СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Построение чертежа ночной сорочки с цельнокроеным рукавом.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование знаний и навыков в построении чертежей, при работе чертежными инструментами, умения пользоваться инструкционной картой для построения чертежа.

Просмотр содержимого документа
«Построение чертежа ночной сорочки с цельнокроеным рукавом.»

План урока

6 класс.

Тема: Построение чертежа ночной сорочки с цельнокроеным рукавом.


Практическая работа: Построение чертежа ночной сорочки с цельнокроеным рукавом.

Тип урока: урок-игра; комбинированный урок.



Цель урока:

  • Обучение.  Формирование знаний и навыков в построении чертежей,

при работе чертежными инструментами, умения пользоваться инструкционной

картой для построения чертежа.

  • Развитие. Развивать память, внимание, глазомер, наглядно-образное мышление,

общие учебные умения, волю.

  • Воспитание. Воспитывать трудолюбие, приучать к точности, аккуратности

при выполнении расчетов и построении чертежа.



Межпредметные связи: ИЗО, черчение, математика,

Наглядные:

  1. Готовое изделие (ночная сорочка с цельнокроеным рукавом);

  2. Плакат «Чертеж ночной сорочки с цельнокроеным рукавом» в М 1:4.

  3. Макет ночной сорочки из цветной бумаги в М 1:4.

  4. Инструкционные карты: «Построение чертежа ночной сорочки с цельнокроеным рукавом».

  5. Инструкционные карты: «Чертеж ночной сорочки с цельнокроенным рукавом».

  6. Карточки с вопросами пройденной темы.

  7. Инструкционная карта «Основные линии человека»



Раздаточный материал:



1. Инструкционная карта «Построение чертежа ночной сорочки с цельнокроеным рукавом.

2. Чертеж ночной сорочки с цельнокроеным рукавом в М 1:4.

3. Инструкционная карта «Основные линии человека»

Методы обучения: репродуктивный, наглядный, практический.

ФОПДУ: фронтальный опрос, практическая работа.

Ход урока.

А для начала я предлагаю вам поздороваться друг с другом еще раз.


Скажите, здравствуйте руками,

Тому, кто сел за парту с вами.

Скажите, здравствуйте глазами

И улыбнитесь вместе с нами.


И сейчас, общаясь друг с другом, мы проверим, как вы справились с

домашним заданием

.Организационный момент – 3мин.

  • Проверить готовность учащихся к уроку (наличие рабочих тетрадей,

инструментов для построения чертежа);

  • Отметить отсутствующих;

  • Инструкционные карты, листы с чертежами ночной

сорочки в М 1:4 ( на столах)

  • Карточки контроля осевых линий человека.(на столах)

Контроль знаний и умений – 9мин. Устный контроль по вопросам и по карточкам

на каждую команду.(вопросы на повторение):

1.Как называлась тема прошлого урока? (Текстильные материалы из химических волокон)

2.На какие группы делятся текстильные волокна? (На две группы-

натуральные и химические)

  1. На какие группы делятся химические волокна? ( на искусственные и синтетические)

  2. Для чего нужно знать материаловедение? (знать строение материалов, умение определять их свойства)

  3. Какими свойствами обладают ткани? (физико-механические,

гигиенические, технологические)

  1. По каким признакам можно определить вид ткани?(по внешнему виду,

На ощупь, по виду и обрыву нитей по характеру горения)

7 Дать определение понятию «гигроскопичность» ( гигроскопичность-

способность тканей впитывать влагу из окружающей среды).

8 Дать определение понятию « пылеемкость» ( пылеемкость-способность

ткани воспринимать пыль и загрязняться.)

9 Дать определение понятию «теплозащитные свойства»

(теплозащитные свойства-способность тканей сохранять тепло,

выделяемое телом человека)

( Каждая команда отвечает на вопросы по карточкам, команде

правильно ответив на вопросы, получают звездочку).

( Подойти сопутствующими вопросами к определению темы

и ее цели.)

Определение новой темы-5 мин.

У вас на партах лежат сантиметровые ленты. Как вы думаете, для чего они нужны? (Чтобы снять мерки и построить чертеж ночной сорочки)


Итак, тема урока: « Построение чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом».

А какова цель нашего урока? (примерные ответы детей)


Цель нашего урока: правильно снимать мерки для построения

основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Я

рекомендую быть внимательными во время занятия, чтобы в конце

урока вы уверенно могли сказать себе: «Теперь я знаю больше!»

(Учащиеся записывают тему урока в тетрадях обозначают на карточках линии снятия мерок для построения чертежа)

Но прежде чем научиться снимать мерки, давайте вспомним основные линии человека ( линии- шеи или плеча, груди, талии, бедер, линия низа).

Давайте вообразим гладкую поверхность воды и человека, постепенно выходящего из нее на берег:


первый раз он остановился, когда вода дошла до яремной

впадины – линия шеи;

второй раз – до выступающих точек груди – линия груди;

третий раз – до самого узкого места туловища – линия талии;

четвертый раз – на уровне наиболее выступающих точек

ягодиц – линия бедер;

пятый раз вода доходила до той линии, где предполагается низ

изделия - линия низа изделия.


Во все времена люди стремились одеваться красиво и модно.

Страстными модницами были женщины. Доказательство тому

произведения писателей-классиков. Вот одно из них – роман

Л.Н.Толстого «Война и мир», где описывается сюжет примерки нового

платья главной героиней Наташей Ростовой:

«…к Ростовым приехала модистка от мадам Шальме, и Наташа,

затворив дверь в соседней с гостиной комнате, очень довольная

развлечением, занялась примериванием новых платьев. Надев сметанный

на живую нитку еще без рукава лиф и загибая голову, она гляделась в

зеркало, как сидит спинка.»

В то время модные платья шили модистки. А в наше время профессии

этих людей носят совсем иные названия. Какие профессии вы можете

назвать? (модельер, швея и т.д.). Какие известные модельеры работают в

нашей стране? (Юдашкин, Зайцев)

Что нам необходимо знать, чтобы построить чертеж швейного изделия?

(демонстрация на манекене)

  1. Правила снятия мерок.

  2. Линии и знаки при построении чертежа.

  1. Что такое мерки? 

Мерки – это основные размеры фигуры человека.

Снятие мерок – это измерение основных условных линий и точек на фигуре человека.

Расскажите правила снятия мерок. 

  1. Мерки снимаются по правой стороне фигуры.

  2. Линию талии опоясывают тесьмой.

  3. При снятии мерок стоять прямо, опустив руки.

  4. Сантиметровую ленту нельзя натягивать или ослаблять.

  5. Мерки обхвата и ширины записываются в половинном размере, а длины и высоты – полностью.

  1. Какие мерки снимают для построения основы чертежа плечевого изделия (ночной сорочки с цельнокроеным рукавом)? 

Сш, Сб, ОплДи. ( см. Приложение ).

  1. Как снимаются мерки Опл, Сш, Сб, Ди, ? Показать на манекене. 

  2. Назвать мерки, которые записываются в половинном размере. Почему?

Сш, Сб. (так как фигура человека симметричная, чертеж строится

на половину фигуры)

  1. Какие мерки записываются полностью?

Ди.(длина изделия всегда записывается полностью).

Опл. (потому, что в нашей конструкции цельнокроеные рукава

т.е. выкроенные вместе с изделием).

  1. Как оформляем лист в альбоме перед выполнением чертежа? 

10 Какими инструментами пользуемся для построения чертежа?

Линейка-закройщика, лекало, угольник, циркуль, карандаши Т

(твёрдый) и М (мягкий), ластик.

11. Каким карандашом выполняется сплошная основная линия?

М (мягким).

  1. Каким карандашом выполняется сплошная тонкая линия?

Т (твёрдым).

Практическая работа-игра «Ателье»- 5мин:

- Сейчас я вам предлагаю посетить ателье и посмотреть работу наших

«профессионалов». Я хочу пригласить трех учащихся по желанию.

1-я учащаяся – закройщица, ей предстоит проводить измерения;

2-я учащаяся – приемщица – она следит за выполнением требований

снятия мерок и записывает их величину;

3-я учащаяся – заказчик – сообщает о своих желаниях будущей модели.

(учащиеся выполняют действия в соответствии с выбранными

«ролями», далее все вместе дают оценку работе).

Физминутка-2мин.


