СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Построение связных высказываний по впечатлениям от урока мышления на природе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить детей с кругооборотом воды в природе: пополнить словарный запас, развивать внимание, наблюдательность, фантазию; учить детей сочинять сказки; воспитывать любовь к окружающему нас миру природы.

Место проведения: Вход в школу, под навесом, идёт дождь.

Просмотр содержимого документа
«Построение связных высказываний по впечатлениям от урока мышления на природе.»

Путешествие капельки (занятие 2)

ТЕМА. Построение связных высказываний по впечатлениям от урока мышления на природе.

Цель: познакомить детей с кругооборотом воды в природе: пополнить словарный запас, развивать внимание, наблюдательность, фантазию; учить детей сочинять сказки; воспитывать любовь к окружающему нас миру природы.

Место проведения: Вход в школу, под навесом, идёт дождь.

Ход занятия:

  1. Орг. момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

Учитель подставляет руку и ловит капельку дождя.

- Дети, что у меня в руке? (капелька воды, дождя). Коллективное наблюдение за дождевыми каплями.

- Откуда упала капелька? (с неба).

- Где она родилась? (в тучке).

- Почему вы так думаете? (тучи приносят дождь).

- Все ли тучки приносят дождь (нет. Только тёмные. Чем темнее туча, тем...)

- А какие ещё есть тучи? (серые, белые)

- Смотрите, сколько капелек падает с неба, можно ли их подсчитать?

Есть специальная служба, которая подсчитывает осадки. А называется она - службой метеорологии.

  1. Изучение нового материала.

Эвристическая беседа с целью ознакомления с кругооборотом воды в природе.

- Как много капелек падает на землю?

- Скажите, все ли капли погибнут?

A) Нет, не все, выйдет солнышко, пригреет и они превратятся в пар, поднимутся высоко в небо, станут облаками. Потом где-то снова упадут густым дождём.

Б) А некоторые войдут в землю и напоят своей влагой растения. Но солнышко выглянет и заберёт их.

B) Кое-какие капельки лягут спать в землю. Солнце долго их будет искать, но все-таки найдёт и заберёт с собой.

Г) А ещё водичка сбежится в ручей и убежит в речку. Выйдет солнышко, пригреет речку, она подобреет и отдаст назад капельки дождя. Убегут от реки капельки паром, и опять подымутся в облако и все начнут сначала.

ОБОБЩЕНИЕ:

- Правильно вы, дети, говорите. Своими размышлениями вы подтверждаете один из законов природы. Такое путешествие капельки и называется кругооборотом воды в природе.

- Давайте с нами проанализируем наши наблюдения.

- Что является причиной выпаривания воды с поверхности водоёмов, земли и растений? ( Солнечное тепло превращает верхний слой воды в пар и в таком виде поднимает его в воздух).

- Что там происходит? (Пар охлаждается и превращается в капельки дождя, которые падают на землю).

Пар - это одно из состояний воды, а дождь - это вода.

Предлагается детям прочитать стих и вписать недостающие слова

И. Мазнин

Облака

Облака, облака, пышные и белые,

Расскажите облака, из чего вас сделали?

Может вас облака, делали из ... ?

Может быть из ... ?

Может быть из ... ?

Может быть из белой, из бумаги мятой?

Никогда, никогда, - отвечали облака.-

Никогда не делали нас из _____________

Никогда из _________ , никогда из _______________

Никогда из белой, из бумаги мятой

Мы - дождевые, мы - снеговые

Если летом мы идём,

Мы _________ с собой несём

Если мы плывём зимою,

Мы _________ несём с собой.

Развитие фантазии у детей.

Облака на небе учитесь рисовать. В каждом облаке при этом что-то представлять.

- Дети, как вы думаете, с чем, по-вашему, можно сравнить облака? Нарисуйте.



Музыкальное оформление. Дети делятся впечатлениями и показывают друг другу свои рисунки.

Воспитатель предлагает детям прочитать по ролям стих.

ВСТРЕЧА

Повстречалось Солнышко с дождём

И спросило: “Ну, куда идём?”

Дождь ответил: “Землю поливать.

Всех друзей водою угощать!”

Солнышко сказало: “Замечательно,

Дай Земле водицы Обязательно!

Я за то вручу тебе подарок

Из семи чудесных ярких арок”.

Т. Пушкарёва

- Дети, что за подарок Солнышко готовит дождю? Дорисуйте к своим облакам радугу.

- Дети, а теперь давайте сочиним песенку-потешку со словами: дождик, веселей, не жалей, поливай, каравай, пуще, гуще.

1) Иди дождик веселей 2) Что бы был каравай

Своих капель не жалей. Пуще дождик поливай

Пуще, гуще поливай Сил своих ты не жалей

Будет пышный каравай. Ну-ка дождик веселей.

3) Веселей поливай

Мы спекли каравай (испекли мы каравай)

Дождик, дождик иди гуще

Что б пшеничка была лучше.

Выучить с детьми одно из лучших сочинений.

Дети, а ещё капельки дождя могут быть и в виде пара. (Приводятся примеры, когда вода кипит в кастрюле; на стекле, когда на него подышишь; когда в доме тепло, а на улице холодно - окна потеют сами).

- А, что утром мы видим на траве, на листиках деревьев и кустов?

- Это капельки - невидимки, превращённые в туман, садятся на листочки, берутся за ручки и образуют видимую капельку росы.

Учитель даёт краткую характеристику таким явлениям как туман и роса.

ТУМАН

1) Очень мелкие капли воды; они не видны глазу.

2) Они висят в воздухе.

3) Образуются из водяного пара, который всегда есть в воздухе.

4) Туман - белый, серей, синий.

5) Бывает весной и летом, но особенно часто - осенью.

РОСА

1) Капли воды, их можно рассмотреть.

2) Они оседают на листья, траву, землю.

3) Образуются из водяного пара.

4) Роса прозрачная.

5) Бывает весной и летом, но чаще всего - осенью.

- Дети, а что общего у тумана и росинок? (это вода).

Отгадайте загадки.

1.Седой дедушка у ворот

Всем глаза заволок. (туман)

2. Утром падаю всегда -

Не дождинка, не звезда -

И сверкаю в лопухах

На опушках и лугах. (роса)

3. Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко -

Стало видно далеко. (туман)

4. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали

А пошли искать их днём.

Ищем, ищем, - не найдём. (роса)

- Дети, а кто мне скажет, куда прячется днём роса? (испаряется).

- Правильно, это ещё раз наш рассказ о кругообороте воды в природе.

Даётся задание детям - дописать недостающие слова. Объяснить, почему именно эти слова подходят.

Шёл по свету великан

Под названием (туман)

Был он (белым), непроглядным

И к тому же очень (важный).

- Дети, а какие слова мы можем подобрать, что бы описать росу? (серебристая, золотистая, блестящая...).

Вот послушайте отрывок из стихотворения С. Есенина.

Улыбнулись сонные берёзки.

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зелёные серёжки.

И горят серебряные росы!

- Какое слово подобрал поэт?

Учитель предлагает детям найти капельку росы (в цветке, в нераспущенном листке), или поймать капельку дождя, может быть она расскажет вам о своём путешествии.

  1. Итог занятия.

СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК

Предложить детям ввести в сказку ещё несколько персонажей. Заслушивание сказок.

- Хорошие сказки вам рассказали капельки. И в каждой сказке есть доля правды.

Вижу, что каждому хочется сочинить свою сказку. Вот вам задание на дом.

Сочинить сказку, сделать книжечку и нарисовать в ней иллюстрации.

Предложить детям проинсценировать одну из лучших сказок сочинённых детьми.