СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Постановка целей на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Постановка целей урока по ФГОС. Изначально, составляя конспект урока, учитель ставит цели на урок, что он должен делать, чему учить. На уроках по ФГОС уже не учитель, а ученик ставит цели. В этой разработке я поделилась опытом, как обговариваю постановку целей на уроках истории и обществознания.

Просмотр содержимого документа
«Постановка целей на уроках истории»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26»










Сообщение на ШМО учителей общественных дисциплин.


Тема: Постановка учениками целей урока на занятиях истории и обществознания.









Подготовила:

учитель истории и обществознания

Янченко Людмила Сергеевна










Мытищи, 2018

Современный урок по ФГОС требует развития у учащихся навыков постановки цели. Постановки цели я посещаю несколько уроков обществознания. Мы учимся ставить глобальные цели, цели на ближайших несколько лет, на год, на четверть и наконец-то на урок. Анализ практической деятельности учителей показывает, что, как правило, цели учебной деятельности определяются и формулируются самим педагогом. Ученик в итоге не несет ответственности за то, что происходит вокруг. Он воспринимает информацию, не понимая, зачем ему она, и получается “ в одно ухо влетело, а в другое вылетело”. Поэтому они и задают вопросы, а зачем нам нужен ваш Юрий Долгорукий? А ведь, правда, зачем? Вот и возникает вопрос, ответ на который и будет целью урока. Глобальная цель-это стать образованным человеком с широким кругозором. Глупо не знать, что Юрий Долгорукий со своим братом, отдыхая у боярина Кучки, решил в 1147 году основать новый город. Но к такой цели подойдет любая историческая тема, да и вообще все знания, полученные в школе. Какие более конкретные цели? Вот сейчас из-за напряженных отношений с Украиной остро стоит вопрос о Киевской Руси, о её преемственности с Московским государством. В теме про Юрия Долгорукого мы поймем, как происходил переход от одного государства к другому. Юрий всегда мечтал о киевском престоле, именно к нему он тянул свои руки из лесов и болот Северо-Восточной Руси, из-за этого он и погиб, отравленный киевскими боярами. Но уже его сын Андрей Боголюбский в Киев не стремился, предпочитая украшать и обогащать именно свои земли. Ему не интересен был разграбленный половцами и другими князья и город со своенравными боярами.

Не зная целей, ребенок чувствует себя потерянным, потому, что учителя знают, что будет происходить на уроке, а он – нет. И совсем другое чувство возникает у школьников, когда они представляют себе цель того, в чем им предстоит участвовать.

Чтобы научить учащихся постановки целей и задачи, я даю понятие этих слов. Цель – (филос.), есть представление, которое человек стремится осуществить. В понятие цели входит определенное представление, стремление к его осуществлению и представление о тех средствах, коими цель может быть осуществлена. Понятие цель есть продукт деятельности сознания и воли. То есть сначала у человека появляется желание (мечта), представление о чем-либо. Затем человек выбирает, необходимо ли ему из мечты сделать цель. То есть уже не просто мечтать о чем-либо, а составить план по достижению мечты и, как правило, на бумаге. Очень важно понять, что ученик хочет, о чем он мечтает. На уроках обществознания, мы создаем карту желаний. Ученикам дается шаблон с различными сфера и жизни человека: здоровье, семья, работа, учёба, путешествия, дружба, любовь. Они его заполняют, таким образом, они познают самих себя, понимают, о чем мечтают. Далее из мечты мы формируем цель. Цель-это то, что тебе нужно и ради чего ты готов действовать.

Цели прописываем долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочные - понятно-это закончить хорошо или отлично школу, поступить в престижный вуз, найти высокооплачиваемую работу. Но более ценные - это краткосрочные цели. Например, исправить оценку по истории, научиться скоро чтению, помириться с подругой, толерантно относиться к непохожим на нас людей. Умение постановки целей очень важно на уроке. Ведь ученик не только должен ставить цель урока, потому что это требует учитель, потому что это написано во ФГОС, а более, потому чтобы понимать для чего он это делает. Цель постановки цели. Ведь ставя цель, учащихся уже предвидится результат, стремиться к нему. И цель постановки цели - это осмысленная деятельность. Именно то, о чем мы говорим на обществознании в первом параграфе. Именно умение ставить цели, выбирать способы достижения целей и предвидеть результат деятельности - это главное отличие деятельности человека от деятельности животного.

Ученики должны уяснить, что цель – это желаемый результат урока, заданный конкретно и определенный во времени в соответствии с необходимостью и возможностью его получения.

Цель может ставиться как на один урок, так и на их серию, в зависимости от того, сколько времени отводится на изучение поставленной проблемы.

Технический, но тем не менее важный этап в постановки целей, это запоминания фраз - клеше. Для четкого выражения целей лучше использовать глагольные формы которые «показывают» завершенность действия обучающегося.

Сформировать.
Научить.
Ознакомить.
Объяснить.
Развить.
Убедить.
Оказать влияние.

Раскрыть.

Научить.
Ознакомить.
Объяснить.
Развить.
Убедить.
Оказать влияние. Раскрыть

Существуют различные педагогические приемы, позволяющие организовать целеполагание:

1.Объяснение учащимся целей учебного занятия одновременно с сообщением темы.

2. Сообщение цели в виде проблемного задания

3. Указание целей учебного занятия на доске “Что сегодня на уроке?”.

4.“Ассоциативный ряд”.

5. Постановка целей по структурно-логической схеме изучения явлений, процессов и др.

6. Постановка целей через показ конечных результатов учебного занятия.

7. “Составление карты мыследеятельности”.

8. “Постановка привлекательной цели” и т.д

Результативность работы по постановки целей видна не сразу. Это кропотливый многолетний труд, который, между прочем, тоже имеет цели: улучшить качество получаемых знаний, воспитание активной, мыслящей личности. Эффективность возможна только при систематической работе, мастерства учителя, использующего многообразные приёмы (стараешься, но не всегда получается), осознания школьником значимости постановки целей, и его контроля над полученными результатами.

Переход к новому типу преподавания, где ученик уже не объект, а субъект учебного процесса долгий и трудный. Учитель должен перестроиться сам, изменить отношение к процессу обучения учащихся и, в том числе, их родителей. Навыки постановки целей важны не только на уроках, но и в дальнейшей жизни. Зная, что нужно, умея подбирать необходимые средства для достижения целей, человек сможет добиться необходимых результатов. А успех отдельной личности - это успех целой страны.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!