Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса для 11класса разработана на основе программы курса химии для 11 класса общеобразовательных учреждений (углубленного уровня) О.С. Габриеляна М: Дрофа 2017 и Примерной программы среднего общего образования по химии.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №1089
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ№6» на 2019-2020 учебный год,
авторской программы О.С Габриелян в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ «СШ №6».
Программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и определяет распределение учебных часов по разделам предмета.
Программа содержит разделы, содержание учебного предмета, требование к уровню подготовки календарно-тематический план. Рабочая программа рассчитана на 105 часов; (3 часа в неделю), что соответствует Учебному плану МБОУ «СШ №6»
Химия 11 класс углубленный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений/О.С.Габриелян – М: Дрофа 2003
Программа по химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений является логическим продолжением курса химии основной школы. Поэтому она разработана с опорой на курс химии 8-9 классов. Результатом этого явилось то, что некоторые, преимущественно теоретические темы курса химии основной школы рассматриваются снова, но уже на более высоком, расширенном и углубленном уровне – с целью формирования целостной химической картины мира и для обеспечения преемственности между основной и старшей ступенями обучения в общеобразовательных учреждениях.
Цели и задачи изучения предмета
Изучение химии на углубленном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;
воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;
применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.
Содержание учебного предмета
(3 ч в неделю; всего 105 ч, из них 5 ч — резервное время)
Автор Габриелян О.С.
Тема 1
Строение атома (9 ч)
Атом — сложная частица. Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира.
Состояние электронов в атоме. Электронное облако и орбиталь. Квантовые числа. Форма орбиталей (s, p, d, f). Энергетические уровни и подуровни. Строение электронных оболочек атомов. Электронные конфигурации атомов элементов. Принцип Паули и правило Гунда. Электронно-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов: s-,p-, d- и f-семейства.
Валентные возможности атомов химических элементов. Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических элементов, обусловленные числом неспаренных электронов в нормальном и возбужденном состояниях. Другие факторы, определяющие валентные возможности атомов: наличие неподеленных электронных пар и наличие свободных орбиталей. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления».
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома. Предпосылки открытия периодического закона: накопление фактологического материала, работы предшественников (И. Я. Берцелиуса, И. В. Деберейнера, А. Э. Шанкуртуа, Дж. А. Ньюлендса, Л. Ю. Мейера); съезд химиков в Карлсруэ. Личностные качества Д. И. Менделеева.
Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Первая формулировка периодического закона. Горизонтальная, вертикальная и диагональная периодические зависимости.
Периодический закон и строение атома. Изотопы. Современная трактовка понятия «химический элемент». Закономерность Ван-ден-Брука — Мозли. Вторая формулировка периодического закона. Периодическая система Д. И. Менделеева и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших. Третья формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Тема 2
Строение вещества. Дисперсные системы (15 ч)
Химическая связь. Единая природа химической связи. Ионная химическая связь и ионные кристаллические решетки. Ковалентная химическая связь и ее классификация: по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицательности (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (σ и π), по кратности (одинарная, двойная, тройная и полуторная). Полярность связи и полярность молекулы. Кристаллические решетки веществ с ковалентной связью: атомная и молекулярная. Металлическая химическая связь и металлические кристаллические решетки. Водородная связь: межмолекулярная и внутримолекулярная. Механизм образования этой связи, ее значение.
Межмолекулярные взаимодействия.
Единая природа химических связей: ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи; переход одного вида связи в другой; разные виды связи в одном веществе и т. д.
Свойства ковалентной химической связи. Насыщаемость, поляризуемость, направленность. Геометрия молекул.
Гибридизация орбиталей и геометрия молекул. sр3-гибридизация у алканов, воды, аммиака, алмаза; sр2-гибридизация у соединений бора, алкенов, аренов, диенов и графита; sp-гибридизация у соединений бериллия, алкинов и карбина. Геометрия молекул названных веществ.
