СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование в 10-11 классах с углубленным изучением биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

При изучении биологии в 10 классе на профильном уровне, необходимо рационально планировать количество часов на освоение теоретических и практических аспектов общей биологии.

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование в 10-11 классах с углубленным изучением биологии»

Пояснительная записка


Нормативная база. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии, утвержденного Приказом Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Использована авторская программа среднего общего образования по биологии для 10-11 классов (профильный уровень) автора В.Б.Захарова, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся.

Рабочая программа составлена также на основе Рабочих программ по биологии (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, В.В. Пасечника, И.Н. Пономарёвой) / авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 3-е изд., перераб., доп. – М.: Планета, 2011. – 232с. – (Образовательный стандарт).

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет центрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Согласно действующему базисному плану рабочая программа для 10-11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 3 часа в неделю. Основу структурирования содержания курса биологии на профильном уровне составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень):

- освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

- овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

- воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.


Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на профильном уровне также лежит знание центрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.

Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования. Для реализации указанных подходов, включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с приведённым ниже перечнем. Часть лабораторных и практических работ включена в состав комбинированных уроков или уроков изучения нового материала.









СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

10 класс (102 часа, 3 часа в неделю)

Введение (1час)

Место учебного предмета «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства живого и взаимозависимости биосферы Земли.

РАЗДЕЛ 1.

Введение в биологию (5 часов)

Тема 1.1.

Предмет и задачи общей биологии.

Уровни организации живой материи. (2 часа)

Биология как наука; предмет и методы изучения в биологии. Общая биология — учебная дисциплина об основных закономерностях возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Общая биология как один из источников формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Общебиологические закономерности — основа рационального природопользования, сохранения окружающей среды, интенсификации сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека.

Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей и др.). Роль биологии в формировании научных представлений о мире.

Жизнь как форма существования материи; определение понятия «жизнь». Жизнь и живое вещество; косное, биокосное и биогенное вещество биосферы. Уровни организации живой материи и принципы их выделения; молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевый и органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни организации живого.

■ Демонстрация. Схемы, отражающие многоуровневую организацию живого (организменный и биоценотический уровни).


Тема 1.2.

Основные свойства живого. Многообразие живого мира. (3 часа)

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ (метаболизм) и саморегуляция в биологических системах; понятие о гомеостазе как об обязательном условии существования живых систем. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи, их проявления на различных уровнях организации живого. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия (безусловные и условные рефлексы; таксисы, тропизмы и настии). Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их адаптивное значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Царства живой природы; естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие крупных систематических групп и основные принципы организации животных, растений, грибов и микроорганизмов.


■ Демонстрация. Схемы, отражающие структуру царств живой природы, многообразие живых организмов. Схемы и таблицы, характеризующие строение и распространение в биосфере растений, животных, грибов и микроорганизмов.

- Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира; царства живой природы, естественная система классификации живых организмов.


Неорганические и органические молекулы и вещества; клетка, ткань, орган, системы органов. Понятие о целостном организме. Вид и популяция (общие представления). Биогеоценоз. Биосфера.

- Умения. Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе этапы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза и другие особенности живых систем различного иерархического уровня как результат эволюции живой материи. Характеризовать структуру царств живой природы, объяснять принципы классификации живых организмов.

- Межпредметные связи. Ботаника. Основные группы растений; принципы организации растительных организмов, грибов и микроорганизмов.

Зоология. Основные группы животных; отличия животных и растительных организмов.

Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы периодической системы Д. И. Менделеева, их основные свойства.

Органическая химия. Основные группы органических соединений; биологические полимеры — белки, жиры и нуклеиновые кислоты, углеводы.

РАЗДЕЛ 2.

Учение о клетке (37 час)

Тема 2.1.

Введение в цитологию. (2 часа)

Предмет и задачи цитологии. Методы изучения биологии: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы. Два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки.

■ Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии.

Тема 2.2.

Химическая организация живого вещества (9 часов)

Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений; роль воды в компартментализации и межмолекулярных взаимодействиях, теплорегуляции и др. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Буферные системы клетки и организма.

Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация (первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная структурная организация молекул белка и химические связи, их образующие). Свойства белков: водорастворимость, термолабильность, поверхностный заряд и др.; денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация; биологический смысл и практическое значение. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, классификация, их свойства, роль белков в обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно-функциональные особенности организации моно-и дисахаридов. Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липоидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; структура полинуклеотидных цепей, правило комплементарности {правило Чаргаффа1), двойная спираль (Уотсон и Крик); биологическая роль ДНК. Генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные и регуляторные РНК. «Малые» молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме.

Определение нуклеотидных последовательностей (секвенирование) геномов растений и животных. Геном человека. Генетическая инженерия; генодиагностика и генотерапия заболеваний человека и животных.

■ Демонстрация. Объемные модели структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид и др.).

■ Лабораторные и практические работы

Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма.

Определение крахмала в растительных тканях.

Тема 2.3.

Строение и функции прокариотической клетки. (3часа)

Царство Прокариоты (Дробянки); систематика и отдельные представители: цианобактерии, бактерии и микоплазмы. Форма и размеры прокариотических клеток. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; локализация ферментных систем и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий; особенности реализации наследственной информации. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии; аэробные и анаэробные микроорганизмы. Спорообразование и его биологическое значение. Размножение, половой процесс у бактерий; рекомбинации. Место и роль прокариот в биоценозах.

