Посвящение в биологи
«Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
На урок торопит нас,
Биология сейчас»
– А девизом нашего урока будут такие слова:
«Думаешь – коллективно! Решаешь – оперативно! Отвечаешь – доказательно! Борешься – старательно!
И открытия нас ждут обязательно!
– Желаю Вам доброго дня и хорошего настроения.
Подготовительный период
(название команд)
Раунд 1. Разминка (по очереди каждой команде)
Биология
Жить привык он вместе с нами,
Приласкай - затянет песню.
А обидишь - обдерет,
Что за зверь усатый? (Кот.)
У нее просторный дом,
Много сладких чашек в нем.
Но не трогай их -
со зла Больно жалится ... (Пчела.)
На поляне у реки
Гордо держат стебельки,
Как фарфоровые чашки,
Белоснежные ... (Ромашки.)
Все следы находит точно,
Охраняет склады ночью,
Уши чуткие и нос –
Это друг наш верный... (Пес.)
Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом. (Репка)
Назовите сказку итальянского писателя, где все герои - фрукты и овощи. (Чиполлино)
Где жил и чем занимался самый знаменитый кот А.С. Пушкина?( Дуб, идёт налево - песнь заводит, направо - сказки говорит)
Какого кота знают все американские дети? (Том)
Какая собака стала жертвой помещичьего произвола? (Муму)
В каком балете П. И. Чайковского цветы танцуют вальс? (Щелкунчик)
(Выставление баллов командам).
Раунд 2. Найди ошибки.
Найдите ошибки, которые допустил художник, изображая домашних животных.
Игра со зрителями. Угадай-ка
Бородавочник.
Сурикат
Пингвин
Лемур
Суслик
Хомяк
Сфинкс
Блоха
Ошибки:
Корова, козел, лошадь
Петух, утка, голубь
Свинья, корова, лошадь
Коза, корова, кошка (свинья)
Утка, цапля
Фазан, петух, гусь (утка)
Раунд 3. Черный ящик.
В чёрном ящике лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мячей. Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперёк, объясняли своим ученикам строение вселенной. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства. (лук)
В чёрном ящике лежит плод, употребляемый в свежем, сушёном виде. Этот плод растет и в нашей местности. Дикие предки его растут на Кавказе, Средней Азии. Растение перекрёстно-опыляемое (опылители- насекомые), весьма морозоустойчивое. Плоды полезны, содержат вещества, выводящие из организма ядовитые тяжёлые металлы. Упоминается во многих сказках и легендах. Его любят дети. (яблоко)
Раунд 4. Биологический алфавит.
Ещё одно испытание я предлагаю пройти всем учащимся и поиграть в игру «Биологический алфавит». Каждый участник игры записывает название животного и растения в соответствующие строки таблицы.
Игра со зрителями
Вспомните названия сказов разных народов, в названиях которых упоминаются звери или растения.
Раунд 5. Кто больше?
Среда обитания дождевого червя (почва).
Прибор, увеличивающий изображение исследуемого объекта (микроскоп).
Организм, который поедает других животных, умертвив их (хищник).
Организм, который питается за счет другого организма (паразит).
Процесс, благодаря которому живые организмы производят себе подобных организмов (размножение).
Обоеполый организм (гермафродит).
Клетка, из которой развивается новый организм (зигота).
Самое необходимое условие для жизни растений (свет).
Женская половая клетка (яйцеклетка).
Процесс слияния гамет (оплодотворение).
Организм, который уничтожает хищник (жертва).
Пища растительноядного животного (растение).
Структура, из которой состоят все живые организмы (клетка).
.Ученый открывший клетку. (Гук)
Книга, в которую вносят редкие и исчезающие виды живых организмов (красная)
Важными частями клетки является оболочка, цитоплазма и … (ядро)
Растения, грибы, животные, бактерии – это .. (царства)
Наука о явлениях живой природы (физика)
Книга, в которую вносят вымершие живые организмы (черная)
Раунд 6. Быстрее, правильнее, лучше…
Выберите один правильный ответ.
1.Биология - это наука о
а) минералах
б) живых организмах
в) звёздах
г) горных породах
2.. Область распространения жизни составляет оболочку Земли, которая называется
а) гидросфера
б) биосфера
в) литосфера
г) атмосфера
3.Метод, в котором наблюдение проводят в специально создаваемых и контролируемых условиях, называется
а) эксперимент
б) фенология
в) измерение
г) статистика
4.Изучение объекта с помощью линейки и весов получило название
а) разглядывание
б) измерение
в) наблюдение
г) экспериментирование
5. Наука о животных называется
а) анатомией
б) зоологией
в) ботаникой
г) физиологией
6. Учёные разделяют все живые организмы на
а) 1 царство
б) 2 царства
в) 3 царства
г) 4 царства
7. Дождевой червь обитает в
а) водной среде
б) почве
в) наземно-воздушной среде
г) в телах других организмов
Ребята должны правильно продолжить предложение.
ведущий
Ночью, голову задрав,
Воет серый злой ........ (отвечают дети)
Кто в малине знает толк?
Ну конечно серый....... (отвечают дети)
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая........... (отвечают дети)
Все преграды одолев,
Бьёт копытом верный..........(отвечают дети)
Зимой кору с деревьев ест?
Ну конечно серый.......... (отвечают дети)
Дубовый жёлудь любит он.
Конечно - это дикий..........(отвечают дети)
Вы по взмаху моей руки должны говорить “Да” или “Нет”.
Ребята, можете ли вы отличить кустарник от дерева? (Да)
Можно, ли собирать цветы охапками? (Нет)
Ломаете ли, вы ветви деревьев, кустарников? (Нет)
Знаете ли вы, что человек часть живой природы и без неё существовать не может? (Да)
Можно ли, разорять гнёзда птиц? (Нет)
Можно ли, засорять лесные массивы? (Нет)
Знаете ли вы, что нельзя ради забавы сбивать ногой грибы, если они ядовиты для человека? (Да)
Знаете ли вы, что нельзя ловить муравьёв, божьих коровок? (Да)
Знаете ли вы, что занесены в красную книгу такие растения как: белая кувшинка, купальница Европейская, валериана лекарственная, гвоздика пышная, венерин башмачок, ландыш майский, ковыль перистый, лук черемша и многие другие? (Да)
Знаете ли вы, что для птиц, оставшихся у нас на зиму, нужно мастерить и развешивать кормушки? (Да)
Знаете ли вы, что неразумное отношение человека к природе существенно сказывается на продолжительности жизни человека?(Да)
Ведущий 1: Ребята, вы должны дать клятву.
Клянёмся изучить основы ботаники, зоологии, общей биологии, анатомии, гигиены и других биологических наук! (Клянёмся, клянёмся, клянёмся).
Клянёмся беречь и охранять живую природу! (Клянёмся, клянёмся, клянёмся.)
Клянёмся посадить хотя бы одно дерево! (Клянёмся, клянёмся, клянёмся.)
Клянёмся озеленить школьный двор и территорию около школы! (Клянёмся, клянёмся, клянёмся.)
Клянёмся вести здоровый образ жизни, сохранить своё здоровье и здоровье окружающих! (Клянёмся, клянёмся, клянёмся.)
Ведущий 2: Теперь вы – юные биологи. В этот день вам вручаются памятные подарки.