Конспект урока по швейному делу
"Построение чертежа основы плечевого изделия».
8-й класс
Учитель: Мартьянова Н.К.
Цель урока: выполнить чертеж основы плечевого изделия в масштабе 1:4.
Задачи урока:
Обучающие:
Формирование знаний алгоритма выполнения швейного изделия.
Формирование навыков по выполнению чертежа плечевого изделия, пользуясь инструкционной картой.
Формировать навыки применения мерок, снятых с фигуры человека для построения чертежа.
Учить соотносить линии чертежа с расположением их на готовом изделии.
Развивающие:
Воспитывающие: воспитывать аккуратность, настойчивость в достижении цели, графическую культуру.
Коррекционные:
Использовать чертежные инструменты.
Читать инструкционную карту и выполнять элементы чертежа в определенном темпе.
Средства обучения:
Учебные: рабочая тетрадь, инструкционные карты, альбом, чертежные принадлежности, цветные карандаши.
Наглядные: «Чертеж плечевого изделия» в масштабе 1:1на доске SMART, манекен со стикерами; изделие, сшитое по чертежу, презентация.
Раздаточный материал: инструкционные карты в учебнике, чертежные инструменты, альбомы, карточки с заданиями
ХОД ЗАНЯТИЯ
I этап. Организационный момент (2-3 мин.)
– приветствие;
– отметка отсутствующих;
– проверка готовности к уроку: наличие чертежных принадлежностей.
– сообщение темы и цели занятия.
II этап. Контроль знаний и умений. Подготовка к усвоению нового материала (5-8 мин.)
Устный опрос:
Все швейные изделия изготавливают по определенному плану (алгоритму). У меня этот план был на слайде, но произошел сбой программы и все пункты перемешались. Ваша задача вспомнить все пункты плана и расположить их в правильном порядке на доске. Вспомните план работы по изготовлению прямого платья.
У доски могут работать 2 человека. Кто хочет? Доска SMFRT
( слайд 1)
Нужно отметить еще 1 этап работы, он очень важный: это моделирование. Что мы делаем во время конструирования?
-Переносим вытачку;
- изменяем вырез горловины;
- изменяем Д.И.
Оцениваю работу.
Мы прошли уже 1 и 2 этапы работы и переходим к 3 этапу. Но сначала повторим мерки для построения чертежа, ведь они будут в каждом пункте построения. На манекене стоят значки с цифрами, - они обозначают мерки, которые проходят по этим местам человеческой фигуры,- это вам маленькие подсказки. А я раздам вам карточки с цифрами .Если цифра одни, то вам нужно назвать мерку полностью и сокращенно. Есть еще цифра с буквой,- это значит, что нужно сказать, для чего нужна эта мерка.
Я показываю цифру на манекене,
- встают 2 ученицы: одна говорит название мерки полностью и сокращенно: «Обхват шеи. СШ»
Вторая говорит: « эта мерка нужна для определения ширины и глубины горловины» ит.д. 13 мерок.
Ответы оцениваю значками на доске. ( слайд3.)
Дополнительные вопросы:
– Что такое конструирование?
– Какие изделия называются плечевыми?
– Для чего нужны мерки?
– Для чего необходимы прибавки?
– Какие мерки записывают полностью, а какие в половинном размере?
- Чем снимают мерки с фигуры человека?
Интересная информация: Сантиметровая лента появилась в 19 веке во Франции. До этого чертежи на бумаге не строили. Каждое платье было сшито индивидуально по фигуре человека, закройщики обходились примерками. На фигуре человека закалывали ткань, а лишнюю отрезали. Потом соединяли детали. Но в конце века появился массовый пошив и стали изготавливать выкройку из бумаги различных изделий. За основу взяли средние мерки и соотношение обхвата груди к росту человека. Мы знаем , что фигура человека индивидуальна и чертеж надо построить еще на свою фигуру. И даже после этого во время пошива нудно примерять изделие, исправлять какие-то неточности при наметке. И только потом сшивать детали изделия на швейной машине.
III этап. Формирование знаний и умений (10-12 мин.)
Постановка задачи урока: Выполнить чертеж основы плечевого изделия в альбоме в М 1:4.
Ученицы работают в альбомах с помощью учебников стр.
Учитель выполняет чертеж на графической доске.
Основные этапы построения:
Построение сетки чертежа уже сделали.
2. Построение спинки.
Физминутка:
http://www.chudariki.com/fizminutka.htm
3. Построение переда.
IV этап. Практическая работа: «Построение чертежа основы плечевого изделия» (60 мин.)
Учащиеся, пользуясь инструкционной картой, пошагово вместе с учителем выполняют чертеж плечевого изделия (слайд 3. )Учитель выполняет построения на доске в натуральную величину, а учащиеся, пользуясь масштабной линейкой закройщика, в альбоме.
По завершении построения сетки чертежа (слайд4,5), необходимо акцентировать внимание учащихся на важности правильного построения этого этапа, назвать и показать расположение основных линии сетки на чертеже и на манекене – по горизонтали:
– линия верха; линия груди; линия талии; линия бедер; линия низа;
– по вертикали: линия середины переда, линия бока, линия середины спинки.
Построение спинки и переда.
№ п/п | Обозначение на чертеже | Расчетная формула | Цифровой расчет |
|
Построение спинки |
14 | В1Р | 1/3 Сш + 0,5 | 18 : 3 + 0,5 = 6,5см |
15 | РР1 | 1/3 В1Р | 6,5 : 3 = 2см |
16 | Р1 В1 Провести линию горловины спинки |
17 | В43 | От В4 отложть вниз п/в = 3см. |
18 | Соединить (.) Р1 с (.) 3 наклонной линией |
19 | Р1Р2 | Шп + 2 | 13 + 2 = 15 см |
20 | От Р1 | Откладываем п/в = 4 | Строим выточку по чертежу |
21 | От (.) Г2 отмеряем вверх п/в = 6 см и влево 1см. |
22 | По биссектрисе 2 отмеряем 3см |
23 | Проводим линию проймы спинки. Соединяем точки Р2;1;3; Г4 |
Построение переда |
24 | В2К | 1/3 Сш + 0,5 | 18 : 3 + 0,5 = 6,5см |
25 | В2К1 | 1/3 Сш + 1,5 | 18 : 3 + 1,5 = 7,5см |
26 | В2К2 По биссектрисе 3 отмеряем Сш : 3 + 0,5см, т.е. 18 : 3 + 0,5 = 6,5см |
27 | Проводим линию горловины переда: соединяем точки К, К2, К1 |
28 | От (.) К отмеряем вправо 4см и вниз 1,5см и соединяем с (.) К (плечо до выточки) |
29 | ГГ5 | Сш : 3 + 3 | 6,5 + 3 = 9,5см |
30 | 1,5Г5 | Соединить точки Г5 и 1,5 наклонно |
31 | От (.) В3 отмеряем влево п/в = 3см и соединяем с (.) Г5. |
32 | Стороны выточки выравниваем. Ставим точку К3 |
33 | Точку К3 соединить пунктиром с точкой Г1 |
34 | К4К3 | Шп – 4 | 13 – 4 = 9см |
35 | От Г3 отмеряем вверх 5см и соединяем с (.) К4 пунктиром |
36 | Линию пунктира делим пополам и от точки деления отмеряем влево вверх 1см |
37 | По биссектрисе 3 отмеряем 2см |
38 | Проводим линию проймы переда. Соединяем Г4; 2,5; 1; К4 |
39 | ? расширения по бедрам (Сб + Пб) – ВВ1 (44 + 2) – 44 = 2см |
40 | Полученную разность распределяем по линии бедер симметрично Б2Б3 = Б2Б4 = 1 см |
41 | Строим линию бока. Соединить точку Г4 с точками Б3 и Б4 наклонными линиями до пересечения с линией низа. Точки пересечения обозначаем соответственно Н3 и Н4 |
42 | От Н3 и Н4 откладываем вверх по наклонным линиям п/в = 1,5 – 2,0см |
43 | Проводим линию низа слегка выгнутой линией |
44 | Обвести чертеж основной контурной линией |
V этап. Контроль знаний и умений
Проверка чертежей, анализ ошибок допущенных в практической работе (5 мин.)
Рефлексия: после дети подходят к доске, выбирают смайлик и оценивают урок.(слайд 6)
VI этап. Выставление оценки в журнал и в дневник (3 мин.)