Л – левая рука
П – правая рука
«ЛЛЛ» – художественный тип личности
(образное мышление)
«ППП» –
тип мыслителей
(логическое мышление)
геометрия 10 класс
Цели урока:
- научиться строить сечения тетраэдра и параллелепипеда заданной плоскостью;
- найти закономерность между количеством граней у многогранников и видов многоугольников, получившихся в сечении.
Задачи:
- Дать определение секущей плоскости и определение сечения многогранника.
- Познакомить с правилами построения сечений тетраэдра и
параллелепипеда.
- Рассмотреть возможные варианты сечений тетраэдра и параллелепипеда.
- Выработать навыки построения сечений тетраэдра и параллелепипеда при различных случаях задания секущей плоскости.
- Способствовать формированию у учащихся пространственного воображения.
- Развивать умения у учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
ТЕТРАЭДР
ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД
Секущей плоскостью многогранника называется любая плоскость, по обе стороны от которой имеются точки данного многогранника.
А
N
M
α
Секущая плоскость пересекает грани многогранника по отрезкам. Многоугольник, сторонами которого являются эти отрезки, называется сечением многогранника .
K
D
В
С
8
Для решения многих геометрических задач необходимо строить их сечения различными плоскостями.
9
Для построения сечения нужно построить точки пересечения секущей плоскости с ребрами и соединить их отрезками.
1. Соединять можно только две точки, лежащие в плоскости одной грани.
2. Секущая плоскость пересекает параллельные грани по параллельным отрезкам.
3. Если в плоскости грани отмечена только одна точка, принадлежащая плоскости сечения, то надо построить дополнительную точку. Для этого необходимо найти точки пересечения уже построенных прямых с другими прямыми, лежащими в тех же гранях.
9
A
AB ∩ m = C
M
B
C
C
m
A
B
D
N
MN ∩ BA = K
K
Рис. 1
Рис. 2
9
Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда.
Исследовательская работа
«Какие фигуры могут получиться в сечениях тетраэдра и параллелепипеда плоскостью?»
9
Построить сечение тетраэдра DABC плоскостью, проходящей через точки M , N , K
D
точки М и К, т.к. они лежат
в одной грани (А DC ).
D
N
M
2. Проведем прямую через точки К и N , т.к. они лежат в одной грани (С DB ).
K
B
A
B
A
C
C
3. Аналогично рассуждая, проводим прямую MN .
4. Треугольник MNK – искомое сечение .
Построить сечение плоскостью, проходящей через данные точки D, Е, K .
Построение:
S
1 . DE
2. ЕК
3. ЕК ∩ АС = F
4 . FD
5. FD ∩ B С = M
6 . KM
E
D Е K М – искомое сечение
K
F
А
С
M
D
В
14
Сечения параллелепипеда
B ₁
C ₁
N
D ₁
A ₁
P
B
C
Если секущая плоскость пересекает три грани параллелепипеда, то сечением
является треугольник.
M
∆ MNP – сечение .
D
A
C ₁
B ₁
M
A ₁
D ₁
N
P
Если секущая плоскость пересекает 4 грани параллелепипеда, то сечением
является четырёхугольник.
B
Четырёхугольник MNQP – сечение .
C
Q
A
D
Построить сечение плоскостью, проходящей через точки Р, К, М, М∈ВС.
Построение:
В 1
C 1
1. К P
Р
2. EM ║ К P
К
3. EK
4. М N ║ EK
А 1
D 1
5. Р N
N
K Р N М E – искомое сечение
Если секущая плоскость пересекает 5 граней параллелепипеда, то сечением
является пятиугольник.
М
В
С
А
D
E
17
Построить сечение плоскостью, проходящей через точки К, L, М.
Построение:
1. ML
T
К
2. ML ∩ D 1 А 1 = E
В 1
3. EK
C 1
4 . EK ∩ А 1 B 1 = F
F
5 . LF
E
P
А 1
6 . LM ∩ D 1 D = N
D 1
7 . Е K ∩ D 1 C 1 = T
8 . NT
9 . NT ∩ DC = G
NT ∩ CC 1 = P
L
В
10 . MG
С
11 . PK
М LFKPG – искомое сечение
G
А
D
М
N
18
Какие многоугольники могут получиться в сечении ?
Тетраэдр имеет 4 грани
В сечениях могут получиться:
Параллелепипед имеет 6 граней
В его сечениях
могут получиться:
Сечения тетраэдра и параллелепипеда
18
ВЫВОД:
Число граней
многогранника
Число граней
многогранника
Многогранник
Многогранник
4
n – число сторон сечения
Тетраэдр
n – число сторон сечения
Тетраэдр
6
Параллелепипед
3, 4
Параллелепипед
3, 4, 5, и 6
Т.к. тетраэдр имеет четыре грани , то в сечении могут получиться либо треугольники , либо четырехугольники .
Т.к. параллелепипед имеет шесть граней , то в сечении могут получиться 3,4,5 или 6-угольники.
Следовательно : число сторон сечения зависит от количества граней многогранника.
Итог урока:
- Мне понравился (не понравился) урок, потому что…
- Сегодня на уроке я научился…
- Мне хочется, чтобы…
- В этот урок я добавил бы… ___________