СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

поурочное планирование по химии за курс 10 класса углубленный уровень.

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование химии»



Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса для 10 класса разработана на основе программы курса химии для 10 класса общеобразовательных учреждений (углубленного уровня) О.С. Габриеляна М: Дрофа 2017 и Примерной программы среднего общего образования по химии.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №1089

Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ№6» на 2019-2020 учебный год,

авторской программы О.С Габриелян в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ «СШ №6».

Программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и определяет распределение учебных часов по разделам предмета.

Программа содержит разделы, содержание учебного предмета, требование к уровню подготовки календарно-тематический план. Рабочая программа рассчитана на 105 часов; (3 часа в неделю), что соответствует Учебному плану МБОУ «СШ №6»

Химия 10 класс. Углубленный уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений/О.С.Габриелян – М: Дрофа 2011


Программа по химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений является логическим продолжением курса химии основной школы. Поэтому она разработана с опорой на курс химии 8-9 классов


цель обучения химии:

• освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях

органической химии;

• овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств органических веществ, оценки роли органической химии в развитии современных технологий и получении новых материалов; 1. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических

знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

2. воспитание убежденности в позитивной роли органической химии в жизни современного общества, необходимости химически

грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

3. применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и

на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью

Задачи:

Формирование знаний основ науки

Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления

Соблюдать правила техники безопасности

Развивать интерес к химии как возможной области будущей практической деятельности человека и окружающей среде.


Содержание учебного предмета


Введение (5)

Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.

Предпосылки создания теории строения: теория радикалов и теория типов, работы А. Кекуле, Э. Франкланда и А. М. Бутлерова, съезд врачей и естествоиспытателей в г. Шпейере. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере н-бутана и изобутана.

Электронное облако и орбиталь, их формы: s u p. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее разновидности. Водородная связь. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи.

Первое валентное состояние — sр3-гибридизация — на примере молекулы метана и других алканов. Второе валентное состояние — sp2-гибридизация — на примере молекулы этилена. Третье валентное состояние — sр-гибридизация — на примере молекулы ацетилена. Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них. Модель Гиллеспи для объяснения взаимного отталкивания гибридных орбиталей и их расположения в пространстве с минимумом энергии.

Демонстрации. Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них. Модели молекул СН4 и СН3ОН; С2Н2, С2Н4 и С6Н6; н-бутана. и отсутствие взаимодействия с диэтиловым эфиром. Коллекция полимеров, природных и синтетических каучуков, лекарственных препаратов, красителей. Шаростержневые и объемные моде ли молекул Н2, С12, N2, Н20, СН4. Шаростержневые и объемные модели СН4, С2Н4, С2Н2. Модель, выполненная из воздушных шаров, демонстрирующая отталкивание гибридных орбиталей.


Тема 1

Строение и классификация органических соединений (10ч)

Классификация органических соединений по строению «углеродного скелета»: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические (циклоалканы и арены) и гетероциклические. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры.

Номенклатура тривиальная, рациональная и ИЮПАК. Рациональная номенклатура как предшественник номенклатуры ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК: замещения, родоначальной структуры, старшинства характеристических групп (алфавитный порядок).

Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая. Биологическое значение оптической изомерии. Отражение особенностей строения молекул геометрических и оптических изомеров в их названиях.

Демонстрации. Образцы представителей различных классов органических соединений и шаростержневые или объемные модели их молекул. Таблицы «Название алканов и алкильных органических соединении различных классов. Модели молекул изомеров разных видов изомерии.


Тема 2

Химические реакции в органической химии (10ч)

Понятие о реакциях замещения. Галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов.

Понятие о реакциях присоединения. Гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации. Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Дегидрирование алканов. Дегидратация спиртов. Дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов и деполимеризации полимеров.

Реакции изомеризации. Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму. Понятие о нуклеофиле и электрофиле. Классификация реакций по типу реагирующих частиц (нуклеофильные и электрофильные) и принципу изменения состава молекулы. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Индуктивный и мезомерный эффекты. Правило Марковникова.

