СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пособие по теме Решение показательных уравнений

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие предназначено для повторения теоретических и практических знаний по теме.

Цель пособия – повторить понятия показательной функции и ее свойств, показательного  уравнения,  методов решения показательных уравнений и подготовиться к занятию по теме «Решение рациональных, показательных, логарифмических уравнений».

Данное пособие рекомендовано для студентов первого курса специальности 34.02.01 Сестринское дело. Пособие содержит определения и формулы по теме: Показательные уравнения, тест для самоконтроля и критерии оценки теста.

Пособие направлено на формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом, формирование навыков решения задач, формирование и развитие творческого потенциала, повышение интереса к предмету.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Пособие по теме Решение показательных уравнений»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»








МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Для самостоятельной работы студентов

По учебному предмету: МАТЕМАТИКА

Тема: «Решение показательныхх уравнений»

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело Курс: 1

(базовой подготовки)












Купино

2021

Рассмотрено на заседании предметной цикловой

Методической комиссии по общеобразовательным предметов,

общему гуманитарному и социально-экономическому, математическому и

естественно-научному циклу

Протокол № _____ от «_____» _________20____г.








Автор – составитель: преподаватель математики высшей категории Тюменцева О.Н.
















Купино

2021 г

Пояснительная записка к методическому пособию

Методическое пособие предназначено для повторения теоретических и практических знаний по теме.

Цель пособия – повторить понятия показательной функции и ее свойств, показательного уравнения, методов решения показательных уравнений и подготовиться к занятию по теме «Решение рациональных, показательных, логарифмических уравнений».

Данное пособие рекомендовано для студентов первого курса специальности 34.02.01 Сестринское дело. Пособие содержит определения и формулы по теме: Показательные уравнения, тест для самоконтроля и критерии оценки теста.

Пособие направлено на формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом, формирование навыков решения задач, формирование и развитие творческого потенциала, повышение интереса к предмету.

















Решение показательных уравнений

Показательным называется уравнение, содержащее переменную только в показателе степени. Рассмотрим несколько типов показательных уравнений, решаемых методами элементарной математики. Показательные уравнения рассматриваются в множестве действительных чисел. Уравнение вида  х = b называется простейшим показательным.

Решение простейших показательных уравнений.

Решение показательных уравнений основано на свойстве степеней: две степени с одним и тем же положительным и отличным от единицы основанием равны тогда и только тогда, когда равны их показатели. Используя это свойство, уравнение  х = b, где   ˃ 0 ,     1 и b   0, следует решать следующим образом:

 х = b    х =     x =   .

Пример 1. Решить уравнение   =  .

Решение. Поскольку   =  ; 0,5х2 – х = –  ; 4х2 – 8х +3 = 0.

D = 16 – 12 = 4; х1,2 =   ; х1 = 0,5, х2 = 1,5. Ответ: 0,5; 1,5.

Пример 2. Решить уравнение   =  .

Решение. Поскольку   =  ,  =  2х-5 =  ,

      2х = 6х – 15   х =  . Ответ:  

Пример 4. Найти корни уравнения   =  .

Решение. Используя определение логарифма, запишем   =   =  

Тогда данное уравнение примет вид   =  . Следовательно, можно записать

  = х   х2 =  , а так как   0 , то х =  . Ответ.  

Решение показательных уравнений введением новой переменной.

Пример 1. Решить уравнение    + 12 = 12.

Решение. Поскольку   =  ,   = 8· , введем новую переменную р =  .

Получим уравнение   – 8р + 12 = 0, из которого находим р1 = 2, р2 = 6. Поэтому исходное уравнение равносильно совокупности простейших показательных уравнений   = 2,   = 6. Корнем первого уравнения является х =  , а второго – х =  .

Ответ:  ;  .

Пример 2. Решить уравнение (  +   = 14.

Решение. Используя равенство   =   , введем новую переменную

р =  . В этом случае получим уравнение р +   = 14, решая которое, находим его корни,   -14р + 1 = 0, р = 7     = 7     .

