Темы, входящие в разделы примерной программы | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
|
Введение (1ч) |
Растения. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Животные. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. | Урок 1. Организм - единое целое. Взаимосвязь клеток и тканей в организме. Ткани – компоненты органов, органы – части систем органов и системы органов в организме. Регуляция деятельности организма: нервная и гуморальная. Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику | Устанавливать взаимосвязь клеток и тканей. Называть и определять органы и системы органов растительного и животного организмов. Приводить примеры взаимосвязи органов и систем органов в организме. Высказывать предположения о последствиях нарушения целостности организма, повреждения тканей и органов, взаимосвязи органов и систем органов растений и животных. |
Органы и системы органов живых организмов (11ч) |
Растения. Клетки. Ткани и органы растения. | Урок 2. Органы и системы органов растений. Побег. Вегетативные и генеративные органы растений. Побег как система органов. Почка – зачаточный побег. Развертывание почек. Ресурсы урока: учебник, тетрадь - тренажёр, электронное приложение к учебнику | Называть составные части побега. Описывать строение побега и почек. Сравнивать вегетативные и генеративные почки. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения побега и его функциями. |
Органы растений. Методы изучения живых организмов: наблюдение, изменение, эксперимент. | Урок 3. Строение побега и почек. Строение побега, вегетативных и генеративных почек. Взаимосвязь строения побега и почек с их функциями. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Л/р 1. «Строение вегетативной и генеративной почек». Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику. | Исследовать строение побега на натуральных объектах. Распознавать части побега, вегетативные и генеративные почки. Устанавливать связь строения вегетативных и генеративных почек с их функциями. Делать выводы о значении побега, роли почек в жизни растения. Использовать ресурсы электронного приложения для извлечения необходимой информации. Демонстрировать умение пользоваться лупой в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. |
Растения. Рост, развитие. Органы растений. Методы изучения живых организмов: наблюдение, изменение, эксперимент. | Урок 4. Строение и функции стебля. Основные функции стебля. Внутреннее строение. Годичные кольца. Управление ростом и развитием растений. Поперечный и продольный срезы стеблей. Строение коры, древесины, сердцевины. Определение возраста деревьев по спилам. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Л/р 2. «Строение стебля ». Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику | Описывать внутреннее строение стебля, его функции. Определять возраст дерева по спилу. Объяснять причины образования годичных колец, рост стебля в длину и толщину. Прогнозировать последствия обрезки деревьев, повреждения коры плодовых деревьев. Высказывать свое мнение о бережном отношении к деревьям. Исследовать строение стебля в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. |
Органы растений. Клетки растений. Методы изучения живых организмов: наблюдение, изменение, эксперимент. | Урок 5. Внешнее строение листа Лист как составная часть побега. Внешнего строение листа. Разнообразие листьев. Листорасположение. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Л/р 3. «Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья ». Ресурсы урока: учебник, тетрадь - тренажёр, электронное приложение к учебнику | Называть и определять части листа. Различать простые и сложные листья. Характеризовать типы листорасположения. Определять типы листорасположения на натуральных объектах. Анализировать, сравнивать строение листа, используя натуральные объекты. Проводить наблюдения с помощью увеличительных приборов в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. . |
Органы растений. Клетки растений. Методы изучения живых организмов: наблюдение, изменение, эксперимент | Урок 6. Клеточное строение листа. Клеточное строение кожицы и мякоти листа. Жилки листа, их строение и функции. Типы жилкования. Световые и теневые листья. Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику | Описывать строение кожицы и мякоти листа. Объяснять взаимосвязь строения клеток и выполняемых ими функций. Различать световые и теневые листья. Исследовать строение кожицы листа на микропрепаратах. Фиксировать результаты наблюдений. |
