№ п/п | Сроки | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Виды деятельности учеников | Дом. задание |
Раздел 1. Человек в обществе (21 час) |
1-2 | 1н сент | Что такое общество? | 2ч | Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе | Называть (перечислять) формы объединения людей. Характеризовать особенности деятельности человека, ее отличия от любых форм активности животных. Объяснять природу и характер общественных отношений. Раскрывать соотношение понятий «природа» и «общество»; «общество» и «культура». С помощью причинно-следственного анализа устанавливать взаимосвязь общества и природы. Исследовать практические ситуации, связанные с влиянием общества на природу | &1 С.14-15. док, з. 1,3 |
3-4 | 2н сент | Общество как сложная система | 2 ч | Особенности социальной системы. Социальные институты | Описывать общество как социальную систему. Иллюстрировать примерами связи между подсистемами и элементами общества. Раскрывать смысл понятия «социальный институт». Объяснять роль социальных институтов в жизни общества | &2 С. 22-25, з.1, док |
5-6 | 3н сент | Динамика общественного развития | 2ч | Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного мира. Проблема общественного прогресса | Раскрывать смысл понятий «глобализация», «общественный прогресс», «общественный прогресс» и конкретизировать их примерами. Высказывать суждения о причинах и последствиях глобализации. Характеризовать сущность процесса глобализации, глобальных проблем, их отличий от проблем локальных. Иллюстрировать проявления различных глобальных проблем с помощью примеров, самостоятельно отобранных из СМИ. Описывать противоречивость социального прогресса, конкретизировать проявления прогрессивных и регрессивных изменений с привлечением материала курса истории. Извлекать из различных источников, систематизировать и оценивать социальную информацию о глобализации современного мира, использовать ее для написания эссе, реферата, подготовки устного выступления. Выявлять причинно-следственные связи в динамике социальных изменений. Опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, оценивать тенденции и перспективы общественного развития | &3,с.25-30 С.30-35, вопросы |
7-8 | 4н сент | Социальная сущность человека | 2ч | Биологическое и социальное в человеке. Социальные качества личности. Самосознание и реализация | Описывать современные представления о природе человека и конкретизировать фактами социальной жизни ее проявления. Характеризовать человека как личность. Раскрывать сущность процессов самосознания и самореализации. С опорой на личный опыт называть и конкретизировать примерами ориентиры достижения жизненного успеха | &4 С.41-43, док. |
9-10 | 1н окт | Деятельность – способ существования людей | 2ч | Деятельность человека: основные характеристики. Структура деятельности и ее мотивация. Многообразие видов деятельности. Сознание и деятельность | Раскрывать смысл понятий «потребности» и «деятельность». Описывать представления о потребностях человека, подходы к их классификации. Характеризовать и конкретизировать примерами, фактами, ситуациями сущность деятельности, ее мотивы и многообразие. Выделять основания различных классификаций видов деятельности. Находить и извлекать информацию о деятельности людей из различных неадаптированных источников. Сравнивать различные подходы к характеристике сознания. Обосновывать единство сознания и деятельности | &5 С.50-52, задания |
11-12 | 2н окт | Познавательная деятельность | 2ч | Познаваем ли мир. Познание чувственное и рациональное. Истина и ее критерии. Особенности научного познания. Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания. Познание и коммуникативная деятельность | Излагать сущность различных подходов к вопросу познаваемости мира. Выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее. Раскрывать смысл понятия «истина». Характеризовать формы познания, критерии истины, виды знаний. Описывать особенности научного познания, его уровни и соответствующие им методы. Объяснять связь и взаимопроникаемость социального и гуманитарного знания, роль коммуникаций в познавательной деятельности. Исследовать практические ситуации, связанные с познанием человеком природы, общества и самого себя | &6 С.63-64, док. |
13-14 | 3н окт | Свобода и необходимость в деятельности человека | 2ч | Возможна ли абсолютная свобода. Свобода как осознанная необходимость. Свобода и ответственность. Основания свободного выбора. Что такое свободное общество | Излагать различные трактовки понимания свободы человека. Раскрывать смысл понятий «свобода человека» и «свободное общество». Описывать внешние ограничители свободы и внутренние регуляторы поведения человека. Объяснять невозможность абсолютной свободы человека в обществе. Выявлять основания свободного выбора. Анализировать различные ситуации выбора в пространстве личной жизни человека, на уровне общества в целом. Характеризовать свободное общество | &7 С.71-72, Док. |
