СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование по литературному чтению в 1 классе по программе "Школа России".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочное планирование поможет учителю ориентироваться в учебном материале курса "Литературное чтение".

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование по литературному чтению в 1 классе по программе "Школа России".»

Поурочное планирование по литературному чтению 1 класс

п /п

Тема урока, тип урока

Элементы содержания

Вид контроля

Характеристика деятельности обучающихся

Примечание

Знакомство с учебником (1 час)

1.

Знакомство с книгой (обложка титульный лист, иллюстрации, оглавление). Выбор книги с помощью учителя из ряда предложенных. Знакомство с библиотекой.

(комбинированный)

ЧТ

Типы книг (изданий): книга- произведение, книга - сборник, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, открытого доступа к детским книгам в библиотеке

текущий

Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).

Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку); составлять краткий отзыв о прочитанной книге


Жили – были буквы (7 часов)

2.

Чтение вслух слогов, слов, предложений, постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами.

В. Данько «Загадочные буквы». (знакомство с новым материалом)

ЧТ



Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами вслух; интонирование простого предложения на основе знаков препинания.

текущий

Читать вслух слоги, слова, предложения; плавно читать целыми словами.

Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.


3.

Характеристика героя сказки. Описание героя.

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А».

(комбинированный)

АУД

Определение последовательности развития сюжетного действия (основных сюжетных линий), особенностей поведения героев и описания их автором; определение жанра художественных произведений

текущий

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.



4.

Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы.

Определение фрагмента для инсценирования. Освоение ролей. Выразительные средства для инсценирования.

С. Чёрный «Живая азбука» и Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет».

(комбинированный)

ЧТ

Инсценирование. Привлечение справочных материалов («Толковый словарь»).


текущий

Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.

Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям, участвовать в драматизации; передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты)



5.

Выразительное чтение прозаических и стихотворных произведений.

Средства выразительности. Прозаическая и стихотворная речь.

Г. Сапгир «Про медведя», М, Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?», «Живая азбука»

(комбинированный)

ЧТ

Средства выразительности (на практическом уровне): звукопись. Выделение их в тексте, определение значения в художественном тексте (с помощью учителя).

Прозаическая и стихотворная речь. Основы стихосложения: рифма (смысл).

текущий

Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.

Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного)



6.

Слова, словосочетания в тексте, отражающие мысли, чувства автора.

Проект «Буквы – герои сказок»

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».

(комбинированный)

ЧТ

Самостоятельное определение темы текста, главной мысли.

текущий

Определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу художественного произведения

Проект №2

7.

Определение темы своего высказывания. Определение главной мысли высказывания.

«Из старинных книг»

(знакомство с новым материалом)

КПР

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев, жанра произведения), использование в письменной речи выразительных средств языка ( синонимы, антонимы, сравнение) в мини – сочинениях типа текст - повествование, текст – описание, рассказ на заданную тему, отзыв.

текущий

Создавать письменный текст (рассказ, отзыв и др.): определять тему своего будущего письменного высказывания (о чём я бы хотел сказать).


8.

Слушание вопросов собеседника. Ответ на вопрос собеседника. Правила речевого общения. Вежливость-первое правило общения.

Проект «Создаём город букв» Повторение и обобщение по теме «Жили – были буквы».

(обобщающий)

КРО

Диалог, особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Нормы и формы речевого общения.


текущий

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета.

Учитывать в диалоге уровень владения собеседниками русским языком.

Брать на себя роль помощника детям другой национальности в выполнении речевых заданий на русском языке.


Проект № 3

Сказки, загадки, небылицы (7 часов)

9.

Анализ иллюстрации при помощи учителя. Подбор соответствующего фрагмента текста. Выделение опорных слов текста для рассказа, составление рассказа.

Е. Чарушин «Теремок».

(знакомство с новым материалом)

ЧТ

Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Выставка книг по теме.


текущий

Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации.

Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план.



10.

Пересказ текста.

Русская народная сказка «Рукавичка».

(комбинированный)

ЧТ

Подробный пересказ текста.

текущий

Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учётом всех сюжетных линий).


11.

Слушание фольклорных произведений: основная сюжетная линия.

Отражение в устном сочинении темы и главной мысли прочитанного произведения. Презентация высказывания окружающим.

Творческая работа: «Сочинение загадок».

Загадки.

(комбинированный)

АУД

Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения.

Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

текущий

Воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические, художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Конструировать устное сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения, выразительные средства языка.

Презентовать устное сочинение.

Творческая работа №1

12.

Цель и назначение заглавия произведения.

Творческая работа: «Сочинение небылиц».

Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».

(комбинированный)

ЧТ

Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его характером (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал своё произведение?»). Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя художественный текст.

текущий

Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Объяснять смысл заглавия произведения.

Творческая работа №2

13.

Как задать вопрос собеседнику: правила постановки вопроса. Выражение сомнения, огорчения, просьбы в вопросе. Чтение наизусть стихотворений.

Александр Сергеевич Пушкин. Отрывок из «Сказки о царе Салтане…»

(комбинированный)

КРО

Понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Нормы и формы речевого общения.