Растения. Органы растений. Методы изучения живых организмов: наблюдение, изменение, эксперимент | Урок 7. Строение и функции корня. Строение корня растений. Зоны корня: расположение, строение, функции. Строение корневых волосков. Корневые системы. Практическое значение знаний о строении корня. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Л/р 4. «Строение корневого волоска. Корневые системы». Ресурсы урока: учебник, тетрадь - практикум, электронное приложение к учебнику | Называть зоны корня, их функции. Распознавать типы корневых систем, боковые и придаточные корни. Устанавливать связь строения и функций зон корня. Применять на практике знания о зонах корня, корневых волосках. Исследовать зоны корня на микропрепаратах в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. |
Растения. Рост, развитие. Органы растений. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания. Методы изучения живых организмов: наблюдение, изменение, эксперимент | Урок 8. Видоизменения надземных побегов. Причины видоизменения побегов. Теория метаморфоза. Видоизменения стебля и листьев (сочные побеги, колючки, усики). Кочан – видоизмененная почка. Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику | Называть видоизмененные надземные побеги, приводить примеры. Устанавливать причины разнообразия побегов на основе наблюдений взаимосвязи строения надземных побегов с условиями среды обитания. Использовать гербарные экземпляры, живые объекты, дополнительные источники информации при подготовке сообщения о разнообразии побегов. Оценивать значение разнообразия растений для сохранения природы родного края. |
Растения. Рост, развитие. Органы растений. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания. Методы изучения живых организмов: наблюдение, изменение, эксперимент | Урок 9. Видоизменения подземных побегов и корней. Разнообразие подземных побегов, их значение. Строение корневища, клубней, луковицы. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Видоизменения корней, их приспособительное значение. Л/р 5. «Видоизменения подземных побегов и корней». Ресурсы урока: учебник, тетрадь - тренажёр, электронное приложение к учебнику | Называть видоизмения подземных побегов и колрней. Устанавливать признаки сходства надземных и подземных побегов. Наблюдать видоизмененные побеги и корни. Объяснять особенности их строения в связи с приспособленностью к условиям среды обитания. Определять видоизмененные подземные побеги на натуральных объектах в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. |
Животные. Строение животных. | Урок 10-11. Органы и системы органов животных. Опорно-двигательная система. Наружный и внутренний скелет, его функции. Пищеварительная, дыхательная и кровеносная системы, их функции. Замкнутая и незамкнутая кровеносные системы. Значение выделительной и половой систем. Нервная и эндокринная системы, их роль в обеспечении целостности организма. Органы чувств. Значение органов и систем органов для обеспечения целостности животного, связи со средой обитания. Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику | Называть системы органов животных. Определять функции систем органов. Обосновывать важность взаимосвязи всех систем органов для обеспечения целостности организма. Объяснять наличие наружного и внутреннего скелетов, замкнутой и незамкнутой кровеносных систем, примитивное и сложное строение нервной системы с позиций идеи об эволюции органического мира. |
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Строение животных. Клеточное строение организмов. | Урок 12. Обобщающий. Обобщение и систематизация знаний по теме «Органы и системы органов живых организмов». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику Контрольная работа. | Сравнивать и классифицировать листья, корневые системы, видоизмененные побеги. Связывать строение листа, стебля, корня, органов и систем органов животных с выполняемыми функциями. Обосновывать значение органов и систем органов для обеспечения процессов жизнедеятельности многоклеточного организма. Доказывать единство растительного и животного мира, используя информацию разных источников. |
Строение и жизнедеятельность организмов (23ч) |
Движение растений. Приспособления животных к различным средам обитания. | Урок 13. Движение живых организмов. Способы передвижения одноклеточных организмов. Движение отдельных органов растений. Органы передвижения животных в различных средах жизни. Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику | Называть и описывать способы движения некоторых одноклеточных организмов. Приводить примеры движения органов растений. Обосновывать необходимость передвижения животных в пространстве. Наблюдать за движением листьев к свету у комнатных растений, способами перемещения животных в различных средах. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о приспособленности органов движения животных к жизни в определенной среде. |
Растения. Процессы жизнедеятельности: питание, фотосинтез. Методы изучения живых организмов: наблюдение, изменение, эксперимент. | Урок 14. Почвенное питание растений. Почвенное питание, его зависимость от условий внешней среды. Корневое давление. Внесение удобрений. Особые способы питания растений. Плотоядные растения и растения – паразиты. Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику | Определять сущность почвенного питания растений. Приводить примеры плотоядных и паразитических видов растений. Объяснять явления, обусловленные корневым давлением, зависимость почвенного питания от условий внешней среды. Доказывать с помощью эксперимента роль корневого давления в передвижении воды с минеральными веществами. |
