СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование по биологии 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В загруженном файле показана разработка по биологии 6 класс по линии УМК "Биология-Сферы"

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование по биологии 6 класс»

Поурочное планирование


1ч в неделю в 6 классе



Темы, входящие в разделы примерной программы

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

(на уровне учебных действий)


Введение (1ч)

Растения. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Животные. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных.

Урок 1. Организм - единое целое.

Взаимосвязь клеток и тканей в организме. Ткани – компоненты органов, органы – части систем органов и системы органов в организме. Регуляция деятельности организма: нервная и гуморальная.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику

Устанавливать взаимосвязь клеток и тканей.

Называть и определять органы и системы органов растительного и животного организмов.

Приводить примеры взаимосвязи органов и систем органов в организме.

Высказывать предположения о последствиях нарушения целостности организма, повреждения тканей и органов, взаимосвязи органов и систем органов растений и животных.

Органы и системы органов живых организмов (11ч)

Растения. Клетки. Ткани и органы растения.

Урок 2. Органы и системы органов растений. Побег.

Вегетативные и генеративные органы растений. Побег как система органов. Почка – зачаточный побег. Развертывание почек.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь - тренажёр, электронное приложение к учебнику

Называть составные части побега.

Описывать строение побега и почек. Сравнивать вегетативные и генеративные почки.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения побега и его функциями.

Органы растений. Методы изучения живых организмов: наблюдение, изменение, эксперимент.

Урок 3. Строение побега и почек.

Строение побега, вегетативных и генеративных почек. Взаимосвязь строения побега и почек с их функциями.

Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Л/р 1. «Строение вегетативной и генеративной почек».

Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику.


Исследовать строение побега на натуральных объектах.

Распознавать части побега, вегетативные и генеративные почки.

Устанавливать связь строения вегетативных и генеративных почек с их функциями.

Делать выводы о значении побега, роли почек в жизни растения.

Использовать ресурсы электронного приложения для извлечения необходимой информации.

Демонстрировать умение пользоваться лупой в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.


Растения. Рост, развитие. Органы растений. Методы изучения живых организмов: наблюдение, изменение, эксперимент.

Урок 4. Строение и функции стебля.

Основные функции стебля. Внутреннее строение. Годичные кольца. Управление ростом и развитием растений. Поперечный и продольный срезы стеблей. Строение коры, древесины, сердцевины. Определение возраста деревьев по спилам. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Л/р 2. «Строение стебля ».

Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику


Описывать внутреннее строение стебля, его функции.

Определять возраст дерева по спилу.

Объяснять причины образования годичных колец, рост стебля в длину и толщину.

Прогнозировать последствия обрезки деревьев, повреждения коры плодовых деревьев.

Высказывать свое мнение о бережном отношении к деревьям.

Исследовать строение стебля в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.


Органы растений. Клетки растений. Методы изучения живых организмов: наблюдение, изменение, эксперимент.

Урок 5. Внешнее строение листа

Лист как составная часть побега. Внешнего строение листа. Разнообразие листьев. Листорасположение. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Л/р 3. «Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья ».

Ресурсы урока: учебник, тетрадь - тренажёр, электронное приложение к учебнику


Называть и определять части листа.

Различать простые и сложные листья.

Характеризовать типы листорасположения.

Определять типы листорасположения на натуральных объектах.

Анализировать, сравнивать строение листа, используя натуральные объекты.

Проводить наблюдения с помощью увеличительных приборов в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.


.

Органы растений. Клетки растений. Методы изучения живых организмов: наблюдение, изменение, эксперимент

Урок 6. Клеточное строение листа.

Клеточное строение кожицы и мякоти листа. Жилки листа, их строение и функции. Типы жилкования. Световые и теневые листья.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику

Описывать строение кожицы и мякоти листа. Объяснять взаимосвязь строения клеток и выполняемых ими функций.

Различать световые и теневые листья.

Исследовать строение кожицы листа на микропрепаратах.

Фиксировать результаты наблюдений.

Растения. Органы растений. Методы изучения живых организмов: наблюдение, изменение, эксперимент

Урок 7. Строение и функции корня.