■ Демонстрация. Схемы строения клеток различных прокариот.

Тема 2.4.

Структурно-функциональная организация клеток эукариот (6часов)

Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны, морфологические и функциональные особенности мембран различных клеточных структур. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Наружная цитоплазматиче-ская мембрана, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы; механизм внутриклеточного пищеварения.

Митохондрии — энергетические станции-клетки; механизмы клеточного дыхания. Рибосомы и их участие в процессах трансляции. Клеточный центр. Органоиды движения: жгутики и реснички. Цитоскелет. Специальные органоиды цитоплазмы: сократительные вакуоли и др. Взаимодействие органоидов в обеспечении процессов метаболизма. Особенности строения растительных клеток; вакуоли и пластиды. Виды пластид; их структура и функциональные особенности. Клеточная стенка. Особенности строения клеток грибов. Включения, значение и роль в метаболизме клеток.

Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин и эухроматин), ядрышко. Кариоплазма; химический состав и значение для жизнедеятельности ядра. Дифференциальная активность генов; эухроматин. Хромосомы. Структура хромосом в различные периоды жизненного цикла клетки; кариотип, понятие о гомологичных хромосомах. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.

Клеточные технологии. Стволовые клетки и перспективы их применения в биологии и медицине. Клонирование растений и животных.

■ Демонстрация. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов.

■ Лабораторные и практические работы

Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом.

Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.

Тема 2.5.

Обмен веществ в клетке (метаболизм) (7 часов)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке — основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Каталитический характер реакций обмена веществ. Компартментализация процессов метаболизма и локализация специфических ферментов в мембранах определенных клеточных структур. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Реализация наследственной информации. Биологический синтез белков и других органических молекул в клетке. Транскрипция; ее сущность и механизм. Процессинг иРНК; биологический смысл и значение. Трансляция; сущность и механизм. Энергетический обмен; структура и функции АТФ. Этапы энергетического обмена. Подготовительный этап, роль лизосом; неполное (бескислородное) расщепление. Полное кислородное окисление; локализация процессов в митохондриях. Сопряжение расщепления глюкозы в клетке с распадом и синтезом АТФ. Фотосинтез; световая фаза и особенности организации тилакоидов гран, энергетическая ценность. Темновая фаза фотосинтеза; процессы темновой фазы; использование энергии. Хемосинтез. Принципы нервной и эндокринной регуляции процессов превращения веществ и энергии в клетке.

■ Демонстрация. Схемы путей метаболизма в клетке. Энергетический обмен на примере расщепления глюкозы. Пластический обмен: биосинтез белка и фотосинтез (модели-аппликации). Схемы, отражающие принципы регуляции метаболизма на уровне целостного организма.

Тема 2.6.

Жизненный цикл клеток. (4 часа)

Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной скоростью клеточного обновления: обновляющиеся, растущие и стабильные. Размножение клеток. Митотический цикл: интерфаза — период подготовки клетки к делению, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом в них. Механизм образования веретена деления и расхождения дочерних хромосом в анафазе. Биологический смысл митоза. Биологическое значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Понятие о регенерации. Нарушения интенсивности клеточного размножения и заболевания человека и животных', трофические язвы, доброкачественные и злокачественные опухоли и др.

■ Демонстрация. Митотическое деление клетки в корешке лука под микроскопом и на схеме. Гистологические препараты различных тканей млекопитающих. Схемы строения растительных и животных клеток различных тканей в процессе деления. Схемы путей регенерации органов и тканей у животных разных систематических групп.

Тема 2.7.

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. (2 часа)

Вирусы — внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Открытие вирусов, механизм взаимодействия вируса и клетки, инфекционный процесс. Вертикальный и горизонтальный тип передачи вирусов. Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Вирусные заболевания, встречающиеся у человека; грипп, гепатит, СПИД. Бактериофаги.

■ Демонстрация. Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.

Тема 2.8.

Клеточная теория. (3 часа)

Клеточная теория строения организмов. История развития клеточной теории; работы М. Шлейдена, Т. Шванна, Р. Броуна, Р. Вирхова и других ученых. Основные положения клеточной теории; современное состояние клеточной теории строения организмов. Значение клеточной теории для развития биологии.

■ Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.

- Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка, многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы, их строение. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Кариотип. Жизненный цикл клетки. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Биологическое значение митоза. Положения клеточной теории строения организмов.

- Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и локализовать отдельные их этапы в различных клеточных структурах. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.

- Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции.

Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.

РАЗДЕЛ 3.

Размножение организмов. (7 часов)

ТЕМА 3.1.

Бесполое размножение растений и животных (2 часа)

Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток одноклеточных; спорообразование, почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Биологический смысл и эволюционное значение бесполого размножения.

■ Демонстрация. Способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур. Схемы и рисунки, показывающие почкование дрожжевых грибов и кишечнополостных.

Тема 3.2.

Половое размножение (5 часов)

Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения млекопитающих. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение и рост. Период созревания (мейоз); профаза I и процессы, в ней происходящие: конъюгация, кроссинговер. Механизм, генетические последствия и биологический смысл кроссинговера. Биологическое значение и биологический смысл мейоза. Период формирования половых клеток; сущность и особенности течения. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Моно- и полиспермия; биологическое значение. Наружное и внутреннее оплодотворение. Партеногенез. Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения.