Исходное уравнение равносильно совокупности уравнений

(  = 7    ; (  = 7    .

Корень первого уравнения х = 2, второго – х = -2. Ответ: -2; 2.

Пример 3. Решить уравнение   – 13·   = 0.

Решение. Запишем уравнение в виде   13·     = 0.

Оно является однородным третьей степени относительно степеней  .

Разделим все члены уравнения на     0 и получим   13·  + 13= 0.

Введем новую переменную р =  , уравнение примет вид кубического уравнения

  – 13  – р +13 = 0. Разложим методом группировки левую часть уравнения на множители и найдем его корни:  – р – 13  – 1) = 0, р(р2 -1) – 13(р2 – 1) = 0, (р2 -1)(р – 13) = 0, р1 = -1, р2 = 1, р3 = 13. Исходное уравнение равносильно совокупности трех простейших показательных уравнений   = –1,   = 1,   = 13. Первое уравнение корней не имеет, корень второго – х = 0, третьего уравнения х =  

Ответ: 0,  

Аналогично уравнениям, которые были рассмотрены в примерах 1, 2, 3, введением новой переменной р =  х решение уравнения вида f( х) = 0 сводится к нахождению всех положительных корней рk уравнения f(р) = 0 и решению простейших показательных уравнений  х = рk.

Пример 4. Решить уравнение   – 5 ·   + 1 = 0.

Решение. Так как  =   = 4·  то уравнение можно записать так: 4·  – 5 ·  + 1 = 0. Введем новую переменную р =  . Получим квадратное уравнение 4р2 – 5р +1 = 0, которое имеет корни р1 = 1, р2 =  . Исходное уравнение равносильно совокупности двух показательных уравнений   = 1,   =  . Решая первое уравнение, получаем 2х – х2 = 0, х = 0, х = 2. Решая второе уравнение, находим ещё два корня: 2х – х2 = – 2, х =  . Ответ:  ; 0; 2;  .

Пример 6. Решить уравнение   +   = 3.

Решение. Так как 2  = 1 +  , то данное уравнение перепишем в следующем виде   +   = 3. Сделаем замену у =  , тогда получим квадратное уравнение у2 + 2у -3 = 0, из которого найдем корни у1 = –3, у2 = 1. Значение у1 = –3, очевидно, постороннее. Поэтому исходное уравнение равносильно уравнению   = 1, откуда   = 0, х =   +   , n . Ответ:   +   , n .

Метод вынесения общего множителя за скобки.

Пример 1. Решить уравнение   + 4 ·   + 2 ·   = 19 ·   – 4 ·  .

Решение. Преобразуем данное уравнение, перенеся члены с одинаковыми основаниями в одну и ту же уравнения и вынося за скобки степень с наименьшим показателем, к виду:

  + 4 ·   + 4 ·  = 19 ·   – 2 ·      (9 + 4 · 3 + 4) =  19 – 2 · 5)       25 =   9. Запишем последнее равенство в виде пропорции и получим:

  =      =  . Это уравнение равносильно уравнению х – 2 = 2, откуда х = 4. Ответ: 4.

Пример 2. Решить уравнение    =   .

Решение. Сгруппируем члены, содержащие степени с одинаковыми основаниями с разных сторон равенства:   +     =   +   . Выносим общие множители за скобки:

 (1 +  ) =  (1 + 3). Разделим это уравнение на выражение, стоящее в правой части, получим   = 1. Таким образом, находим   = 0; следовательно,   – единственный корень исходного уравнения. Ответ:  .

Метод использования монотонности показательной функции.

Пример 1. Решить уравнение   +   +   = 9.

Решение. Можно заметить, что х = 1 – корень данного уравнения. Покажем, что других корней уравнение не имеет. Рассмотрим функцию f(x) =   +   +  . Она монотонно возрастает на всем множестве действительных чисел и f(1) = 9. Свойством монотонной функции является то, что она принимает каждое свое значение только один раз. Поэтому, х = 1 – единственный корень данного уравнения. Ответ: 1.

Пример 2. Решить уравнение   +   = 34.