Объяснение нового материала -3мин

Учитель:

На уроке мы с вами научились снимать мерки для построения чертежа

плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

Прежде чем строить основу чертежа познакомимся с основными деталями этого изделия и названием их контурных срезов.

Выкройка данного изделия состоит из двух деталей: переда и спинки. 

Перед и спинка абсолютно одинаковые по размеру. (см. макет ночной сорочки из цветной бумаги в М 1:1).

Отличие состоит в том, что вырез горловины у переда глубже, чем у спинки. Основными контурными срезами являются: линия горловины переда и спинки, боковой срез, линия низа, линия плеча, срез рукава, середина детали.


Мотивация-3

Проблемная ситуация:

Учитель:

Теперь, зная, какие детали мы должны построить и размерные признаки

фигуры, казалось бы, уже можно приступить к конструированию изделия.

Двум ученицам предлагается примерить ночные сорочки, сшитые по фигуре (плотно прилегающую к телу и свободную). Учащиеся замечают, что спать в

тесной сорочке будет не комфортно)

Вывод: Для того, чтобы изделие не стесняло движение, было удобно и

в нем легко дышалось, оно должно быть больше по размеру, чем тело,

на которое оно надето.

Под запись.


Разница между размерами частей одежды и соответствующими размерами тела человека называется припуском на свободное облегание.


Прибавки обозначают прописной буквой П, рядом обозначают участок, к которому дается прибавка.


1.

Пг

Прибавка к полуобхвату груди

5 = 8 см.

2.

Поп

Прибавка к обхвату плеча

5 = 8см.


Учитель:

Сегодня каждая из вас будет осваивать профессию модельера – конструктора, т.е. построит чертеж ночной сорочки с цельнокроеным рукавом.

Постановка задачи перед учащимися:

- научиться выполнять построение чертежа ночной сорочки с цельнокроеным рукавом, с помощью инструкционной карты. 


Практическая работа-10


Ученицы под руководством учителя изучают формулы для расчета

конструкции плечевого изделия с цельнокроеным рукавом и этапы

построения основы чертежа.

Построение чертежа начинается с построения базисной сетки, которая

определяет общий размер изделия по ширине и длине.

Перед и спинка в плечевом изделии имеет одинаковые размеры и отличаются только глубиной выреза горловины, чертеж этих деталей будет строиться одновременно на одной базисной сетке.

Чертежи швейных изделий на листочках выполняют в М 1:4

Далее изучая инструкционную карту, переходим к построению чертежа. 

Ученицы строят чертеж ночной сорочки в М 1:4.

Учитель комментирует последовательность построения


Контроль знаний и умений.

Для проведения самоконтроля 

выписываются размеры отдельных деталей ночной сорочки:


ВН=80 см. ВВ1=26 см.

ВВ2=7 см. ВВ3=2 см. ВВ4=8 см.

В1Г=20 см. ГГ1=6 см. ГГ2=6 см.



После самопроверки учащиеся исправляют ошибки и сдают чертежи на

проверку учителю.(макет чертежа ночной сорочки на цветном картоне в М1:4)



Контроль по карточкам.

Оценивается практическая работа.

Тема: Построение чертежа ночной сорочки с цельнокроеным рукавом М 1:4

Фамилия ____________ Имя_______________


Класс_______________


Подготовка к уроку

Активность на уроке (устные ответы)

Правильность выполнения работы

Аккуратность выполнения работы

0,5

1

3

0,5





Подсчитываются баллы и выставляются оценки.

а) показать лучшие работы (правильно выполненные, наиболее аккуратные).

б) проанализировать часто встречающиеся ошибки и приемы их исправления.


Подведение итогов, рефлексия -5мин.

Закрепление изученного материала.

  1. Чему научились на уроке?

  2. Из каких деталей состоит чертёж плечевого изделия с цельнокроеным рукавом?

  3. Чем отличается чертёж спинки от чертежа переда?

  4. Для чего необходимы прибавки на свободное облегание?

  5. От каких мерок зависит размер базисной сетки чертежа?

  6. Какая мерка определяет ширину базисной сетки чертежа?

  7. По какой мерке делается расчет ширины горловин

  8. Как вы оцениваете свою работу на уроке?


С какими предметами у нас произошла связь на сегодняшнем уроке-

Математика, русский язык, литература, ИЗО, анатомия.