■ Демонстрация. Микропрепараты яйцеклеток. Схема строения сперматозоидов различных животных. Схемы и рисунки, представляющие разнообразие потомства у одной пары родителей.

- Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Органы половой системы; принципы их строения и гигиена. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Осеменение и оплодотворение.

- Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.

- Межпредметные связи. Неорганическая химия. Защита природы от воздействия отходов химических производств.

Физика. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.

РАЗДЕЛ 4.

Индивидуальное развитие организмов. (13 часов)

Тема 4.1. Эмбриональное развитие животных (6 часов)

Типы яйцеклеток; полярность, распределение желтка и генетических детерминант. Оболочки яйца; активация оплодотворенных яйцеклеток к развитию. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Зародышевые листки и их дальнейшая дифференцировка. Первичный органогенез (нейруляция) и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Регуляция эмбрионального развития; детерминация и эмбриональная индукция. Роль нервной и эндокринной систем в обеспечении эмбрионального развития организмов. Управление размножением растений и животных. Искусственное осеменение, осеменение in vitro, пересадка зародышей. Клонирование растений и животных; перспективы создания тканей и органов человека.

■ Демонстрация. Сравнительный анализ зародышей позвоночных на разных этапах эмбрионального развития. Модели эмбрионов ланцетника, лягушек или других животных. Таблицы, иллюстрирующие бесполое и половое размножение.

Тема 4.2.

Постэмбриональное развитие животных. (2 часа)

Закономерности постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Стадии постэмбрионального развития (личинка, куколка, имаго). Прямое развитие: до-репродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть; биология продолжительности жизни.

■ Демонстрация. Таблицы, иллюстрирующие процесс метаморфоза у членистоногих и позвоночных (жесткокрылые и чешуйчатокрылые, амфибии).

Тема 4.3.

Онтогенез высших растений. (1 час)

Биологическое значение двойного оплодотворения. Эмбриональное развитие; деление зиготы, образование тканей и органов зародыша. Постэмбриональное развитие. Прорастание семян, дифференцировка органов и тканей, формирование побеговой и корневой систем. Регуляция развития растений; фитогормоны.

■ Демонстрация. Схемы эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений.

Тема 4.4.

Общие закономерности онтогенеза. (1 час)

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы академика А. Н. Северцова, посвященные эмбриональной изменчивости (изменчивость всех стадий онтогенеза; консервативность ранних стадий эмбрионального развития; возникновение изменений как преобразование стадий развития и полное выпадение предковых признаков).

■ Демонстрация. Таблица, отражающая сходство зародышей позвоночных животных. Схемы' преобразования органов и тканей в филогенезе.

Тема 4.5. Развитие организма и окружающая среда.(3 часа)

Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Критические периоды развития. Влияние изменений гомеостаза организма матери и плода в результате воздействия токсичных веществ (табачного дыма, алкоголя, наркотиков и т. д.) на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов развития (врожденные уродства).

Понятие о регенерации; внутриклеточная, клеточная, тканевая и органная регенерация. Эволюция способности к регенерации у позвоночных животных.

■ Демонстрация. Фотографии, отражающие последствия воздействий факторов среды на развитие организмов. Схемы и статистические таблицы, демонстрирующие последствия употребления алкоголя, наркотиков и табака на характер развития признаков и свойств у потомства.

- Основные понятия. Этапы эмбрионального развития растений и животных. Периоды постэмбрионального развития. Биологическая продолжительность жизни. Влияние вредных воздействий курения, употребления наркотиков, алкоголя, загрязнения окружающей среды на развитие организма и продолжительность жизни

- Умения. Объяснять процесс развития живых организмов как результат постепенной реализации наследственной информации. Различать и охарактеризовывать различные периоды онтогенеза и указывать факторы, неблагоприятно влияющие на каждый из этапов развития.

- Межпредметные связи. Неорганическая химия. Защита природы от воздействия отходов химических производств.

Физика. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.

РАЗДЕЛ 5.

Основы генетики и селекции. (30 часов)

Тема 5.1.

История представлений о наследственности и изменчивости. (2 часа)

Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. История развития генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма; генофонд.

■ Демонстрация. Биографии виднейших генетиков.

Тема 5.2.

Основные закономерности наследственности. (14 часов)

Молекулярная структура гена. Гены структурные и регуляторные. Подвижные генетические элементы. Регуляция экспрессии генов на уровне транскрипции, процессинга и-РНК и трансляции. Хромосомная (ядерная) и нехромосомная (цитоплазматическая) наследственность. Связь между генами и признаками.

Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом.

Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия. Экспрессивность и пенетрантность гена.

■ Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры.

■ Лабораторные и практические работы

Решение генетических задач и составление родословных.

Тема 5.3.

Основные закономерности изменчивости. (8 часов)

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций; значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида (кроссинговер, независимое расхождение гомологичных хромосом в первом и дочерних хромосом во втором делении мейоза, оплодотворение). Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Свойства модификаций: определенность условиями среды, направленность, групповой характер, ненаследуемость. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции; зависимость от генотипа. Управление доминированием.

■ Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.

■ Лабораторные и практические работы

Изучение изменчивости.

Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Тема 5.4.

Генетика человека. (2 часа)

Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический и др. Генетические карты хромосом человека. Сравнительный анализ хромосом человека и человекообразных обезьян. Характер наследования признаков у человека. Генные и хромосомные аномалии человека и вызываемые ими заболевания. Генетическое консультирование. Генетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность.