Строение корня растений. Зоны корня: расположение, строение, функции. Строение корневых волосков. Корневые системы. Практическое значение знаний о строении корня. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Л/р 4. «Строение корневого волоска. Корневые системы».

Ресурсы урока: учебник, тетрадь - практикум,

электронное приложение к учебнику


Называть зоны корня, их функции.

Распознавать типы корневых систем, боковые и придаточные корни. Устанавливать связь строения и функций зон корня.

Применять на практике знания о зонах корня, корневых волосках.

Исследовать зоны корня на микропрепаратах в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Растения. Рост, развитие. Органы растений. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания. Методы изучения живых организмов: наблюдение, изменение, эксперимент

Урок 8. Видоизменения надземных побегов.

Причины видоизменения побегов. Теория метаморфоза. Видоизменения стебля и листьев (сочные побеги, колючки, усики). Кочан – видоизмененная почка.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику

Называть видоизмененные надземные побеги, приводить примеры.

Устанавливать причины разнообразия побегов на основе наблюдений взаимосвязи строения надземных побегов с условиями среды обитания.

Использовать гербарные экземпляры, живые объекты, дополнительные источники информации при подготовке сообщения о разнообразии побегов.

Оценивать значение разнообразия растений для сохранения природы родного края.

Растения. Рост, развитие. Органы растений. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания. Методы изучения живых организмов: наблюдение, изменение, эксперимент

Урок 9. Видоизменения подземных побегов и корней.

Разнообразие подземных побегов, их значение. Строение корневища, клубней, луковицы. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Видоизменения корней, их приспособительное значение.

Л/р 5. «Видоизменения подземных побегов и корней».

Ресурсы урока: учебник, тетрадь - тренажёр, электронное приложение к учебнику


Называть видоизмения подземных побегов и колрней.

Устанавливать признаки сходства надземных и подземных побегов.

Наблюдать видоизмененные побеги и корни.

Объяснять особенности их строения в связи с приспособленностью к условиям среды обитания.

Определять видоизмененные подземные побеги на натуральных объектах в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Животные. Строение животных.

Урок 10-11. Органы и системы органов животных.

Опорно-двигательная система. Наружный и внутренний скелет, его функции. Пищеварительная, дыхательная и кровеносная системы, их функции. Замкнутая и незамкнутая кровеносные системы. Значение выделительной и половой систем. Нервная и эндокринная системы, их роль в обеспечении целостности организма. Органы чувств. Значение органов и систем органов для обеспечения целостности животного, связи со средой обитания.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику

Называть системы органов животных.

Определять функции систем органов.

Обосновывать важность взаимосвязи всех систем органов для обеспечения целостности организма.

Объяснять наличие наружного и внутреннего скелетов, замкнутой и незамкнутой кровеносных систем, примитивное и сложное строение нервной системы с позиций идеи об эволюции органического мира.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Строение животных. Клеточное строение организмов.

Урок 12. Обобщающий.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Органы и системы органов живых организмов». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику

Контрольная работа.

Сравнивать и классифицировать листья, корневые системы, видоизмененные побеги.

Связывать строение листа, стебля, корня, органов и систем органов животных с выполняемыми функциями.

Обосновывать значение органов и систем органов для обеспечения процессов жизнедеятельности многоклеточного организма.

Доказывать единство растительного и животного мира, используя информацию разных источников.

Строение и жизнедеятельность организмов (23ч)

Движение растений. Приспособления животных к различным средам обитания.

Урок 13. Движение живых организмов.

Способы передвижения одноклеточных организмов. Движение отдельных органов растений. Органы передвижения животных в различных средах жизни.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику

Называть и описывать способы движения некоторых одноклеточных организмов.

Приводить примеры движения органов растений.

Обосновывать необходимость передвижения животных в пространстве.

Наблюдать за движением листьев к свету у комнатных растений, способами перемещения животных в различных средах.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о приспособленности органов движения животных к жизни в определенной среде.

Растения. Процессы жизнедеятельности: питание, фотосинтез. Методы изучения живых организмов: наблюдение, изменение, эксперимент.

Урок 14. Почвенное питание растений.