Расчетные задачи. 1. Вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного. 2. Комбинированные задачи.

Демонстрации. Взрыв смеси метана с хлором. Обесцвечивание бромной воды этиленом и ацетиленом. Получение фенолоформальдегидной смолы.

Деполимеризация полиэтилена. Получение этилена и этанола. Крекинг керосина. Взрыв гремучего газа. Горение метана или пропан-бутановой смеси).


Тема 3

Углеводороды (26)

Понятие об углеводородах.

Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Происхождение природных источников углеводородов. Риформинг, алкилирование и ароматизация нефтепродуктов. Экологические аспекты добычи, переработки и использования полезных ископаемых.

Алканы. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гидролиз карбида алюминия. Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о механизме (свободно-радикальном) реакций в правилах техники безопасности в быту и на производстве.

Алкены, Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов и спиртов. Поляризация сигма связи в молекулах алкенов на примере пропена. Понятие об индуктивности I-,I+) эффекте на примере молекулы пропена. Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование. и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств. Механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам. Окисление алкенов в «мягких» и «жестких» условиях.

Алкины. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Применение алкинов. Окисление алкинов. Особые свойства терминальных алкинов.

Алкадиены. Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства. Взаимное расположение сигма-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение. Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С. В. Лебедева. Особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными связями.

Циклоалканы. Понятие о циклоалканах и их свойствах. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6, С4Н8 и С5Н10, конформации С6Н12. Изомерия циклоалканов (по «углеродному скелету», цис-, транс-, межклассовая). Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства циклопропана, циклобутана.

Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение связей, номенклатура аренов, их полу- на электронную плотность сопряженного пи-облака в молекулах гомологов бензола на примере толуола. Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование и алкилирование. Применение бензола и его гомологов. Радикальное хлорирование бензола. Механизм и условия проведения реакции радикального хлорирования бензола. Каталитическое гидрирование бензола. Механизм реакций электрофильного замещения: галогенирования и нитрования бензола и его гомологов. Сравнение реакционной способности бензола и толуола в реакциях замещения. Ориентирующее действие группы атомов СН3— в реакциях замещения с участием толуола. Ориентанты I и II рода в реакциях замещения с участием аренов. Реакции боковых цепей алкилбензолов.

Расчетные задачи. 1. Нахождение молекулярнои формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. 2. Нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях. 3. Комбинированные задачи.

Демонстрации. Коллекция «Природные источники углеводородов». Сравнение процессов горения нефти и природного газа. Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Каталитический крекинг парафина. Растворение парафина в бензине и испарение растворителя из смеси. Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание). Разделение смеси бензин — вода с помощью делительной воронки.

Получение метана из ацетата натрия и гидроксида натрия. Модели молекул алканов — шаростержневые и объемные. Горение метана, пропан- бутановой смеси, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси метана с воздухом.

Шаростержневые и объемные модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов. Объемные модели молекул алкенов. Получение этена из этанола. Обесцвечивание этеном бромной воды. Обесцвечивание этеном раствора перманганата калия. Горение этена.

Получение ацетилена из карбида кальция. Физические свойства. Взаимодействие ацетилена с бромной водой. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия. Горение ацетилена. Взаимодействие ацетилена с раствором соли меди или серебра.

Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением л-связей. Деполимеризация каучука. Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением пи-связей. Коагуляция млечного сока каучуконосов (молочая, одуванчиков или фикуса).

Шаростержневые модели молекул циклоалка нов и циклогексана к раствору перманганата калия и бромной воде.

Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. Разделение с помощью делительной воронки смеси бензол — вода. Растворение в бензоле различных органических и неорганических (например, серы) веществ. Экстрагирование красителей и других веществ (например, иода) бензолом из водных растворов. Горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Получение нитробензола. Обесцвечивание толуолом подкисленного раствора перманганата калия и бромной воды.