(Все ответы учащихся оцениваются звездочками, в конце урока подсчитываются больше колличество звездочек, победившая команда получают медальки за победу и пятерки, другие команды оцениваются согласно ответам, оценки выставляются в журнал)



2 урок- практическая работа по снятию мерки и расчета конструкции в М1:1.



Записывается домашнее задание: Принести цветные карандаши, цветную бумагу, клей, ножницы, рабочую тетрадь.





















Приложение №1

Инструкционная карта.

Построение чертежа ночной сорочки с цельнокроеным рукавом.



n /n

Обозначения

на чертеже

Последовательность

построения

Расчетные

формулы

Расчет (см)

на типовую

фигуру

на себя

Построение сетки чертежа

1.

В

Построить прямой угол с вершиной в точке В

Построение

Построение


2.

ВВ1

Ширина изделия (сорочки)

СгII : 2 + 0,5 Пг

40:2 + 6= 26


3.

ВН

Длина сорочки

Ди

80


4.

ВВ1Н1Н

Построить прямоугольник

Построение

Построение


Построение горловины

5.

ВВ2

Ширина горловины (сорочки)

Сш :3+1

18 : 3+1= 7


6.

ВВ3

Глубина горловины спинки

ВВ2:3

7 : 3= 2,3


7.

В2В3

Линия выреза горловины спинки

Построение

Построение


8.

ВВ4

Глубина горловины переда

ВВ2+1

7+1= 8


9.

В2В4

Линия выреза горловины переда

Построение

Построение


Построение рукава

10.

В1Г

Глубина проймы

Оп :2+Поп

26 : 2+7= 20


11.

В1В5=ГГ1

Длина рукава

п/в=5…6

6


12.

В5Г1

Ширина рукава

Построение

Построение


Построение линий бока, низа

13.

Г2

Вспомогательная точка

ГГ2= ГГ1

6


14.

Г3

Вспомогательная точка

Г1Г2: 2

Построение


15.

Г3Г4Г1Г2

Глубина прогиба

Г3Г4= п/в=1,5

1,5


16.

Г1Г4Г2

Соединить точки Г1Г4Г2

Построение

Построение


17.

Н1Н2

Расширение низа

п/в=10…12

10


18.

Г2Н2

Линия бока

Соединить точкуГ2 с Н2

Построение


19.

Н2Н3

Повышение линии бока

п/в=1,5…2

1,5


20.

Н4

Вспомогательная точка

НН12

Построение


21.

НН4Н3

Линия низа

Соединить точки Н, Н4, Н3

Построение


22.

Обвести контур чертежа сплошной основной линией.



Мерки: Сш =18____ Сг=_40___ Оп = 26____ Ди =80____

2.

Снятие мерок

для построения чертежа ночной сорочки.

Условное

обозначение

мерок

Название

мерок

Способ измерения

Назначение

мерок

Запись в тетради



Сш


Полуобхват

шеи

Снимается по основанию шеи, под 7 шейным позвонком и ярёмной впадиной.

Для определения размера горловины.

В половинном размере



СгII


Полуобхват

груди 2

Сзади по нижним углам лопаток, через подмышечные впадины, спереди на уровне высоких точек груди.

Для определения размера изделия и ширины ночной сорочки.

В половинном размере



Оп


Обхват плеча

Перпендикулярно оси плеча (часть руки от плечевой точки до локтевой) так, чтобы верхний край ленты касался верхнего угла подмышечной впадины.

Определение ширины рукава.

Полностью



Ди


Длина изделия

Вертикально от 7-шейного позвонка до линии талии, затем от линии талии до желаемой длины.

Определение длины сорочки

Полностью



Мерки для построения чертежа ночной сорочки с цельнокроеным рукавом.

п/п

Условные обозначения мерок

Название мерок

Мерки на типовую фигуру (см).

Мои мерки (см).

1.

Сш

Полуобхват шеи

18,0


2.

Сг

Полуобхват груди

40,0


3.

Оп

Обхват плеча

26,0


4.

Ди

Длина изделия

80





Прибавки на свободное облегание

1.

Пг

Прибавка к полуобхвату груди

6 – 8

6 – 8

2.

Поп

Прибавка к обхвату плеча

5- 7

5- 7






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!