План урока
Дата:
Класс: 9
Учитель: Мусаева Х.С.
Предмет: Русский язык
Тема: « Текст как речевое произведение.»
1.Контролируемые элементы содержания
Стили и функционально-смысловые типы речи
2.Контролируемые умения
Умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге
3.Проверяемые элементы содержания
Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование; выступление с научным сообщением
4.Предметные умения
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 8 предложений на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, прочитанной научно-учебной, художественной, научно-популярной и публицистической литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с научным сообщением
[Библиотека ЦОК :
Тип урока : Комбинированный уро
Блочно-модульное описание урока
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Мотивация на учебную деятельность
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
Актуализация опорных знаний
1.3 Целеполагание
Узнаем, какие признаки текста позволяют назвать информативный отрезок письменной речи термином «текст».
Чтобы понять, какие признаки текста связывают несколько предложений в единое целое, прежде вспомним, что такое текст.
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Сегодня мы будем говорить о тексте. Учитель настраивает учеников на просмотр видеолекции, призывает вести конспект.Одной из главных единиц речи является текст. Текст – это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью. Существует несколько признаков, позволяющих нам понять, что перед нами текст. К ним относятся:
смысловая цельность; (пауза)
относительная законченность; (пауза)
членимость на абзацы; (пауза)
тематическое и композиционное единство частей текста; (пауза)
наличие грамматической связи его частей (цепная и параллельная).
Каждый текст предполагает наличие темы. Тема текста – это то, о чем говорится в тексте. Основная мысль текста обычно передает отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого (через раскрытие темы, лирические отступления, использование различных языковых средств).
Часть темы называется микротемой и формирует абзац – отрывок текста между отступами в начале строки. В пределах абзаца предложения связываются логически и грамматически. Текст может иметь заголовок.
2.2. Проверка первичного усвоения
Прочитайте предложения.
О подарке дяди Кости я вспоминаю всякий раз, когда прохожу мимо поля в лесу, где в три ряда стоят лиственницы. Их посадил мой друг в честь Победы, в память о сыне.Подвел меня дядя Костя к южному углу посадки и молвил:«Первый иди да приглядись, по чему идешь». Глянул я в проход иахнул: постелен для меня ковер, светло-желтый, лимонный, местами даже с легкой зеленцой. Дивная картина! Смутился я, замешкался. Дядя Костя улыбнулся: «Смелей шагай! Эта дорожка - тебе подарок от меня. Прими!» И я пошел. Рядом слева белел снег, а тут для меня была выстлана солнечная дорожка. Тихо и осторожно шагал я по ней. Дядя Костя давно обещал мне показать лиственницу. Посадил он ее на закрайке лесного поля, сразу как война кончилась. Он привел меня к своей посадке глубокой осенью. Лиственницы стояли в три ряда. Деревья с голыми ветками, осыпалась хвоя... Поле прикрыл снежок легкой накидкой. В лесу снега нет. Что можно дарить? Все можно дарить. И лучший подарок тот, что прост, а долго не забывается. (По В. Бочарникову)
1.Можно ли сказать, что перед нами текст?
2.Кроме связности, какие ещё есть признаки текста?
Тематическое единство;
Развёрнутость;
Членимость;
Последовательность;
Цельность
Законченность;
Стилевое единство
3.Что нужно сделать, чтобы предложения
превратились в текст? Исправьте ошибку.
4.Перечитайте получившийся текст и пронумеруйте предложения.
5.К какому стилю можно отнести текст?
6.Сформулируйте тему и озаглавьте текст.
7.Какова основная мысль текста?
8.Выполни письменно следующие задания:
1. Из предложений 8-11 выпишите слово, написание которого определяется
правилом: «Если приставка обозначает неполное действие, то в ней
пишется буква И (это приставка при-)». __________________________
2. Из предложений 16-18 выпишите причастие. ___________________
3. Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью
СОГЛАСОВАНИЕ. ___________________________________________
4. Из предложения 2 выпишите грамматическую основу.
_____________________________________________________
5. В предложении 14 найди слово разговорного стиля и подбери к нему
синоним. ____________________________________
6*. Придумай и запиши 4-5 утверждений к тексту, два из которых будут
неверными.
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Выполнение заданий в форме ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
Повторение. «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.
Пр..стать к берегу, пр..сытился конфетами, пр..озерный край, пр..градить путь, пр..рвать разговор, пр..открыть завесу тайны, шорох в пр..брежных кустах, пр..влекать внимание, беспр..рывный шепот волн, не бояться пр..град, пр..спокойный человек, город пр..образился, пр..скверный день, пр..одолевать, пр..следовать зверя, пр..кратить пр..рекания со старшими.
БЛОК 4. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 4.1. Рефлексия |
-
Какая информация заинтересовала вас на уроке?
- Что получилось? Не получилось?
- Над чем стоит поработать?
Домашнее задание :Напишите небольшой монолог- рассуждение на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили» (7- 10 предложений)
Приложение
Прочитайте предложения.
О подарке дяди Кости я вспоминаю всякий раз, когда прохожу мимо поля в лесу, где в три ряда стоят лиственницы. Их посадил мой друг в честь Победы, в память о сыне. Подвел меня дядя Костя к южному углу посадки и молвил: «Первый иди да приглядись, по чему идешь». Глянул я в проход и ахнул: постелен для меня ковер, светло-желтый, лимонный, местами даже с легкой зеленцой. Дивная картина! Смутился я, замешкался. Дядя Костя улыбнулся: «Смелей шагай! Эта дорожка - тебе подарок от меня. Прими!» И я пошел. Рядом слева белел снег, а тут для меня была выстлана солнечная дорожка. Тихо и осторожно шагал я по ней. Дядя Костя давно обещал мне показать лиственницу. Посадил он ее на закрайке лесного поля, сразу как война кончилась. Он привел меня к своей посадке глубокой осенью. Лиственницы стояли в три ряда. Деревья с голыми ветками, осыпалась хвоя... Поле прикрыл снежок легкой накидкой. В лесу снега нет. Что можно дарить? Все можно дарить. И лучший подарок тот, что прост, а долго не забывается. (По В. Бочарникову)
1.Можно ли сказать, что перед нами текст?
2.Кроме связности, какие ещё есть признаки текста?
Тематическое единство;
Развёрнутость;
Членимость;
Последовательность;
Цельность
Законченность;
Стилевое единство
3.Что нужно сделать, чтобы предложения
превратились в текст? Исправьте ошибку.
4.Перечитайте получившийся текст и пронумеруйте предложения.
5.К какому стилю можно отнести текст?
6.Сформулируйте тему и озаглавьте текст.
7.Какова основная мысль текста?
8.Выполни письменно следующие задания:
1. Из предложений 8-11 выпишите слово, написание которого определяется
правилом: «Если приставка обозначает неполное действие, то в ней
пишется буква И (это приставка при-)». __________________________
2. Из предложений 16-18 выпишите причастие. ___________________
3. Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью
СОГЛАСОВАНИЕ. ___________________________________________
4. Из предложения 2 выпишите грамматическую основу.____________________________________
5. В предложении 14 найди слово разговорного стиля и подбери к нему синоним. _______________
6*. Придумай и запиши 4-5 утверждений к тексту, два из которых будут неверными