СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Поступок года"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Две мои дочери – 1988 и 1992 года рождения – закончили школу и продолжили обучение в среднем и высшем учебном заведениях. Старшая дочь Ольга обучается на четвёртом курсе Всероссийского педагогического университета им. Герцена, музыкальное отделение  по классу «Академический вокал», младшая – Александра, на четвёртом курсе Курского музыкального колледжа им. Г.В.Свиридова по классу фортепиано.

Так как дети улетели из родительского гнезда, полностью получив и родительскую любовь, и заботу, а вокруг тысячи обездоленных детей, лишённых родительской ласки и любви, получивших все жестокие уроки сиротской жизни при живых родителях, я подумала, что силы ещё есть, бытовые условия вполне подходящие, педагогический опыт богатейший в работе с детьми разного возраста, - всё это надо рационально использовать. Поэтому я решила взять на воспитание детей из детского дома. 

Просмотр содержимого документа
«"Поступок года"»







Приемная семья


















г. РЫЛЬСК

Педагогическая профессия накладывает свой отпечаток на личность человека. Появляется необходимость быть в центре событий, сделать жизнь лучше, добрее, не проходить мимо человеческой боли и отчаяния. Вся моя жизнь - святое служение педагогической профессии.

Две мои дочери – 1988 и 1992 года рождения – закончили школу и продолжили обучение в среднем и высшем учебном заведениях. Старшая дочь Ольга обучается на четвёртом курсе Всероссийского педагогического университета им. Герцена, музыкальное отделение по классу «Академический вокал», младшая – Александра, на четвёртом курсе Курского музыкального колледжа им. Г.В.Свиридова по классу фортепиано.

Так как дети улетели из родительского гнезда, полностью получив и родительскую любовь, и заботу, а вокруг тысячи обездоленных детей, лишённых родительской ласки и любви, получивших все жестокие уроки сиротской жизни при живых родителях, я подумала, что силы ещё есть, бытовые условия вполне подходящие, педагогический опыт богатейший в работе с детьми разного возраста, - всё это надо рационально использовать. Поэтому я решила взять на воспитание детей из детского дома.

В 2008 году я организовала приёмную семью из четырёх девочек: трёх, четырёх, шести и девяти лет.

Большую помощь и в оформлении документов, и в подборе детей мне оказал отдел опеки, возглавляемый Есиной Г.В. Процедура оформления, безусловно, сложная и кропотливая.

Старшая девочка, Рыженкова Марина, попала ко мне из Понырей, а семья из трёх девочек – из Льговского приюта.

Медицинские карты у детей были ужасающей толщины: перечислялось столько болезней, различных фобий, говорилось о психологической и речевой задержках в развитии. Я даже подумала: имею ли я право взять на себя ответственность за таких детей. Но «глаза страшат, а руки делают». Мы приехали домой, сопровождали нас представители органов опеки. Дом детям очень понравился. Обедали они с удовольствием. Самая маленькая девочка, Снежана, не смогла доесть хлеб и положила его около тарелки. Я хотела убрать его, а Снежана горько заплакала и закрыла хлеб ручкой. Оказывается, она боялась, что хлеба больше не будет, и оставляла его в запас.

Вика, четырёхлетняя девочка, отличалась склонностью к сравнениям и обобщениям. Она заявила: «Хороший обед. А дома мы ели одну кашу».

Вообще, память о доме долго жила в их маленьких головках и сердцах. Даже теперь, через два года, они иногда, словно вспышка зарницы, освещают картины из страшного прошлого. У них была младшая сестрёнка, которая погибла (разбилась) по недосмотру родителей. Об этом вспомнили Арина и Вика спустя более года после нашей встречи. А младшая, Снежана, до сих пор очень любит малышей – грудничков и просит купить ей живую куклу. Видно, когда родители уходили в запой и бросали детей одних, они играли с сестрёнкой, как с куклой.

Болезни были явные – видимые, и внутренние. У Арины, шестилетней девочки, весь живот до грудной клетки в страшных шрамах: оказывается, пьяный отец ударил её сапогом в живот. Девочку едва спасли врачи, у неё был разрыв печени. Крайне невнимательная, никогда ничего не слышала, не запоминала, имела склонность к воровству, был нездоровый интерес к половым вопросам. Она, пожалуй, стоила мне дороже остальных.

Вика, четырёхлетняя девочка, была крайне инертна, ленива и неопрятна. Нарушенная координация движений не давала возможности двигаться вместе с детьми. Спотыкалась, падала на ровном месте, синяки и ссадины трудно было посчитать. Но за счёт инертности и лени была внимательна, слышала, что я говорю, иногда даже выполняла. Страшно материлась, знала такие слова и обороты, что я только ахала. Часто беспокоила больших размеров шейная киста (этот диагноз стоял в медицинской карте). Часто задавала мне такие вопросы, от которых я едва не падала на месте: когда мы ехали из приюта домой, она спросила у меня: «А наш дом воняет? Дома ползают черви?» Я это приписала детским снам, а потом поняла, что это была кошмарная действительность их жизни в родном доме.

Трёхлетняя Снежана, младшая из сестёр, была крошечной (меньше всех сверстников в садовой группе), имела большую площадь облысения головы, практически не разговаривала, боялась абсолютно всего (шума, холодной и горячей воды, животных, людей и т.д.), категорически не соглашалась садиться в ванну, первое время приходилось мыть её стоя. Только через неделю согласилась сесть, а теперь приходится из ванны выгонять – так любит купание.

Самая старшая девочка, Марина, была из другой семьи. В приюте её охарактеризовали как замкнутую, недоверчивую, резковатую девочку, не идущую на контакт. Но мы с первой встречи нашли общий язык, обсудили многие темы, она сразу же согласилась поехать ко мне. Девочка стеснительная, легко краснеет, с красивой пластикой (сейчас посещает кружок бального танца). С учёбой были большие проблемы. С трудом выучили таблицу, был ужасный почерк, не запоминала стихи. Но вот по половым вопросам была наслышана, втихую любила материться, была озлоблена - часто обижала малышей.

Все дети боялись открытых штор, закрытых дверей, если ночью входишь в их спальню, крика, и абсолютно все боялись, если я отлучалась. Ждали чуть ли не у дверей, хоть бабушка (моя мать) всегда была дома и убеждала их, что я скоро вернусь.

Первые два месяца часто просыпались по ночам, спали беспокойно, просыпались на рассвете. Теперь спят, как все дети, с удовольствием, я могу спокойно войти ночью в спальню, поправить одеяла, просто посмотреть на них.

Полгода пришлось усиленно заниматься с Мариной, чтобы изменить почерк, научить регулярно делать уроки, быть аккуратной. Учителям объяснила проблемы, сказала, что больше троек вряд ли будем иметь оценки. Но к нашему общему удивлению Марина закончила начальную школу без троек. Стал очень приличным почерк, научилась хорошо считать, на конкурсе чтецов в 5-м классе заняла второе место. Значительно улучшилась память – теперь Марина самостоятельно учит стихи, довольно быстро их запоминает.

Арина в школу пошла с семи лет, так как в шесть лет об этом было невозможно думать. Но за этот год мы хорошо подготовились к школе, научились читать, рисовать, считать. А во втором классе на конкурсе чтецов среди начальных классов заняла третье место. Ещё есть излишняя суетливость и забывчивость, но мы надеемся справиться и с этим.

Вика пошла в первый класс в этом году, пошла уже хорошо читающей (одна из немногих в её классе), двигаться она тоже научилась наравне со сверстниками. Неплохо рисует, возможно, попозже уделим внимание рисованию. У неё значительно уменьшилась киста, она забыла все бранные слова, но так и осталась «профессором», любит обобщать и высказывает крайне интересные мысли.

Снежана сейчас в старшей группе детского сада. Уже умеет читать. Читает сказки и детские стихи, любит книжки, любит быть врачом мамы (возможно, прикосновения к матери дают ей чувство защищённости и нужности кому-то). У неё выросли прекрасные пушистые волосы и мы на праздники теперь завязываем красивые банты. И говорить Снежана научилась после того, как научилась петь. А пели мы дома со старшими сестричками Олей и Сашей самые различные песни, но больше всех любили песни кота Леопольда и песню Мамонтёнка. Ольга и Саша, когда приезжают домой, устраивают для детей концерты с аккомпанементом то на пианино, то на аккордеоне, но больше всего дети любят почему-то гитару и чтобы петь обязательно сидя кружком на кровати.

Если посмотреть на детей, которые попали ко мне три года назад и детей, которых мы видим сейчас – это огромная пропасть и два разных мира: один мир – нормальной человеческой жизни, чистых помыслов и желаний, светлой мечты о будущем, необходимости быть вместе с близкими людьми, заботиться о них; другой мир – дурных привычек, предательства близких, болезней и, возможно, смерти.

Великим помощником в становлении детей, преодоления разрыва в их развитии и развитии сверстников был детский сад. Я считаю, что дети из приёмных семей должны посещать детский сад, должны максимально общаться со сверстниками, чтобы по возможности компенсировать недополученное в детстве, чувствовать себя такими же, как они. Кроме того, профессиональные занятия с воспитателями, логопедом, музыкантом помогают в развитии ребёнка, формировании эмоциональной и интеллектуальной сфер, не получивших развитие в семье пьющих родителей.

Это уже совсем другие дети, новые люди, с пытливым умом, умением сочувствовать попавшим в беду, стремлением достичь многого в жизни. Девочки посещают детский сад и школу. Педагоги отмечают высокий уровень воспитанности детей, их коммуникабельность, открытость, доброжелательность.

А для людей, решившихся нести этот крест, - воспитание детей-сирот, важно то, что они вернули радость детства маленьким человечкам, показали им, что есть другая, человеческая жизнь, и они могут жить достойно, только нужно трудиться, беречь свою семью, избегать дурных привычек.

6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!