Лабораторные опыты. 1. Построение моделей молекул алканов. 2. Сравнение плотности и смесей в бензине. 5. Получение ацетилена и его реакции с бромной водой и раствором перманганата калия.


Тема 4

Спирты и фенолы (8ч)

Спирты. Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксильных групп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола. Алкоголизм, его последствия. Профилактика алкоголизма.

Фенолы. Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Классификация фенолов. Сравнение кислотных свойств веществ, содержащих гидроксильную группу: воды, одно- и многоатомных спиртов, фенола. Электрофильное замещение в бензольном кольце. Применение производных фенола.

Расчетные задачи. Вычисления по термохимическим уравнениям.

Демонстрации. Физические свойства этанола,

Количественное вытеснение водорода из спирта натрием. Сравнение реакций горения этилового и пропилового спиртов. Сравнение скоростей взаимодействия натрия с этанолом, пропанолом-2, глицерином. Получение простого эфира. Получение сложного эфира. Получение этена из этанола. Растворимость фенола в воде при обычной и повышенной температуре. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. Реакция фенола с хлоридом железа (III). Реакция фенола с формальдегидом.

Лабораторные опыты. 6. Построение моделей молекул изомерных спиртов. 7. Растворимость спиртов с различным числом атомов углерода в воде. 8. Растворимость многоатомных спиртов в воде. 9. Взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди (И). 10. Взаимодействие водного раствора фенола с бромной водой.


Тема 5

Альдегиды. Кетоны (9 ч)

Строение молекул альдегидов и кетонов, их изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные представители альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации формальдегида с фенолом. Особенности строения и химических свойств кетонов. Нуклеофильное присоединение к карбонильным соединениям. Присоединение циановодорода и гидросульфита натрия. Взаимное влияние атомов в молекулах. Галогенирование альдегидов и кетонов.

Демонстрации. Шаростержневые модели молекул альдегидов и изомерных им кетонов. Окисление бензальдегида на воздухе. Реакция «серебряного зеркала». Окисление альдегидов гидроксидом меди (II).

Лабораторные опыты. 11. Построение моделей молекул изомерных альдегидов и кетонов. 12. Реакция «серебряного зеркала». 13. Окисление альдегидов гидроксидом меди (II). 14. Окисление бензальдегида кислородом воздуха.


Тема 6

Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры (11ч)


Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения. Химические свойства непредельных карбоновых кислот, обусловленные наличием л-связи в молекуле. Реакции электрофильного замещения с участием бензойной кислоты.

Сложные эфиры. Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров («углеродного скелета» и межклассовая). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции этерификации — гидролиза; факторы, влияющие на него. Жиры. Жиры — сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение жиров. Номенклатура и классификация жиров. Масла. Жиры в природе. Биологические функции жиров. Свойства жиров. Омыление жиров, получение мыла. Объяснение моющих свойств мыла. Гидрирование жидких жиров. Маргарин. Понятие о CMC. Объяснение моющих свойств мыла и CMC (в сравнении).

Решение расчетных задач на определение выхода продукта реакции (в %) от теоретически возможного, установление формулы и строения вешества.

Демонстрации. Знакомство с физическими свойствами некоторых карбоновых кислот: муравьиной, уксусной, пропионовой, масляной, щавелевой, лимонной, олеиновой, стеариновой, бензойной. Возгонка бензойной кислоты. Отношение различных карбоновых кислот к воде. Сравнение кислотности среды водных растворов муравьиной и уксусной кислот одинаковой молярности. Получение приятно пахнущего сложного эфира. Отношение к бромной воде и раствору перманганата калия предельной и непредельной карбоновых кислот. Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот. Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масла к водным растворам брома и перманганата калия.

Лабораторные опыты. 15. Построение моделей молекул изомерных карбоновых кислот и сложных эфиров. 16. Сравнение силы уксусной и соляной кислот в реакциях с цинком. 17. Сравнение растворимости в воде карбоновых кислот и их солей. 18. Взаимодействие карбоновых кислот с металлами, основными оксидами, основаниями, амфотерными гидроксидами и солями. 19. Растворимость жиров в воде и органических растворителях.