Решение. Заметим, что корнем уравнения является число х = 2 (32 + 52 = 34). Докажем, что других корней уравнение не имеет. Каждая из функций   и   является возрастающей, следовательно, их сумма – тоже возрастающая функция. При х = 2 левая часть равна 34, при х 2 – больше 34. Итак, уравнение имеет единственный корень. Ответ: 2.

Пример 3. Решить уравнение   +   =  

Решение. Убеждаемся, что х = 1 – корень уравнения. Можно доказать, что других корней уравнение не имеет. Для этого оценим его левую и правую части уравнения. Если х 1, то вследствие убывания функции у =   имеем   +    +   = 2, а вследствие возрастания функции у =   имеем   Поэтому, при х 1 левая часть уравнения строго меньше 2, а правая строго больше 2. Следовательно, при х 1 уравнение корней не имеет. Аналогично, при х

Метод логарифмирования для решения показательных уравнений.

В основе этого метода лежит следующее утверждение: если выражения f(x) и h(x) положительны на множестве D, то уравнение f(x) = h(x) равносильно уравнению  =  на множестве D, где  0 и   1.

Пример1. Решите уравнение   =  .

Решение. Область допустимых значений уравнения х . Так как обе части уравнения положительные, то, прологарифмировав уравнение, например, по основанию 2, получим равносильное ему уравнение: 3х – 2 = (3 – х) ·  .

Решая это уравнение с помощью равносильных переходов, имеем:

3х – 2 = 3    3х +  3  +2   х(3 +   = 3  + 2   х =  . Ответ:  .

Пример 2. Решить уравнение   ·   = 500.

Решение. Прологарифмируем это уравнение по основанию 5 или 2. (Можно логарифмировать по любому основанию, но не совсем удачный выбор основания может привести к громоздким преобразованиям). Тогда имеем следующее уравнение х + 3 ·     = 3 + 2  х2 + х(  – 3) – 3  = 0. Дискриминант


D = (  – 3)2 + 12  = (  + 3)2, следовательно, корни уравнения будут

х1,2 =   отсюда х1 = 3, х2 = –   Ответ: –  

Пример 3. Решить уравнение   ( х-1 =  .

Решение. Обе части данного уравнения положительны. Прологарифмируем обе части этого уравнения по основанию 5: (х – 1)  +     =   , т.е. уравнение

х(  – 1) –  + 1 –   +   =   х – 1 –   , равносильное исходному уравнению. Отсюда получаем х  =   , т.е. х =  . Ответ:  .

Пример 4. Решить уравнение   = 9.

Решение. Область допустимых значений уравнения: х 0.

Поскольку обе части уравнений положительны, то прологарифмируем по основанию 3:

 )  = 2, (  +   =  ,   = 1 и   = 2, следовательно,

(1 +   = 2,   +   – 2 = 0. Сделаем замену   = у, тогда у2 + у – 2 = 0, корнями которого являются числа у1 = – 2 и у2 = 1. Возвращаемся к нашей замене и получаем:   = – 2 или   = 1. Тогда х1 =   и х2 = 3. Ответ:  ; 3.

Пример 5. Решить уравнение |  = 1.

Решение. Понятно, что х   3,следовательно, |х – 3|   0. Прологарифмируем обе части уравнения по основанию 10, тогда (3х2 – 10х + 3)  = 0, откуда

2 – 10х + 3 = 0 или   = 0. Корнями квадратного уравнения 3х2 – 10х + 3 = 0 будут

х1 =   и х2 = 3. Из уравнения   = 0 находим |х – 3| =1   х – 3 = – 1 или х – 3 = 1.

Поэтому х3 = 2, х4 = 4; х2 = 3 не подходит по ОДЗ логарифма. Ответ:  ; 2; 4.

Нестандартные методы решений показательных уравнений.

Пример 1. Решите уравнение 3   + (3х – 10)  + 3 – х = 0.

