СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Повелительное наклонение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока

Просмотр содержимого документа
«"Повелительное наклонение"»

Урок русского языка в 6 классе

по теме"Повелительное наклонение глагола"

Цели урока:

Обучающая: познакомить учеников со значением, образованием и правописанием глаголов

повелительного наклонения; формировать умение образовывать формы повелительного

наклонения, применять на письме орфограмму «мягкий знак в глаголах повелительного

наклонения»; совершенствовать навыки правописания глаголов и употребления их в речи.

Развивающая: способствовать развитию устной и письменной речи учащихся; совершенствовать

умение выделять главное, обосновывать свою точку зрения.

Воспитательная: формировать умение совместной деятельности в группе, в команде, умение

владеть собой, проявлять инициативу; воспитывать у школьников положительную мотивацию к

учению.

Тип урока: урок объяснения, изучения нового материала.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Сообщение темы, цели урока. Время – 1 минута.

Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Помните: «Улыбнись миру, и мир

улыбнется тебе

Мы сегодня будем работать в парах, в группе, помогая друг другу в усвоении новой темы.

Обратите внимание на доску, запишите в тетради дату, вид нашей работы (классная).


2. Актуализация знаний и постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.Время – 3 минуты.

а) Синтаксическая разминка: пунктуационный разбор предложений с глаголом в форме повелительного наклонения. Время – 4 минуты.

Спасибо за ответы. А теперь предлагаю вам синтаксическую разминку.



КАРТОЧКА № 3 

1.Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи.

Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты.

2. Записать характеристику предложения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Составить схему предложения. _____________________________________________


КАРТОЧКА № 7 

1.Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи.

Солнце садится в травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу.

2. Записать характеристику предложения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Составить схему предложения. ______________________________________________________

Оценка учителя за пунктуационный разбор обоим ученикам. А теперь закройте тетради, уберите

их на край стола. Работаем дальше.

- На предыдущих уроках мы с вами работали над усвоением темы «Наклонение глагола»,

домашнее задание тоже было связано с данной темой. Справились? Есть вопросы по домашнему

заданию? Нет? Хорошо. Давайте вспомним, сколько наклонений имеет глагол? (три наклонения)

- Как они называются? (изъявительное, условное (сослагательное), повелительное)

- Какое действие обозначают глаголы в изъявительном наклонении? (действие, которое

происходило, происходит и будет происходить)Мы это изучали? Да.

- Какое действие обозначают глаголы в условном наклонении? (действие,которое возможно при

каком-либо условии)Мы это изучали? Да.

- Какое действие обозначают глаголы в повелительном наклонении? (наверное, действие,

которое просят или приказывают выполнить) Мы это изучали? Нет. Как образуются формы

повелительного наклонения глаголов, как они пишутся? Не знаете? А мы можем узнать? Как же

будет звучать тема нашего урока? (Повелительное наклонение глагола).Давайте попробуем

поставить цели нашего сегодняшнего урока:


- так как это урок по новой теме, то мы должны узнать…да, да, что обозначает повелительное

наклонение, как образуются глаголы повелительного наклонения, как они изменяются, когда мы

употребляем их в речи,

- так как мы поделились на команды, то мы должны воспитывать в себе такие качества,

как….называем – да, коллективизм, инициатива, умение слушать собеседника.

- Запишите, пожалуйста, в тетрадях тему урока: «Повелительное наклонение глагола”. Она у нас

будет шире – речь пойдет о значении, образовании, изменении и употреблении глаголов в

повелительном наклонении”, но мы запишем самое главное.

3. Объяснение нового материала. Время общее –15минут.

Глагол в форме повелительного наклонения обозначает действие, к которому говорящий

побуждает своего собеседника. Так как данный глагол в повелительном наклонении,

то он выражает повеление, категорический приказ, вынуждающий к действию. Кроме того, побуждение может быть в

форме пожелания, просьбы, призыва, совета. Часто может использоваться вводное слово

«пожалуйста», которое является признаком вежливого обращения)

Например: Достаньте тетради! Напишите рассказ. Выполни задание!

Согласны ли вы с данными утверждениями или не согласны, считаете их верными или неверными.

(

«Теория»: чтение теоретического материала (что

обозначают, как образуются, когда употребляются глаголы в повелительном наклонении).

Время – 4 минуты.

Итак, ребята, записали? Теперь прочитайте материал параграфа 94 в учебнике «Теория».

Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2 лица единственного и множественного числа. По временам не изменяются.) А как они образуются? (Предполагаемый ответ: Чтобы образовать глаголы в форме

повелительного наклонения, нужно к основе настоящего (будущего) времени прибавить суффикс

–И: кладут – клади, а во множественном числе добавляется окончание –ТЕ: кладите). Есть ли исключения? (Предполагаемый ответ: Некоторые глаголы образуют форму

повелительного наклонения без суффикса –И: встань, пой, приклей).

Есть какие–нибудь орфографические секреты, орфограммы, связанные с повелительным

наклонением глагола? (Предполагаемый ответ: В повелительном наклонении на конце глаголов

после согласных пишется Ь, который сохраняется перед –СЯ и –ТЕ: познакомь, познакомьте,

познакомься.

А что вы сможете сказать о таких формах: присядь-ка, присядьте-ка, подойди-ка? В чем их

особенность? Кто обратил внимание на особенность этих глаголов? Итак, присядь-ка,

присядьте-ка, подойди-ка. (Предполагаемые ответы учеников: иногда к глаголам

повелительного наклонения прибавляется частица –КА, которая несколько смягчает приказание)


4.Применение знаний и умений в новой ситуации. Самостоятельная работа по закреплению знаний и формированию умений

Фамилия, имя ученика___________________________________

Самостоятельная работа

Работа с партнером

1

Прочитай текст, подчеркни глаголы повелительного наклонения. Обозначь суффикс повелительного наклонения.

Советы биолога.

Иди в лес, но не бери с собой сачков и морилок. Старайся тише говорить, чтобы больше увидеть, услышать и не нарушить лесную жизнь. Запиши в дневнике, сколько видел муравейников, очисти их от мусора.

Увидите плакучую березу – залепите глиной рану. Не лови и не бери домой зайчат, птенцов.

Задание

2

Образуй форму повелительного наклонения единственного и множественного числа. Запиши, обозначая суффиксы и окончания.

Бежать –

Везти –

Жарить –

Плакать -

Стричь -

5.Физкультминутка (30- 50 секунд).

Наверное, вы устали, пока выполняли. Настало время небольшой разминки. Дайте отдохнутьсвоим рукам, вы много писали.Какая есть поговорка: мы писали, мы писали, наши пальчики устали, мы немного отдохнем и опять писать начнем. Дайте отдохнуть глазам, можете их закрыть, представить красивый пейзаж или выполнить движения по стрелочкам нашей офтальмопаузы.


6. Заключительный этап. Контроль степени усвоения темы. Учащимся предлагается выполнить тест

1. Укажите глаголы в изъявительном наклонении:

а) отдохните; б) помогаешь; в) думал; г) сделал бы.

2. Укажите глагол в условном наклонении:

а) улыбается; б) собрался бы; в) напишите; г) сделал.

3. Укажите глагол в повелительном наклонении:

а) тишь; б) дрожь; в) режь; г) брошь.

4. Глагол ОТКРОЙ-КА находится в форме:

а) условного наклонения; б) изъявительного наклонения; в) повелительного наклонения.

5. В каком слове вставите букву –И-, так как оно является глаголом повелительного

наклонения:

а) кле. . т; б) вылет. . те; в) отправ. . тся; г)стро…те.

6. В каких поговорках имеется глагол в повелительном наклонении:

а) Не вели голодному обед варить, иззябшему – печь топить.

б) Старое новое бережет.

в) Если нечем угостить, хоть ласковое слово молви.

г)За добро платить могут все, а за зло платить добром могут лишь достойные.

2. Взаимопроверка тестов. Выставление оценок партнеру

Ключ к тексту:

1. б, в

2. б

3. в

4. в

5. б

6. а, в

Критерии оценок: 8 правильных ответов -“5”; 7-6 правильных ответов - “4”;

4-5 правильных ответа -“3”; 0-3 правильных ответа -“2”.

7.Подведение итогов. Ребята!Что нового мы узнали сегодня на уроке о повелительном наклонении глагола? Пожалуйста,

поделитесь своими новыми знаниями.

Ответы учеников, в случае необходимости подсказать наводящим вопросом. (Что обозначают

глаголы повелительного наклонения? В форме какого лица и числа они употребляются? От основы какого времени они образуются, при помощи чего? Имеют ли они категорию времени?

Какая орфограмма связана с глаголами повелительного наклонения?

Хорошо, у нас еще будет возможность закрепить полученные знания на последующих уроках.

 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!