Почвенное питание, его зависимость от условий внешней среды. Корневое давление. Внесение удобрений. Особые способы питания растений. Плотоядные растения и растения – паразиты.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику

Определять сущность почвенного питания растений.

Приводить примеры плотоядных и паразитических видов растений.

Объяснять явления, обусловленные корневым давлением, зависимость почвенного питания от условий внешней среды.

Доказывать с помощью эксперимента роль корневого давления в передвижении воды с минеральными веществами.

Растения. Процессы жизнедеятельности: питание, фотосинтез. Методы изучения живых организмов: наблюдение, изменение, эксперимент.

Урок 15-16. .Фотосинтез – воздушное питание растений.

История изучения воздушного питания растений: Я.Гельмонт, Дж. Пристли, Ю.Сакс. Фотосинтез. Экспериментальные доказательства образования крахмала и выделения кислорода в процессе фотосинтеза. Космическая роль зеленых растений.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь - тренажёр, электронное приложение к учебнику


Называть и описывать условия и результаты процесса фотосинтеза.

Ставить биологический эксперимент, доказывающий образование крахмала в зеленых листьях на свету, выделение кислорода.

Обосновывать космическую роль зеленых растений.

Выдвигать предположения об условиях, способствующих эффективности фотосинтеза и повышению урожайности растений.

Извлекать и анализировать информацию о фотосинтезе из различных источников.

Растения. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, транспорт веществ

Урок 17. Испарение воды растениями. Листопад.

Доказательства испарения воды листьями. Условия, влияющие на испарение. Биологическая роль испарения. Листопад – приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой. Листопадные и вечнозеленые растения.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику


Описывать сущность процесса испарения воды листьями.

Выявлять условия, влияющие на интенсивность испарения воды листьями.

Приводить доказательства роли листьев в испарении растений.

Распознавать листопадные и вечнозеленые растения, приводить примеры, используя гербарные экземпляры, рисунки.

Животные. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Роль питания в жизнедеятельности клетки и организма. Круговорот веществ и превращение энергии.

Урок 18. Питание животных

Захват и заглатывание пищи – отличительная особенность питания животных. Пищеварительная система многоклеточных животных., ее отделы. Роль эпителия кишечника и кровеносной системы в процессе пищеварения. Растительноядные животные, особенности строения пищеварительной системы. Хищные и паразитические животные, их приспособления к добыванию и перевариванию пищи. Всеядные животные.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику

Называть и описывать отделы пищеварительной системы животных.

Выявлять существенные признаки растительноядных, хищных, паразитических животных, приводить примеры.

Обосновывать связь кровеносной и дыхательной систем с процессом пищеварения.

Роль питания в жизнедеятельности клетки и организма. Круговорот веществ и превращение энергии.

Урок 19. Питание бактерий и грибов.

Бактерии – гетеротрофы ( сапротрофы и паразиты ) и автотрофы. Бактерии, усваивающие азот воздуха. Особенности питания грибов. Грибы – сапротрофы, паразиты и симбионты. Роль живых организмов в природе.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь- практикум, электронное приложение к учебнику



Называть и описывать р способы питания бактерий и грибов, приводить примеры.

Объяснять роль в природе бактерий и грибов как разрушителей органического вещества.

Сравнивать автотрофные и гетеротрофные, сапротрофные и паразитические формы среди бактерий и грибов.

Обосновывать биосферное значенирпе цианобактерий, бактерий – азотфиксаторов, раскрывать роль микоризы.

Растения. Процессы жизнедеятельности: дыхание. Роль дыхания в жизнедеятельности клетки и организма.

Урок 20. Дыхание растений, бактерий и грибов.

Сущность процесса дыхания. Дыхание и фотосинтез. Дыхание и брожение у бактерий и грибов.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь- практикум, электронное приложение к учебнику



Определять сущность процесса дыхания.

Сравнивать дыхание и фотосинтез, дыхание и брожение, устанавливать взаимосвязь этих процессов.

Обосновывать значение знаний о процессах дыхания и брожения для практической деятельности человека.

Животные. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных.

Урок 21. Дыхание и кровообращение животных.

Разнообразие органов дыхания животных, их функции. Связь дыхания и кровообращения. Круги кровообращения.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику

Устанавливать взаимосвязь дыхания и кровообращения у животных.