Экспериментальные задачи. 1. Распознавание растворов ацетата натрия, карбоната натрия, силиката натрия и стеарата натрия. 2. Распознавание образцов сливочного масла и маргарина. 3. Получение карбоновой кислоты из мыла.


Тема 7

Углеводы (8ч)


Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы.

Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.

Моносахариды. Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.

Дисахариды. Строение дисахаридов. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья.

Полисахариды. Крахмал и целлюлоза (сравнительная характеристика: строение, свойства, биологическая роль). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов. Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами — образование сложных эфиров.

Демонстрации. Образцы углеводов и изделий из них. Взаимодействие глюкозы с фуксинсернистой кислотой. Отношение растворов сахарозы и мальтозы (лактозы) к гидроксиду меди (II) при нагревании. Ознакомление с физическими свойствами целлюлозы и крахмала. Набухание целлюлозы и крахмала в воде. Получение нитрата целлюлозы.

Лабораторные опыты. 20. Ознакомление с физическими свойствами глюкозы. 21. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при обычных условиях и при нагревании. 22. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с аммиачным раствором оксида серебра. 23. Кислотный гидролиз сахарозы. 24. Качественная реакция на крахмал. 25. Знакомство с коллекцией волокон.

Экспериментальные задачи. 1. Распознавание растворов глюкозы и глицерина. 2. Определение наличия крахмала в меде, хлебе, маргарине.



Тема 8

Азотсодержащие органические соединения (12 ч)


Амины. Состав и строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами. Гомологический ряд ароматических аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов. Применение аминов.

Аминокислоты и белки. Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями. Взаимодействие аминозы с гидроксидом меди (II). Получение сахарата кальция. Реакция поликонденсации аминокислот. Синтетические волокна (капрон, энант и др.). Биологическая роль аминокислот. Применение аминокислот.

Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения.

Нуклеиновые кислоты. Общий план строения нуклеотидов. Понятие о пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры молекулы ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы животных и растений.

Демонстрации. Физические свойства метиламина. Горение метиламина. Взаимодействие анилина и метиламина с водой и кислотами. Отношение бензола и анилина к бромной воде. Окрашивание тканей анилиновыми красителями. Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот. Нейтрализация щелочи аминокислотой. Нейтрализация кислоты аминокислотой. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Качественные реакции на белки. Модели молекулы ДНК и различных видов молекул РНК. Образцы продуктов питания из трансгенных форм растений и животных; лекарств и препаратов, изготовленных с помощью генной инженерии.

Лабораторные опыты. 26. Построение моделей молекул изомерных аминов. 27. Смешиваемость анилина с водой.28. Образование солей аминов с кислотами. 29. Качественные реакции на белки.


Тема 9

Биологически активные вещества (6ч)


Витамины. Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Нормы потребления витаминов. Водорастворимые (на примере витамина С) и жирорастворимые (на примере витаминов А и D) витамины. Понятие об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах. Профилактика авитаминозов. Отдельные представители водорастворимых витаминов (С, РР, группы В) и жирорастворимых витаминов (A, D, Е). Их биологическая роль.

Ферменты. Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность. Зависимость активности фермента от температуры и рН среды. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами.

Гормоны. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот, полипептидные и белковые гормоны. Отдельные представители гормонов: эстрад иол, тестостерон, инсулин, адреналин.

Лекарства. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин. Безопасные способы применения, лекарственные формы. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии химиотерапии. Механизм действия некоторых лекарственных препаратов, строение молекул. Дисбактериоз. Наркотики, наркомания и ее профилактика.

Демонстрации. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины. Иллюстрации фотографий животных с различными формами авитаминозов. Сравнение скорости разложения Н202 под действием фермента (каталазы) и неорганических катализаторов (KI, FeCl3, Мп02). Плакат или кодограмма с изображением структурных формул эстрадиола, тестостерона, адреналина. Взаимодействие адреналина с раствором FeCl3. Белковая природа инсулина (цветные реакции на белки). Плакаты или кодограммы с формулами амидасульфаниловой кислоты, дигидрофолиевой и ложной дигидрофолиевой кислот, бензилпенициллина, тетрациклина, цефотаксима, аспирина.