15-16 | 4н окт | Современное общество | 2ч | Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство. Глобальная информационная экономика. Социально-политическое измерение информационного общества | Называть и иллюстрировать примерами противоречия глобализации. Раскрывать понятия «информация», «информатизация», «информационное общество». Описывать единое мировое информационное пространство. Излагать различные подходы к в поросу регулирования глобальных информационных потоков. Характеризовать информационную экономику современного общества. Объяснять связь развития гражданского общества и информационных процессов. Перечислять критерии развития информационного общества. Выражать собственную позицию относительно позитивных и негативных проявлений процесса информатизации | &8 С. 83, задания |
17-18 | 2н нояб | Глобальная угроза международного терроризма | 2ч | Международный терроризм: понятие и признаки. Глобализация и международный терроризм. Идеология насилия и международный терроризм. Противодействие международному терроризму | Раскрывать понятие «международный терроризм». Устанавливать связь международного терроризма с процессом глобализации и научно техническим прогрессом. Характеризовать идеологические основы террористической деятельности. Объяснять особую опасность международного терроризма, обосновывать необходимость борьбы с ним. Описывать антитеррористическую деятельность международного общества | &9 С. 90-91, Задания. Подготовка к к/р |
19-20 | 3н нояб | проектная деятельность | 2ч | | Представлять результаты проектной деятельности. Защита проектов. | |
21 | 4н нояб | Контроль по разделу 1. | 1ч | | | |
Раздел 2. Общество как мир культуры (17 часов) |
22-23 | 4н нояб | Духовная культура общества | 2ч | Понятие «духовная культура». Культурные ценности и нормы. Институты культуры. Многообразие культур | Различать понятия «духовная культура» и «материальная культура». Раскрывать, опираясь на примеры, смысл понятия «духовная культура». Описывать основные духовные ценности. Характеризовать институты культуры и их функции. Распознавать формы культуры по их признакам. Иллюстрировать примерами многообразие культур, проявления народной, массовой, элитарной культур, а также субкультур и контркультуры в обществе | &10 С.100-103 |
24-25 | 1нед дек | Духовный мир личности | 2ч | Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека | Раскрывать смысл понятий «духовная жизнь человека», «духовность», «мировоззрение». Выявлять составляющие духовного мира личности. Описывать возможности самовоспитания в сфере нравственности. Характеризовать мировоззрение, его место в духовном мире человека. Сравнивать мировоззрение с другими элементами внутреннего мира личности. Показывать на конкретных примерах роль мировоззрения в жизни человека. Классифицировать типы мировоззрения. Иллюстрировать проявления патриотизма и гражданственности в типичных ситуациях социальной жизни | &11 С. 112-113, Док., вопр для самопроверки |
26-27 | 2 нед дек | Мораль | 2ч | Как и почему возникла мораль. Устойчивость и изменчивость моральных норм. Что заставляет нас делать выбор в пользу добра | Раскрывать смысл понятий «мораль», «нравственная культура личности». Называть моральные категории. Характеризовать изменчивость моральных норм, особенности принципов морали и значение моральной регуляции отношений в обществе. Давать моральную оценку конкретных поступков людей и их отношений. Иллюстрировать примерами ситуации морального выбора. Аргументировать собственный моральный выбор | &12 С. 122-123, вопросы и задания |
28-29 | 3 нед дек | Наука и образование | 2ч | Наука и ее функции в обществе. Современная наука. Этика науки. Образование в современном обществе. Образование как система | Раскрывать сущность, основные функции и общественную значимость науки и образования. Описывать особенности науки и образования в современном обществе, иллюстрировать их примерами. Объяснять социальный смысл моральных требований к научному труду. Выявлять связь науки и образования. Характеризовать ступени и уровни образовательной подготовки в системе образования Российской Федерации. Выражать и аргументировать собственное отношение к роли самообразования в жизни человека. Анализировать факты социальной деятельности в контексте возрастания роли науки в современном обществе | &13, с 124-127 С. 127-129, док |
