СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Построение диаграмм и графиков»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Построение диаграмм и графиков»»

Конспект урока информатики


Тема урока: «Построение диаграмм и графиков»

Базовый учебник: Босова Л.Л. Информатика: учебник для 9 класса / Л.Л.

Босова, А.Ю. Босова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 184 с.: ил. (ФГОС) (Рабочая тетрадь для 9 класса, ..2014. – 144 с.)

Тип урока: комбинированный Технологии: ИКТ

Методы и приемы: Поисковый, объяснение, беседа.

Формы работы: Индивидуальная, групповая (парная).

Оборудование: Ноутбуки (учителя и обучающихся) c электронной таблицей MSExcel 2010, проектор, экран.

Цель урока: создать условия для осмысления учащимися роли диаграмм и графиков в профессиональной и повседневной жизни современного человека; получения навыков построения диаграмм и графиков.

Планируемые образовательные результаты

предметные – навыки построения диаграмм и графиков в электронной таблице Excel;

метапредметные – общеучебные и общекультурные навыки работы

с информацией; навыки визуализации данных;

личностные – представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека.

Решаемые учебные задачи:

1) систематизация и расширение представлений учащихся о возможностях визуализации данных в электронных таблицах;

2) знакомство с диаграммами разных типов;

3) развитие навыков чтения диаграмм.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • диаграмма;

  • график;

  • круговая диаграмма;

  • гистограмма (столбчатая диаграмма);

  • ярусная диаграмма;

  • ряды данных;

  • категории.

Электронные образовательные ресурсы

Демонстрации «Деловая графика. Типы диаграмм», «Создание диаграмм MS Excel» (sc.edu.ru).




Ход урока:

I. Организационный момент – 1 мин

Учитель: Проверяет общую готовность класса к уроку. Формулирует тему, ставит цель урока, в беседе с учащимися согласовывает план работы урока (поэтапно), выясняет условия достижения целей и задач урока в плане правил и форм урочной деятельности обучающихся. Создает благоприятную эмоциональную атмосферу, вселяет уверенность в обучающихся в достижении поставленной цели.

Обучающиеся: Записывают тему урока, осмысливают цели и задачи. Планируют свою деятельность на уроке.

II. Проверка домашнего задания – 7 мин

Учитель: в беседе с обучающимися вспоминает тему прошлого урока «Сортировка и поиск данных», проводит опрос по §3.3(3.3.1) вопросы и задания 2-5 к параграфу, РТ №222.

Обучающиеся: отвечают на вопросы, объясняют решение задания.

III. Актуализация знаний – 3 мин

Учитель: «Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте еще раз напомним себе, что такое электронная таблица и для чего она предназначена.» Организовывает опрос с элементами беседы по вопросам:

1. Что такое электронная таблица?

2. Как устроен интерфейс электронной таблицы?

3. Что можно заносить в ячейки электронной таблицы и для чего?

4. Какие существую режимы работы?

5. Какие бывают типы ссылок?

6. Каковы основные этапы решения численных задач с помощью электронных таблиц?

7. Какие существую формы представления информации? В какой форме человеку легче обрабатывать информацию?

Обучающиеся: Отвечают на вопросы. Вспоминают основные понятия и свою практическую деятельность на прошлых уроках связанную с ними.

IV. Изучение нового материала - 9 мин

Учитель: Демонстрирует на экране электронную таблицу с различной формой представления информации (в виде столбца чисел и диаграммы) достижения спортсменов и просит определить призеров.

Устанавливает тот факт, что с помощью диаграммы это сделать проще (легче, быстрее). Показывает демонстрации «Деловая графика. Типы диаграмм», «Создание диаграмм MS Excel» (sc.edu.ru). Организует обсуждение на тему «Где (на практике) и для чего можно использовать диаграммы и графики». Организует фиксацию общего алгоритма построения диаграмм и графиков. Объясняет подробнее, как строится график функции y = x2 - 3x + 1 (этапы):

Подводит к необходимости закрепить знания на практике.

Обучающиеся: Определяют призеров, убеждаются на собственном опыте в пользе графической визуализации числовой информации. После просмотра демонстраций и беседы с учителем к ним приходит понимание как и где можно использовать диаграммы и графики на практике (учебной и профессиональной деятельности), их пользы. В результате формируется познавательный интерес, желание научиться строить диаграммы. После просмотра демонстраций убеждаются в простоте построения диаграмм. Записывают общий алгоритм построения и алгоритм построения графика функции.

V. Практическая работа – 15 мин

Учитель: Организовывает пары. Следит за правильной посадкой «ведущих» за компьютерами. Сообщает о возможности воспользоваться интернетом при возникновении трудностей в построении (ориентируя на поиск информации). Раздает карточки с практическим заданием, указывает выполнить каждое задание на отдельном листе:

1. (Базовый) Известен доход работников некоего предприятия за день: Киселев – 540, Иванов – 600, Петров – 488, Сидоров – 690, Смирнов – 963, Халдеев – 740 руб. Постройте диаграмму доходов (абцисса – фамилии работников). Определите по диаграмме кто заработал больше, а кто меньше всех. Меняя числовые значения (сортируя) убедитесь в динамической связи диаграммы с данными. Измените тип построенной диаграммы и ее оформление.

2. (Достаточный) Постройте график функции y = 2x3 – x + 3 на промежутке [-6;10] с шагом 0,2. Убывает она или возрастает на данном промежутке?

3. (Повышенной сложности) Постройте диаграмму геометрической прогрессии. Какие выводы можно сделать по диаграмме?

Контролирует процесс построения, при необходимости смену «ведущих». В конце подводит общий итог: отмечает особо успешные группы, ставит оценки.

Обучающиеся: Разбиваются на пары, усаживаются, выполняют работу. При необходимости пользуются помощью учителя, одноклассников, интернетом.

Планируемый результат работы:

1. Смирнов заработал больше, а Петров меньше всех.




2. Возрастает.


3. (Приблизительный результат, так как задачу детализируют сами обучающиеся.) Резко возрастает значение члена прогрессии с увеличением номера.



VI. Рефлексия – 3 мин

Учитель: Проводит опрос:

1. Чему мы сегодня обучались?

2. Чему научились?

3. Планируем ли использование полученных ЗУН в дальнейшем? (Голосование, беседа по его итогам - необходимо выяснить причины не использования и если они «не уважительны» попытаться примерами склонить к пониманию того что все таки нужно использовать).

4. Получили ли мы личное удовлетворение от полученных результатов работы? (Голосование и беседа по результатам с целью выяснения причин неудовлетворенности и коллективного поиска шагов выхода из негативной ситуации).

Обучающиеся: Отвечая на вопросы учителя и беседуя, осмысливают качество полученных ЗУН. Делают личностные выводы по причинам данного качества и его повышения.

V. Домашнее задание – 2 мин

Учитель: Записывает домашнее задание на доске:§3.3 (3.3.2) (6-11; 12 – по желанию), ПР (Проверочная практическая работа). Делает пояснения к 11, 12 номерам и ПР. Благодарит за работу.

Обучающиеся: Записывают домашнее задание. При необходимости задают вопросы. Уясняют требования подготовки к следующему уроку.

Конец урока.