ежедневно, достаточно одной или двух за сутки и они помогут правильно развить вашего малыша. Излагать пословицы можно как в произвольной форме, так и в виде определенных тематических блоков.
Пословицы, имеющие тематику труда:
★ Сделал дело - гуляй смело.
★ Дело мастера боится.
★ Любишь покататься – полюби и саночки возить.
★ Терпение и труд все перетрут.
★ Делу время, а потехе час.
Пословицы и о дружбе, символизирующие доброту и заботу:
★ Постоянно друга ищи, а когда найдешь, то береги.
★ Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
★ Настоящий друг раскроется в беде.
★ Гуси свиньям не товарищи.
★ Если ты скажешь, кто твои друзья, я скажу тебе, кто есть ты.
★ Старый друг лучше новых двух.
Объясни смысл пословицы
Правду, что шило, в мешке не утаишь.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться .
Тип «продолжай пословицу»
Такое действие подразумевает участие ведущего и ребенка. Первое лицо произносит начальную часть поговорки, а ребенок должен придумать или использовать уже ранее известное окончание пословицы.
Закончи пословицу
Семь раз отмерь...
Слово не воробей...
Что можешь сделать сегодня...
Что написано пером...
Тип «у кого больше»
В данном случае также участвует взрослый человек и непосредственно малыш. Как взрослый человек, так и маленький ребенок поочередно произносят вслух различные пословицы. Это продолжается до тех пор, пока кто-то из них не сможет ответить своему «противнику». Здесь можно использовать как уже известные игрокам поговорки, так и вымышленные в момент игры, но логически осмысленные.
Тип «подбирай поговорку»
Ребенку рассказывается какая-нибудь сказка или короткий рассказ. После прослушивания истории малышу потребуется подобрать подходящую поговорку, осмысленную и логически обоснованную, соответствующую мысли, которая прослеживается в произведении. Может быть затронут как сюжет рассказа, так и определенный характер имеющегося героя.
Подбери к басне пословицы (басня «Лебедь, Рак и Щука» Крылов И.А.)
Дружно — не грузно, а врозь — хоть брось.
Где согласие и лад, там дело — клад.
Таким образом, объясняя детям смысл пословиц, взрослые в значительной степени социализируют малышей. Дети научатся правильно воспринимать и понимать моральные нормы. У ребят лучше развивается мышление и речевой аппарат. Речь ребенка после использования пословиц становится богаче и выразительнее. Кроха начинает лучше воспринимать те или иные фразеологизмы, у него формируется четкая и понятная речь. Множество пословиц направлено именно на воспитание у ребенка личности.