Постановка проблемы на основе представленной информации противоречивого характера
Автор: Вагу Мария Викторовна, учитель истории и обществознания, ГБОУ № 181 Санкт-Петербурга
Только противоречие стимулирует развитие науки. С. Капица
Планируемые результаты: умения давать критическую оценку и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках, формулировать проблемы.
Ни одно научное исследование не может осуществиться без постановки проблемы. Вопрос, который задал себе исследователь, называется проблемным вопросом
Определение направления проекта/исследования. Постановка проблемы. «Проблема –это то, что есть, но быть не должно, либо то чего нет, но быть должно». http:// www.methodolog.ru/books/mni.pdf
Принято считать, что в основе научного исследования лежит проблема. В науке проблема исследования принимается как противоречивая ситуация, которая проявляется в виде противоположных позиций в объяснении чего-либо и требует адекватной теории ее разрешения
В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы —нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Проблема –это противоречия между существующей ситуацией и твоим представлением об идеальной ситуации, которые нужно решить.
Проблемная ситуация – это осознанное затруднение, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет мыслить и находить способы выхода из затруднительного положения
Проблемная ситуация возникает при наличии противоречий между:
Тот, кто занимался научными исследованиями, знает,
что зачастую наиболее интересными могут быть те проблемы, которые трудно сформулировать. Правильное формулирование проблемы исследования гарантирует 50% успеха её решения!
Примеры заданий: 1) дан текст (фото, видео) с информацией противоречивого характера о возможном объекте исследования; 2) необходимо сформулировать проблему, разрешение которой снимет указанное противоречие.
Дан текст с информацией противоречивого характера о возможном объекте исследования. Необходимо сформулировать проблему, разрешение которой снимет указанное противоречие. Чтобы стереть с лица земли варварский, по их мнению, Карфаген, римляне во втором веке до нашей эры прибегли к такой акции, как посыпание наиболее плодородных земель солью.
Вариант ответа № 1*
Противоречие между целью и средством. Всегда ли цель оправды-
вает средства?
Проблема: где выращивать хлеб после войны?
Вариант ответа № 2
Противоречие: оправдано ли уничтожение плодородной земли
способом ее засоления?
Проблема: оказывает ли соль воздействие на почву?
Дан текст с информацией противоречивого характера о возможном объекте исследования. Необходимо сформулировать проблему, разрешение которой снимет указанное противоречие. На тему моей научно-исследовательской работы натолкнуло меня название статьи, прочитанной в газете. А название довольно-таки странное «Пандемия словесного СПИДа». Уже в самом заголовке имеется иностранное слово «пандемия», что бы это означало? Заглянув в словарь иностранных слов, я узнала, что пандемия (греческое слово) — это распространение какой-либо инфекционной болезни на целые страны и материки, более широкое, чем при эпидемии. В истории известны пандемия чумы, пандемия гриппа, в результате которых погибли миллионы людей, значит, в результате словесной пандемии умирают слова, умирает язык, следовательно, гибнет человечество. Язык в опасности! (Н. Ю. Григорьева)
Вариант ответа
Противоречие между канонической частью русского языка и необхо-
димостью объяснения новых процессов, явлений и т. д. в различных
сферах деятельности человека.
1) Проблема возможной адаптации новых терминов и понятий
к современному русскому языку.
2) Проблема засорения русского языка заимствованиями.
Правомерно ли использование иностранных слов в названии статьи,
посвященной рассмотрению этой проблемы?
Представлено фото с информацией противоречивого характера о возможном объекте исследования. Необходимо сформулировать проблему, разрешение которой снимет указанное противоречие. Все представленные обложки романа Умберто Эко «Имя розы» отражают содержание романа.
Вариант ответа
Противоречие: обложки книги стилистически несовместимы (1 —
готический, 2 — абстрактный, 3 — исторический).
Проблема: в процессе чтения перед читателем встает проблема
жанрового своеобразия романа. «Имя розы» может быть прочитан
как криминальный, как исторический или как философский роман.
8 практических эвристических правил Правило1.Сделайтепривычкойцеленаправленнозамечатьто,чтопроисходитвокруг. Правило2.Сосредоточьтесвоитворческиесилынанесколькихобластях. Правило3.Избегайтеслишкомузкихрамок. Правило4.Ассоциации. Правило5.Психическаямеханика:внимание,нестандартность,движение. Правило6.Изучайтеидеи,которыезаставляютсмеяться. Правило7.Идеинеабсолютны. Правило8.Воплощайтенекоторыеизсвоихидей.
Их автор –Пол Плшек –консультант, тренер, автор с международным опытом. В поле зрения его интересов пребывают вопросы развитиялидерскихнавыков, творчества, внедрения инноваций.
Определи, на какой стадии с выбором направления проекта/исследования находишься ты?
Источники:
1. Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10–11 классы. Учебное
пособие / Л. Е. Спиридонова, Б. А. Комаров, О. В. Маркова, В. М. Ста-
цунова. — СПб. : КАРО, 2019. — 104 с.
2. Индивидуальный проект
старшеклассника
«Опорные» страницы для проектировщика. / Олефир Л.Н..— СПб. : ГБУ ДППО ЦПКС ИМЦ Московского района Санкт-Петербурга, 2019..