Описывать круги кровообращения, строение органов дыхания животных в связи со средой обитания.

Приводить примеры животных, органы дыхания которых представлены жабрами, трахеями, легкими.

Роль транспорта в жизнедеятельности клетки и организма.

Урок 22. Транспорт веществ в организме.

Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Транспорт веществ у животных. Теплокровные и холоднокровные животные.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику


Сравнивать проводящую систему растений и кровеносную систему животных, делать выводы о причинах их сходства.

Устанавливать взаимосвязь строения и функцияй проводящей системы растений и транспортной системы животных.

Доказывать с помощью биологического эксперимента передвижение воды и минеральных веществ по сосудам древесины, а органических веществ – по ситовидным трубкам коры.

Приводить примеры холоднокровных и теплокровных животных.

Роль удаления продуктов обмен веществ и жизнедеятельности клетки и организма. Обмен веществ и превращение энергии – признаки живых организмов.

Урок 23. Выделение. Обмен веществ.

Выделение, его связь с процессами питания и дыхания. Особенности процесса выделения у растений, животных. Обмен веществ организма с окружающей средой – основа биологического круговорота.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь- практикум, электронное приложение к учебнику


Выявлять существенные особенности процесса выделения и обмена веществ.

Устанавливать взаимосвязь пищеварительной, дыхательной, выделительной систем в процессе обмена веществ.

Делать выводы об обмене веществ как характерном признаке живых организмов, зависимости интенсивности обмена веществ от прогрессивного развития кровеносной и дыхательной систем.

Приводить примеры органов выделения животных.

Размножение организмов. Бесполое размножение

Урок 24. Размножение организмов. Бесполое размножение.

Размножение живых организмов, его биологическое значение. Способы размножения. Особенности бесполого и полового размножения. Размножение бактерий, одноклеточных водорослей, грибов, животных. Размножение многоклеточных растений и грибов с помощью спор.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику

Выявлять существенные отличия бесполого размножения от полового.

Называть и описывать различные способы бесполого размножения, приводить их примеры.

Делать выводы о биологическом значении бесполого размножения.

Растения. Размножение. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Урок 25. Вегетативное размножение растений.

Вегетативное размножение растений в природе. Использование знаний о вегетативном размножении для выращивания культурных растений. Способы вегетативного размножения растений. Размножение плодово-ягодных культур с помощью прививки. Современные методы. Цели и задачи, организация практической работы.

Пр. р.1 «Вегетативное размножение растений».

Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику

Называть, описывать и сравнивать разные способы вегетативного размножения растений.

Применять знания в практических ситуациях: размножать растения черенками, луковицами, почками, усами.

Делать выводы о значении вегетативного размножения в природе и жизни человека.

Фиксировать результаты практической работы.

Соблюдать правила поведенияв теплице, кабинете биологии.

Растения. Органы растений. Размножение. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Урок 26. Половое размножение растений. Строение цветка.

Цветок – генеративный орган, его строение и функции. Завязь, ее части. Строение семязачатка. Соцветия, их биологическое значение. Основные части цветка. Строение завязи. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику

Л/р №6. «Строение цветка».

Называть и определять части цветка, соцветия, тычиночные и пестичные цветки, однодомные и двудомные растения.

Выделять главные и второстепенные части цветка, цветки с простым и двойным околоцветником, иллюстрировать их примерами.

Делать выводы о биологическом значении цветка в жизни растения.

Исследовать строение цветка в процессе лабораторной работы, фиксировать ее результаты в форме схематических рисунков.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии.


Растения. Размножение. Рост и развитие организмов

Урок 27. Опыление.

Процесс опыления. Типы опыления: самоопыление, перекрестное опыление, искусственное опыление. Особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Использование перекрестного и искусственного опыления при выращивании культурных растений.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь- практикум, электронное приложение к учебнику


Называть и описывать различные типы опыления, приводить примеры растений, у которых они встречаются, части семени и плода.

Сравнивать строение цветков, пыльцу насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

Делать выводы о значении опыления, неразрывной связи растений с их опылителями – животными.

Выявлять основные особенности оплодотворения у цветковых растений.