Лабораторные опыты. 30. Обнаружение витамина А в растительном масле. 31. Обнаружение витамина С в яблочном соке. 32. Обнаружение витамина D в желтке куриного яйца. 33. Ферментативный гидролиз крахмала под действием амилазы. 34. Разложение пероксида водорода под действием каталазы. 35. Действие дегидрогеназы на метиленовый синий. 36. Испытание растворимости адреналина в воде и соляной кислоте. 37. Обнаружение аспирина в готовой лекарственной форме (реакцией гидролиза или цветной реакцией с сульфатом бериллия).

Практикум (10ч.)

  1. Качественный анализ органических соединений. 2. Углеводороды. 3. Спирты и фенолы. 4. Альдегиды и кетоны. 5. Карбоновые кислоты. 6. Углеводы. 7. Амины, аминокислоты, белки. 8. Идентификация органических соединений. 9. Действие ферментов на различные вещества.10 Анализ лекарственных препаратов (аспирина, парацетамола)



Требования к результатам усвоения учебного материала химии 10 класса

В результате изучения химии на углубленном уровне ученик должен
знать/понимать

  1. важнейшие химические понятия: вещество, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет. функциональная группа, изомерия, гомология:

  2. основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства
    состава, периодический закон,

  3. основные теории химии: химической связи, строения органических соединении.

  4. важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы,

уметь:

  1. называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре,

  2. определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, принадлежность веществ к различны классам органических соединений,

  3. характеризовать: общие химические свойства органических соединении; строение и химические свойства изученных органических соединении,

  4. объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения,

  5. выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ,

  6. проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернет);

  7. использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве:

  8. определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий:

  9. экологически грамотного поведения в окружающей среде.



Тематическое планирование

п/п

Тема

Кол=во часов

1

Раздел 1.Введение

5

2

Раздел 2.Строение и классификация органических соединений + 1 час контрольная работа

10

3

Раздел 3.Химические реакции в органической химии + 1 час контрольная работа

10

4

Раздел 4.Углеводороды +2 часа практическая работа +1 час контрольная работа

26

5

Раздел 5.Спирты и фенолы +1 час практическая работа

8

6

Раздел 6. Альдегиды и кетоны. + 1 час практическая работа +1 час контрольная работа

9

7

Раздел 7. Карбоновые кислоты +2 часа практическая работа +1 час контрольная работа

11

8

Раздел .8. Углеводы + 1 час практическая работа +1 час контрольная работа

8

9

Раздел 9. Азотсодержащие органические соединения + 3 час практическая работа + 1 час контрольная работа

12

10

Раздел 10. Биологически активные вещества +1 контрольная работа + 2 часа практическая работа

6


Итого: практических 12 часов и контрольных 7 часов.

105



























Приложение:


Оценочный лист:

п/п

Форма контроля

Назначение

Источник

1

Контрольная работа по теме

«Классификация химических реакций».

Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения каждым учащимся содержания темы «Классификация химических реакций».

2

Контрольная работа

по теме: «Химические реакции в органической химии».

Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения каждым учащимся содержания темы «Химические реакции в органической химии».

3

Контрольная работа № 3

по теме «Углеводороды».

Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения каждым учащимся содержания темы «Углеводороды».

4

Контрольная работа.

«Спирты. Фенолы. Карбонильные соединения».

Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения каждым учащимся содержания темы «Спирты. Фенолы. Карбонильные соединения».

5

Контрольная работа «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры».

Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения каждым учащимся содержания темы «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры».

6

Контрольная работа по теме:

«Углеводы».

Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения каждым учащимся содержания темы «Углеводы».

.