■ Демонстрация. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

■ Лабораторная работа

Составление родословных.

Тема 5.5.

Селекция животных, растений и микроорганизмов. (4 часа)

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Трансгенные растения; генная и клеточная инженерия в животноводстве.

Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

■ Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных, сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.

- Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование; закон Т. Моргана. Генетическое определение пола у животных и растений. Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.

- Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение у потомков отличий от родительских форм. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.

- Межпредметные связи. Неорганическая химия. Защита природы от воздействия отходов химических производств.

Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).

Физика. Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Статистический характер законов молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

РАЗДЕЛ 6.

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. (9 часов)

Тема 6.1.

История представлений о возникновении жизни на Земле. (2 часа)

Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды В. Гарвея, эксперименты Л. Пастера. Теории вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле.

■ Демонстрация. Схема экспериментов Л. Пастера.

Тема 6.2.

Предпосылки возникновения жизни на Земле. (1 час)

Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные предпосылки; химические предпосылки эволюции материи в направлении возникновения органических молекул: первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул на ранних этапах развития Земли.

Тема 6.3.

Современные представления о возникновении жизни на Земле. (6 часов)

Современные представления о возникновении жизни; теория А. И. Опарина, опыты С. Миллера. Теории происхождения протобиополимеров. Свойства коацерватов: реакции обмена веществ, самовоспроизведение. Эволюция протобионтов: формирование внутренней среды, появление катализаторов органической природы, возникновение генетического кода. Значение работ С. Фокса и Дж. Бернала. Гипотезы возникновения генетического кода. Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточности.

■ Демонстрация. Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных, представленных в учебнике.

- Основные понятия. Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле. Химическая эволюция. Небиологический синтез органических соединений. Коацерватные капли и их эволюция. Протобионты. Биологическая мембрана. Возникновение генетического кода. Безъядерные (прокариотические) клетки. Клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка — элементарная структурно-функциональная единица всего живого.

- Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.

- Межпредметные связи. Неорганическая химия. Периодическая система элементов Д. И. Менделеева. Свойства растворов. Теория электролитической диссоциации.


Органическая химия. Получение и химические свойства предельных углеводородов.

Физика. Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологической защите.

Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система, ее структура. Место планеты Земля в Солнечной системе.


СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 10 кл. (углубленный уровень)


темы

Учебные единицы


Кол-во часов в примерной прогр.

Кол-во часов в рабочей прогр.

1

Введение. Биология как наука. Методы научного познания

6

6

2

Основы цитологии.


37


37

3

Размножение организмов.

7

7

4

Индивидуальное развитие организмов.

13

13

5

Основы генетики и селекции

30

30

6

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

9

9


Итого:

102

102





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

11 класс (102 часа, 3 часа в неделю, из них 2 часа резервное время)

РАЗДЕЛ 1. УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (49 часов).

ГЛАВА 1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ (21 час).

Введение. Учение об эволюции органического мира. История развития представлений о развитии жизни на Земле. Система органической природы К. Линнея. Развитие эволюционных идей Ж.Б. Ламарка. Семинар по теме «Развитие эволюционных идей в додарвиновский период». Естественно-научные предпосылки теории Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе Формы борьбы за существование. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Образование новых видов. Практическая работа «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора». Зачет по теме «Дарвинизм». Эволюционная роль мутаций. Лабораторная работа «Выявление изменчивости у особей одного вида». Генетические процессы в популяциях. Формы естественного отбора. Практическая работа «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отборов». Семинар по теме «Движущие силы эволюции». Адаптация организмов к среде обитания и их относительность. Вид, критерии вида. Видообразование. Практическая работа «Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию». Способы видообразования. Механизмы видообразования. Семинар по теме «Основные положения синтетической теории эволюции» Зачет по теме «Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция».





ГЛАВА 2. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ (12 часов).

Макроэволюция. Направления эволюции. Практическая работа «Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции». Пути достижения биологического прогресса. Ароморфоз. Идиоадаптация.

Практическая работа «Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений».

Практическая работа «Выявление ароморфозов у растений»

Лабораторная работа «Выявление идиоадаптаций у растений».

Практическая работа «Выявление ароморфозов у животных».

Лабораторная работа «Выявление идиоадаптаций у животных».

Основные закономерности эволюции. Правила эволюции. Зачет по теме «Основные закономерности эволюции. Макроэволюция».

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (8 часов).

ГЛАВА 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (8 часов).

Положение человека в системе животного мира. Эволюция приматов. Стадии эволюции человека. Древнейшие люди. Стадии эволюции человека. Древние люди. Стадии эволюции человека. Первые современные люди. Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез возникновения и происхождения человека» Современный этап в эволюции человека. Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас». Семинар по теме «Происхождение человека». Зачет по теме «Происхождение человека».

РАЗДЕЛ 2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ (51 час).

ГЛАВА 5. БИОСФЕРА, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ (8 часов).

Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Живые организмы. Круговорот воды в природе. Круговорот биогенных элементов. Практическая работа «Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота». Зачет «Понятие о биосфере».

ГЛАВА 6. ЖИЗНЬ В СООБЩЕСТВАХ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (26 часов).

История формирования сообществ живых организмов. Основные биомы суши. Лабораторная работа «Описание экосистем своей местности». Семинар по теме «Основные биомы суши».