Полимеры органические и неорганические. Полимеры. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений: «мономер», «полимер», «макромолекула», «структурное звено», «степень полимеризации», «молекулярная масса». Способы получения полимеров: реакции полимеризации и поликонденсации. Строение полимеров: геометрическая форма макромолекул, кристалличность и аморфность, стереорегулярность. Полимеры органические и неорганические. Каучуки. Пластмассы. Волокна. Биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты. Неорганические полимеры атомного строения (аллотропные модификации углерода, кристаллический кремний, селен и теллур цепочечного строения, диоксид кремния и др.) и молекулярного строения (сера пластическая и др.).
Теория строения химических соединений А.М. Бутлерова. Предпосылки создания теории строения химических соединений: работы предшественников (Ж.Б. Дюма, Ф. Велер, Ш.Ф. Жерар, Ф.А. Кекуле), съезд естествоиспытателей в Шпейере. Личностные качества А.М. Бутлерова.
Основные положения теории химического строения органических соединений и современной теории строения. Изомерия в органической и неорганической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических и неорганических веществ.
Основные направления развития теории строения органических соединений (зависимость свойств веществ не только от химического, но и от их электронного и пространственного строения). Индукционный и мезомерный эффекты. Стереорегулярность.
Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии. Диалектические основы общности периодического закона Д.И. Менделеева и теории строения А.М. Бутлерова в становлении (работы предшественников, накопление фактов, участие в съездах, русский менталитет), предсказании (новые элементы — Ga, Se, Ge и новые вещества — изомеры) и развитии (три формулировки).
Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Типы дисперсных систем и их значение в природе и жизни человека. Дисперсные системы с жидкой средой: взвеси, коллоидные системы, их классификация. Золи и гели. Эффект Тиндаля. Коагуляция. Синерезис. Молекулярные и истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов.
Расчетные задачи. 1. Расчеты по химическим формулам. 2. Расчеты, связанные с понятиями «массовая доля» и «объемная доля» компонентов смеси. 3. Вычисление молярной концентрации растворов.
Демонстрации. Модели кристаллических решеток веществ с различным типом связей. Модели молекул различной геометрии. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. Модели молекул изомеров структурной и пространственной изомерии. Свойства толуола. Коллекция пластмасс и волокон. Образцы неорганических полимеров: серы пластической, фосфора красного, кварца и др. Модели молекул белков и ДНК. Образцы различных систем с жидкой средой. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
Лабораторные опыты. 1. Свойства гидроксидов элементов 3-го периода. 2. Ознакомление с образцами органических и неорганических полимеров.
Тема 3
Химические реакции (21 ч)
Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Понятие о химической реакции; ее отличие от ядерной реакции. Реакции, идущие без изменения качественного состава веществ: аллотропизация, изомеризация и полимеризация. Реакции, идущие с изменением состава веществ: по числу и составу реагирующих и образующихся веществ (разложения, соединения, замещения, обмена); по изменению степеней окисления элементов (окислительно-восстановительные реакции и неокислительно-восстановительные реакции); по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические); по фазе (гомо- и гетерогенные); по направлению (обратимые и необратимые); по использованию катализатора (каталитические и некаталитические); по механизму (радикальные и ионные); по виду энергии, инициирующей реакцию (фотохимические, радиационные, электрохимические, термохимические). Особенности классификации реакций в органической химии.
Вероятность протекания химических реакций. Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия и экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Теплота образования. Понятие об энтальпии. Закон Г.И. Гесса и следствия из него. Энтропия. Энергия Гиббса. Возможность протекания реакций в зависимости от изменения энергии и энтропии.
Скорость химических реакций. Понятие о скорости реакции. Скорость гомо- и гетерогенной реакции. Энергия активации. Элементарные и сложные реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ; температура (закон Вант-Гоффа); концентрация (основной закон химической кинетики); катализаторы. Катализ: гомо- и гетерогенный; механизм действия катализаторов. Ферменты. Их сравнение с неорганическими катализаторами. Ферментативный катализ, его механизм. Ингибиторы и каталитические яды. Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ.
Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность химического равновесия. Константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление и температура. Принцип Ле Шателье.
Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизм диссоциации веществ с различным типом химической связи. Свойства ионов. Катионы и анионы. Кислоты, соли, основания в свете электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации, ее зависимость от природы электролита и его концентрации. Константа диссоциации. Ступенчатая диссоциация электролитов. Реакции, протекающие в растворах электролитов. Произведение растворимости.
Водородный показатель. Диссоциация воды. Константа диссоциации воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель рН. Среды водных растворов электролитов. Значение водородного показателя для химических и биологических процессов.
Гидролиз. Понятие «гидролиз». Гидролиз органических соединений (галогеналканов, сложных эфиров, углеводов, белков, АТФ) и его значение. Гидролиз неорганических веществ. Гидролиз солей — три случая. Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза.
Расчетные задачи. 1. Расчеты по термохимическим уравнениям. 2. Вычисление теплового эффекта реакции по теплотам образования реагирующих веществ и продуктов реакции. 3. Определение рН раствора заданной молярной концентрации. 4. Расчет средней скорости реакции по концентрациям реагирующих веществ. 5. Вычисления с использованием понятия «температурный коэффициент скорости реакции». 6. Нахождение константы равновесия реакции по равновесным концентрациям и определение исходных концентраций веществ.
Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый, кислорода — в озон. Модели н-бутана и изобутана. Получение кислорода из пероксида водорода и воды; дегидратация этанола. Цепочка превращений Р → Р2О5 → Н3РО4; свойства соляной и уксусной кислот; реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды; свойства металлов; окисление альдегида в кислоту и спирта в альдегид. Реакции горения; реакции эндотермические на примере реакции разложения (этанола, калийной селитры, известняка или мела) и экзотермические на примере реакций соединения (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия этиленом, гашение извести и др.). Взаимодействие цинка с растворами соляной и серной кислот при разных температурах, при разных концентрациях соляной кислоты; разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV), катал азы сырого мяса и сырого картофеля. Взаимодействие цинка с различной поверхностью (порошка, пыли, гранул) с кислотой. Модель «кипящего слоя». Смещение равновесия в системе Fe3+ + 3CNS- ↔ Fe(CNS)3; омыление жиров, реакции этерификации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления. Сравнение свойств 0,1 Н растворов серной и сернистой кислот; муравьиной и уксусной кислот; гидроксидов лития, натрия и калия. Индикаторы и изменение их окраски в различных средах. Сернокислый и ферментативный гидролиз углеводов. Гидролиз карбонатов, сульфатов, силикатов щелочных металлов; нитратов цинка или свинца (II). Гидролиз карбида кальция.
Лабораторные опыты. 3. Получение кислорода разложением пероксида водорода и (или) перманганата калия. 4. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды для органических и неорганических кислот. 5. Использование индикаторной бумаги для определения рН слюны, желудочного сока и других соков организма человека. 6. Разные случаи гидролиза солей.
Тема 4
Вещества и их свойства (33 ч)
Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация. Основания, их классификация. Соли средние, кислые, основные и комплексные.
Классификация органических веществ. Углеводороды и классификация веществ в зависимости от строения углеродной цепи (алифатические и циклические) и от кратности связей (предельные и непредельные). Гомологический ряд. Производные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, нитросоединения, амины, аминокислоты.
Металлы. Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева и строение их атомов. Простые вещества — металлы: строение кристаллов и металлическая химическая связь. Аллотропия. Общие физические свойства металлов. Ряд стандартных электродных потенциалов. Общие химические свойства металлов (восстановительные свойства): взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), с водой, кислотами и солями в растворах, органическими соединениями (спиртами, галогеналканами, фенолом, кислотами), со щелочами. Значение металлов в природе и в жизни организмов.
Коррозия металлов. Понятие «коррозия металлов». Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии.
Общие способы получения металлов. Металлы в природе. Металлургия и ее виды: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Электролиз расплавов и растворов соединений металлов и его практическое значение.