Растения. Процессы жизнедеятельности: питание, фотосинтез. Методы изучения живых организмов: наблюдение, изменение, эксперимент. | Урок 15-16. .Фотосинтез – воздушное питание растений. История изучения воздушного питания растений: Я.Гельмонт, Дж. Пристли, Ю.Сакс. Фотосинтез. Экспериментальные доказательства образования крахмала и выделения кислорода в процессе фотосинтеза. Космическая роль зеленых растений. Ресурсы урока: учебник, тетрадь - тренажёр, электронное приложение к учебнику | Называть и описывать условия и результаты процесса фотосинтеза. Ставить биологический эксперимент, доказывающий образование крахмала в зеленых листьях на свету, выделение кислорода. Обосновывать космическую роль зеленых растений. Выдвигать предположения об условиях, способствующих эффективности фотосинтеза и повышению урожайности растений. Извлекать и анализировать информацию о фотосинтезе из различных источников. |
Растения. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, транспорт веществ | Урок 17. Испарение воды растениями. Листопад. Доказательства испарения воды листьями. Условия, влияющие на испарение. Биологическая роль испарения. Листопад – приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой. Листопадные и вечнозеленые растения. Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику | Описывать сущность процесса испарения воды листьями. Выявлять условия, влияющие на интенсивность испарения воды листьями. Приводить доказательства роли листьев в испарении растений. Распознавать листопадные и вечнозеленые растения, приводить примеры, используя гербарные экземпляры, рисунки. |
Животные. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Роль питания в жизнедеятельности клетки и организма. Круговорот веществ и превращение энергии. | Урок 18. Питание животных Захват и заглатывание пищи – отличительная особенность питания животных. Пищеварительная система многоклеточных животных., ее отделы. Роль эпителия кишечника и кровеносной системы в процессе пищеварения. Растительноядные животные, особенности строения пищеварительной системы. Хищные и паразитические животные, их приспособления к добыванию и перевариванию пищи. Всеядные животные. Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику | Называть и описывать отделы пищеварительной системы животных. Выявлять существенные признаки растительноядных, хищных, паразитических животных, приводить примеры. Обосновывать связь кровеносной и дыхательной систем с процессом пищеварения. |
Роль питания в жизнедеятельности клетки и организма. Круговорот веществ и превращение энергии. | Урок 19. Питание бактерий и грибов. Бактерии – гетеротрофы ( сапротрофы и паразиты ) и автотрофы. Бактерии, усваивающие азот воздуха. Особенности питания грибов. Грибы – сапротрофы, паразиты и симбионты. Роль живых организмов в природе. Ресурсы урока: учебник, тетрадь- практикум, электронное приложение к учебнику | Называть и описывать р способы питания бактерий и грибов, приводить примеры. Объяснять роль в природе бактерий и грибов как разрушителей органического вещества. Сравнивать автотрофные и гетеротрофные, сапротрофные и паразитические формы среди бактерий и грибов. Обосновывать биосферное значенирпе цианобактерий, бактерий – азотфиксаторов, раскрывать роль микоризы. |
Растения. Процессы жизнедеятельности: дыхание. Роль дыхания в жизнедеятельности клетки и организма. | Урок 20. Дыхание растений, бактерий и грибов. Сущность процесса дыхания. Дыхание и фотосинтез. Дыхание и брожение у бактерий и грибов. Ресурсы урока: учебник, тетрадь- практикум, электронное приложение к учебнику | Определять сущность процесса дыхания. Сравнивать дыхание и фотосинтез, дыхание и брожение, устанавливать взаимосвязь этих процессов. Обосновывать значение знаний о процессах дыхания и брожения для практической деятельности человека. |
Животные. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. | Урок 21. Дыхание и кровообращение животных. Разнообразие органов дыхания животных, их функции. Связь дыхания и кровообращения. Круги кровообращения. Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику | Устанавливать взаимосвязь дыхания и кровообращения у животных. Описывать круги кровообращения, строение органов дыхания животных в связи со средой обитания. Приводить примеры животных, органы дыхания которых представлены жабрами, трахеями, легкими. |
Роль транспорта в жизнедеятельности клетки и организма. | Урок 22. Транспорт веществ в организме. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Транспорт веществ у животных. Теплокровные и холоднокровные животные. Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику | Сравнивать проводящую систему растений и кровеносную систему животных, делать выводы о причинах их сходства. Устанавливать взаимосвязь строения и функцияй проводящей системы растений и транспортной системы животных. Доказывать с помощью биологического эксперимента передвижение воды и минеральных веществ по сосудам древесины, а органических веществ – по ситовидным трубкам коры. Приводить примеры холоднокровных и теплокровных животных. |
Роль удаления продуктов обмен веществ и жизнедеятельности клетки и организма. Обмен веществ и превращение энергии – признаки живых организмов. | Урок 23. Выделение. Обмен веществ. Выделение, его связь с процессами питания и дыхания. Особенности процесса выделения у растений, животных. Обмен веществ организма с окружающей средой – основа биологического круговорота. Ресурсы урока: учебник, тетрадь- практикум, электронное приложение к учебнику | Выявлять существенные особенности процесса выделения и обмена веществ. Устанавливать взаимосвязь пищеварительной, дыхательной, выделительной систем в процессе обмена веществ. Делать выводы об обмене веществ как характерном признаке живых организмов, зависимости интенсивности обмена веществ от прогрессивного развития кровеносной и дыхательной систем. Приводить примеры органов выделения животных. |
Размножение организмов. Бесполое размножение | Урок 24. Размножение организмов. Бесполое размножение. Размножение живых организмов, его биологическое значение. Способы размножения. Особенности бесполого и полового размножения. Размножение бактерий, одноклеточных водорослей, грибов, животных. Размножение многоклеточных растений и грибов с помощью спор. Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику | Выявлять существенные отличия бесполого размножения от полового. Называть и описывать различные способы бесполого размножения, приводить их примеры. Делать выводы о биологическом значении бесполого размножения. |
Растения. Размножение. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. | Урок 25. Вегетативное размножение растений. Вегетативное размножение растений в природе. Использование знаний о вегетативном размножении для выращивания культурных растений. Способы вегетативного размножения растений. Размножение плодово-ягодных культур с помощью прививки. Современные методы. Цели и задачи, организация практической работы. Пр. р.1 «Вегетативное размножение растений». Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику | Называть, описывать и сравнивать разные способы вегетативного размножения растений. Применять знания в практических ситуациях: размножать растения черенками, луковицами, почками, усами. Делать выводы о значении вегетативного размножения в природе и жизни человека. Фиксировать результаты практической работы. Соблюдать правила поведенияв теплице, кабинете биологии. |
Растения. Органы растений. Размножение. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. | Урок 26. Половое размножение растений. Строение цветка. Цветок – генеративный орган, его строение и функции. Завязь, ее части. Строение семязачатка. Соцветия, их биологическое значение. Основные части цветка. Строение завязи. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику Л/р №6. «Строение цветка». | Называть и определять части цветка, соцветия, тычиночные и пестичные цветки, однодомные и двудомные растения. Выделять главные и второстепенные части цветка, цветки с простым и двойным околоцветником, иллюстрировать их примерами. Делать выводы о биологическом значении цветка в жизни растения. Исследовать строение цветка в процессе лабораторной работы, фиксировать ее результаты в форме схематических рисунков. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии. |
Растения. Размножение. Рост и развитие организмов | Урок 27. Опыление. Процесс опыления. Типы опыления: самоопыление, перекрестное опыление, искусственное опыление. Особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Использование перекрестного и искусственного опыления при выращивании культурных растений. Ресурсы урока: учебник, тетрадь- практикум, электронное приложение к учебнику | Называть и описывать различные типы опыления, приводить примеры растений, у которых они встречаются, части семени и плода. Сравнивать строение цветков, пыльцу насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Делать выводы о значении опыления, неразрывной связи растений с их опылителями – животными. Выявлять основные особенности оплодотворения у цветковых растений. Прогнозировать опасность сокращения численности пчел, шмелей, других насекомых – опылителей, птиц. |
Половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Методы изучения организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. | Урок 28. Оплодотворение у растений. Плоды и семена. Оплодотворение у цветковых растений. Строение семян. Плоды, их разнообразие. Определение сухих и сочных, односемянных и многосемянных плодов. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Л/р 7. «Определение плодов». Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику | Описывать основные особенности оплодотворения у цветковых растений. Сравнивать и классифицировать сочные и сухие, односемянные и многосемянные плоды. Устанавливать взаимосвязь между цветением, опылением и оплодотворением. Определять сочные и сухие плоды в процессе выполнения лабораторной работы. Фиксировать результаты в виде таблиц, рисунков. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии. |
Размножение. Рост и развитие организмов. Половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. | Урок 29. Размножение многоклеточных животных. Бесполое и половое размножение у животных. Наружное и внутреннее оплодотворение. Закономерности развития нового организма. Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику | Описывать способы бесполого размножения животных. Сравнивать бесполое размножение животных с половым, приводить примеры. Выявлять основные закономерности развития животных, используя иллюстрации и электронное приложение. Делать вывод об эволюционном преимуществе животных с внутриутробным развитием. |
Растения. Рост, развитие и размножение. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Урок 30. Индивидуальное развитие растений. Развитие растения из семени. Рост растений, возрастные периоды растений после образования семени. Цели и задачи, организация практической работы. Пр. р.2 «Способы проращивания семян». Ресурсы урока: учебник, тетрадь- практикум, электронное приложение к учебнику | Описывать периоды индивидуального развития растений. Объяснять роль зародыша семени в развитии растений. Сравнивать процессы роста и развития растений. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. |
Животные. Размножение, рост и развитие. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Урок 31. Индивидуальное развитие животных. Зародышевый период животных. Период формирования и роста организма. Типы развития. Периоды зрелости и старости. Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику | Описывать периоды индивидуального развития животных Выявлять особенности эмбрионального развития животных. Сравнивать непрямое и прямое развитие, развитие с полным и неполным превращением. |
Распространение живого вещества в биосфере. Животные. Поведение и инстинкты. Движение растений. | Урок 32. Расселение и распространение живых организмов. Расселение бактерий, грибов и растений. Расселение животных. Нерегулярные перемещения и миграции животных. Ресурсы урока: учебник, тетрадь- практикум, электронное приложение к учебнику | Описывать различные способы расселения и распространения живых организмов. Выяснять особенности распространения растений. Объяснять способность к расселению и освоению новых территорий как общее свойство живых организмов. Понимать причины и значение миграций для животных. Прогнозировать последствия изменений в природе для распространения живых организмов. |
Растения. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Животные. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. | Урок 33.Сезонные изменения в природе и жизнедеятельности организмов. Годовые ритмы. Фотопериодизм. Длина светового дня как предвестник изменения годовых температур, сигнальный фактор сезонных изменений в живой природе. Приспособления организмов к сезонным изменениям в природе. Состояние покоя или скрытой жизни у растений. Спячка, зимний покой у теплокровных животных. Сезонные миграции птиц и насекомых. Фенологические наблюдения и народные приметы, их практическое значение. Ресурсы урока: учебник, тетрадь- практикум, электронное приложение к учебнику | Устанавливать взаимосвязь между длиной светового дня и приспособительными реакциями живых организмов. Обосновывать значение листопад, видоизмененных надземных и подземных побегов, корней для перенесения растениями неблагоприятных сезонных изменений; значение явлений анабиоза, зимнего сна в жизни животных. Понимать практическое значение фенологических наблюдений. Наблюдать за сезонными изменениями в природе, описывать, делать выводы. |
Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Обмен веществ и превращение энергии – признаки живых организмов. | Урок 34. Обобщающий. Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнедеятельность живых организмов». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Ресурсы урока: учебник, тетрадь- тренажёр, электронное приложение к учебнику | Устанавливать взаимосвязь дыхания, фотосинтеза и почвенного питания растений. Обосновывать участие процессов питания, дыхания, выделения в обмене веществ. Понимать роль процесса деления клеток для роста и развития организмов. Находить черты сходства в размножении и развитии растений, животных. Делать выводы о средообразующей роли живых организмов, единстве живого мира. |
| | |
|