I.Организационный - организация рабочего места; - актуализация знаний; - мотивация; - словесный: чтение скороговорки; - словесный: чтение пословиц и их анализ; - целеполагание - словесны: постановка учебной задачи | 2 мин. | - Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. - Давайте проведём небольшую речевую разминку. Посмотрите на экран. Шли сорок мышей, Несли сорок грошей, Две мыши поплоше, Несли по два гроша. - Что это? (Скороговорка) - Прочитаем её медленно хором, прочитаем побыстрее, прочитаем быстро с разной интонацией: весело, тихо. - Ребята, а кто знает, что такое грош? (Грош – старинная монета стоимостью в 2 копейки) - Ребята, посмотрите на экран. Прочитайте пословицы и объясните их значение. 1.Не велика мышка, да зубок остер. 2. Сытая мышь и муки не ест. - Ребята, а что вы знаете о мышах? - Откройте учебники на стр.73 и посмотрите, с каким произведением мы сегодня познакомимся. - Какова тема нашего урока? (Мышонок Пик) Кто автор этого произведения? (В. Бианки) - Какие цели мы можем поставить на урок? (Познакомиться с творчеством В. Бианки; прочитать произведение и проанализировать его) | -приветствовать учителя; - читать скороговорку; - объяснять значение слова; - читать и анализировать пословицы; - формулировать тему и цель урока | Р.:- обеспечивать учащимся организацию их учебной деятельности. К.:- участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы. П.:- определять тему и цель урока. |
II.Постановка учебной задачи и её решение - слушание: слово учителя; - практический: словарная работа | 5 мин. | - Ребята, а кто-нибудь слышал о таком писателе как Виталий Бианки? Читали его произведения? - Послушайте немного о его жизни и творчестве. - Виталий Валентинович Бианки (1894-1959) родился в семье учёного-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций Зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки-несказки». Герои Бианки живут своей обычной «природной» жизнью, но при этом говорят человечьим языком. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь природы. - Прежде, чем начать читать, давайте разберём сложные слова. - Посмотрите на экран, давайте прочитаем эти слова с ударение и объясним их значение: Рубнул – ударил ножом, срубил. Порскнуть – броситься врассыпную. Извести – уничтожить, убить. Наладить парус – сделать, поставить парус. Долблёное судёнышко – выдолбленное из целого куска дерева | - отвечать на вопросы учителя; - внимательно слушать рассказ учителя; - запоминать значение слов из текста | Р.:- осмыслять учебный материал. Р.:- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. |
IV.Первичный анализ - словесный: беседа; - практический: чтение первой главы: - словесный: анализ первой главы; - фронтальный опрос, беседа - практический: чтение второй главы; - словесный: анализ второй главы, ответы на вопросы по главе | 25 мин. | - Ребята, прочитайте название первой главы. («Как мышонок Пик попал в мореплаватели») Кто герой произведения? (Мышонок Пик) Как вы думаете, как автор относится к нему? (Наверное, автор любит его, потому что называет его ласково) - Предположите, как мышонок мог попасть в мореплаватели? - Итак, давайте прочитаем первую главу по цепочке, следите и слушайте внимательно. - Ребята, как мышонок попал в мореплаватели? (На корабле) - Почему мышонок получил такое прозвище? (Т.к. пищал) - Из чего ребята делали кораблики? (Из толстых кусков сосновой коры и тряпочек) - Посмотрите название 2 главы. («Кораблекрушение») - Не стало ли страшно вам за мышонка? Как вы думаете, что может с ним случиться? А сейчас мы узнаем это, прочитав вторую главу. Продолжаем читать по цепочке, не забываем внимательно слушать и следить. - Итак, ребята, что приключилось с маленьким мышонком? (Мышонок выпал из кораблика и попал в воду) - Сколько было мышонку от роду? (2 недели) - Кто первым заметил Пика? (Чайки) Что они делали? (Летали вокруг мышонка, а некоторые пытались вплавь догнать кораблик) - Кто ещё охотился за беззащитным мышонком? (Щука) - Кто же спас от смерти Пика? (Птица рыболов-скопа) Как она это сделала? (Он сложил крылья, ринулся вниз, упал в реку рядом с корабликом и краешком крыла задел судёнышко и оно перевернулось) - Что же дальше произошло с мышонком Пиком? (Он добрался до берега, выскочил на песок и ринулся в кусты) Что вы испытывали во время чтения этой главы? | - читать название главы; - отвечать на задаваемые учителем вопросы; - высказывать предположения; - читать первую главу; - анализировать прочитанное и отвечать на вопросы учителя; - читать название второй главы; - предполагать что произойдёт с мышонком; - продолжать читать рассказ; - отвечать на вопросы по тексту | К.:- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Р.:- читать в соответствии с целью чтения. П.:- анализировать объекты с целью выделения в них существенных признаков. К.:- участвовать в учебном диалоге. |
V.Рефлексия - словесный: фронтальный опрос, беседа | 3 мин. | - Ребята, читать продолжим на следующем уроке. С каким произведением мы познакомились? - Кто его автор? - Понравилось ли вам это произведение? - Дома прочитайте ещё раз первые 3 главы, подготовьте краткий пересказ. | - отвечать на задаваемые учителем вопросы; - анализировать урок | Р.:- осуществлять итоговый контроль. |