Путешествие капельки (занятие 2)
ТЕМА. Построение связных высказываний по впечатлениям от урока мышления на природе.
Цель: познакомить детей с кругооборотом воды в природе: пополнить словарный запас, развивать внимание, наблюдательность, фантазию; учить детей сочинять сказки; воспитывать любовь к окружающему нас миру природы.
Место проведения: Вход в школу, под навесом, идёт дождь.
Ход занятия:
Орг. момент.
Актуализация опорных знаний.
Учитель подставляет руку и ловит капельку дождя.
- Дети, что у меня в руке? (капелька воды, дождя). Коллективное наблюдение за дождевыми каплями.
- Откуда упала капелька? (с неба).
- Где она родилась? (в тучке).
- Почему вы так думаете? (тучи приносят дождь).
- Все ли тучки приносят дождь (нет. Только тёмные. Чем темнее туча, тем...)
- А какие ещё есть тучи? (серые, белые)
- Смотрите, сколько капелек падает с неба, можно ли их подсчитать?
Есть специальная служба, которая подсчитывает осадки. А называется она - службой метеорологии.
Изучение нового материала.
Эвристическая беседа с целью ознакомления с кругооборотом воды в природе.
- Как много капелек падает на землю?
- Скажите, все ли капли погибнут?
A) Нет, не все, выйдет солнышко, пригреет и они превратятся в пар, поднимутся высоко в небо, станут облаками. Потом где-то снова упадут густым дождём.
Б) А некоторые войдут в землю и напоят своей влагой растения. Но солнышко выглянет и заберёт их.
B) Кое-какие капельки лягут спать в землю. Солнце долго их будет искать, но все-таки найдёт и заберёт с собой.
Г) А ещё водичка сбежится в ручей и убежит в речку. Выйдет солнышко, пригреет речку, она подобреет и отдаст назад капельки дождя. Убегут от реки капельки паром, и опять подымутся в облако и все начнут сначала.
ОБОБЩЕНИЕ:
- Правильно вы, дети, говорите. Своими размышлениями вы подтверждаете один из законов природы. Такое путешествие капельки и называется кругооборотом воды в природе.
- Давайте с нами проанализируем наши наблюдения.
- Что является причиной выпаривания воды с поверхности водоёмов, земли и растений? ( Солнечное тепло превращает верхний слой воды в пар и в таком виде поднимает его в воздух).
- Что там происходит? (Пар охлаждается и превращается в капельки дождя, которые падают на землю).
Пар - это одно из состояний воды, а дождь - это вода.
Предлагается детям прочитать стих и вписать недостающие слова
И. Мазнин
Облака
Облака, облака, пышные и белые,
Расскажите облака, из чего вас сделали?
Может вас облака, делали из ... ?
Может быть из ... ?
Может быть из ... ?
Может быть из белой, из бумаги мятой?
Никогда, никогда, - отвечали облака.-
Никогда не делали нас из _____________
Никогда из _________ , никогда из _______________
Никогда из белой, из бумаги мятой
Мы - дождевые, мы - снеговые
Если летом мы идём,
Мы _________ с собой несём
Если мы плывём зимою,
Мы _________ несём с собой.
Развитие фантазии у детей.
Облака на небе учитесь рисовать. В каждом облаке при этом что-то представлять.
- Дети, как вы думаете, с чем, по-вашему, можно сравнить облака? Нарисуйте.
Музыкальное оформление. Дети делятся впечатлениями и показывают друг другу свои рисунки.
Воспитатель предлагает детям прочитать по ролям стих.
ВСТРЕЧА
Повстречалось Солнышко с дождём
И спросило: “Ну, куда идём?”
Дождь ответил: “Землю поливать.
Всех друзей водою угощать!”
Солнышко сказало: “Замечательно,
Дай Земле водицы Обязательно!
Я за то вручу тебе подарок
Из семи чудесных ярких арок”.
Т. Пушкарёва
- Дети, что за подарок Солнышко готовит дождю? Дорисуйте к своим облакам радугу.
- Дети, а теперь давайте сочиним песенку-потешку со словами: дождик, веселей, не жалей, поливай, каравай, пуще, гуще.
1) Иди дождик веселей 2) Что бы был каравай
Своих капель не жалей. Пуще дождик поливай
Пуще, гуще поливай Сил своих ты не жалей
Будет пышный каравай. Ну-ка дождик веселей.
3) Веселей поливай
Мы спекли каравай (испекли мы каравай)
Дождик, дождик иди гуще
Что б пшеничка была лучше.
Выучить с детьми одно из лучших сочинений.
Дети, а ещё капельки дождя могут быть и в виде пара. (Приводятся примеры, когда вода кипит в кастрюле; на стекле, когда на него подышишь; когда в доме тепло, а на улице холодно - окна потеют сами).
- А, что утром мы видим на траве, на листиках деревьев и кустов?
- Это капельки - невидимки, превращённые в туман, садятся на листочки, берутся за ручки и образуют видимую капельку росы.
Учитель даёт краткую характеристику таким явлениям как туман и роса.
ТУМАН
1) Очень мелкие капли воды; они не видны глазу.
2) Они висят в воздухе.
3) Образуются из водяного пара, который всегда есть в воздухе.
4) Туман - белый, серей, синий.
5) Бывает весной и летом, но особенно часто - осенью.
РОСА
1) Капли воды, их можно рассмотреть.
2) Они оседают на листья, траву, землю.
3) Образуются из водяного пара.
4) Роса прозрачная.
5) Бывает весной и летом, но чаще всего - осенью.
- Дети, а что общего у тумана и росинок? (это вода).
Отгадайте загадки.
1.Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок. (туман)
2. Утром падаю всегда -
Не дождинка, не звезда -
И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах. (роса)
3. Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко -
Стало видно далеко. (туман)
4. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
А пошли искать их днём.
Ищем, ищем, - не найдём. (роса)
- Дети, а кто мне скажет, куда прячется днём роса? (испаряется).
- Правильно, это ещё раз наш рассказ о кругообороте воды в природе.
Даётся задание детям - дописать недостающие слова. Объяснить, почему именно эти слова подходят.
Шёл по свету великан
Под названием (туман)
Был он (белым), непроглядным
И к тому же очень (важный).
- Дети, а какие слова мы можем подобрать, что бы описать росу? (серебристая, золотистая, блестящая...).
Вот послушайте отрывок из стихотворения С. Есенина.
Улыбнулись сонные берёзки.
Растрепали шёлковые косы,
Шелестят зелёные серёжки.
И горят серебряные росы!
- Какое слово подобрал поэт?
Учитель предлагает детям найти капельку росы (в цветке, в нераспущенном листке), или поймать капельку дождя, может быть она расскажет вам о своём путешествии.
Итог занятия.
СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК
Предложить детям ввести в сказку ещё несколько персонажей. Заслушивание сказок.
- Хорошие сказки вам рассказали капельки. И в каждой сказке есть доля правды.
Вижу, что каждому хочется сочинить свою сказку. Вот вам задание на дом.
Сочинить сказку, сделать книжечку и нарисовать в ней иллюстрации.
Предложить детям проинсценировать одну из лучших сказок сочинённых детьми.