30-31 | 4 нед дек | Религия и религиозные организации | 2ч | Особенности религиозного сознания. Религия как общественный институт. Религия и религиозные организации в современной России. Проблема поддержания межрелигиозного мира | Раскрывать смысл понятий «религия», «религиозное сознание». Характеризовать религию как форму культуры, особенности религии как социального института. Сравнивать светское и религиозное сознание. Различать мировые и национальные религии. Иллюстрировать примерами многообразие исторически сложившихся религиозно-нравственных систем. Описывать отношения государства и религии в РФ. Выявлять влияние религиозных объединений на общественную жизнь. Анализировать факторы, угрожающие межрелигиозному миру и согласию. Объяснять смысл и значение свободы совести для развития человека и общества | &14, с. 132-136 С.136-139 |
32-33 | 2 нед янв | Искусство | 2ч | Что такое искусство. Функции искусства. Структура искусства. Современное искусство | Характеризовать искусство, его место в жизни общества. Сравнивать искусство с другими формами духовной культуры и выявлять его отличительные черты. Описывать многообразие искусства. Различать виды искусства, излагать различные подходы к их классификации. Перечислять и конкретизировать фактами духовной жизни жанры искусства. Показывать на конкретных примерах особенности современного искусства | &15 С.148-150 |
34-35 | 3 нед янв | Массовая культура | 2ч | Характеризовать черты массовой культуры. Что привело к массовой культуры. Средства массовой информации и массовая культура. Оценка массовой культуры как общественного явления | Характеризовать массовую культуру, этапы ее становления. Устанавливать связь возникновения массовой культуры с общественными изменениями, характерными для индустриального общества. Выявлять влияние технических достижений на развитие массовой культуры. Раксрывать смысл понятия «средства массовой информации». Описывать СМИ и их функции. Объяснять роль СМИ в условиях глобализации мира. Излагать различные подходы к оценке массовой культуры как общественного явления | &16 С. 154-157, подготовка к к/р |
36-37 | 4 нед янв | Проектная деятельность | 2ч | | Представлять результаты проектной деятельности. Защита проектов. | |
38 | 5 нед янв | Контроль по разделу 2. | 1ч | | | |
Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений. |
39 | 5 нед янв | Современные подходы к пониманию права | 1ч | Нормативный подход к праву. Теория естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Взаимосвязь естественного и позитивного права | Излагать различные подходы к пониманию права. Выявлять достоинства и недостатки естественного-правового и нормативного подходов. Характеризовать особенности естественного права. Перечислять естественные (неотчуждаемые) права человека. Объяснять взаимосвязь естественного и позитивного права. Раскрывать гуманистический смысл естественного права | &17 С.172-173, з. 3 |
40-41 | 1 нед февр | Право в системе социальных норм | 2ч | Основные признаки права. Право и мораль. Система права. Норма права. Отрасль права. Институт права | Раскрывать смысл понятий «право», «система права», «отрасль права», «институт права». Различать понятия «право» и «закон», иллюстрировать различия права и закона на примерах. Сопоставлять право с другими социальными нормами. Перечислять признаки, объединяющие различные социальные регуляторы и признаки, отличающие правовые нормы от других видов социальных норм. Классифицировать нормы и отрасли права. Называть основные отрасли российского права и сферы общественных отношений, ими регулируемые. Выявлять отличие института права от отрасли права. Конкретизировать примерами понятие «институт права» | &18 С. 180-182, з. 4 |
42-43 | 2 нед февр | Источники права | 2ч | Что такое источник права. Основные источники (формы) права. Виды нормативных актов. Федеральные законы и законы субъектов РФ. Законотворческий процесс в Российской Федерации | Раскрывать понятия «источник права», «законодательная инициатива». Называть и характеризовать источники российского права. Иллюстрировать примерами различные источники права. Выявлять преимущества нормативного акта перед другими источниками. Различать юридическую силу различных видов нормативных актов, выстраивать их иерархию. Называть предметы ведения РФ, субъектов РФ и их совместного ведения. Описывать законотворческий процесс, его стадии, особенности принятия конституционных законов. Перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции | &19 С. 192-193, док |
