СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Посвящение в химики

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие проводится на самом начальном этапе изучения химии - в 8 классе. Структура мероприятия поможет обобщить и систематизировать знания учащихся по пройденным темам, развить интерес школьников к предмету “Химия”, эрудицию, умение логически рассуждать, высказывать свой мысли, формировать умение работать в коллективе, развивать чувства товарищества и взаимопомощи.

Просмотр содержимого документа
«Посвящение в химики»






ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ

«ПОСВЯЩЕНИЕ В ХИМИКИ»

Учитель: Егина Т.И.





ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ

«ПОСВЯЩЕНИЕ В ХИМИКИ»


Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по пройденным темам, развить интерес школьников к предмету “Химия”, эрудицию, умение логически рассуждать, высказывать свой мысли, формировать умение работать в коллективе, развивать чувства товарищества и взаимопомощи.



ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Ведущий1: Расскажу-ка я для начала нашим гостям историю о происхождении слово «Химия».

Есть несколько гипотез. Если считать, что это наука зародилась в Египте, то слово «химия» может происходить или от «кеме»- черная земля Египта, или от «хюма»- литье металлов, или от «Ким» - золото.

Ведущий2: При чем здесь золото?

Ведущий1: Дело в том, что были времена, когда оружие делали из золота. Золото- это первый металл, который люди научились обрабатывать. Затем они научились получать бронзу, а уж потом – железо.


Добро пожаловать в химики.

Сегодня за право называться химиками сражаются учащиеся 8 класса».


Ведущий представляет жюри состязания.


Начинается представление учащихся.


Жюри оценивает представление команд.


Ведущий: Таблица Менделеева –

Магический ларец.

В ней много элементов:

Есть сера и свинец,

Бериллий есть и калий –

Всех не перечтешь

Подобного открытия

Нигде ты не найдешь.

Весь мир таблицу знает

И каждый уважает

Труд Менделеева бесценный

Путеводитель во Вселенной.


Приступаем к проверке домашнего задания, которое мы назвали: «Что в имени тебе моем?», посвященное названиям химических элементов.

Команды приводят названия химических элементов, вызывающих ассоциацию с географическими названиями (стран, рек, столиц государств, полуострова, островов), с астрономией, с учеными.


Жюри оценивает домашнее задание.


Ведущий: Приступаем к следующей части подготовительного этапа: Задание сопернику

Каждая из команд представляет домашнюю заготовку: «Задание сопернику»

(задание должно соответствовать теме подготовительного этапа соревнования)


Жюри оценивает ответы и вопросы заданий.


Весь мир большой

От А до Я

Земля и небо, ты и я.

Трава, песок и снегопад,

И ядер атомных распад,

И солнца свет,

И блеск Луны

В таблице той заключены.

И сложность в ней,

И простота,

Вселенной нашей красота.


Ведущий: Первый этап нашего соревнования начинается с конкурса «Послание Алхимиков»:

Перед участниками команд послание, которое вам нужно расшифровать с помощью Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Буквы текста зашифрованы порядковыми (атомными) номерами химических элементов. Необходимо найти этот элемент в таблице и записать первую букву его названия в пустую клеточку под цифрой:

Для первой команды:

24

49

12

49

4

63

16

19

49

63


88

63

18

19

52

49

74

Ы


11

18

Х

И

М

И

Ч

Е

С

К

И

Е


Р

Е

А

К

Т

И

В

Ы


Н

А

Для второй команды:

74

19

92

16


84

88

76

5

50

74

18

52

Ь


11

63

3

Ь

79

Я

!

В

К

У

С


П

Р

О

Б

О

В

А

Т

Ь


Н

Е

Л

Ь

З

Я

!

После расшифровки сдают учителю, он объединяет два отрывка и получается фраза: «Химические реактивы на вкус пробовать нельзя!»


Ведущий: Пока команды трудятся над расшифровкой послания, экспресс-конкурс для зрителей:

2 Конкурс «Разминка»

«Отгадайте вещество».

Любой химик должен только по одному описанию уметь определять, о каком веществе идет речь. А сможете ли вы?

За каждый правильный ответ вы можете получить пять химонов, если узнаете вещество по первой фразе. За правильный ответ 1 балл, его можете отдать команде за которую болеете.