Переходные металлы. Железо. Медь, серебро; цинк, ртуть; хром, марганец (нахождение в природе; получение и применение простых веществ; свойства простых веществ; важнейшие соединения).
Неметаллы. Положение неметаллов в периодической системе Д.И. Менделеева, строение их атомов. Электроотрицательность. Инертные газы. Двойственное положение водорода в периодической системе. Неметаллы — простые вещества. Их атомное и молекулярное строение. Аллотропия и ее причины. Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства неметаллов в реакциях со фтором, кислородом, сложными веществами-окислителями (азотной и серной кислотами и др.).
Водородные соединения неметаллов. Получение их синтезом и косвенно. Строение молекул и кристаллов этих соединений. Физические свойства. Отношение к воде. Изменение кислотно-основных свойств в периодах и группах.
Несолеобразующие и солеобразующие оксиды.
Кислородные кислоты. Изменение кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах. Зависимость свойств кислот от степени окисления неметалла.
Кислоты органические и неорганические. Кислоты в свете протолитической теории. Сопряженные кислотно-основные пары. Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами, с основными оксидами, с амфотерными оксидами и гидроксидами, с солями, образование сложных эфиров. Особенности свойств концентрированной серной и азотной кислот. Особенности свойств уксусной и муравьиной кислот.
Основания органические и неорганические. Основания в свете протолитической теории. Классификация органических и неорганических оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина.
Амфотерные органические и неорганические соединения. Амфотерные соединения в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов некоторых металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами. Понятие о комплексных соединениях. Комплексообразователь, лиганды, координационное число, внутренняя сфера, внешняя сфера. Амфотерность аминокислот: взаимодействие аминокислот со щелочами, кислотами, спиртами, друг с другом (образование полипептидов), образование внутренней соли (биполярного иона).
Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетические ряды металла (на примере кальция и железа), неметалла (на примере серы и кремния), переходного элемента (на примере цинка). Генетические ряды и генетическая связь в органической химии (для соединений, содержащих два атома углерода в молекуле). Единство мира веществ.
Расчетные задачи. 1. Вычисление массы или объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси. 2. Вычисление массы исходного вещества, если известен практический выход и массовая доля его от теоретически возможного. 3. Вычисления по химическим уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. 4. Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов. 5. Определение молекулярной формулы газообразного вещества по известной относительной плотности и массовым долям элементов. 6. Нахождение молекулярной формулы вещества по массе (объему) продуктов сгорания. 7. Комбинированные задачи.
Демонстрации. Коллекция «Классификация неорганических веществ» и образцы представителей классов. Коллекция «Классификация органических веществ» и образцы представителей классов. Модели кристаллических решеток металлов. Коллекция металлов с разными физическими свойствами. Взаимодействие: а) лития, натрия, магния и железа с кислородом; б) щелочных металлов с водой, спиртами, фенолом; в) цинка с растворами соляной и серной кислот; г) натрия с серой; д) алюминия с иодом; е) железа с раствором медного купороса; ж) алюминия с раствором едкого натра. Оксиды и гидроксиды хрома, их получение и свойства. Переход хромата в бихромат и обратно. Коррозия металлов в зависимости от условий. Защита металлов от коррозии: образцы «нержавеек», защитных покрытий. Коллекция руд. Электролиз растворов солей. Модели кристаллических решеток иода, алмаза, графита. Аллотропия фосфора, серы, кислорода. Взаимодействие: а) водорода с кислородом; б) сурьмы с хлором; в) натрия с иодом; г) хлора с раствором бромида калия; д) хлорной и сероводородной воды; е) обесцвечивание бромной воды этиленом или ацетиленом. Получение и свойства хлороводорода, соляной кислоты и аммиака. Свойства соляной, разбавленной серной и уксусной кислот. Взаимодействие концентрированных серной, азотной кислот и разбавленной азотной кислоты с медью. Реакция «серебряного зеркала» для муравьиной кислоты. Взаимодействие раствора гидроксида натрия с кислотными оксидами (оксидом углерода (IV)), амфотерными гидроксидами (гидроксидом цинка). Взаимодействие аммиака с хлороводородом и водой. Аналогично для метиламина. Взаимодействие аминокислот с кислотами и щелочами. Осуществление переходов: Са → СаО → Са(ОН)2; Р → Р2О5 → Н3РО4 → Са3(РО4)2; Си → СиО → CuSO4 → Си(ОН)2 → СиО → Си; С2Н5ОН → С2Н4 → С2Н4Вг2.