44-45 | 3 нед февр | Правоотношения. Правомерное поведение. | 2ч | Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение | Раскрывать смысл понятий «правоотношение», «субъект права», «правонарушение», «юридическая ответственность». Показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. Перечислять и конкретизировать фактами социальной жизни признаки правонарушения. Выявлять специфику преступления как вида правонарушения. Называть признаки юридической ответственности и ее основные виды. Описывать судебную систему РФ. Объяснять основную цель деятельности судебной системы. Характеризовать этапы развития права в России. Выявлять специфику современной правовой культуры. Объяснять причины правового нигилизма и раскрывать способы его преодоления. Классифицировать и иллюстрировать примерами виды правомерного поведения. Характеризовать предпосылки формирования правомерного поведения | &20 С.201-202, зад. |
46-47 | 4 нед февр | Гражданин Российской Федерации | 2ч | Гражданство Российской Федерации. Права и обязанности гражданина России. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика | Раскрывать смысл понятия «гражданство». Называть основания приобретения гражданства в РФ. Различать понятия «права человека» и «права гражданина». Перечислять конституционные обязанности гражданина РФ. Характеризовать воинскую обязанность, возможности альтернативной гражданской службы, права и обязанности налогоплательщиков. Обосновывать взаимосвязь между права и обязанностями, иллюстрировать эту взаимосвязь примерами. Выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения гражданских обязанностей | &21 С. 211-212. док; зад по выбору |
48-49 | 1 нед марта | Гражданское право | 2ч | Гражданские правоотношения. Имущественные права. Личные неимущественные права. Право на результат интеллектуальной деятельности. Наследование. Защита гражданских прав | Раскрывать смысл понятий «гражданские правоотношения», «субъекты гражданского права», «юридические лица», «физические лица», «гражданская дееспособность». Называть участников гражданских правоотношений. Раскрывать содержание гражданских правоотношений, объяснять, как возникают гражданские правоотношения и как, когда и при каких условиях они прекращаются. Классифицировать объекты имущественных гражданских правоотношений. Приводить пример гражданского правоотношения, выделяя его субъект (субъекты), объект, основание возникновения, содержание. Перечислять и конкретизировать примерами имущественные и личные неимущественные права. Характеризовать право на результаты интеллектуальной деятельности как сочетание имущественных и неимущественных гражданских прав. Различать виды наследования. Характеризовать способы защиты гражданских прав. Описывать самого себя как субъекта гражданских правоотношений | &22 С.223-225, вопросы и задания |
50 | 2 нед марта | Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | 1ч | Конституционные основы социальной защиты. Социальная защита граждан. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона. | Знать понятие «социальное государство». Перечислять категории граждан, имеющих право на социальное обеспечение. Называть отличия страховой пенсии от накопительной. Объяснять суть страховой медицины. Приводить примеры социальной защиты и соц. обеспечения пенсионеров, несовершеннолетних, женщин, безработных. Объяснять, почему современное общество должно уделять особое внимание пенсионерам и инвалидам. | &23 С. 232-233, док |
51-52 | 2-3 нед марта | Правовые основы предпринимательской деятельности | 2ч | Предпринимательство. Предпринимательские правоотношения. Субъекты предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства. Как открыть свое дело. | Знать, какие законы регулируют предпринимательские правоотношения. Приводить конкретные примеры обоснования предпринимательской идеи. Объяснять, чем отличается устав от учредительного договора, что такое лицензия. Делать выводы о том, что влечет за собой осуществление предпринимательства без государственной регистрации. | &24 С.224, вопросы для самопроверки, з. 1 |
53-54 | 3-4 нед марта | Правовое регулирование занятости и трудоустройства | 2ч | Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу. Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование | Раскрывать смысл понятий «трудовые правоотношения», «работник», «работодатель», «занятость», «социальное обеспечение». Определять особенности трудовых правоотношений. Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора, обязательные и возможные дополнительные условия, включаемые в трудовой договор, основные права и обязанности субъектов трудового права. Называть и иллюстрировать примерами вида социального обеспечения. Описывать возможности получения профессионального образования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях. Излагать и аргументировать собственное мнение относительно выбора путей профессионального образования | &25 С.254-256, док, з.1-2 |