Этот металл известен человеку с глубокой древности. Его содержание в водах Мирового океана составляет8 млрд.тонн. Самый большой самородок этого металла весил 112 кг. Из этого металла делают украшения, монеты. Этот металл – символ солнца. (Золото)


Его называют безжизненным газом. Это довольно инертный газ. Не поддерживает горение. Он входит в состав воздуха. (Азот)


Весьма распространенный неметалл. Он входит в состав белков. Незаменимый элемент в производстве резины. Используется в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями виноградной лозы. Жёлтого цвета. Горит сине-голубым пламенем. Входит в состав смеси, наносящейся на головку спичек. (Сера)


За 350 лет до н.э. Аристотель в своих трудах упоминает об этом металле. Алхимики часто называли этот элемент меркурием. Этот металл хорошо растворяет другие металлы, образуя амальгамы. Пары металла ядовиты. Находится внутри градусника. (Ртуть)


3 Конкурс: «Перевертыши»

Читалочка 2: Нам приходится читать книги на разных языках. Переведите с химического языка на общепринятый следующие фразы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

    • Не все то аурум, что блестит. (Не все то золото, что блестит)

    • Белый как карбонат кальция. (Белый, как мел)

    • Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове. (Недосол на столе, пересол на голове)

    • Феррумный характер. (Железный характер)

    • Много оксида водорода (Аш – два-О ) утекло с тех пор. (Много воды утекло с тех пор)

    • Слово – аргентум, а молчание- аурум. (Слово- серебро, молчание- золото)

    • За купрумный грош удавится (За медный грош удавится)

    • Уходит, как Аш-два-О в оксид кремния. (Уходит, как вода в песок)


Жюри зачитывает число баллов у каждой команды


Ведущий: Следующий 4 конкурс – «Ассорти»

Перед командами в конвертах лежат карточки, на которых изображены молекулярные формулы веществ. Необходимо быстро рассортировать на простые и сложные вещества : Li2O, Al(OH)3, H3PO4, O3, As, BaO, Ba(NO3)2, HeSO4, Al2(SO4)3, N2O, KHS, Zn(OH)2, Fe2O3, Fe(OH)3, HNO3, ClO3, Ag, Na3PO4, MnO, Ca(NO3)2, H2SiO3, Cr(OH)3, Ba(OH)2, Mg, Cl2.

Жюри оценивает результаты.


5 Конкурс: «Практикум»

Ведущий1: следующее задание творческое, практическое.

Ведущий 2: А сейчас новое испытание:

1. В ящиках находится химическое оборудование. Назовите предметы и определите для чего они предназначены.

Ученик и ученица выносят два ящика и ставят их перед командами. После того как, команды дадут ответы, Хранители времени оценивают их правильность.

2. Перед вами в 5-ти пронумерованных склянках находятся вещества белого цвета: сахар, соль, сода, мука, крахмал. Внимательно посмотрев на склянки, как настоящие химики, определите их содержимое.

3. Вам предлагается:

Первой команде - смесь серы с железными опилками;

Второй команде – смесь поваренной соли с железными опилками.

Используя знания о физических свойствах этих веществ, предложите способы разделения смесей. Один из способов осуществите практически.

Жюри оценивает команды и подводит предварительные итоги.


Ведущий: Объявляется начало заключительного этапа соревнования, который мы назвали «последний шанс»


Три сестрицы под окном,

Пряли поздно вечерком,

Разговор у них таков:

Ищут сестры женихов.

Кабы я искала парня! –

Молвит первая – Сусанна.

Он бы был красив и молод,

Строен, весел и шутлив…

А другая говорит,

Чтобы массой не велик,

Только это та сказала

Входит к ним оксид

В его формуле неметалл стоит.

Узнай, кто к ним вошел? Ведущий выдает каждой команде условия задачи с данными об относительной молекулярной массе и % содержанием кислорода в оксиде.

Команды выполняют задание, жюри оценивает и подводит окончательные итоги соревнования.

Решение жюри: в соревновании за право вступить в ряды Юных химиков первое место заняла команда ............... Она набрала… баллов. Второе место за командой ...… у них ...баллов.

Жюри постановляет допустить команды для принятия клятвы Юного химика.

Учащиеся читают клятву Юного химика:

Я, юный химик, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:

Горячо любить уроки химии и никогда их не прогуливать.

Помнить химические свойства любого элемента на Земле.

Знать все 110 элементов Периодической системы наизусть.