7

Контрольная работа. Итоговая

Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения каждым учащимся содержания темы « Итоговая»







Шкала оценивания практической работы по химии (решение экспериментальных задач) Отметка

Критерии оценивания



«5»

• план решения составлен правильно, верно сформулирована цель;

• правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, работа проведена с соблюдением правил безопасности;

• дано полное объяснение и сделаны выводы,

«4»

• план решения составлен правильно, сформулирована цель;

• правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах, уравнениях реакции/ допущена существенная ошибка

«3»

план решения составлен правильно, сформулирована цель;

• правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено 3-5 несущественных ошибок в объяснении и выводах, уравнениях реакции/ допущена две-три существенных ошибок

«2»


 ученик выполнил верно менее 50% всей работы

• допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.


«1»


 ученик не приступил к выполнению работы;

 ученик не предоставил работу на проверку учителю








Календарно-тематическое планирование:

№п/п

Тема урока


кол-во уроков

лабораторные, практические работы

Домашнее задания

Раздел 1.Введение


1


Предмет органической химии. Вводный инструктаж по Т.Б. в кааб. химии.

1


§1

2


Основные положения теории строения органических соединений.

1


§1

3


Строение атома углерода.

1


§2

4


Валентные состояния атома углерода.

1


§3

5


Вид гибридизации и форма молекул.

1


§3

Раздел 2.Строение и классификация органических


6

Классификация органических соединений.

1


§4

7.

Классификация органических соединений.

1


§4

8.

Номенклатура органических соединений.

1


§4

9.

Номенклатура органических соединений.

1

Лабораторная работа Изготовление моделей молекул веществ – представителей различных классов органических соединений

§5

10

Изомерия органических соединений.

1


§6

11

Изомерия органических соединений.

1


§6

12

Решение задач на вывод формул органических веществ.

1


§6 подготовиться к тестовой работе по изомерам

13

Решение задач на вывод формул органических веществ.

1


 

14

Повторение и обобщение изученного материала.

1


 

15

Контрольная работа по теме

«Классификация химических реакций».

1


 

Раздел 3.Химические реакции в органической химии


16

Типы химических реакций в органической химии.

1


§7

17

Классификация реакций в органической химии.

1


§8 упр4 стр 55 (хим)

18

Классификация органических реакций.

1


§8 упр 1 стр 55 (хим)

19

Способы разрыва связей.

1


§8,9

20

Электронные эффекты в молекулах органических веществ

1


§9,8

21

Электронные эффекты в молекулах органических веществ

1


§9,8

22

Взаимное влияние атомов.

1


§9

23

Решение задач на выход продукта реакции.

1


 

24

Решение задач разных типов.

1


 

25

Контрольная работа

по теме:

«Химические реакции в органической химии».

1


 

Раздел 4.Углеводороды


26

Алканы.

Лабораторная работа.

1

Лабораторная работа Построение моделей алканов.

§10

27

Химические свойства алканов.

Лабораторная работа.

1

Лабораторная работа смешиваемость воды и углеводородов.

§10

28

Применение и получения алканов.

1


§11 упр 5 стр 81(х) упр 8 стр 32

29

Решение задач и упражнений по теме «Алканы».

1


 

30

Практическая работа «Качественный анализ органических соединений».


1

Практическая работа №1«Качественный анализ органических соединений


 

31

Циклоалканы.

1


§12

32


Алкены.

Лабораторная работа.

1

Лабораторная работа Построение моделей молекул алкенов


§13 химические свойства

33

Химические свойства алкенов.

Лабораторная работа.

1

Лабораторная работа Обнаружение алкенов

§13,14

34

Применение и способы получения алкенов.


1


§14

35

Решение задач и упражнений по теме «Алкены»

1


 

36

Практическая работа «Получение этилена и изучение его свойств».


1

Практическая работа №2 Получение этилена и изучение его свойств


 

37

Алкадиены.

1


§15

38

Свойства и получение алкадиенов.

1


§14 (х) п.7

39

Основные понятия химии высокомолекулярных соединений.

