Тема: В.Д. Берестов «Хитрые грибы»
Целеполагание: - ознакомить детей с произведением В. Берестова;
- расширить знания о съедобных и несъедобных грибах;
- учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;
- отрабатывать навыки выразительного чтения;
- развивать память, речь, внимание;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока
Речевая разминка. (слайд 2)
II. Актуализация знаний. Постановка цели урока
Отгадайте: (слайд 3)
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы)
- Где растут грибы?
- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес.
- Какие природные богатства хранит в себе лес? Что полезного нам дает?
Игра «Верите ли вы, что..?» (слайд 4)
- Грибы – это растения?
- Существует особое царство живой природы?
- Грибов на свете около 1 млн?
- Кроме съедобных и несъедобных есть другие виды грибов?
- Плесень – это гриб?
- Гриб состоит из тонких белых нитей?
- Грибы растут на деревьях?
- Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся?
- В конце урока мы вернёмся к этой таблице.
III. Изучение нового материала
1) Вступительное слово учителя.
Многие ходили в лес, собирали и Подосиновики, и крепыши Белые, и веселые Лисички, и Рыжики, и разноцветные Сыроежки, и мохнатые Волнушки, и растущие кучками на старых пнях Опята. И, конечно, обращали внимание на Мухоморы с ярко раскрашенными шляпками. Все это грибы. Сегодня мы узнаем и о других грибах.
2). Первичное чтение.(с.77)
3). Беседа после чтения.
- Что нового для себя вы узнали из прочитанной статьи?
- Сколько видов грибов существует?
- Какие грибы вам известны?
- На какие две группы их можно разделить? (Съедобные и несъедобные.)
- Какие несъедобные грибы вам известны?
- А знаете ли вы, какой несъедобный гриб приносит пользу некоторым животным? (Мухомор. Животные им лечатся).
Грибы ценны своими вкусовыми и ароматическими свойствами. Они содержат много витаминов и минеральных веществ. По питательности грибы могут заменить мясо.
4) Сообщения детей о съедобных и несъедобных грибах.
Различают съедобные и условно съедобные грибы, ядовитые и другие несъедобные грибы.
Съедобные – это те грибы, которые можно готовить сразу, без предварительной обработки.
Условно съедобные нужно сначала отварить, а воду слить (иногда их отваривают и сливают воду дважды). Только при этом условии их можно есть, а иначе – ни в коем случае!
Ядовитые грибы содержат яд, очень опасный, а иногда и смертельный для человека. другие несъедобные грибы яда не содержат, но они очень неприятные на вкус, например, ужасно горькие.
Многие грибы очень похожи друг на друга и различить их трудно. Поэтому собирать грибы нужно только со взрослыми.
IV. Физкультминутка (слайд 5)
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде «два».
Соберем в корзинки ягоды, грибы-
Дружно наклоняемся по команде «три».
На «четыре» и на «пять»
Будем дружно мы скакать.
Ну, а по команде «шесть»
Всем за парты тихо сесть!
Работа в группах. ( Группы получают свою часть текста, распечатанный слайд. Дети извлекают необходимую информацию о грибах и готовятся рассказать об этом классу с презентацией. ) Слайды (6 – 10)
V. Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы». (слайд 11)
1. Подготовка к восприятию.
- Ребята, а в какое время года собирают грибы?
- Кто из вас любит собирать грибы?
- А знаете ли вы, как правильно нужно собирать грибы (Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, рассказывает учитель.)
- А сейчас писатель В. Берестов расскажет нам, как он ходил в лес собирать грибы.
2. Первичное чтение.
3. Беседа после чтения.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какое настроение вызвало оно у вас? Почему?
- Какие строки стихотворения показались вам смешными. Почему?
- Где искал грибы автор? Найдите в тексте и прочитайте.
- Чем же автор перепугал грибы?
- Мог ли на самом деле автор перепугать грибы большой корзиной?
- Почему же он не нашел ни одного грибка?
Работа над выразительным чтением стихотворения.
-Найдите в тексте восклицательное предложение.
Давайте прочитаем его с правильной интонацией.
-Прочтите вопросительное предложение.
-Какое слово надо выделить голосом?
-Прочтите выразительно это предложение.
-Какое настроение передает автор стихотворения?
-Давайте выразительно прочитаем стихотворение, постараемся голосом передать настроение автора.
- Прочитайте выразительно, передавая настроение.
VI. Закрепление нового материала
Отгадайте загадку.
- А давайте мы сейчас посмотрим, насколько хорошо разбираетесь в грибах. Вы должны вспомнить, как называется гриб и отличить съедобный гриб от несъедобного. (слайд12)
Серенькие шляпки.
Рябенькие ножки.
Под березою растут.
Как их зовут? (Подберезовик)
А этот красавец на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки. (Мухомор)
- А почему мухомор получил такое название? (Настоем этого гриба раньше морили мух.)
- А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый? (Нет, он служит лекарством для животных)
Средь молодых сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок... (Масленок)
- Почему его так назвали? (В сырую погоду шляпки блестят, будто смазанные маслом.)
Люблю я в разных шапках быть,
То в желтой, то в зеленоватой,
То в красной или в сероватой.
Собирай, не мешкай, это ... (Сыроежки)
- Почему их так назвали? (Они любят сырые места, сухости не переносят.)
- Давайте сразу договоримся: сырыми есть их не будем!
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Какие открытия вы сделали на сегодняшнем уроке? Что нового узнали? Вернёмся к игре «Верите ли вы, что…»
-Кто из писателей поделился с вами впечатлениями о сборе грибов?
- Какие названия съедобных грибов вы запомнили? Несъедобных? (слайд 13 - 14)
- Как правильно нужно собирать грибы? Почему нужно соблюдать эти правила?
- Напишите на грибке (выданы детям ) что вам больше всего понравилось, запомнилось на уроке и положите в корзинку (рисунок на доске) . Учитель зачитывает.
Домашнее задание: Разделить альбомный лист пополам, в левой части листа нарисовать три съедобных гриба, а в правой три несъедобных, подписать название.
Материал урока очень насыщенный – можно разделить на 2 урока.