Лабораторные опыты. 7. Ознакомление с образцами представителей разных классов неорганических веществ. 8. Ознакомление с образцами представителей разных классов органических веществ. 9. Ознакомление с коллекцией руд. 10. Сравнение свойств кремниевой, фосфорной, серной и хлорной кислот; сернистой и серной кислот; азотистой и азотной кислот. 11. Свойства соляной, серной (разб.) и уксусной кислот. 12. Взаимодействие гидроксида натрия с солями, сульфатом меди (II) и хлоридом аммония. 13. Разложение гидроксида меди (II). Получение гидроксида алюминия и изучение его амфотерных свойств.
Тема 5
Химический практикум (10/12 ч)1
1. Получение, собирание и распознавание газов и изучение их свойств. 2. Скорость химических реакций, химическое равновесие. 3. Сравнение свойств неорганических и органических соединений. 4. Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз». 5. Решение экспериментальных задач по неорганической химии. 6. Решение экспериментальных задач по органической химии. 7. Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ. 8. Распознавание пластмасс и волокон.
Тема 6
Химия и общество (9 ч)
Химия и производство. Химическая промышленность, химическая технология. Сырье для химической промышленности. Вода в химической промышленности. Энергия для химического производства. Научные принципы химического производства. Защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве. Основные стадии химического производства (аммиака и метанола). Сравнение производства этих веществ.
Химия и сельское хозяйство. Химизация сельского хозяйства и ее направления. Растения и почва, почвенный поглощающий комплекс (ППК). Удобрения и их классификация. Химические средства защиты растений. Отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними. Химизация животноводства.
Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды. Охрана гидросферы от химического загрязнения. Охрана почвы от химического загрязнения. Охрана атмосферы от химического загрязнения. Охрана флоры и фауны от химического загрязнения. Биотехнология и генная инженерия.
Химия и повседневная жизнь человека. Домашняя аптечка. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми. Средства личной гигиены и косметики. Химия и пища. Маркировка упаковок пищевых продуктов и промышленных товаров и умение их читать. Экология жилища. Химия и генетика человека.
Демонстрации. Модели производства серной кислоты и аммиака. Коллекция удобрений и пестицидов. Образцы средств бытовой химии и лекарственных препаратов. Коллекции средств гигиены и косметики, препаратов бытовой химии.
Лабораторные опыты. 14. Ознакомление с коллекцией удобрений и пестицидов. 15. Ознакомление с образцами средств бытовой химии и лекарственных препаратов, изучение инструкций к ним по правильному и безопасному применению.
Требования к уровню подготовки
Ученик должен знать:
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, атомная и молекулярная масса, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, Электроотрицательность, валентность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи электролитической диссоциации;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная, кислоты, щёлочи, аммиак, минеральные удобрения;
Ученик должен уметь:
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединениях, окислитель и восстановитель;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в ПСХЭ; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни :
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту, на производстве;
экологически грамотного поведения в о.с.;
оценки влияния химического загрязнения о.с. на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол=во часов |
1 | Раздел 1. «Современные представления о строении атома» +1 час контрольная работа | 10 |
2 | Раздел 2. «Строение вещества» 1 час практическая работа +1 час контрольная работа | 23 |
3 | Раздел 3. « Химические реакции» +2 часа практическая работа + 1 час контрольная работа | 24 |
4 | Раздел №4 «Вещества и их свойства» +4 часа практическая работа | 20 |
5 | Раздел №5 «Металлы и неметаллы» 1 час практическая работа +2 часа контрольная работа | 22 |
6 | Раздел №6 «Химия в жизни общества» | 6 |
| Итого: практических 8 часов и контрольных 5 часов. | 105 |
Приложение
Оценочный лист:
№ п/п | Форма контроля | Назначение | Источник |
1 | Контрольная работа №1 «Строение атома». | Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения каждым учащимся содержания темы « Атомы химических элементов, строение вещества» | Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс. Углубленный уровень» / О.С. Габриелян, Л.И. Асанова. - М.: Дрофа 2016г. |
2 | Контрольная работа №2 «Химическая связь». | Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения каждым учащимся содержания темы « химическая связь» | Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс. Углубленный уровень» / О.С. Габриелян, Л.И. Асанова. - М.: Дрофа 2016г. |
3 | Контрольная работа №3 «Химическая реакции». | Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения каждым учащимся содержания темы « химические реакции» | Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс. Углубленный уровень» / О.С. Габриелян, Л.И. Асанова. - М.: Дрофа 2016г. |
4 | Контрольная работа №4 «Металлы». | Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения каждым учащимся содержания темы « Металлы» | Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс. Углубленный уровень» / О.С. Габриелян, Л.И. Асанова. - М.: Дрофа 2016г. |
5 | Контрольная работа №5 «Неметаллы». | Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения каждым учащимся содержания темы « Неметаллы» | Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс. Углубленный уровень» / О.С. Габриелян, Л.И. Асанова. - М.: Дрофа 2016г. |
Шкала оценивания практической работы по химии (решение экспериментальных задач) Отметка | Критерии оценивания |
| |
«5» | • план решения составлен правильно, верно сформулирована цель; • правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, работа проведена с соблюдением правил безопасности; • дано полное объяснение и сделаны выводы, |
«4» | • план решения составлен правильно, сформулирована цель; • правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах, уравнениях реакции/ допущена существенная ошибка |
«3» | план решения составлен правильно, сформулирована цель; • правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено 3-5 несущественных ошибок в объяснении и выводах, уравнениях реакции/ допущена две-три существенных ошибок |
«2» | ученик выполнил верно менее 50% всей работы • допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах. |
«1» | ученик не приступил к выполнению работы; ученик не предоставил работу на проверку учителю |
Календарно-тематическое планирование
Тематическое планирование курса общей химии составлено из расчета 3 ч в неделю, т.е. 105ч в год.