Решение. Данное уравнение кроме показательных функций содержит линейные функции у = 3х – 10 и у = 3 – х. Можно заметить, что относительно р =   оно является квадратным:

2 + (3х – 10)р + 3 – х = 0 и поэтому р =   =   =   =   =  , откуда р =  , р = 3 – х. Таким образом, исходное уравнение равносильно совокупности уравнений:   =   ,   = 3 – х. Корень первого уравнения х =  . Второе уравнение имеет корень х = 1, а других корней не имеет, т. к. его левая часть – всюду возрастающая функция, а правая – всюду убывающая. Ответ: 1;  .

Пример 2. Решить уравнение   + х = 2.

Решение. Применив формулу основного логарифмического тождества, получим уравнение х2 – 2х – 1 + х = 2(*), корни которого х1 =   и х2 =  . Теперь достаточно проверить, какое из полученных чисел удовлетворяет неравенству: х2 – 2х – 1   0 (**). Это можно сделать проще (не подставляя в неравенство полученные числа). Перепишем уравнение (*) в виде х2 – 2х – 1 = 2 – х, тогда видим, что выражение х2 – 2х – 1 положительно тогда и только тогда, когда х   2. Таким образом, вместо Дубова Мария Игоревна 273 – 784 - 574

проверки неравенства (**) можно проверить условие х   2. Теперь видно, что только х =   является корнем данного уравнения. Ответ:  .

Пример 3. Решить уравнение   =  .

Решение. В данном уравнении удобно применить следующий прием: разделив числители и знаменатели в обеих частях уравнения на     0, получим равносильное исходному уравнение:   = . Далее сделаем замену   = у, у 0 и получаем   = . (*)

Можно заметить, что у   1, у    . Таким образом, получаем равносильное (*) уравнение

(5 + 5у)(2 – 3у) = 4 – 4у; 10 – 5у – 15у2 – 4 + 4у = 0; 15у2 + у – 6 = 0; D = 1 + 360 = 361;

у1=   у2=  ; у1 =   , у2  0. Вернемся к нашей замене, получим уравнение   =  , откуда х = 1. Ответ: 1.

Пример 4. Решить уравнение   +  =   + 1.

Решение. Перепишем данное уравнение в виде:

  +   =   + 1.

Сделаем замену   =  ;  = b, тогда   +  -1 2 – 1 = 0;

 2b + b –  3  = 0;  2(b –  ) + (b –  ) = 0; (b –  )( 2 + 1) = 0, откуда b =   поскольку уравнение  2 + 1 = 0 корней не имеет. Таким образом,  =   и

х2 + 1 = 2х. Очевидно, что х = 1. Ответ: 1.

Пример 5. Решить уравнение 6 ·   + 8 ·  = 48.

Решение. Разделим обе части уравнения на 24, получим уравнение

 +   = 2. Применяя неравенство | | |  + |b| (его легко доказать возведением обеих частей в квадрат), получим |х – 2| + |х – 4|   |х – 2 – (х – 4)| = 2 и |х – 1| + |х – 3| = |х – 1 – (х – 3)| = 2, поэтому   1 и   1.

Знак равенства возможен, если имеет решение система уравнений:

         . Ответ:   Пример 5. Решить уравнение х2 – 2х + 2 = 2 ·   Решение. Представим уравнение в виде (  – 1)2 + (х – 1)2 = 0. Это уравнение равносильно системе:   откуда х = 1. Ответ: 1.






















Тест по теме: Решение показательных уравнений




Эталоны ответов теста по теме: Решение показательных уравнений





Критерии оценивания тестовых заданий

10 вопросов 5 (отлично) (10-9 ответов)

10 вопросов 4 (хорошо) (8-7 ответов)

10 вопросов 3 (удов) (6 ответов)

Литература

  1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала математического анализа. 10 (11) кл. – М.: 2018

  2. Башмаков М.И. Сборник задач: учеб. пособие (базовый уровень). 11 кл. М.: 2012

Интернет-ресурсы

  1. http://school-collection.edu.ru – Электронный учебник «Математика в

школе, XXI век».

  1. http://fcior.edu.ru - информационные, тренировочные и контрольные материалы.

  2. www.school-collection.edu.ru – Единая коллекции Цифровых образовательных ресурсов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!