Естественные сообщества. Структура естественных сообществ. Абиотические факторы. Температура. Абиотические факторы. Свет. Абиотические факторы. Влажность. Ионизирующее излучение Интенсивность действия фактора. Взаимодействие факторов. Семинар по теме «Воздействии абиотических факторов на организмы». Биотические факторы среды. Цепи питания. Правила экологических пирамид «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)» Саморегуляция экосистем. Смена экосистем. Агроэкосистемы. Зачет по теме «Взаимоотношения организма и среды».

ГЛАВА 7. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК. НООСФЕРА (15 часов).

Воздействие человека на природу в процессе становления общества. Природные ресурсы и их использование. Загрязнения воздуха Загрязнения пресных и морских вод. Антропогенные изменения почвы. Влияние человека на растительный и животный мир. Радиоактивное загрязнение биосферы. 0храна природы и перспективы рационального природопользования. Зачет по теме «Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы».

ГЛАВА 8. БИОНИКА (2 часа).

Бионика как научное обоснование использования биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники. Роль биологических знаний в XXI веке.

РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ (2 часа).



СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 11 кл. (углубленный уровень)

раздела

Учебные единицы


Кол-во часов в примерной прогр.

Кол-во часов в рабочей прогр.

1

Учение об эволюции органического мира.

48

49


Эволюционное учение.


20


21


Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений.

12

12


Развитие жизни на Земле.

8

8


Происхождение человека.

8

8

2

Взаимоотношения организма и среды.

51

51


Биосфера, ее структура и функции.

8

8


Жизнь в сообществах.

26

26


Биосфера и человек. Ноосфера.

12

15


Бионика.

2

2

Резервное время

5

2


Итого:

102

102















Календарно-тематическое планирование.

Биология, 10 класс (углубленный уровень) 3 часа в неделю; 102 ч.

Календарные сроки

Раздел. Тема урока.

Количество часов

Вид контроля

По плану

По факту



Введение

1




Биология - наука о жизни. Методы исследования в биологии.

1




Раздел 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи.

5




История биологии

1




Биология - комплексная наука

1




Критерии живых систем

1

Тестирование



Уровни организации живой материи.

1




Многообразие живого мира

1

Самостоятельная работа



Раздел 2. Учение о клетке

37




Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

1




Вода.

1

Тестирование



Состав и строение белков

1




Функции белков

1




Липиды

1

Биологический диктант



Химический состав клетки

1

Самостоятельная работа



Нуклеиновые кислоты. ДНК.

1




Нуклеиновые кислоты. ДНК.

1




Нуклеиновые кислоты. РНК.

1




Редупликация ДНК, передача наследственной информации.

1



Геном.

1




Обобщение по разделу «Химический состав клетки»

1

Тест



Анаболизм.

1




Регуляция активности генов.

1




Регуляция активности генов прокариот.

1




Регуляция активности генов эукариот.

1




Механизм инициации транскрипции генов.


1




Механизм обеспечения синтеза белка.

1




Энергетический обмен – катаболизм.

1

Самостоятельная работа



Автотрофный тип обмена веществ.

1




Прокариотическая клетка.

1

Лабораторная работа



Бактерии.

1




Эукариотическая клетка. Клеточное ядро.

1

Лабораторная работа



Цитоплазма.

1




Органеллы цитоплазмы, их структура и функции.


1

Лабораторная работа



Отличительные особенности растительных и животных клеток.

1

Практическая работа



Дифференцированная активность генов

1




Хромосомы.

1




Кариотип.

1




Обобщение по теме «Строение клетки».

1

Самостоятельная работа



Жизненный цикл клетки.

1




Митоз.

1




Регуляция митотического цикла.

1




Мейоз.

1




Клеточная теория строения организмов.

1




Вирусы.

1

Контрольная работа



Раздел 3. Размножение организмов.

7




Бесполое размножение растений и животных.


1




Половое размножение.

1




Гаметогенез.

1




Период созревания.

1

Тестирование



Особенности сперматогенеза и овогенеза.

1




Оплодотворение.

1




Эволюционное значение полового размножения.

1

Контрольная работа



Раздел 4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

13




Краткие исторические сведения. Эмбриональный период размножения.

1




Основные закономерности дробления.

1




Гаструляция.

1




Зародышевые листки и их дальнейшая дифференцировка.

1

Самостоятельная работа



Первичный органогенез.

1




Регуляция эмбрионального развития.

1




Генетический контроль развития.

1

Тестирование



Роль нервной и эндокринной системы в обеспечении эмбрионального развития.

1




Постэмбриональный период развития. Общие закономерности онтогенеза

1




Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии. Критические периоды развития.

1




Факторы риска на ранних этапах развития.

1




Физиологическая и репаративная регенерация.

1




Обобщающий урок.

1

Контрольная работа



Раздел 5. Основы генетики и селекции (30 часов)





Основные понятия генетики – 2 часа

2




История развития генетики.

1




Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Основные термины и понятия.

1




Закономерности наследования признаков – 14 часов.

14




Методы изучения наследственности и изменчивости.

1




I закон Менделя.

1




II закон Менделя.

1




III закон Менделя.

1




Решение задач на законы Менделя.

1

Практическая работа



Решение задач на законы Менделя.

1

Практическая работа



Хромосомная теория наследственности.

1




Сцепленное наследование признаков.

1




Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

1




Генотип как целостная система.


1




Решение задач на сцепленное наследование.

1

Лабораторная работа



Взаимодействие аллельных генов.

1




Взаимодействие неаллельных генов.