55-56 | 1 нед апр | Семейное право | 2ч | Правовая связь членов семьи. Вступление в браки расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей | Раскрывать смысл понятия «семейные правоотношения». Определять субъекты и объекты семейных правоотношений. Называть необходимые условия заключения брака и расторжения брака согласно Семейному кодексу РФ. Объяснять причины имеющихся ограничений для заключения брака. Раскрывать права и обязанности супругов, родителей и детей. Характеризовать пути и способы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей | &26 С. 265-266, док, з. 1-3 |
57-58 | 2 нед апр | Экологическое право | 2ч | Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения | Раскрывать смысл понятий «экологические отношения», «благоприятная окружающая среда», «экологическое правонарушение». Выявлять специфику экологических отношений. Описывать структуру экологического права. Перечислять объекты экологического права. Перечислять объекты экологического права и основные экологические права граждан, закрепленные в Конституции РФ. Характеризовать способы защиты экологических прав. Объяснять, почему право на благоприятную окружающую среду является одной из современных общечеловеческих ценностей. Аргументировать важность соблюдения природоохранных и природоресурсных норм. Приводить примеры экологических правонарушений. Называть источники экологического права и виды юридической ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды | &27 С. 274-275 |
59-60 | 3 нед апр | Процессуальные отрасли права | 2ч | Гражданский процесс. Арбитражный процесс. Уголовный процесс. Административная юрисдикция. Конституционное судопроизводство. | Раскрывать смысл понятий «процессуальное права», «судопроизводство», «гражданский процесс», «арбитражный процесс», уголовный процесс», «административная юрисдикция». Описывать основные принципы гражданского и уголовного судопроизводства. Называть законодательные акты, представляющие правила гражданского, арбитражного, уголовного судопроизводства. Перечислять участников гражданского и уголовного процессов, субъекты административной ответственности, участников производства по делам об административных правонарушениях. Характеризовать ход, стадии(этапы) прохождения дела в суде в гражданском и уголовном процессах, меры обеспечения производства и особенности возбуждения дел об административных правонарушениях. Выявлять особенности уголовного процесса. Раскрывать и обосновывать демократический характер суда присяжных, его значение в уголовном процессе. Объяснять цель арбитражного процесса, возможности обжалования решений арбитражного суда. Иллюстрировать примерами процессуальные средства установления истины | &28 С. 287-289, док, з. 1-4 |
61-62 | 4 нед апр | Международная защита прав человека | 2ч | Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблемы отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека | | &29 С. 296-297 |
63-64 | 1 нед мая | Правовые основы антитеррористической политики Российского государства | 2ч | Правовая база противодействия терроризму. Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму | Характеризовать российское законодательство, регулирующие общественные отношения в сфере противодействия терроризму. Описывать полномочия органов власти по противодействию терроризму. Называть и конкретизировать основные направления деятельности Национального антитеррористического комитета. Раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму | &30 С.304-306, подготовка к к/р |
65-66 | 2 нед мая | Проектная деятельность | 2ч | | Представлять результаты проектной деятельности. Защита проектов. | |
67 | 3 нед мая | Контроль по разделу 3. | 1ч | | | |
Итоговое обобщение курса. |
68 | 3 нед мая | Человек в ХХI в. | | Человек и глобальные вызовы современного общества. Человек в мире информации. Человек и ценности современного общества | Описывать влияние ускорения социально-экономического развития на глобальные проблемы современного общества. Перечислять факторы, определяющие особенности проявления глобальных проблем в постиндустриальном обществе. Объяснять значимость формирования информационной культуры и информационной компетентности. Называть позитивные и негативные стороны влияния на общество современных средств коммуникации. Иллюстрировать примерами результаты воздействия информационных потоков, СМИ на сознание человека. Характеризовать и конкретизировать с помощью фактов социальной жизни и фундаментальные ценности современного мира. Выражать свою точку зрения по вопросу места каждого человека в глобальном обществе, ответственности отдельного человека за судьбу мира. Раскрывать смысл информации, поступающей из разных источников и представленной в разных формах. Формулировать собственные суждения, конструировать собственный текст, используя самостоятельно найденную и отобранную информацию | |