"Дайте человеку необходимое — и он захочет удобств. Обеспечьте его удобствами — он будет стремиться к роскоши. Осыпьте его роскошью — он начнет вздыхать по изысканному. Позвольте ему получать изысканное — он возжаждет безумств. Одарите его всем, что он пожелает — он будет жаловаться, что его обманули, и что он получил не то, что хотел."
Эрнест Хемингуэй
О чем идет речь в этом высказывании?
ПОТРЕБНОСТИ
И ИНТЕРЕСЫ
Мотив – побудительная причина
Мотивы деятельности
Потребность – осознаваемая нужда в том, что необходимо для физического и духовного развития
Интересы – обобщенное выражение потребностей людей
Потребности
Интересы
Социальные установки
Убеждения
Общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определенным образом относительно данного объекта.
Устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
Мотивы деятельности
ПОТРЕБНОСТЬ – нужда человека в чем-либо.
ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
(первая типология)
БИОЛОГИЧЕСКИЕ
СОЦИАЛЬНЫЕ
ДУХОВНЫЕ
- ПИЩА;
- ОДЕЖДА;
- ЖИЛИЩЕ;
- ГИГИЕНА и пр.
- ОБЩЕНИЕ С ЛЮДЬМИ;
- ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;
- ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ и пр.
- ЗНАНИЯ;
- ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;
- СОЗДАНИЕ ПРЕКРАСНОГО и пр.
Взаимосвязь
классификация потребностей
Идеальные (духовные)потребности- познание мира, осознание своего места в нем, потребность в духовных благах
Социальные потребности , порожденные обществом. Потребность в общении, в самореализации, в общественном признании.
Биологические потребности- переживание нужды в дыхании, питании, воде, одежде, движении и др.
6
ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ
(вторая типология)
ЭКЗИСТЕНЦИЯ - существование
(лат. exsistentia/existentia от exsisto/existo -выступаю, появляюсь, выхожу, возникаю, происхожу, оказываюсь, существую).
ПРЕСТИЖ – авторитет, влияние.
МАСЛОУ АБРАХАМ
(1908-1970).
Американский психолог.
Человек может прожить:
Без еды 40-45 дней,
Без воды 7-10 дней,
Без сна 4дня,
Без воздуха от3 до 5 минут.
6
Вторичные(приобретенные)
Первичные (врожденные)
8
От чего еще (кроме самого человека)
зависят его потребности?
ОТ ВРЕМЕНИ, В КОТОРОМ ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК
ОТ УРОВНЯ
РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВА
РАЗУМНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
- они ограничены имеющимися природными ресурсами;
- они не должны причинять неудобства другим людям;
- они должны развивать в человеке его лучшие (человеческие) качества.
ЛОЖНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
- организм человека в них не нуждается;
- они не нужны для общения с другими людьми;
- они не нужны для самореализации человека.
ИНТЕРЕС – (лат. interest – иметь значение) –
целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Нет. Мы еще не начали процесс пересмотра границ избирательных округов.
Мы просто чертим линии политического боя.
ИНТЕРЕСЫ
ПО НАПРАВЛЕННОСТИ:
ПО ИХ НОСИТЕЛЮ:
- экономические
- социальные
- политические
- духовные
- индивидуальные
- групповые
- всего общества
Рисунок 1 – индивидуальные, духовные;
Рисунок 2 – групповые, политические;
Рисунок 3 – индивидуальные, экономические;
Рисунок 4 – индивидуальные, социальные.
Используя представленную типологию определите, какие интересы
представлены на иллюстрациях.
Интерес – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
- Индивидуальные, групповые, интересы общества в целом.
- По направленности интересы разделяются на экономические, социальные, политические, духовные.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Удовлетворение потребностей
во многом зависит от наших способностей, умений и талантов.
ПРИОБРЕТЕННЫЕ
БИО+СОЦ
ГЕНИАЛЬНОСТЬ
ГЕНИИ – сверхталантливые люди, приносящие что-то новое в жизнь людей.
ТАЛАНТ
СПОСОБНОСТИ
ВРОЖДЕННЫЕ
Определите
разницу между этими понятиями.
Способности – это особенности человека, позволяющие ему наиболее успешно заниматься какой-либо деятельностью. Способности имеют врожденный, природный фундамент, который называется задатками, их можно как развивать, так и погубить в человеке.
Талант – это выдающиеся способности человека, проявляющиеся в его деятельности. Талант может быть не использован или растрачен по мелочам, если человек будет заниматься видами деятельности, не имеющими отношения к таланту (например, торговать при таланте художника).
Отличие гения от талантливого человека в том, что деятельность гения оставляет след в истории человечества.
БИО
ЗАДАТКИ
Каких гениев Вы узнали
1 – Леонардо да Винчи, 2 – Уолт Дисней, 3 – Николай Гоголь, 4 – Марк Твен, 5 – Людвиг ван Бетховен, 6 – Говард Лавкрафт, 7 – Альберт Эйнштейн, 8 – Джон Толкин, 9 – Владимир Маяковский, 10 – Дмитрий Менделеев, 11 – Чарльз Дарвин, 12 – Рихард Вагнер, 13 – Сальвадор Дали, 14 – Франческо Петрарка, 15 – Винсент ван Гог, 16 – Вильям Шекспир, 17 – Эдгар По, 18 – Франц Кафка, 19 – Зигмунд Фрейд, 20 – Федор Достоевский, 21 – Брем Стокер, 22 – Александр Пушкин, 23 – Фридрих Ницше, 24 – Эрвин Шрёдингер.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ГЕНИЯХ
- Разрабатывая электрическую лампочку, Томас Эдисон исписал 40 000 страниц.
- Вольфганг Амадей Моцарт начал сочинять музыку в 3 года.
- Ханс Кристиан Андерсен не мог грамотно написать практически ни одного слова.
- А.Эйнштейн не говорил ни слова до 3 лет, но в 12 лет он разбирался в евклидовой геометрии.
- Винсент Ван Гог продал при жизни лишь одно свое произведение - Red Vineyard at Arles.
- Известный афоризм Бонапарта: «Наполеон спит 4 часа, старики – 5, солдаты – 6, женщины – 7, мужчины – 8, а 9 спят только больные».
ТЕРМИНОЛОГИЯ:
- ЗАДАТКИ — анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.
- СПОСОБНОСТИ – это особенности человека, позволяющие ему наиболее успешно заниматься какой-либо деятельностью.
- ТАЛАНТ – это выдающиеся способности человека, проявляющиеся в его деятельности.
- ГЕНИЙ – сверхталантливый человек, приносящий что-то новое в жизнь людей.
На слайде:
Огюст Роден. «Мыслитель». 1888.
ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ГРУПП ПРОФЕССИЙ
- ЧЕЛОВЕК- ЧЕЛОВЕК
- ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА
- ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА
- ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
- ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА
1
5
4
2
Приведите примеры профессий
для каждой
группы.
3
Вывод
Потребности и интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности.