Семинар: «Личностный потенциал»
«Потенциал выбора и самоопределения»
- Личностный потенциал - интегральная системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность смысловых ориентаций и эффективность деятельности на фоне давлений и изменяющихся внешних условий.
- Это способность личности выступать автономным саморегулируемым субъектом активности, производящим целенаправленные изменения во внешнем мире и сочетающим устойчивость к воздействию внешних обстоятельств с гибким реагированием на изменения внешней и внутренней ситуации.
Личностный потенциал -
- ЛП - система управления психологической энергией, ее распределения и перераспределения.
- ЛП - это не сами способности, а способность использовать свои способности.
- ЛП - не сами ресурсы, а способность выбирать или находить ресурсы, компенсировать их отсутствие + способность определять цель, для которой они нужны.
- Важно не количество ресурсов, а понимание, для чего они нужны. Человек с высоким ЛП - хозяин собственного ресурса и капитала.
- ЛП не предсказывает поведение, а предсказывает возможности и перспективы поведения, успешную саморегуляцию.
- ЛП необходим для психологического благополучия, здоровья, целедостижения, личностной зрелости, гибкости, более гармоничных отношений с другими людьми + успешности учебной деятельности.
- ЛП важен для образовательных организаций в долгосрочной перспективе;
оценка эффективности - это диагностика изменений, а не результата.
Функции и структура личностного потенциала :
- самоопределение в ситуации неопределенности,
- достижение и реализация при наличии цели,
- сохранение в ситуации угрозы и давления.
ПОТЕНЦИАЛ ВЫБОРА И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Какие ассоциации со словом «выбор» у меня спонтанно возникают?
- «Ситуация значимого выбора»
Телесные ощущения:
Мысли:
Чувства:
ПОТЕНЦИАЛ ВЫБОРА И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
- ЧТО, В КАКИХ СФЕРАХ и НАСКОЛЬКО ЧАСТО могут выбирать педагоги в образовательной организации?
- Что было бы хорошо изменить?
- Что лично я могу и готов(а) изменить
в моей организации?
«ПОТЕНЦИАЛ ДОСТИЖЕНИЯ»
Упр. 1 «Любимое и нелюбимое дело»
НЕЛЮБИМОЕ дело ЛЮБИМОЕ дело
(телесные ощущения, мысли, чувства)
Упр. 2 «Цели компетентности и принятия»
1. Что УЖЕ делается в моей образовательной организации для развития компетентности и принятия у педагогов?
в области КОМПЕТЕНТНОСТИ в области ПРИНЯТИЯ
2. А что может быть улучшено?
в области КОМПЕТЕНТНОСТИ в области ПРИНЯТИЯ
3. Что для этого может быть сделано лично мной?
«ПОТЕНЦИАЛ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ»
Упр. 1 «Примеры жизнестойких и антижизнестойких людей»
Жизнестойкие люди Антижизнестойкие люди
Упр. 2 «Поиск ресурсов»
1. Текущая проблема моей образовательной организации:
2. Мои личностные ресурсы (выделенные мною):
3. Мои личностные ресурсы (отмеченные моими коллегами):
4. Желаемый фокус решения проблемы:
«ПОТЕНЦИАЛ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ»
5 . Ресурсы образовательной организации (явные/скрытые)
• ее уникальность, миссия, специфика, сильные стороны, конкурентные преимущества
• внешние факторы/обстоятельства (оборудование, расположение, доступность групп во внеучебное время и пр.)
• потенциал всех участников образовательного процесса (администрации, педагогов, детей, родителей): опыт, умения, интерес, мотивация, готовность помочь
6. Ресурсы образовательной организации для решения текущей проблемы (отмеченные членами дружественной команды):
РЕФЛЕКСИЯ ПО ЛИЧНОСТНОМУ ПОТЕНЦИАЛУ
Что из того, что прозвучало сегодня показалось наиболее важным, интересным, значимым?
Как я смогу использовать эту информацию в своей профессиональной деятельности и в жизни?