Прогнозировать опасность сокращения численности пчел, шмелей, других насекомых – опылителей, птиц.


Половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Методы изучения организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Урок 28. Оплодотворение у растений. Плоды и семена.

Оплодотворение у цветковых растений. Строение семян. Плоды, их разнообразие. Определение сухих и сочных, односемянных и многосемянных плодов. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Л/р 7. «Определение плодов».

Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику


Описывать основные особенности оплодотворения у цветковых растений.

Сравнивать и классифицировать сочные и сухие, односемянные и многосемянные плоды.

Устанавливать взаимосвязь между цветением, опылением и оплодотворением. Определять сочные и сухие плоды в процессе выполнения лабораторной работы.

Фиксировать результаты в виде таблиц, рисунков.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии.


Размножение. Рост и развитие организмов. Половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Урок 29. Размножение многоклеточных животных.

Бесполое и половое размножение у

животных. Наружное и внутреннее оплодотворение. Закономерности развития нового организма.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику


Описывать способы бесполого размножения животных.

Сравнивать бесполое размножение животных с половым, приводить примеры.

Выявлять основные закономерности развития животных, используя иллюстрации и электронное приложение.

Делать вывод об эволюционном преимуществе животных с внутриутробным развитием.

Растения. Рост, развитие и размножение. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Урок 30. Индивидуальное развитие растений.

Развитие растения из семени. Рост растений, возрастные периоды растений после образования семени. Цели и задачи, организация практической работы.

Пр. р.2 «Способы проращивания семян».

Ресурсы урока: учебник, тетрадь- практикум, электронное приложение к учебнику



Описывать периоды индивидуального развития растений.

Объяснять роль зародыша семени в развитии растений.

Сравнивать процессы роста и развития растений.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Животные. Размножение, рост и развитие. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Урок 31. Индивидуальное развитие животных.

Зародышевый период животных. Период формирования и роста организма. Типы развития. Периоды зрелости и старости.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику


Описывать периоды индивидуального развития животных

Выявлять особенности эмбрионального развития животных.

Сравнивать непрямое и прямое развитие, развитие с полным и неполным превращением.

Распространение живого вещества в биосфере. Животные. Поведение и инстинкты. Движение растений.

Урок 32. Расселение и распространение живых организмов.

Расселение бактерий, грибов и растений. Расселение животных. Нерегулярные перемещения и миграции животных.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь- практикум, электронное приложение к учебнику

Описывать различные способы расселения и распространения живых организмов.

Выяснять особенности распространения растений.

Объяснять способность к расселению и освоению новых территорий как общее свойство живых организмов.

Понимать причины и значение миграций для животных.

Прогнозировать последствия изменений в природе для распространения живых организмов.


Растения. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Животные. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных.

Урок 33.Сезонные изменения в природе и жизнедеятельности организмов.

Годовые ритмы. Фотопериодизм. Длина светового дня как предвестник изменения годовых температур, сигнальный фактор сезонных изменений в живой природе. Приспособления организмов к сезонным изменениям в природе. Состояние покоя или скрытой жизни у растений. Спячка, зимний покой у теплокровных животных. Сезонные миграции птиц и насекомых. Фенологические наблюдения и народные приметы, их практическое значение.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь- практикум, электронное приложение к учебнику

Устанавливать взаимосвязь между длиной светового дня и приспособительными реакциями живых организмов.

Обосновывать значение листопад, видоизмененных надземных и подземных побегов, корней для перенесения растениями неблагоприятных сезонных изменений; значение явлений анабиоза, зимнего сна в жизни животных.

Понимать практическое значение фенологических наблюдений.

Наблюдать за сезонными изменениями в природе, описывать, делать выводы.

Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Обмен веществ и превращение энергии – признаки живых организмов.

Урок 34. Обобщающий.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнедеятельность живых организмов». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику

Устанавливать взаимосвязь дыхания, фотосинтеза и почвенного питания растений.

Обосновывать участие процессов питания, дыхания, выделения в обмене веществ.

Понимать роль процесса деления клеток для роста и развития организмов.

Находить черты сходства в размножении и развитии растений, животных.

Делать выводы о средообразующей роли живых организмов, единстве живого мира.