Построение обязательного курса иностранного языка в средней школе
Составила:
учитель английского языка
МБОУ ЕСШ № 9
Вовк Н.А.
Обязательный курс иностранного языка в средней школе делится на три ступени:
1) начальную (IV — V классы)
(приобретаемые знания, умения и навыки составляют основу дальнейшего овладения ИЯ)
2) среднюю (промежуточную)(VI — VII классы)
(этап в развитии умений и навыков учащихся по ИЯ)
3) старшую (охватывающую )(VIII — X классы).
(должны быть реализованы требования программы к выпускнику школы и упрочены практические умения и навыки, приобретенные учащимися)
Существует следующие уровни владения иностранным языком в школах России
A1. 1-й уровень: элементарный Уровень выживания «Survival level» (учащиеся 5-6 классов средней школы); A2. 2-й уровень: базовый Допороговый уровень «Waystage Level» (учащиеся 7-9 классов средней школы); A3. 3-й уровень: пороговый «Threshold level» (учащиеся 10-11 классов средней школы).
Содержание обучения грамматике английского языка.
Обучать грамматике иностранного языка – значит формировать специфические для этого языка механизмы, чтобы у учащихся одновременно складывались определенные грамматические знания и чтобы они были «в рабочем состоянии».
В обучении грамматике выделяют две основные цели :
1) научить учащихся грамматически правильно
оформлять свои устно–речевые высказывания, концентрируя при этом основное внимание на содержании; 2) научить учащихся распознавать грамматические явления при чтении и аудировании, направляя основное внимание на извлечение содержательной информации.
Отбор грамматического материала.
Грамматический минимум - набор структур, отобранный в соответствии с определенными принципами, необходимый и достаточный для использования языка как средства общения в заданных программой пределах и реальных для его усвоения условиях.
1. Артикль; 2. Множественное число существительного; 3. Падеж существительного; 4. Местоимения; 5. Числительные; 6. Прилагательные (Степени сравнения); 7. Наречия; 8. Глагол – модальные глаголы, времена (Группы Indefinite, Continuous, Perfect и Perfect Continuous), Понятие залога (активный и пассивный); 9. Простое предложение и типы вопросов.
Грамматический минимум
Активный минимум
Пассивный минимум
явления, наиболее употребительные в письменной речи, которые ученики должны понять на слух и при чтении
явления, которые совершенно необходимы для экспрессивных видов речевой деятельности
(служат для узнавания при чтении и аудировании)
(предполагают отработку для использования во всех видах речевой деятельности)
При отборе активного грамматического минимума учитываются основные принципы: 1) принцип распространенности в устной и письменной речи; 2) принцип образцовости (материал должен служить эталоном для построения по аналогии); 3) принцип исключения синонимических грамматических явлений (нейтральное в стилистическом отношении). К главным принципам отбора грамматических явлений в пассивный минимум относятся: 1) принцип распространенности в книжно-письменном стиле речи; 2) принцип многозначности.
6
Взаимосвязь между устной и письменной речью
Устная речь
Письменная речь
(слушание и говорение)
(чтение и письмо)
1) являются средством общения;
2) неразрывное взаимодействие анализаторов коры головного мозга обусловливает взаимосвязь этих видов речевой деятельности, где усвоение лексики наиболее прочно при синхронном восприятии слова на слух, написании его на доске и произнесении;
2) и устная, и письменная речь нормированы и регламентированы;
3) самые различные стили могут реализовываться как в письменной, так и в устной речи.
В равной степени необходимы обе формы речи, чтобы переплетаясь в одно целое, помогали общаться полноценно, воспринимать, анализировать и передавать информацию в быстро меняющемся мире.
6
Система обучения иностранному языку в школе
В современном понимании процесс обучения рассматривается как система, имеющая вероятностный характер. Процесс обучения является открытой, а не замкнутой системой. Системой обучения можно считать всеобщую модель учебного процесса, соответствующую определённой методической концепции, которой обуславливаются отбор материала, цель, формы, содержание и средства обучения.
Система обучения иностранному языку в школе. Метод и приём.
Приём – это элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи преподавания на определённом этапе практического задания
Метод – это обобщённая модель реализации основных компонентов учебного процесса по иностранному языку, в основе которой лежит формирующая идея решения главной методической задачи
1. Грамматико-переводной метод;
2. Прямой метод;
3. Коммуникативный метод;
4. Аудиолингвальный метод;
5. Аудиовизуальный (структурно-глобальный) метод;
6. Устный (ситуативный) метод обучения;
7. Натуральный метод;
8. Натуральный подход Крашена;
9. Метод «общины» (метод «советника»);
10. Суггестопедический метод;
1. Беседа;
2. Рассказ;
3. Пересказ;
4. Ролевые игры;
5. Упражнения всякого рода
Связь методики преподавания английского языка с другими науками
Методика связана со следующими науками: лингвистикой, психологией, дидактикой, педагогикой, психолингвистикой
Методика опирается на данные и закономерности ЛИНГВИСТИКИ , т.к. язык, являющийся предметом обучения, исследуется лингвистикой.
Связь с ПСИХОЛОГИЕЙ осуществляется в 2 направлениях:
1) по линии использования данных психологии речи (об устной и письменной речи, о внешней и внутренней речи);
2) по линии педагогической психологии, которая исследует пути формирования знаний, умений, навыков и пути осуществления высших психических функций в процессе обучения.
Методика основывается на общих положениях ДИДАКТИКИ (теории образования и обучения) и ПЕДАГОГИКИ (теории воспитания). Дидактика и педагогика формулируют закономерности, принципы и правила обучения и воспитания в целом, а методика конкретизирует эти положения применительно к учебному предмету «иностранный язык».
Важное значение для методики приобретают связи с ПСИХОЛИНГВИСТИКОЙ , так как знание механизмов осуществления речевой деятельности приобретает огромное значение для правильного построения учебного процесса.
Лингвистика, психология и педагогика находятся в тесной связи с методикой, и поэтому называются базовыми науками для методики.
Список литературы
1. Абдукадырова Т.Т. Учебное пособие по методике преподавания английского языка для студентов III курса факультета иностранных языков. – 2015г. 2. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности : учеб. пособие / И. А. Бредихина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018.— 104 с. 3. Методика обучения иностранным языкам (учебное пособие для студентов Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского по направлению «педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»). – Казань, КФУ, 2016. – 189с.