1




Эпистаз, плейотропия, экспрессивность и пенетрантность генов.

1

Лабораторная работа



Закономерности изменчивости.

6




Основные формы изменчивости.


1




Мутации и их свойства.

1




Эволюционная роль мутаций.

1




Уровни возникновения различных комбинаций генов.

1




Фенотипическая или модификационная изменчивость.

1




Статистические закономерности изменчивости.

Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой.

1

Лабораторная работа



Выполнение заданий ЕГЭ по разделу «Генетика»

1

Тестирование



Обобщающий урок.

1

Контрольная работа



Генетика человека.

2




Методы исследования генетики человека

1




Проблемы генетической безопасности

1




Основы селекции.

4




Методы селекции животных.

1




Методы селекции растений.

1




Селекция микроорганизмов.

1




Достижения и основные направления современной селекции.

1

Контрольная работа



Раздел 6. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.

9




История представлений о возникновении жизни на Земле.

1




История представлений о возникновении жизни на Земле.

1




Предпосылки возникновения жизни на Земле.

1




Современные представления о возникновении жизни.

1

Тестирование



Теория происхождения протобиополимеров.

1




Эволюция протобионтов.

1




Начальные этапы биологической эволюции.

1

Самостоятельная работа



Современные процессы биологической эволюции.

1




Обобщающий урок.

1

Контрольная работа.



Итого

102 часа




















Календарно-тематическое планирование по биологии в 11 классе (углубленный уровень)

(3 часа в неделю; 102 ч.)

Календарные сроки

Раздел. Тема урока.

Количество часов

Вид контроля

По плану

По факту



Раздел 1. Учение об организации органического мира.

49




Глава 1. Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение.

21




История представлений о развитии жизни на Земле

1

Сообщения



Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни.

1

Тестирование



Система органической природы К.Линнея.

1




Развитие эволюционных идей.

1

Самостоятельная работа



Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

1




Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина.

1




Естественно-научные предпосылки теории Ч.Дарвина.

1




Экспедиционный материал Ч.Дарвина.

1




Эволюционная теория Ч.Дарвина.

1




Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

1




Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

1

Контрольная работа



Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Микроэволюция.

1




Вид.

1




Материал для естественного отбора. Эволюционная роль мутаций.

1




Генетические процессы в популяциях.

1




Формы естественного отбора.

1




Приспособленность организмов к условиям внешней среды.

1

Лабораторная работа



Видообразование как результат микроэволюции.

1




Обобщающий урок по теме.

1

Тестирование



Зачетное занятие по теме «Эволюционное учение».

1

Коллоквиум



Глава 2. Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений.

12




Главные направления биологической эволюции: ароморфоз.

1

Практическая работа



Главные направления биологической эволюции: идиоадаптации.

1

Лабораторная работа



Главные направления биологической эволюции: общая дегенерация.

1




Пути достижения биологического прогресса.

1

Практическая работа



Арогенез.

1




Аллогенез.

1

Практическая работа



Катагенез.

1

Самостоятельная работа



Основные закономерности биологической эволюции.

1




Закономерности эволюционного процесса.

1




Правила эволюции.

1

Лабораторная работа



Обобщающий урок по теме «Макроэволюция».

1

Тестирование



Зачетное занятие по теме «Макроэволюция»

1

Коллоквиум



Глава 3. Развитие жизни на Земле.

8




История развития жизни на Земле.

1




Развитие жизни в архейской эре.

1




Развитие жизни в протерозойской эре.

1

Тестирование



Развитие жизни в палеозойской эре.

1




Развитие жизни в мезозойской эре.

1

Самостоятельная работа



Развитие жизни в кайнозойской эре.

1




Обобщающий урок по теме «Развитие жизни на Земле».

1

Тестирование



Зачетное занятие по теме «Развитие жизни на Земле»

1

Коллоквиум



Глава 4. Происхождение человека

8




Положение человека в системе животного мира.

1




Эволюция приматов.

1

Биологический диктант



Стадии эволюции человека.

1




Стадии эволюции человека.

1




Стадии эволюции человека.

1

Самостоятельная работа



Современный этап эволюции человека.

1




Обобщающий урок по теме «Происхождение человека».

1

Тестирование



Зачетное занятие по теме «Происхождение человека».

1

Коллоквиум



Раздел 2. Взаимоотношения организма и среды.





Глава 5. Биосфера, ее структура и функции.

8




Учение о биосфере.

1




Структура биосферы.

1

Самостоятельная работа



Косное вещество биосферы.

1




Живые организмы.

1




Биогенное вещество.

1




Круговорот веществ в природе.

1

Лабораторная работа



Обобщающий урок по теме «Биосфера».

1

Тестирование



Зачетное занятие по теме «Биосфера».

1

Коллоквиум



Глава 6. Жизнь в сообществах. Основы экологии.

26




История формирования сообществ живых организмов

1




Биогеография.

1




Основные биомы суши.

1

Тестирование



Неарктическая область.

1




Палеарктическая область.

1




Восточная область.

1




Неотропическая область.

1




Эфиопская область.

1




Австралийская область.

1

Самостоятельная работа



Взаимоотношения организма и среды.

1




Естественные сообщества живых организмов.

1




Абиотические факторы среды: температура, влажность.

1

Лабораторная работа



Абиотические факторы среды: свет, ионизирующее излучение.

1




Абиотические факторы среды: загрязняющие вещества.

1




Взаимодействие факторов среды.