1


§14

40

Алкины.

1

Лабораторная работа Получение ацетилена и его реакции с бромной водой и раствором перманганата калия.

§13 выписать химические свойства алкинов

41

Химические свойства алкинов.

Лабораторная работа.

1

Лабораторная работа Получение ацетилена и его реакции с бромной водой и раствором перманганата калия.

§13

42

Решение задач на вывод формулы вещества по продуктам их сгорания.

1


 

43

Ароматические углеводороды.

1


§16

44

Изомерия и номенклатура гомологов бензола. Получение.

1


§17,упр 4 стр 55 для хим п.16 упр 9 стр 137

45

Химические свойства аренов.

1


§17 свойства бензола и качественные реакции

46

Решение задач и упражнений по теме «Арены».

1


хим §16 упр 8 стр 137, п.8

47

Природные источники УВ.

1


§10-для хим п.8

48

Генетическая связь между классами углеводородов.

1


 

49

Генетическая связь между классами углеводородов.

1


П.14

50

Обобщение темы «Углеводороды».

1


 

51

Контрольная работа № 3

по теме

«Углеводороды».

1


 

Раздел 5.Спирты и фенолы


52

Предельные одноатомные спирты.

Лабораторная работа.

1

Лабораторная работа Построение моделей молекул изомерных спиртов.

§17 упр 5 стр 154(для хим) п.9 упр8 стр 74

53

Спирты: состав, классификация, строение.

Лабораторная работа.

1

Лабораторная работа Растворимость многоатомных спиртов.


§17

54

Химические свойства предельных одноатомных спиртов.

Лабораторная работа.

1

Лабораторная работа Взаимодействие с гидроксидом меди

§17, п.9 (физ)

55

Получение предельных одноатомных спиртов.

1


§17,18

56

Многоатомные спирты.


1


§17

57

Фенолы.


1


§18,п.10(физ)записать применение многоатомных спиртов и фенола

58

Химические свойства фенола.

Лабораторная работа.

1

Лабораторная работа Взаимодействие фенола с бромной водой

§18,п.10(физ)

59

Практическая работа «Спирты».

1

Практическая работа №3

 

Раздел 6. Альдегиды и кетоны.


60

Альдегиды.

Лабораторная работа.

1

Лабораторная работа Построение моделей молекул альдегидов

§19,п.11

61

Химические свойства альдегидов.

Лабораторная работа.

1

Лабораторная работа Реакция «серебряного зеркала»

§19упр 5.6,10 стр 174 (хим),п.11(конспект хим. свойств)

62

Химические свойства альдегидов и кетонов.

Лабораторная работа.

1

Лабораторная работа Окисление альдегидов гидроксидом меди.

§19-20 упр 16 стр 190(хим), п.11

63

Химические свойства кетонов.

Лабораторная работа.

1

Лабораторная работа Окисление альдегидов

П.11

64

Получение карбонильных соединений.

1


§20(хим)

65

Практическая работа «Альдегиды и кетоны».

1

Практическая работа №4


 

66

Систематизация и обобщение знаний о спиртах, фенолах, альдегидах и кетонах

1


§20

67

Систематизация и обобщение знаний о спиртах, фенолах, альдегидах и кетонах

1


http://moodle.edu-nv.ru/

68

Контрольная работа.

Спирты. Фенолы. Карбонильные соединения.

1


 

Раздел 7. Карбоновые кислоты


69

Карбоновые кислоты.

Лабораторная работа.

1

Лабораторная работа Построение моделей молекул карбоновых кислот

§21 http://moodle.edu-nv.ru/

70

Одноосновные карбоновые кислоты.

Лабораторная работа.

1

Лабораторная работа Сравнение силы кислот уксусной и соляной кислот.

§21http://moodle.edu-nv.ru/

71

Химические свойства карбоновых кислот.

Лабораторная работа.

1

Лабораторная работа Сравнение растворимости в воде карбоновых кислот

§21

72

Химические свойства непредельных одноосновных карбоновых кислот.

