Урок 4
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ (урок-игра)
Цели деятельности педагога: создать условия для усвоения младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения во время урока и перемены; способствовать развитию речи, коммуникативных способностей, умения анализировать рисунки, видеть в них самое главное.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении, соблюдать правила поведения во время урока и перемены; получат возможность научиться избегать опасных участков в житейских ситуациях.
Метапредметные:
Регулятивные: планирование – организовывать свою деятельность, действовать согласно плану, предложенному учителем, а также планам, представленным в учебнике и рабочей тетради; осуществление учебных действий – понимать информацию, представленную в вербальной форме, определять основную и второстепенную информацию.
Познавательные: целеполагание – осознавать учебно-познавательную задачу; предметные – соблюдать морально-этические нормы поведения в школе, проявлять уважение к старшим.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач; управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: самоопределение – демонстрируют внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности.
Ход урока
I. Введение в тему урока.
Идут гурьбою школьники
С портфелями в руках,
Нетронуты тетрадки
И чисто в дневниках.
Они к звонку торопятся
И весело галдят…
Я. Аким
– Прозвенел звонок на урок… Что же дальше делать? Что нужно знать, чтобы учиться в школе? (Нужно знать правила поведения на уроках и на переменах.)
II. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику.
– Послушайте стихотворение Агнии Львовны Барто «Первый урок».
Прочитать может хорошо читающий ученик с листа.
– Давайте поможем девочке, научим её, как нужно себя вести.
2. Основные правила поведения.
– Итак, прозвенел звонок на первый урок. Есть ли какие-либо правила поведения перед уроком?
џ Прийти в школу заранее.
џ Поздороваться с учителем, обращаясь по имени и отчеству, затем с ребятами.
џ Если по какой-либо причине опоздали, то надо спросить у учителя разрешения войти в класс. Пройти очень тихо на своё рабочее место, не мешая остальным ребятам.
џ В начале урока молча поприветствовать учителя, встав из-за парты. Вставать надо дружно, соблюдая при этом тишину.
џ Сесть можно после разрешения учителя.
џ Если хочешь что-то сказать, подними руку.
– Вот сколько правил мы с вами уже определили. А теперь послушайте, что подготовили ваши одноклассники.
Учащиеся поочерёдно читают стихотворения о правилах поведения в школе.
Ты думал: школа – не вокзал,
Не страшно опоздать.
Но тех, кто в школу опоздал,
Она не станет ждать.
Хоть без колёс устроен класс,
Он далеко уйдёт за час.
* * *
Много пыли на дороге,
Много грязи на пути,
Вытирайте чище ноги
Перед тем, как в класс идти.
* * *
Как пришёл ты на урок –
На язык повесь замок,
Далеко не прячь ключи,
Там где надо – не молчи.
* * *
Учитель спросит – надо встать,
Когда он сесть позволит – сядь,
Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними.
– Как вы думаете, мы с вами все правила назвали? Ничего не забыли?
Чтение учителем стихотворения Б. Заходера «Перемена».
«Перемена, перемена!» –
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-льшая перемена!..
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки,
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи…
Словом, сделал всё, что мог!
Ну а тут – опять звонок…
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём!
– Ничего, – вздыхает Вова, –
На уроке отдохнём!
– Какие правила нарушил Вова? (Правила поведения на перемене.)
– Для чего нужна перемена? (Перемена нужна для того, чтобы подготовиться к следующему уроку и отдохнуть.)
– Давайте все вместе составим правила поведения на перемене. Для начала поработайте в паре: посоветуйтесь друг с другом.
Сообща ребята вырабатывают определённые правила поведения на перемене.
Физкультминутка
ВОРОНЫ
Вот под ёлочкой зелёной Скачут весело вороны – Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! | Прыгают на одной ноге, на другой, на обеих, подражая птицам. |
Целый день они летали, Спать ребятам не давали – Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! | Машут руками, кружатся с полуприседанием и подни- манием рук, произнося звукоподражание. |
Только к ночи умолкают, Вместе с нами засыпают. Кар-кар-кар! (Тихо.) | Руки, сложенные ладошками друг к другу, прикладывают к щеке – «заснули». |
III. Закрепление пройденного.
1. Работа по учебнику.
– Рассмотрите внимательно рисунки на странице учебника (с. 14). Какие правила поведения дети нарушают?
Ребята анализируют ситуации на рисунках, комментируют их.
2. Игра «Школьные предметы».
– Теперь давайте с вами поговорим о тех важных предметах, без которых на уроках очень сложно обойтись. Отгадайте загадки:
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец!
Да нельзя, я – школьный… (ранец).
Стальной конёк
По белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет.
(Ручка.)
Новый дом несу в руке,
Дверцы дома – на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
(Портфель, книги и тетради.)
Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями,
В строчках, на листочках,
Где станции на точках.
(Книга.)
Чёрный Ивашка –
Деревянная рубашка.
Где пройдётся,
Там след остаётся. (Карандаш.)
IV. Итог урока.
– О чём мы говорили сегодня на уроке? Узнали ли что-нибудь новое, интересное? Что, по-вашему, следует запомнить из всего того, что мы обсуждали сегодня?
Следующий урок проводится по итогам экскурсии в парк, для наблюдения за изменениями, происходящими в природе с приходом осени. Перед началом экскурсии ребята получают следующие задания: понаблюдать, какие деревья растут в парке, собрать в папку листья разных деревьев; рассмотреть, какого цвета небо, есть ли на нём облака.