текущий

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета. Учитывать в диалоге уровень владения собеседниками русским языком. Брать на себя роль помощника детям другой национальности в выполнении речевых заданий на русском языке.

Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? почему? зачем?).


наизусть по выбору

14.

Обсуждение главной мысли произведения (коллективно, в парах).

Русская народная сказка «Петух и собака».

(закрепление)

ЧТ

Определение главной мысли произведения. Самостоятельное воспроизведение сюжета с использованием художественно-выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики по вопросам учителя, пересказ, рассказ по иллюстрациям. Высказывание своего отношения к художественному произведению.


текущий

Определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя).

Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учётом всех сюжетных линий).


15.

Жанры художественных произведений. Устное словесное рисование.

«Из старинных книг». Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки и небылицы».

(обобщающий урок)

АУД

Определение жанра художественных произведений.

Создание различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование,

текущий

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр.

Конструировать устное сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения, выразительные средства языка.

Презентовать устное сочинение.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу художественного произведения.


Апрель, апрель. Звенит капель! (5+1 час)

16.

Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы.

Чтение наизусть стихотворений.

А. Майков «Ласточка примчалась…», «Весна». А. Плещеев «Сельская песенка».

(знакомство с новым материалом)

ЧТ

Чтение художественного предложения с переходом на постепенное выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации.


текущий

Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.

наизусть по выбору

17.

Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя. Средства выразительности.

Т. Белозёрова «Подснежники», С. Маршака «Апрель». Сравнение.

(комбинированный)

АУД

Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения.

Средства выразительности (на практическом уровне): сравнение.

текущий

Воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические, художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова).

Оценивать свои эмоциональные реакции.

Наблюдать: находить в тексте сравнения.


18.

Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя. Средства выразительности.

Стихи – загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина.

(комбинированный)

АУД

Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения.

Средства выразительности (на практическом уровне): повтор.

текущий

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения.

Наблюдать: находить в тексте повторы.

Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного).



19.

Выразительные средства языка для высказывания. Структура высказывания. Презентация своего высказывания окружающим. Творческая работа «Сочинение литературных загадок».

Стихи – загадки Е. Трутневой, И. Токмаковой.

(комбинированный)

КПР

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, на заданную тему.

Средства выразительности (на практическом уровне): сравнение, олицетворение.

текущий

Наблюдать: находить в тексте сравнения.

Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного).

Создавать (устно) текст с учётом особенностей слушателей.

Творческая работа № 3.

20.

Правила речевого общения. Вежливость-первое правило общения.

Проект: «Составляем сборник загадок».

В. Берестов, Р. Сеф, Произведения из старинных книг.

(закрепление)

КРО

Выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Нормы и формы речевого общения.


текущий

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета.

Учитывать в диалоге уровень владения собеседниками русским языком. Брать на себя роль помощника детям другой национальности в выполнении речевых заданий на русском языке.


Проект №4

21.

Определение главной мысли высказывания на заданную тему (что важное я хотел бы сказать). Выразительные средства языка для высказывания. Презентация высказывания окружающим.

Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель!»

(обобщающий урок)

КРО

Монолог как форма речевого высказывания: отбор и использование изобразительно-выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, олицетворение, гипербола) для создания собственного устного высказывания; воплощение своих жизненных впечатлений в словесном образе; передача основной мысли текста в высказывании.


текущий

Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв) с учётом особенностей слушателей.

Брать на себя роль помощника детям другой национальности в выполнении речевых заданий на русском языке.



И в шутку и всерьёз (6+1)

22.

Выразительное чтение прозаических и стихотворных произведений.

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк», Г. Кружков «РРРЫ».

(знакомство с новым материалом)

ЧТ

Скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения; постепенное увеличение скорости чтения; орфоэпически и интонационно верное прочтение предложений при смысловом понимании разных по виду и типу текстов.


текущий

Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся.

Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.


23.

Выбор заголовка из предложенных учителем. Подбор заголовка текста учащимися класса.

Н. Артюхова «Саша – дразнилка».

(комбинированный)

ЧТ

Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его характером (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал своё произведение?»). Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя художественный текст.

текущий

Объяснять смысл заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса.

Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации.



24.

Чтение про себя текстов разных жанров.

К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет», О. Григорьев «Стук».

(комбинированный)

ЧТ

Орфоэпически и интонационно верное прочтение предложений при смысловом понимании разных по виду и типу текстов.

Привлечение справочных материалов («Толковый словарь»).


текущий

Читать про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст.



25.

Чтение вслух слогов, слов, предложений, постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами.

И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоварова «Кулинаки – пулинаки».

(комбинированный)

ЧТ

Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами вслух; скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения; постепенное увеличение скорости чтения.


текущий

Читать вслух слоги, слова, предложения; плавно читать целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся.


26.

Чтение вслух и про себя.

Определение фрагмента для чтения по ролям. Освоение различных ролей в тексте. Выразительные средства для чтения по ролям. Чтение отрывка наизусть.

К. Чуковский «Телефон». М. Пляцковский «Помощник».