Лабораторная работа.

1

Лабораторная работа Взаимодействие карбоновых кислот с металлами

§21

73

Получение карбоновых кислот.

1


§21

74

Сложные эфиры. Жиры.

Лабораторная работа.

1

Лабораторная работа Растворимость жиров в воде.

§22

75

Соли карбоновых кислот. Мыла.

Лабораторная работа.

1


§22

76

Практическая работа «Карбоновые кислоты».


1

Практическая работа №5


 

77

Решение экспериментальных задач по распознаванию карбоновых кислот и их солей.

1

Практическая работа №6


 

78

Систематизация и обобщение знаний по теме: «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры».

1


 

79

Контрольная работа

«Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры».

1


 

Раздел .8. Углеводы


80

Углеводы.

Лабораторная работа.

1

Лабораторная работа Знакомство со свойствами глюкозы

§22

81

Моносахариды: глюкоза и фруктоза.

Лабораторная работа.

1

Лабораторная работа Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди

§23 упр 2,3,5 стр 205-206(хим) ,физ-п.14 упр 9 стр 190

82

Моносахариды: рибоза и дезоксирибоза.

Лабораторная работа.

1

Лабораторная работа Взаимодействие глюкозы с оксидом серебра

§23

83

Дисахариды.

Лабораторная работа.

1

Лабораторная работа гидролиз сахарозы

§24 упр 5 стр 211(хим) п 15 упр 3 стр 116(физ)

84

Полисахариды: крахмал и целлюлоза.

Лабораторная работа.

1

Лабораторная работа Качественная реакция на крахмал.

§24

85

Систематизация и обобщение знаний по теме «Углеводы».

Лабораторная работа.

1

Лабораторная работа Знакомство с волокнами

§22-24

86

Практическая работа «Углеводы».


1

Практическая работа№7 «Углеводы»

 

87

Контрольная работа по теме:

«Углеводы».

1


 

Раздел 9. Азотсодержащие органические соединения


88

Амины.

Лабораторная работа.

1

Лабораторная работа Построение молекул моделей

§25упр 4.8.9 стр 220 ф- п.16

89

Химические свойства аминов и способы получения.

Лабораторная работа.

1

Лабораторная работа Получение аминов.

§25

90

Аминокислоты.

Лабораторная работа.

1

Лабораторная работа Амины.

§25

91

Белки.

Лабораторная работа.

1

Лабораторная работа Качественная реакция на белки

§26

92

Белки.

1


§27

93

Практическая работа «Амины. Аминокислоты».


1

Практическая работа №8

«Аминокислоты»

 

94

Шестичленные азотсодержащие гетероциклические соединения.



1


Записи в тетради

95

Практическая работа «Белки».

1

Практическая работа №9

«Белки»


 

96

Пятичленные азотсодержащие гетероциклические соединения.

1


Записи в тетради

97

Нуклеиновые кислоты.

1


§28

98

Практическая работа

«Идентификация органических веществ».

1

Практическая работа №10

 

99

Контрольная работа

Обобщение и систематизация знаний.

1


 

Раздел 10. Биологически активные вещества


100

Ферменты. Витамины.

Лабораторная работа.

1

Лабораторная работа Обнаружение витамина А, С, Д. Действие дегидрогеназы на метиленовый синий. Ферментативный гидролиз крахмала под амилазой.

Разложение пероксида водорода под действием каталазы.


§30-27

101

Гормоны. Лабораторная работа.

1

Лабораторная работа растворимость адреналина в воде

§31

102

Практическая работа «Действие ферментов на различные вещества».


1

Практическая работа № 11

«Действие ферментов на различные вещества»

 

103

Лекарства.

Лабораторная работа.

1

Лабораторная работа Обнаружение аспирина лекарствах

§32

104

Практическая работа «Анализ лекарственных препаратов».


1

Практическая работа №12 «Анализ лекарственных препаратов»

 

105

Контрольная работа. Итоговая

1


 





17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!