№ | Тема урока | кол-во часов | Лабораторная Практическая работы | Домашнее задание |
Раздел 1. «Современные представления о строении атома» | |
1 | Строение атома Атом – сложная частица. Вводный инструктаж по Т.Б. в каб химии | 1 | | §1 |
2 | Состояние электронов в атоме. | 1 | | §2,3 упр 3 стр 23 |
3 | Валентные возможности атомов химических элементов. | 1 | | §4 |
4 | Валентные возможности атомов химических элементов | 1 | | §4 упр 6 стр 25 |
5 | Периодический закон и периодическая система химических элементов. Строение атома. | 1 | | §5 |
6 | Периодический закон и периодическая система химических элементов. Строение атома. | | | §5 упр 6 стр 43 |
7 | Периодический закон и строение атома. | 1 | | §5 |
8. | Периодическая система химических элементов и строение атома. | 1 | | §5 упр 3 стр 43 |
9. | Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. | 1 | | §5 |
10 | Контрольная работа по теме Строение атома. | 1 | | |
Раздел 2. «Строение вещества» | |
11 | Строение вещества.Химическая связь. | 1 | | §6 |
12 | Ковалентная химическая связь. | 1 | | §6 |
13 | Ковалентная химическая связь. | 1 | | §6 |
14 | Ионная химическая связь. | 1 | | §6 упр 5 стр 56 |
15. | Металлическая связь. | 1 | | §6 |
16 | Водородная связь. | 1 | | §6 |
17 | Качественный и количественный состав вещества. | 1 | | §7 |
18 | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. | 1 | | §8 упр 2 стр 71 |
19 | Аллотропия. | 1 | | Записи в тетради |
20 | Единая природа химических связей. | 1 | | §6-8 |
21. | Гибридизация атомных орбиталей и геометрия молекул. | 1 | | §7 |
22 | Теория строения химических соединений А.М.Бутлерова | 1 | | §9 |
23 | Теория строения химических соединений А.М.Бутлерова | 1 | | §9 упр 6 стр 87 |
24 | Полимеры. Классификация полимеров. Лабораторная работа. | 1 | Лаб.раб. №1 Ознакомление с образцами органических и неорганических полимеров | §10 |
25. | Дисперсные системы. | 1 | | §8 |
26 | Растворы. | 1 | | §8 |
27 | Растворы. Лабораторная работа. | 1 | Лаб.раб.№2. Свойства гидроксидов 3-го периода | §8 |
28 | Агрегатные состояния вещества. | 1 | | §7-9 |
29 | Обобщение по теме: «Химическая связь». | 1 | | |
30 | Практическая работа. «Распознавание пластмасс и волокон». | 1 | Практическая работа №1 | |
31 | Решение задач по химическим формула. | 1 | | |
32 | Решение задач на растворы | 1 | | |
33 | Контрольная работа №2 по теме «Химическая связь». | 1 | | |
Раздел 3. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ | |
34. | Классификация химических реакций. | 1 | | §11 |
35 | Классификация химических реакций по тепловому эффекту. | 1 | | §11 |
36. | Расчеты по термохимическим уравнениям. | 1 | | §11 |
37 | Особенности реакций в неорганической химии. | 1 | | §11, |
38 | Особенности реакций в органической химии. | 1 | | §11, |
39 | Скорость химической реакции. | 1 | Д | §13 упр 5 стр 140 |
40 | Практическая работа. Скорость химической реакции. | 1 | Практическая работа №2 | §13 |
41 | Катализаторы. | 1 | Лаб.раб. №3 Получение кислорода реакциями разложения | §13 |
42 | Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. | 1 | | §14 упр 1,2, стр 147 |
43 | Реакции ионного обмена в водных растворах. Лабораторная работа | 1 | Лаб.раб. №4 Реакции ионного обмена. | §15 |
44 | Произведение растворимости. Лабораторная работа. | 1 | Лаб.раб. №5 Использование индикаторов для определения среды | §15, упр 10 стр 157 |
45 | Гидролиз неорганических соединений. Лабораторная работа. | 1 | Лаб.раб. №6 Гидролиз солей | § 16 упр 3 стр 174 |
46 | Практическая работа Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз». | 1 | Практическая работа №3 | |
47 | Гидролиз органических соединений. | 1 | | §16 |
48 | Гидролиз органических со-единений | 1 | | §16 |
49. | Ионные реакции. Гидролиз солей. | 1 | | §14 упр 1,2, стр 147 |
50 | Решение задач на определение рН раствора. | 1 | | §15 |
51 | Окислительно-восстановительные реакции. | 1 | | Записи в тетради |
52 | Окислительно-восстановительные реакции | 1 | | Записи в тетради |
53 | Окислительно-восстановительные реакции | 1 | | Записи в тетради |
54 | Электролиз растворов и расплавов. | 1 | | §16 |