(комбинированный)

ЧТ

Чтение художественного предложения с переходом на постепенное выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации.

Чтение по ролям.


текущий

Читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям.

Передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты).


отрывок наизусть

27.

Обсуждение главной мысли произведения (коллективно - сначала с помощью учителя): что хотел сказать автор, чем хотел поделиться.

« Из старинных книг».

(закрепление)

ЧТ

Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его характером (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал своё произведение?»). Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя художественный текст.

текущий

Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Объяснять смысл заглавия произведения.


28.

Текст и набор предложений. Художественный текст.

Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьёз».

(обобщающий урок)

ЧТ

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации текста: заголовок, абзац, автор. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.


текущий

Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Объяснять смысл заглавия произведения.


Я и мои друзья (5+1)

29.

Характеристика героя произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героя произведения (выбор их в тексте с помощью учителя).

Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок».

(знакомство с новым материалом)

ЧТ

Характеристика героя произведения с использованием художественно – выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет.

Характеристика героя по предложенному плану. Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт.


текущий

Давать характеристику героям и событиям.

Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации.



30.

Составление плана текста.

В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны».

(комбинированный)

ЧТ


Определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов.

текущий

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя).



31.

Определение темы и главной мысли прочитанного произведения, рассмотренной иллюстрации.

Проект: «Наш класс – дружная семья».

Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов «Если дружбой дорожить…», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня».

(комбинированный)

КРО

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, на заданную тему.

текущий

Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв) с учётом особенностей слушателей.

Проект № 5

32.

Устное сочинение в форме рассказа, отзыва.

С. Маршак «Хороший день».

(комбинированный)

КПР

Использование в речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини – сочинениях типа текст - повествование, текст – описание, рассказ на заданную тему, отзыв.

текущий

Определять тип высказывания (текст – повествование, текст – описание), отбирать целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста.


33.

Антиципация заголовка: предположение, о чём будет рассказываться в данном тексте.

С.М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу».

(закрепление)

ЧТ

Самостоятельное определение темы текста, главной мысли, структуры текста (главы, части; сборник произведений); деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его характером (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал своё произведение?»).

текущий

Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства.



34.

Слушание прозаических произведений: основной сюжет, главные герои.

«Из старинных книг». Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка». Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья».

(обобщающий урок)

АУД

Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; определение последовательности развития сюжетного действия (основных сюжетных линий), особенностей поведения героев и описания их автором; определение жанра художественных произведений

текущий

Воспринимать на слух прозаические художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.



О братьях наших меньших (5+1)

35.

Определение темы текста сначала с помощью учителя. Уточнение темы текста.

С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак…».

(знакомство с новым материалом)

ЧТ

Самостоятельное определение темы текста, главной мысли, структуры текста.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя художественный текст. Привлечение иллюстративно-изобразительных материалов.


текущий

Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации.




36.

Научно-популярный текст.

Отличие художественного текста от научно-популярного.

В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова

« Купите собаку», «Собаки».

(знакомство с новым материалом)

ЧТ

Виды текста: художественные, научно-популярные. Практическое сравнение различных видов текста. Подробный пересказ научно – популярного текста.


текущий

Сравнивать тексты (художественный, научно-популярный): определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства. Сравнивать произведения разных жанров.



37.

Восприятие научно-популярного текста: основное содержание (информация).

М. Пляцковский

« Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка», «Кошки».

(знакомство с новым материалом)

АУД

Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; определение последовательности развития сюжетного действия (основных сюжетных линий), особенностей поведения героев и описания их автором; определение жанра художественных произведений.

текущий

Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу художественного произведения.


38.

Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя.

В. Берестов «Лягушата», В. Лунин

«Никого не обижай», С. Михалков

« Важный совет».

(закрепление)

АУД

Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; определение последовательности развития сюжетного действия (основных сюжетных линий), особенностей поведения героев и описания их автором; определение жанра художественных произведений.

текущий

Воспринимать на слух поэтические художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.


39.

Подробный пересказ текста.

Определение главной мысли. Определение темы каждой части: деление текста на части. Выделение опорных слов фрагмента. Пересказ фрагмента текста.

Д. Хармс «Храбрый ёж», Н. Сладков «Лисица и Ёж». «Из старинных книг: С. Аксаков « Гнездо».

(комбинированный)

ЧТ

Самостоятельное воспроизведение сюжета с использованием художественно-выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики по вопросам учителя, пересказ, рассказ по иллюстрациям. Высказывание своего отношения к художественному произведению.


текущий

Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учётом всех сюжетных линий), выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения).




40.

Выразительные средства языка для письменного высказывания. Тип высказывания: текст – повествование, текст – описание. Структура письменного высказывания.

Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших».

(обобщающий урок)

КПР

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев, жанра произведения), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини – сочинениях типа текст - повествование, текст – описание, рассказ на заданную тему, отзыв.

текущий

Создавать письменный текст (рассказ, отзыв и др.): определять тему своего будущего письменного высказывания (о чём я бы хотел сказать).

Определять тип высказывания (текст – повествование, текст – описание), отбирать целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста.