Урок 3
МЫ – ШКОЛЬНИКИ (инсценирование)
Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с новым социальным статусом школьника, с понятиями школа, учитель, класс, развития речи, умения анализировать рисунки, использовать условные обозначения; способствовать развитию способности к самоанализу, самооценке, воспитанию аккуратности в обращении с учебными принадлежностями.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся объяснять понятия: школа, учитель, класс; ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении; получат возможность научиться различать нравственно-этические понятия.
Метапредметные:
Регулятивные: контроль и самоконтроль – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; коррекция – адекватно воспринимать информацию учителя или одноклассника, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия.
Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; предметные – знакомиться с новыми понятиями: «школа», «учитель», «класс»; описывать назначения различных школьных помещений; логические – строить рассуждения, высказываться в устной форме о значении школьных помещений.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – вступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в паре.
Личностные: смыслообразование – оценивают свой учебный труд, принимают оценки одноклассников, учителя; самоопределение – соблюдают правила поведения в школе, понимают важность здорового образа жизни, осознают личную ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.
Ход урока
I. Повторение изученного материала.
1. Беседа.
– О чём мы с вами говорили на предыдущем уроке? Что самое главное нужно ценить в человеке?
2. Игра «Представь себя и своего одноклассника».
– Ребята, как вы считаете, а нужно ли каждому из вас знать имена всех ребят, с которыми вы учитесь в одном классе? Почему вы так считаете?
– Давайте поиграем с вами в такую игру: вы называете своё имя, то есть представляетесь, и имя своего соседа по парте; потом встает он и представляется точно так же.
Выполнение задания.
– Какие имена у нас в классе встречаются редко? Какие повторяются? Каких имён больше всего?
II. Работа по теме урока.
1. Беседа.
– У вас разные имена, фамилии. Вы отличаетесь друг от друга и по внешним признакам, и по характеру. Есть ли что-то, что вас объ-единяет? (Мы учимся в одной школе, в одном классе. Мы теперь ученики, одноклассники.)
Здравствуй, школа! Первый класс!
Не узнать сегодня нас.
Взоры всех людей страны
Лишь на нас устремлены.
Посмотрите на меня:
Вот какой счастливый я!
В первый класс уже хожу,
Форму школьную ношу!
Стихотворение записано на доске. Его может прочитать учитель или хорошо читающий ученик. Другой вариант – чтение наизусть заранее подготовленным ребёнком.
– О каком важном и незабываемом событии говорится в стихотворении?
– Что важно для героя стихотворения? Чем он гордится? Вы согласны с ним? Что же такое школа? Класс? (Многозначное слово «класс»: класс – это и школьная комната для занятий, и группа ребят одного года обучения.)
2. Речевая разминка (рабочая тетрадь, с. 7).
– Продолжите предложение: «В школе я буду учиться…»
3. Работа с учебником (с. 9).
– Какой символ здесь изображён? Что он обозначает? (Это лупа. Значит, нам надо внимательно рассмотреть иллюстрации, понаблюдать.)
– Рассмотрите рисунки и расскажите с их помощью о школьных помещениях, их назначении. Как вы думаете, все ли школьные помещения изобразил художник или что-то забыл? (Например, библиотеку, гардероб, кабинет директора.)
Физкультминутка
ВЛЕВО-ВПРАВО!
Чтение стихотворения учащиеся сопровождают соответствующими движениями.
Буквой «Л» расставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки.
Наклонились влево-вправо,
Получается на славу!
Влево-вправо, влево-вправо…
4. Работа в тетради.
Ш Задание «Соображалки» (с. 7).
– Рассмотрите внимательно изображения. Когда используют подобные символические рисунки? (Подобные символы мы встречали на вывесках обувных мастерских, парикмахерских, кондитерских и т. д.) Подумайте, для чего их используют?
– Можно ли определить по рисункам на дверях, для чего предназначены эти комнаты? (Гармошка – кабинет музыки или актовый зал; термометр – медицинский кабинет; комнатное растение – живой уголок; мяч и скакалка – спортивный зал; молоток – мастерская; чашка и ложка – столовая или буфет; книга – библиотека; одежда – гардероб.)
Ш Задание «Творческая работа» (то же задание на с. 7).
– Представьте себе, что нашему классу поручили подобным образом отметить помещения в школе. Какие рисунки-вывески вы бы предложили?
Учащиеся выполняют задание, потом озвучивают свои предложения, комментируя выбор.
Ш Задание «Соображалки» (с. 8).
– Перечислите предметы, которые вы начали изучать в первом классе. (Учащиеся перечисляют.)
– Давайте подумаем, а можно ли обозначить эти предметы какими-либо символами, которые подсказали бы нам, чем нужно заниматься на этих уроках? (Варианты ответов.)
– Теперь посмотрите на те значки, которые предлагают нам авторы. Похожи ли они на те, что вы предложили? Дорисуйте значки, которых здесь не хватает.
Ш Самооценка деятельности (с. 8).
– Ребята, просмотрите ещё раз все задания, которые вы сегодня выполняли на уроке. А теперь оцените свою работу, закрасив соответствующий цветочек:
џ Первый, если вы работали быстро, всё сделали правильно, выполняли самостоятельно.
џ Второй, если работали правильно, но не так быстро.
џ Третий, если вы всё сделали правильно, но при этом вам помогали.
џ Четвёртый, если вы всё сделали быстро, но неправильно.
– Кто хочет попробовать проанализировать свою деятельность на уроке?
Желающий обязательно поощряется учителем, чтобы ребята не боялись оценивать себя реально. Главная задача – научить ребят находить в своей работе и положительное, и отрицательное, и учиться работать над собой.
III. Итог урока.
– О чём мы говорили сегодня на уроке? Что нового для себя узнали, чему научились?
– Давайте прочитаем стихотворение М. Бородицкой «Первоклассник» (учебник, с. 8).
– Как вы думаете, кто может завидовать первокласснику? А вам нравится ходить в школу? Почему?