1




Ограничивающий фактор.

1




Биотические факторы среды.

1




Смена биоценозов: первичные сукцессии.

1




Смена биоценозов: вторичные сукцессии.

1




Взаимоотношения между организмами.

1

Лабораторная работа



Позитивные отношения - симбиоз

1




Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм.

1




Антибиотические отношения: конкуренция.

1




Нейтрализм.

1




Обобщающий урок по теме «Жизнь в сообществах. Основы экологии».

1

Тестирование



Зачетное занятие по теме «Жизнь в сообществах. Основы экологии».

1

Коллоквиум



Глава 7. Биосфера и человек. Ноосфера.

15




Воздействие человека на природу в процессе становления общества.

1




Природные ресурсы и их использование.

1




Неисчерпаемые ресурсы.

1




Исчерпаемые ресурсы.

1

Самостоятельная работа



Последствия хозяйственной деятельности человека.

1




Загрязнение воздуха.

1




Загрязнение пресных вод.

1




Загрязнение Мирового океана.

1




Антропогенное изменение почвы.

1

Лабораторная работа.



Влияние человека на растительный мир.

1




Влияние человека на животный мир.

1




Радиоактивное загрязнение биосферы.

1




Охрана природы и перспективы рационального природопользования.

1




Обобщающий урок по теме «Биосфера и человек. Ноосфера».

1

Тестирование



Зачетное занятие по теме «Биосфера и человек. Ноосфера».

1

Коллоквиум



Глава 8. Бионика.

2




Сущность современного направления

1




Зачетное занятие

1

Коллоквиум



Резервное время

2




Итого

102







































Календарно-тематическое планирование по биологии – 3 часа в неделю

(10 класс)



Тема урока

Формы и методы

Дата план

Дата факт

Оборуд.


Введение в биологию – 1 час



1.

Курс «Общая биология»

Рассказ,

беседа

2.09







Раздел 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи. – 5 часов



2.

История биологии

Рассказ,

беседа

2.09


презентация


3.

Биология - комплексная наука

Беседа, рассказ,

работа с книгой

3.09


презентация


4.

Критерии живых систем.

Беседа, рассказ,

работа с книгой

9.09


презентация


5.

Уровни организации живой материи.


9.09




6.

Многообразие живого мира.

Индивидуальный

контроль

10.09


презентация





Раздел 2. Учение о клетке – 37 часов.





7.

Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

Лекция

16.09


презентация


8.

Вода.

Лекция

16.09


презентация


9.

Органические вещества. Состав и строение белков.

Лекция

17.09




10.

Функции белков.

Лекция

23.09


презентация


11.

Углеводы: функции. Особенности организации моно- и дисахаридов

Лабораторная работа

«Определение крахмала в растительных тканях».

Лекция

23.09


Таблицы

Лаб.оборудован.


12.

Липиды.

Лекция

24.09


презентация


13.

Химический состав клетки.

Самостоятельная работа учащихся

30.09


презентация


14.

Нуклеиновые кислоты.

ДНК – биологические полимеры

Лекция

30.09


презентация таблицы


15.

Нуклеиновые кислоты.

ДНК – биологические полимеры

Лекция

01.10


таблицы


16.

Нуклеиновые кислоты.

РНК: строение и функции

Лекция

07.10


таблицы


17.

Редупликация ДНК, передача наследственной информации.


07.10


таблицы


18.

Геном.

Самостоятельная работа учащихся


08.10


презентация


19.

Обобщение по разделу «Химический состав клетки»


14.10




20.

Анаболизм.

Лекция

14.10


презентация таблицы


21.

Регуляция активности генов.

Лабор. Работа

15.10


презентация таблицы


22.

Регуляция активности генов прокариот.

Лекция, работа с книгой

21.10




23.

Регуляция активности генов эукариот.

Лекция,

работа с книгой

21.10




24.

Механизм инициации транскрипции генов.


Лекция,

работа с книгой

22.10


презентация


25.

Механизм обеспечения синтеза белка.

работа с книгой

28.10


таблицы


26.

Энергетический обмен – катаболизм.

Сам. работа

28.10


презентация таблицы


27.

Автотрофный тип обмена.

Составление таблицы, работа с книгой

29.10


презентация таблицы





28.

Прокариотическая клетка

Составление таблицы, работа с книгой

11.11


таблицы


29.

Прокариотическая клетка

Бактерии.

Составление таблицы

11.11


презентация


30.

Эукариотическая клетка. Клеточное ядро.

Лекция

12.11


презентация таблицы


31.

Цитоплазма.

Лекция

18.11


таблицы


32.

Органеллы цитоплазмы их структура и функции.

Лабораторная работа «Изучение растительной и животной клетки под микроскопом. Наблюдение за движением цитоплазмы в растительной клетках»

Лекция

18.11


Таблицы

Лаб.оборуд.


33.

Отличительные особенности растительных и животных клеток.

Лекция

19.11


презентация таблицы


34.

Дифференцированная активность генов

Лекция

25.11


таблицы


35.

Хромосомы.

Самост. Работа

25.11


таблицы


36.

Кариотип.

Проблемное изложение

26.11




37.

Обобщение по теме «Строение клетки»

Проблемное изложение

02.12




38.

Жизненный цикл клетки.

Проблемное изложение

02.12


презентация таблицы


39.

Митотический цикл

Проблемное изложение

03.12


презентация таблицы


40.

Регуляция митотического цикла.