Порошкообразные вещества не просыпать; жидкие - не проливать;

газообразные – не выпускать наружу.

Не тратить зря спирт в спиртовке.

Жить, учиться и химичить, как завещал великий Менделеев.

А если я нарушу свою клятву, то пусть меня покарает суровая рука НХО!

Клянусь! Клянусь! Клянусь!


Ведущий: Слово жюри для подведения итогов и награждения.


Учитель: Подошел к концу наш урок, но это не конец, это только начало увлекательного путешествия по стране «Химия». Я желаю вам, чтобы жизнь в химической стране не была для вас слишком сложной и запутанной.








Литература


Гольдфельд М.Г. Внеклассная работа по химии. – М.: Просвещение, 1976.

Урок окончен – занятия продолжаются. Под.ред. Э.Г. Злотникова, М.; «Просвещение» 1992

Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002.


Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воде.
Без меня вы как без рук:
Нет меня - огонь потух.


Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа,
Очень в сплавах хороша!



Хоть состав мой и сложный,
Без меня жить невозможно.
Я – отличный растворитель,
А разрушите, так сразу
Два получите вы газа.



Я - металл незаменимый,
Очень летчиком любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер – переходный
.



Меня в составе мрамора найди,
Я твердость придаю в кости,
В составе извести меня найдешь,
Теперь меня ты точно назовешь.



Нрав у газа, ох, непрост!
Много жизней он унес,
А сейчас нам помогает,
От микробов защищает
.




Клянусь я кислотой и хлором
Всегда урок по химии учить
И быть в учении упорным. Клянусь!
Клянусь Периодическим законом
Достичь того, чего не знал.
И до всего дойти умом. Клянусь!
Клянусь я синим купоросом
Раскрыть все сложные вопросы. Клянусь!







Материал для заданий (ответы):


  1. Элементы, названные в честь стран: 32- германий; 87 – франций; 84 – полоний (Польша); 44 – рутений (Россия), 31 – галлий (древнее название Франции)

  2. Элементы, названные в честь частей стран: 98 – калифорний – штат США

  3. Элементы, названные в честь частей света: 63 – европий; 95 – америций (Америка)

  4. Элементы, названные в честь городов: 12 – магний (г. Магнезия в Греции); 39- иттрий (г.Иттерби в Швеции); 67 – гольмий (г.Стокгольм в Швеции); 71- лютеций (Лютеция – древ.назв.Парижа, Франция); 72- гафний (древ.назв.Копенгагена, Дания); 97- берклий (г.Беркли, Калифорния, штат США); 105 - дубний (г.Дубна, Российская Федерация).

  5. Элементы, названные в честь других географических мест: 21 – скандий (Скандинавский п-ов); 69 – тулий (Тула – полулегендарная страна, соответствует Скандинавскому п-ову); 29 – купрум (остров Кипр).

  6. Элементы, несущие в своем названии астрономические названия:

2- гелий (гелиос – Солнце); 22- титан (спутник Урана); 34 – селен (Луна); 46- палладий (планета Паллада); 52 – теллур (лат. Земля); 58 – церий (планета Церера; 92 – уран (планета Уран); 93 – нептуний (планета Нептун); 94 – плутоний (планета Плутон).

  1. Элементы, названные в честь ученых:

64 – гадолиний (финский химик Ю.Гадолин); 96 – кюрий (Мари и Пьер Кюри); 99 – эйнштейний (Альберт Эйнштейн); 100 – фермий (Энрико Ферма); 101- менделевий (Д.И.Менделеев); 102 – нобелий (Альфред Нобель); 103 – лоуренсий (Э.Лоуренс – изобретатель циклотрона); 104 – резерфордий (Эрнест Резерфорд); 107 – борий (Нильс Бор); 109 – мейтнерий (Лиза Сейтнер – немецкий ученый радиохимик).


Домашние заготовки заданий команд (примерные):

  1. Медь (29), серебро(47), золото (79), свинец (30), ртуть (80), углерод (6), олово (50), свинец (82), мышьяк (33), сурьма (51), сера (16), железо (26), платина (78).

  2. Рутений (44) Ruthenium 1844 г К.К.Клаус.

  3. Гелий (2) 1868 г. спектроскопически на Солнце Т.Тансеном, Дж.Н.Локьером и 1895г. выделен из минерала У.Рамзай (Англия).

  4. Галлий (31), скандий (21), германий (32).