55 | Электролиз растворов и рас-плавов. | 1 | | §16 |
56 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Химические реакции». | 1 | | повторить и подготовиться к контрольной работе |
57 | Контрольная работа №3 по теме: «Химические реакции». | 1 | | |
Раздел №4 Вещества и их свойства | |
58 | Классификация неорганических веществ. Лабораторная работа. | 1 | Лаб.раб. №7 Знакомство с образцами оксидов | §17 |
59 | Оксиды. Лабораторная работа. | 1 | Лаб.раб. №8 Сравнение свойств оксидов | §17 |
60 | Кислоты. Лабораторная работа. | 1 | Лаб.раб. №,9 Сравнение свойств кислот | §19-20 упр 4,6 стр 251 |
61 | Основания. Лабораторная работа. | 1 | Лаб.раб. №10 Взаимодействие гидроксида натрия с солями, основаниями. | §21 упр 2 стр 257 |
62 | Соли | 1 | | §22 упр 3 стр 262 |
63 | Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. | 1 | | §19-22 |
64 | Практическая работа Решение экспериментальных задач по неорганической химии. | 1 | Практическая работа №4 | |
65 | Классификация органических соединений. | 1 | | §21 |
66 | Классификация органических соединений. Лабораторнаяработа. | 1 | Лаб.раб. №11 Знакомство с образцами | §21 |
67 | Кислоты органические. | 1 | | §21 |
68 | Основания органические. | 1 | | §22 http://moodle.edu-nv.ru/ |
69 | Амфотерные органические вещества. Лабораторная работа. | 1 | Лаб.раб. №12 Разложение гидроксида меди | §23 http://moodle.edu-nv.ru/ |
70 | Практическая работа. Решение экспериментальных задач по органической химии. | 1 | Практическая работа №5 | |
71 | Практическая работа. Сравнение свойств неорганических и органических соединений. | 1 | Практическая работа №6 | |
72 | Практическая работа. Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. | 1 | Практическая работа №7 | http://moodle.edu-nv.ru/ |
73 | Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. | 1 | | http://moodle.edu-nv.ru/ |
74 | Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений | 1 | | |
75 | Решение задач на нахождение формулы органических соединений. | 1 | | |
76 | Решение задач на нахождение формулы органических со-единений. | 1 | | |
77 | Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. | 1 | | §23 |
Раздел №5 «Металлы и неметаллы» | |
78 | Металлы. Лабораторная работа. | 1 | Лаб.раб. №13 Знакомство с коллекцией руд | §18 |
79 | Металлы Электрохимический ряд напряжений металлов. | 1 | | §18 упр 7 стр 223 |
80 | Коррозия металлов. Способы защиты от коррозии. | 1 | | §18 упр 24,25 стр 225 |
81 | Общие способы получения металлов. | 1 | | §18 |
82 | Металлы побочных подгрупп | 1 | | §18 |
83 | Комплексные соединения. | 1 | | §18 |
84 | Решение расчетных задач по теме «Металлы». | 1 | | |
85 | Обобщение и систематизация темы. | 1 | | §21 упр 13 стр 224 |
86 | Контрольная работа по теме «Металлы». | 1 | | |
87 | Неметаллы и их свойства. Благородные газы. | 1 | | §19 |
88 | Неметаллы и их свойства. Благородные газы. | 1 | | §19 |
89 | Водород и его соединения. | 1 | | §19 |
90 | Общая характеристика галогенов. | 1 | | §19 |
91 | Общая характеристика гало-генов. | 1 | | §19 упр 5 стр 241 |
92 | Восстановительные свойства неметаллов. | 1 | | §19 |
93 | Подгруппа кислорода. | 1 | | §19 |
94 | Подгруппа фосфора и азота. | 1 | | §19 |
95 | Решение расчетных задач по теме «Неметаллы». | 1 | | |
96 | Решение расчетных задач по теме «Неметаллы». | 1 | | |
97 | Практическая работа. Получение, собирание и распознавание газов, изучение их свойств. | 1 | Практическая работа № 8 | |
98 | Обобщение и систематизация темы «Неметаллы». | 1 | | §19 упр 8 стр 241 |
99 | Контрольная работа по теме «Неметаллы». | 1 | | |
Раздел №6 «ХИМИЯ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА» 6часов | |
100 | Химия и производство. | 1 | | §24 |
101 | Химия и сельское хозяйство. Лабораторная работа. | 1 | Лаб.раб. №14 Ознакомление удобрениями | §25 |
102 | Химия и проблемы окружающей среды. | 1 | | §26 |
103 | Бытовые отходы. | 1 | | §27 |
104 | Химия и повседневная жизнь человека. Лабораторная работа. | 1 | Лаб.раб. №15 Ознакомление с образцами средств бытовой химии . | §27 |
105 | Химия и здоровье. | 1 | | |
1
20