Лекция,

сообщения учащихся

09.12




41.

Мейоз.

Лекция,

сообщения учащихся

09.12


таблицы


42.

Клеточная теория строения организмов.

Дискуссия,

сообщения учащихся

10.12


презентация


43.

Неклеточная форма жизни. Вирусы.

Деловая игра

16.12


презентация таблицы


Раздел 3. Размножение организмов – 7 часов





44.

Бесполое размножение растений и животных.


Беседа, рассказ

16.12


презентация таблицы


45.

Половое размножение.


17.12


таблицы


46.

Гаметогенез.

Рассказ

23.12




47.

Период созревания (мейоз)

Индивидуальный

контроль

23.12


презентация таблицы


48.

Особенности сперматогенеза и овогенеза.

Рассказ

24.12


презентация таблицы


49.

Оплодотворение.

Рассказ

13.01


презентация


50.

Эволюционное значение полового размножения.

беседа

13.01




Раздел 4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) – 13 часов



51.

Краткие исторические сведения. Эмбриональный период размножения.

рассказ учащихся

14.01


таблицы


52.

Основные закономерности дробления.

рассказ учащихся

20.01


презентация


53.

Гаструляция.

рассказ учащихся

20.01


таблицы


54.

Зародышевые листки и их дальнейшая дифференцировка.

рассказ учащихся

21.01


таблицы


55.

Первичный органогенез.

Индивидуальный

контроль

27.01


презентация


56.

Регуляция эмбрионального развития.


27.01




57.

Генетический контроль развития.


28.01




58.

Роль нервной и эндокринной системы в обеспечении эмбрионального развития.


03.02




59.

Постэмбриональный период развития. Общие закономерности онтогенеза.


03.02


презентация таблицы


60.

Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии. Критические периоды развития.


04.02




61.

Факторы риска на ранних этапах развития.


10.02




62.

Физиологическая и репаративная регенерация. Контрольная работа.


10.02




63.

Обобщающий урок.


11.02




Часть 5. Основы генетики и селекции (30 часов)



Основные понятия генетики – 2 часа



64.

История развития генетики.

Беседа, объяснение

17.02




65.

Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Основные термины и понятия.

Рассказ

17.02


Раздаточный материал


Закономерности наследования признаков – 14 часов.



66.

Методы изучения наследственности и изменчивости.

Решение задач, практика

18.02




67.

I закон Менделя

Беседа, объяснение

24.02


Сборник задач


68.

II закон Менделя

Решение задач, практика

24.02


Сборник задач


69.

III закон Менделя


25.02


Сборник задач


70.

Лабораторная работа «Решение задач на законы Менделя»

Решение задач, практика

03.03


Сборник задач


71.

Лабораторная работа «Решение задач на законы Менделя»


03.03


Сборник задач


72.

Хромосомная теория наследственности.

Решение задач, практика

04.03




73.

Сцепленное наследование признаков.

Беседа, объяснение

10.03


Сборник задач


74.

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Решение задач, практика

10.03


Сборник задач


75.

Генотип как целостная система.


Лекция

11.03


Презентация


76.

Лабораторная работа «Решение задач на сцепленное наследование

Решение задач, практика

17.03


Сборник задач


77.

Взаимодействие аллельных генов.


17.03




78.

Взаимодействие неаллельных генов.


18.03




79.

Эпистаз, плейотропия, экспрессивность и пенетрантность гена.

Лабораторная работа «Решение задач по генетике»

Решение задач, практика

24.03


Сборник задач


Закономерности изменчивости – 8 часов.



80.

Основные формы изменчивости.



24.03


презентация


81.

Мутации и их свойства.


25.03


презентация


82.

Эволюционная роль мутаций.

Беседа, объяснение

07.04




83.

Уровни возникновения различных комбинаций генов.

Решение задач, практика

07.04




84.

Фенотипическая или модификационная изменчивость.


08.04


презентация


85.

Статистические закономерности изменчивость.

Лабораторная работа «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой».


14.04


презентация


86.

Выполнение заданий ЕГЭ по разделу «Генетика».


14.04




87.

Обобщающий урок.


15.04





Генетика человека – 2 часа






88.

Методы исследования генетики человека

Лекция

21.04


презентация


89.

Проблемы генетической безопасности


21.04




Основы селекции – 4 часа.



90.

Методы селекции животных.

Лекция

22.04


таблицы


91.

Методы селекции растений.

Лекция

28.04


таблицы


92.

Селекция микроорганизмов.

Проблемное изложение

28.04




93.

Достижения и основные направления современной селекции. Контрольная работа

Проблемное изложение

29.04





Раздел 6. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле (9 часов)






94.

История представлений о возникновении жизни на Земле.

Рассказ,

Беседа,

работа с книгой

05.05


презентация

таблицы

95.

История представлений о возникновении жизни на Земле.

Рассказ,

Беседа,

работа с книгой

05.05


презентация


96.

Предпосылки возникновения жизни на Земле.


06.05




97.

Современные представления о возникновении жизни

Рассказ,

Беседа,

работа с книгой

12.05


презентация


98.

Теория происхождения протобиополимеровв

Рассказ,

Беседа

12.05


презентация


99.

Эволюция протобионтов

Рассказ,

Беседа

13.05


презентация


100.

Начальные этапы биологической эволюции


19.05




101

Современные процессы биологической эволюции


19.05




102.

Обобщающий урок


20.05






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!